Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Итоги 1МВ.doc
Николаева Т.А., учитель истории и обществознания МБОУ «Муриковская СОШ»  Тема урока: Итоги Первой мировой войны 8 класс Цели: 1. Образовательная:  изучить заключительный этап первой мировой войны; рассмотреть итоги войны; сделать выводы на основе имеющихся данных о последствиях первой мировой войны. 2. Развивающая:  продолжить   формирование   навыков   работы   с   документами;     развивать   умения   анализа,   синтеза; формулировать  выводы,  работать   с  причинно­следственными   цепочками;  развитие  умения   высказывать   и  доказывать собственное мнение. 3. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за принимаемые решения (на примере стран, развязавших войну); уметь разрешать конфликтные ситуации; воспитание коммуникативных навыков; воспитывать толерантность и гуманизм. Задачи урока:    Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать  материал, прослеживать причинно­следственные связи. Совершенствовать навыки работы с исторической картой. На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны. Тип урока: комбинированный урок Оборудование: АРМ, презентация, документы по темеЭтап урока 1. Организационный  момент (2 минуты) 2. Повторение  пройденного  материала Предполагаемые результаты Часть класса  работает с  тестами,  остальная –  беседует с  учителем Ход урока: Деятельность учителя Здравствуйте, уважаемые ребята.  Сегодня мы с вами продолжаем беседу об одном из самых значимых и трагических событий ХХ века – Первой мировой войне. И прежде, чем мы перейдем к последнему этапу этой беседы, я предлагаю  вам вспомнить ранее изученный материал. Сейчас некоторым из вас я  раздам тесты, на которые будет выделено 5 минут. Ваша задача ответить  за это время на 5 вопросов, в каждом из которых будет только 1 верный  вариант ответа.  Остальной класс, мы будем беседовать и вспоминать ключевые события  Первой мировой войны вместе. (раздать тесты) За   каждый   ответ   вы   будете   получать   вот   такой   смайлик   –   с   веселой улыбкой, если ответ верный и грустный, если вы ошиблись. Вопросы: 1) Назовите страны Антанты и страны Тройственного союза 2) Что стало поводом к 1МВ 3)  Назовите первое сражение, в котором впервые были применены танки 4) Какие цели преследовала в данной войне Германия 5) Какие цели преследовала в данной войне Франция 6) Какие новые виды оружия появились в ходе 1МВ 7) Назовите самую кровопролитную по числу жертв битву 8) Назовите крупнейшее событие на Восточном фронте3. Переход к новому  материалу;  определить цели и  план урока 4. Сообщение нового  материала 9) Как называется быстрая молниеносная война? 10) В ходе какой битвы угроза для столицы Франции исчезла и германские войска вынуждены были отступить?  Что   ж,   а   теперь   я   предлагаю   начать   наш   разговор     о   Итогах   Первой мировой войны. Итак, запишите тему сегодняшнего урока «Итоги Первой мировой войны». (слайд 1) Результатом   нашей   беседы   должен   стать   ваш   ответ   на   сложный вопрос:   «Какие   же   итоги   Первой   мировой   войны   вынесли   страны­ участницы   для   себя,   и   какие   уроки   из   этого   события   получили последующие поколения, в том числе и мы с вами» (слайд Какие итоги и уроки Первой мировой войны вынесли страны­участницы?) Для   того   чтобы   успешно   ответить   на   данный   вопрос,   нам   необходимо определить четкий план работы на уроке. (слайд 2) 1. окончание войны 2. Жертвы и потери 3. мирный договор и создание системы коллективной безопасности Переходим к первому пункту нашего плана. «Окончание войны» Последним крупнейшим событием 1МВ было сражение под Амьеном в   августе   1918   г.,   (слайд­карта   3)   в   котором   союзные   войска   под командованием   маршала   Фоша   нанесли   окончательное   поражение германской   армии.   А   уже   5   октября   1918   г.   правительство   Германии обратилось  к американскому президенту Вудро Вильсону с просьбой о подписании перемирия.  Как мы с вами говорили ранее, среди населения стран Четверного союза почти с середины войны началось своеобразное «брожение» ­ люди Записывают тему  и план Слушают,  записывают  основные даты и  события под  диктовкуне   видели   смысла   в   ведении   этой   войны,  да   и   кризис   назревал   внутри самих   государств.   