Николаева Т.А., учитель истории и обществознания МБОУ «Муриковская СОШ»
Тема урока: Итоги Первой мировой войны
8 класс
Цели:
1. Образовательная: изучить заключительный этап первой мировой войны; рассмотреть итоги войны; сделать выводы на
основе имеющихся данных о последствиях первой мировой войны.
2. Развивающая: продолжить формирование навыков работы с документами; развивать умения анализа, синтеза;
формулировать выводы, работать с причинноследственными цепочками; развитие умения высказывать и доказывать
собственное мнение.
3. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за принимаемые решения (на примере стран, развязавших войну);
уметь разрешать конфликтные ситуации; воспитание коммуникативных навыков; воспитывать толерантность и гуманизм.
Задачи урока:
Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать
материал, прослеживать причинноследственные связи.
Совершенствовать навыки работы с исторической картой.
На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: АРМ, презентация, документы по теме Этап урока
1. Организационный
момент (2 минуты)
2. Повторение
пройденного
материала
Предполагаемые
результаты
Часть класса
работает с
тестами,
остальная –
беседует с
учителем
Ход урока:
Деятельность учителя
Здравствуйте, уважаемые ребята.
Сегодня мы с вами продолжаем беседу об одном из самых значимых и
трагических событий ХХ века – Первой мировой войне.
И прежде, чем мы перейдем к последнему этапу этой беседы, я предлагаю
вам вспомнить ранее изученный материал. Сейчас некоторым из вас я
раздам тесты, на которые будет выделено 5 минут. Ваша задача ответить
за это время на 5 вопросов, в каждом из которых будет только 1 верный
вариант ответа.
Остальной класс, мы будем беседовать и вспоминать ключевые события
Первой мировой войны вместе.
(раздать тесты)
За каждый ответ вы будете получать вот такой смайлик – с веселой
улыбкой, если ответ верный и грустный, если вы ошиблись.
Вопросы:
1) Назовите страны Антанты и страны Тройственного союза
2) Что стало поводом к 1МВ
3) Назовите первое сражение, в котором впервые были применены танки
4) Какие цели преследовала в данной войне Германия
5) Какие цели преследовала в данной войне Франция
6) Какие новые виды оружия появились в ходе 1МВ
7) Назовите самую кровопролитную по числу жертв битву
8) Назовите крупнейшее событие на Восточном фронте 3. Переход к новому
материалу;
определить цели и
план урока
4. Сообщение нового
материала
9) Как называется быстрая молниеносная война?
10) В ходе какой битвы угроза для столицы Франции исчезла и германские
войска вынуждены были отступить?
Что ж, а теперь я предлагаю начать наш разговор о Итогах Первой
мировой войны. Итак, запишите тему сегодняшнего урока «Итоги Первой
мировой войны». (слайд 1)
Результатом нашей беседы должен стать ваш ответ на сложный
вопрос: «Какие же итоги Первой мировой войны вынесли страны
участницы для себя, и какие уроки из этого события получили
последующие поколения, в том числе и мы с вами» (слайд Какие итоги и
уроки Первой мировой войны вынесли страныучастницы?)
Для того чтобы успешно ответить на данный вопрос, нам необходимо
определить четкий план работы на уроке. (слайд 2)
1. окончание войны
2. Жертвы и потери
3. мирный договор и создание системы коллективной безопасности
Переходим к первому пункту нашего плана. «Окончание войны»
Последним крупнейшим событием 1МВ было сражение под Амьеном
в августе 1918 г., (слайдкарта 3) в котором союзные войска под
командованием маршала Фоша нанесли окончательное поражение
германской армии. А уже 5 октября 1918 г. правительство Германии
обратилось к американскому президенту Вудро Вильсону с просьбой о
подписании перемирия.
Как мы с вами говорили ранее, среди населения стран Четверного
союза почти с середины войны началось своеобразное «брожение» люди
Записывают тему
и план
Слушают,
записывают
основные даты и
события под
диктовку не видели смысла в ведении этой войны, да и кризис назревал внутри
самих государств. Уже в ноябре 1918 г. в Германии произойдет
революция, которая свергнет монархию; АвстроВенгрия так же
перестанет существовать как единое государство.
Начинается серия подписания перемирий.
Одной из первых перемирие подписала бывшая АвстроВенгрия – 3
ноября 1918 г. (слайд) А спустя неделю, 11 ноября, в Компьенском лесу
подобное перемирие было подписано и Германией. Таким образом, 11
ноября считается датой окончания 1МВ.
Компьенское перемирие содержало в себе ряд условий, исполнение
которых для Германии было обязательным. Перед вами лежат выдержки
из данного документа.
5. Работа с документом Задание: Прочесть выдержку из текста Компьенского перемирия и
определить на ваш взгляд 2 самых важных условия, установленных
Антантой для Германии, которые могли повлиять на ее дальнейшее
развитие.
