Материал может использоваться как для урока литературы, так и в качестве сценария для классного часа. Интересен будет для детей среднего и старшего возраста. Необходимо распечатать карточки-рисунки с заданиями, приготовить зеркало для прочтения криптограммы, подобрать музыкальное сопровождение: их к/ф "Шерлок Холмс", , из м/ф "Малыш и Карлсон "., а также картинки про сыщика ВАРНИКЕ.Материал о бережном отношении к слову, а значит, и к человеку, ценность которого в современном мире теряется.
Нет непечатному слову.docx
Будьте бережнее к слову!
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей»,
говорил М Горький.
Это наблюдение классика подтверждается и в ХХI веке. На нас обрушился такой
поток слов, что мы не всегда можем объяснить их смысл, понять, о чём идёт речь (лизинг,
кастинг, сервер, сиквел, ремейк). Мы не всегда можем справиться с обилием этих
неологизмов, так как мало читаем, а, следовательно, мало знаем, и запас слов наш скуден.
Однако мы стараемся выглядеть образованными, при этом разбавляя свою речь словами
паразитами. Когдато мы чертыхались («Вот, чёрт, опять не успел!», «Да пошёл ты к
чёрту!»), затем «объелись блинами» («Во, блин, даёт!», «Да я, блин, старался…»), потом
крепкую позицию в нашей речи занял и полезный овощ хрен.
А для того, чтобы придать своей речи оттенок интеллигентности, мы всё чаще
(абсолютно неуместно!) употребляем как бы. Толковый словарь Ожегова (стр. 250,
М.1999) говорит, что как бы – это 1. частица, выражающее приблизительное подобие,
сходство; 2. это союз, выражающий сравнение.
А мы: «Я как бы решила написать проект…» (так решила или нет?). А в
спортновостях («ВестиПермь» от 21 января, 14.30 час.) и вообще звучит абсурдно: «…
борьбой самбо занимаются юниоры и как бы… женщины.».
И всё это льётся на нас с голубых экранов, это мы слышим и в речи собеседника,
коллеги. Вы только вслушайтесь, повнимательней вслушайтесь…и всмотритесь…хотя бы
просто взгляните на того, с кем здороваетесь.
Ведь мы же селяне, выросли на живой земле, нам самой природой завещано быть
душевнее, добрее, приветливее, чем тем, кто вырос среди асфальта и бетона. А что же
происходит с нами? При встрече с односельчанином мы смотрим ему в лицо, в глаза и
приветливо произносим: «Здравствуйте!»? Нет. Чаще всего мы бежим носом в землю и
бросаем, брякаем звуками: «Здрысть…». И не поймёшь при этом, то ли прорычали, то ли
здравия пожелали. Какое уж тут уважение к слову, к человеку…Да и сам человек
становится уже лишь функциональной единицей, и в этом вы сами убеждаетесь на каждом
шагу.
А слово лишь отражает состояние, в котором оказались мы, оказался народ. Вы ведь
слышите в речи руководящих работников, дикторов телевидения, радио (например, много
«грешат» по этому поводу в телепередаче «Пусть говорят!»): «…этот чеек (не человек!)
много сделал для нашего города, края…», «…у каждого чеека свои проблемы…».
Да, у каждого свои проблемы. Но всё же есть и одна общая проблема: мы должны
сохранить наше слово, наше национальное богатство, тогда и человек не потеряется.
Адрес, телефон:
с. Суда, ул. Школьная, 45, Уинский район Пермский край
Учитель русского языка и литературы Крук
Людмила Георгиевна
@mail: lgkruk@mail.ru
Урок по внеклассной литературе "СЫЩИКИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.