Уже   в   ноябре   1918   г.   в   Германии   произойдет революция,   которая   свергнет   монархию;   Австро­Венгрия   так   же перестанет существовать как единое государство. Начинается серия подписания перемирий.  Одной из первых перемирие подписала бывшая Австро­Венгрия –  3 ноября 1918 г. (слайд) А спустя неделю, 11 ноября, в Компьенском лесу подобное   перемирие   было   подписано   и   Германией.   Таким   образом,   11 ноября считается датой окончания 1МВ. Компьенское перемирие содержало в себе ряд условий, исполнение  которых для Германии было обязательным. Перед вами лежат выдержки  из данного документа. 5. Работа с документом Задание: Прочесть выдержку из текста Компьенского перемирия и  определить на ваш взгляд 2 самых важных условия, установленных  Антантой для Германии, которые могли повлиять на ее дальнейшее  развитие. Компьенское перемирие Из текста договора о перемирии между Союзниками и Германией, подписанного в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года (сокращенно):       Ст. 1. Конец военных действий на суше и в воздухе на протяжении шести часов  после подписания перемирия.       Ст. 2. Срочная эвакуация оккупированных стран: Бельгии, Франции, Люксембурга,  точно так же, как и Эльзас Лотарингии – чтобы она была проведена на протяжении  15 дней…       Ст. 3. Передача немецкой армией военного имущества, а именно: 5 тысяч пушек,  25 тысяч пулеметов, 3 тысяч минометов и 1700 самолетов.       Ст. 7. Передача союзникам 5 тысяч паровозов, 150 тысяч вагонов и 5 тысяч  грузовиков.       Ст. 12. Все немецкие войска, которые на данный момент находятся на территориях, Работают с  документом Предполагаемые  ответы: 1) Передача  Антанте  военного  имущества 2) Вывод войск с оккупированн ых  территорийкоторые до войны были частью Австро­Венгрии, Румынии и Турции, должны  немедленно вернуться в пределы Германии… Немецкие войска, которые расположены  на территории России, также должны вернуться в пределы Германии.       Ст. 15. Отказ от Бухарестского, Брест­Литовского и от всех дополнительных  договоров.       Ст. 22. Сдача союзникам и Соединенным Штатам Америки всех немецких  подводных лодок…       Ст. 23. Надводные немецкие военные корабли, указанные союзниками и  Соединенными Штатами Америки, будут немедленно разоружены и после этого  размещены в нейтральных портах.       Ст. 34. Термин перемирия составляет 36 дней с правом продолжения. В дальнейшем это должно было оказать большое влияние на  экономическое и политическое развитие Германии, по мнению Антанты.  Теперь предлагаю поговорить о втором пункте нашего плана «Жертвы и  потери» (слайд ) После окончания войны страны смогли подвести определенные итоги и  подсчитать потери, понесенные каждой из участниц 1МВ Записывают  Анализируют  таблицу, делают  выводы 6. Работа с таблицейЗадание: Отвечают и  делают выводы  почему так  происходило Сравнить людские потери стран Антанты и Четверного союза, сделать  выводы. Кроме того, тысячи городов и селений были превращены в развалины,  разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные  сельскохозяйственные территории. Миллионы людей лишились крова,  имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни. Война  отразилась на всех! Переходим к заключительному пункту нашего плана (слайд ) Жестокость   и   насилие   войны,   пренебрежительное   отношение   к ценности   человеческой   жизни   заставили   крупнейшие   государства   мира задуматься о том, каким образом в дальнейшем не допустить повторения подобных событий. Уже  в начале 1919  г. в Париже начала свою деятельность мирная конференция (слайд­фото), на которой приняли активное участие США – Вудро   Вильсон,   Великобритания   –   Дэвид   Ллойд­Джордж,   Франция   – 7. Сообщение нового  материала8. Работа с документом Жорж Клемансо, Италия – премьер министр Витторио Орландо. На   этой   конференции   были   приняты   условия   мира,   которые   для Германии оказались грабительскими и унизительными. Они еще больше ужесточили те условия, которые были приняты в Компьенском договоре. Кроме   того,   страны­победительницы   реализовали   одну   из   идей Вильсона   –   создание   организации   международной   безопасности   ­   Лиги наций,   призванной   не   допустить   в   дальнейшем   повторения   подобных событий. Германия сопротивлялась данному договору, но всё же была вынуждена  его подписать. И 28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный  договор между Германией и странами­победительницами.  