Компьенское перемирие
Из текста договора о перемирии между Союзниками и Германией, подписанного в
Компьенском лесу 11 ноября 1918 года (сокращенно):
Ст. 1. Конец военных действий на суше и в воздухе на протяжении шести часов
после подписания перемирия.
Ст. 2. Срочная эвакуация оккупированных стран: Бельгии, Франции, Люксембурга,
точно так же, как и Эльзас Лотарингии – чтобы она была проведена на протяжении
15 дней…
Ст. 3. Передача немецкой армией военного имущества, а именно: 5 тысяч пушек,
25 тысяч пулеметов, 3 тысяч минометов и 1700 самолетов.
Ст. 7. Передача союзникам 5 тысяч паровозов, 150 тысяч вагонов и 5 тысяч
грузовиков.
Ст. 12. Все немецкие войска, которые на данный момент находятся на территориях,
Работают с
документом
Предполагаемые
ответы:
1) Передача
Антанте
военного
имущества
2) Вывод войск с
оккупированн
ых
территорий которые до войны были частью АвстроВенгрии, Румынии и Турции, должны
немедленно вернуться в пределы Германии… Немецкие войска, которые расположены
на территории России, также должны вернуться в пределы Германии.
Ст. 15. Отказ от Бухарестского, БрестЛитовского и от всех дополнительных
договоров.
Ст. 22. Сдача союзникам и Соединенным Штатам Америки всех немецких
подводных лодок…
Ст. 23. Надводные немецкие военные корабли, указанные союзниками и
Соединенными Штатами Америки, будут немедленно разоружены и после этого
размещены в нейтральных портах.
Ст. 34. Термин перемирия составляет 36 дней с правом продолжения.
В дальнейшем это должно было оказать большое влияние на
экономическое и политическое развитие Германии, по мнению Антанты.
Теперь предлагаю поговорить о втором пункте нашего плана «Жертвы и
потери» (слайд )
После окончания войны страны смогли подвести определенные итоги и
подсчитать потери, понесенные каждой из участниц 1МВ
Записывают
Анализируют
таблицу, делают
выводы
6. Работа с таблицей Задание:
Отвечают и
делают выводы
почему так
происходило
Сравнить людские потери стран Антанты и Четверного союза, сделать
выводы.
Кроме того, тысячи городов и селений были превращены в развалины,
разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные
сельскохозяйственные территории. Миллионы людей лишились крова,
имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни. Война
отразилась на всех!
Переходим к заключительному пункту нашего плана (слайд )
Жестокость и насилие войны, пренебрежительное отношение к
ценности человеческой жизни заставили крупнейшие государства мира
задуматься о том, каким образом в дальнейшем не допустить повторения
подобных событий.
Уже в начале 1919 г. в Париже начала свою деятельность мирная
конференция (слайдфото), на которой приняли активное участие США –
Вудро Вильсон, Великобритания – Дэвид ЛлойдДжордж, Франция –
7. Сообщение нового
материала 8. Работа с документом
Жорж Клемансо, Италия – премьер министр Витторио Орландо.
На этой конференции были приняты условия мира, которые для
Германии оказались грабительскими и унизительными. Они еще больше
ужесточили те условия, которые были приняты в Компьенском договоре.
Кроме того, страныпобедительницы реализовали одну из идей
Вильсона – создание организации международной безопасности Лиги
наций, призванной не допустить в дальнейшем повторения подобных
событий.
Германия сопротивлялась данному договору, но всё же была вынуждена
его подписать. И 28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный
договор между Германией и странамипобедительницами. Перед вами
лежит краткое содержание Версальского м/д. давайте обратимся к нему и
внимательно прочитаем.
Вопросы:
1) Какие обязанности вменялись Германии?
2) Как решался вопрос по поводу германской армии?
3) Какие экономические и территориальные потери понесла Германия?
Согласно договору:
Примерное содержание версальского мирного договора:
1. Германия признавала свою ответственность за весь ущерб,
причиненный все странам участницам первой мировой войны. Этот
ущерб проигравшая сторона должна будет возместить.
2. Вильгельм 2, император страны, признавался международным
военным преступников и его требовали предать трибуналу (статья
227)
3. Устанавливались четкие границы между странами Европы.
Работают с
документом,
отвечают на
вопросы 8. Беседа
4. Немецкому государству запрещалось иметь регулярную армию
(статья 173)
5. Все крепости и укрепленный районы к западу от Рейна должны
быть полностью уничтожены (статья 180)
6. Германия обязывалась выплачивать репарации странам
победительницам, но конкретные суммы в документы не
уточняются, а есть довольно расплывчатые формулировки,
позволяющие эти суммы репараций назначать по усмотрению стран
Антанты (статья 235)
7. Территории к западу от Рейна буду оккупированы союзными
войсками, чтобы следить за соблюдениями условий договора
(статья 428).
Итак, мы рассмотрели основные результаты и итоги 1МВ.