Перед вами  лежит краткое содержание Версальского м/д. давайте обратимся к нему и  внимательно прочитаем. Вопросы: 1) Какие обязанности вменялись Германии? 2) Как решался вопрос по поводу германской армии? 3) Какие экономические и территориальные потери понесла Германия? Согласно договору: Примерное содержание версальского мирного договора: 1. Германия   признавала   свою   ответственность   за   весь   ущерб, причиненный все странам участницам первой мировой войны. Этот ущерб проигравшая сторона должна будет возместить. 2. Вильгельм   2,   император   страны,   признавался   международным военным преступников и его требовали предать трибуналу (статья 227) 3. Устанавливались четкие границы между странами Европы. Работают с  документом,  отвечают на  вопросы8. Беседа  4. Немецкому   государству   запрещалось   иметь   регулярную   армию (статья 173) 5. Все крепости и укрепленный районы к западу от Рейна должны быть полностью уничтожены (статья 180) 6. Германия   обязывалась   выплачивать   репарации   странам победительницам,   но   конкретные   суммы   в   документы   не уточняются,   а   есть   довольно   расплывчатые   формулировки, позволяющие эти суммы репараций назначать по усмотрению стран Антанты (статья 235) 7. Территории   к   западу   от   Рейна   буду   оккупированы   союзными войсками,   чтобы   следить   за   соблюдениями   условий   договора (статья 428). Итак, мы рассмотрели основные результаты и итоги 1МВ.  ­Как   вы   считаете,   насколько   они   были   жестоки   по   отношению   к Германии? ­Почему   страны   победительницы   приняли   именно   такие   условия договора – они пытались подавить Германию, как главного соперника или поживиться за счет побежденной страны? А   теперь   на   основе   всех   известных   вам   фактов,   попытайтесь   всё   же ответить на главный вопрос нашего урока: (слайд) «Каковы были итоги войны (обобщите), и какие же уроки вынесли крупнейшие страны мира после данного события» Уточняющие вопросы:  1. Перечислите политические последствия войны для разных стран.  2. Оцените социально­экономические итоги войны.  3. Сформулируйте итоги войны для нравственного состояния  общества.  4. Что, по вашему мнению, можно считать уроками войны?  ­Нормальные,   т.к. Германия   была агрессором и   нельзя   было допустить   новой войны 1) Отвечают   на проблемный   вопрос и   записывают   в тетради:   Людские и   технические потери 2) Возникновени е новых государств   А­В, (Германия,Правомерно ли говорить об общих уроках войны для стран­  победительниц и проигравших стран? 9. Домашнее задание 10.Рефлексия  Выводы учителя: Война – страшное событие, приведшее к огромным жертвам – людским,  экономическим, привело к разрухе, но в конечном итоге проблема решена  не была.  Следует сначала испробовать все меры по решению конфликтов  мирным  путем – договоры, дипломатию, уступки, конференции и т.д., и войну  стараться не допускать, поскольку она не всегда приводит к желаемым  результатам. Напишите письмо от имени солдата, участвующего в 1 мировой войне (придумайте имя, но события должны быть достоверными) Перед   вами   есть   небольшая   табличка,   которую   я   попрошу   вас заполнить. Заполните эти колонки и особенно обратите внимание на последнюю – Как вы оцениваете свою работу на этом уроке.  Что удалось узнать на уроке Что еще хочу узнать Что я сделал для того, чтобы Свою работу Создание Оформление Россия) 3) Лиги наций 4) четких большинства государств Применение к  Германии жестких мер   границ Записывают  домашнее заданиеузнать оцениваю как… Выставление оценок: У кого больше 3 смайлов – 5 У кого 2 смайлика – 4Приложение №1 Задание: Прочесть выдержку из текста Компьенского перемирия и определить на ваш  взгляд 2 самых важных условия, установленных Антантой для Германии,  которые могли повлиять на ее дальнейшее развитие. Компьенское перемирие Из текста договора о перемирии между Союзниками и Германией,  подписанного в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года (сокращенно):       Ст. 1. Конец военных действий на суше и в воздухе на протяжении шести  часов после подписания перемирия.       Ст. 2. Срочная эвакуация оккупированных стран: Бельгии, Франции,  Люксембурга, точно так же, как и Эльзас Лотарингии – чтобы она была  проведена на протяжении 15 дней…       Ст. 3. Передача немецкой армией военного имущества, а именно: 5 тысяч  пушек, 25 тысяч пулеметов, 3 тысяч минометов и 1700 самолетов.       Ст. 7. Передача союзникам 5 тысяч паровозов, 150 тысяч вагонов и 5 тысяч  грузовиков.       Ст. 12. Все немецкие войска, которые на данный момент находятся на  территориях, которые до войны были частью Австро­Венгрии, Румынии и  Турции, должны немедленно вернуться в пределы Германии… Немецкие войска, которые расположены на территории России, также должны вернуться в  пределы Германии.       Ст. 15. Отказ от Бухарестского, Брест­Литовского и от всех  дополнительных договоров.       Ст. 22. Сдача союзникам и Соединенным Штатам Америки всех немецких  подводных лодок…       Ст. 23. Надводные немецкие военные корабли, указанные союзниками и  Соединенными Штатами Америки, будут немедленно разоружены и после этого  размещены в нейтральных портах.Ст. 34. Термин перемирия составляет 36 дней с правом продолжения.Приложение №3 Примерное содержание версальского мирного договора: 1. Германия признавала свою ответственность за весь ущерб, причиненный все   странам   участницам   первой   мировой   войны.   Этот   ущерб проигравшая сторона должна будет возместить. 2. Вильгельм 2, император страны, признавался международным военным преступников и его требовали предать трибуналу (статья 227) 3. Устанавливались четкие границы между странами Европы. 4. Немецкому   государству   запрещалось   иметь   регулярную   арми   (статья 173) 5. Все крепости и укрепленный районы к западу от Рейна должны быть полностью уничтожены (статья 180) 6. Германия   обязывалась странам победительницам, но конкретные суммы в документы не уточняются, а есть   довольно   расплывчатые   формулировки,  позволяющие   эти   суммы репараций назначать по усмотрению стран Антанты (статья 235)   репарации     выплачивать 7. Территории к западу от Рейна буду оккупированы союзными войсками, чтобы следить за соблюдениями условий договора (статья 428). Вопросы: 1) Какие обязанности вменялись Германии? 2) Как решался вопрос по поводу германской армии? 3) Какие экономические и территориальные потери понесла Германия?Тест 1.  План Шлиффена – это: А) план захвата России Б) план молниеносного удара по Франции В) план ведения Первой Мировой войны Г) план модернизации Германии 2.  Какая битва получила название «________ мясорубка» А) Верденская Б) Галлицинская  В) Сербская Г) Прусская 3. В ходе Первой мировой войны в 1914 г., русские войска: А) Потерпели поражение в Восточной Пруссии    В) вышли к Константинополю Б) совершили Брусиловский прорыв                      Г) вступили в Берлин 4.  К какому году относится начало Первой Мировой войны? А) к 1912 г.                                     В) к 1913 г.  Б) к 1916 г.                                     Г) к 1914 г. 5.  К какому году относится так называемый Брусиловский прорыв? А) к 1914 г.                                   В)  к 1916 г.  Б)  к 1915 г.                                   Г)  к 1917 г. Тест 1.  План Шлиффена – это: А) план захвата России Б) план молниеносного удара по Франции В) план ведения Первой Мировой войны Г) план модернизации Германии 2.  Какая битва получила название «________ мясорубка» А) Верденская Б) Галлицинская  В) Сербская Г) Прусская 3. В ходе Первой мировой войны в 1914 г., русские войска: А) Потерпели поражение в Восточной Пруссии    В) вышли к КонстантинополюБ) совершили Брусиловский прорыв                      Г) вступили в Берлин 4.  К какому году относится начало Первой Мировой войны? А) к 1912 г.                                     В) к 1913 г.  Б) к 1916 г.                                     Г) к 1914 г. 5.  К какому году относится так называемый Брусиловский прорыв? А) к 1914 г.                                   В)  к 1916 г.  Б)  к 1915 г.                                   Г)  к 1917 г.Приложение №2. Задание:  Проанализируйте   таблицу. Четверного союза, сделайте выводы.  Сравните   людские   потери   стран   Антанты   и

Посмотрите также