Как вы считаете, насколько они были жестоки по отношению к
Германии?
Почему страны победительницы приняли именно такие условия
договора – они пытались подавить Германию, как главного соперника
или поживиться за счет побежденной страны?
А теперь на основе всех известных вам фактов, попытайтесь всё же
ответить на главный вопрос нашего урока: (слайд) «Каковы были итоги
войны (обобщите), и какие же уроки вынесли крупнейшие страны мира
после данного события»
Уточняющие вопросы:
1. Перечислите политические последствия войны для разных стран.
2. Оцените социальноэкономические итоги войны.
3. Сформулируйте итоги войны для нравственного состояния
общества.
4. Что, по вашему мнению, можно считать уроками войны?
Нормальные, т.к.
Германия была
агрессором
и
нельзя
было
допустить новой
войны
1)
Отвечают на
проблемный вопрос
и записывают в
тетради: Людские
и
технические
потери
2)
Возникновени
е новых государств
АВ,
(Германия, Правомерно ли говорить об общих уроках войны для стран
победительниц и проигравших стран?
9. Домашнее задание
10.Рефлексия
Выводы учителя:
Война – страшное событие, приведшее к огромным жертвам – людским,
экономическим, привело к разрухе, но в конечном итоге проблема решена
не была.
Следует сначала испробовать все меры по решению конфликтов мирным
путем – договоры, дипломатию, уступки, конференции и т.д., и войну
стараться не допускать, поскольку она не всегда приводит к желаемым
результатам.
Напишите письмо от имени солдата, участвующего в 1 мировой
войне (придумайте имя, но события должны быть достоверными)
Перед вами есть небольшая табличка, которую я попрошу вас
заполнить. Заполните эти колонки и особенно обратите внимание на
последнюю – Как вы оцениваете свою работу на этом уроке.
Что удалось
узнать на уроке
Что еще хочу
узнать
Что я сделал
для того, чтобы
Свою работу
Создание
Оформление
Россия)
3)
Лиги наций
4)
четких
большинства
государств
Применение к
Германии жестких
мер
границ
Записывают
домашнее задание узнать
оцениваю как…
Выставление оценок:
У кого больше 3 смайлов – 5
У кого 2 смайлика – 4 Приложение №1
Задание:
Прочесть выдержку из текста Компьенского перемирия и определить на ваш
взгляд 2 самых важных условия, установленных Антантой для Германии,
которые могли повлиять на ее дальнейшее развитие.
Компьенское перемирие
Из текста договора о перемирии между Союзниками и Германией,
подписанного в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года (сокращенно):
Ст. 1. Конец военных действий на суше и в воздухе на протяжении шести
часов после подписания перемирия.
Ст. 2. Срочная эвакуация оккупированных стран: Бельгии, Франции,
Люксембурга, точно так же, как и Эльзас Лотарингии – чтобы она была
проведена на протяжении 15 дней…
Ст. 3. Передача немецкой армией военного имущества, а именно: 5 тысяч
пушек, 25 тысяч пулеметов, 3 тысяч минометов и 1700 самолетов.
Ст. 7. Передача союзникам 5 тысяч паровозов, 150 тысяч вагонов и 5 тысяч
грузовиков.
Ст. 12. Все немецкие войска, которые на данный момент находятся на
территориях, которые до войны были частью АвстроВенгрии, Румынии и
Турции, должны немедленно вернуться в пределы Германии… Немецкие войска,
которые расположены на территории России, также должны вернуться в
пределы Германии.
Ст. 15. Отказ от Бухарестского, БрестЛитовского и от всех
дополнительных договоров.
Ст. 22. Сдача союзникам и Соединенным Штатам Америки всех немецких
подводных лодок…
Ст. 23. Надводные немецкие военные корабли, указанные союзниками и
Соединенными Штатами Америки, будут немедленно разоружены и после этого
размещены в нейтральных портах. Ст. 34. Термин перемирия составляет 36 дней с правом продолжения. Приложение №3
Примерное содержание версальского мирного договора:
1. Германия признавала свою ответственность за весь ущерб, причиненный
все странам участницам первой мировой войны. Этот ущерб
проигравшая сторона должна будет возместить.
2. Вильгельм 2, император страны, признавался международным военным
преступников и его требовали предать трибуналу (статья 227)
3. Устанавливались четкие границы между странами Европы.
4. Немецкому государству запрещалось иметь регулярную арми (статья
173)
5. Все крепости и укрепленный районы к западу от Рейна должны быть
полностью уничтожены (статья 180)
6. Германия обязывалась
странам
победительницам, но конкретные суммы в документы не уточняются, а
есть довольно расплывчатые формулировки, позволяющие эти суммы
репараций назначать по усмотрению стран Антанты (статья 235)
репарации
выплачивать
7. Территории к западу от Рейна буду оккупированы союзными войсками,
чтобы следить за соблюдениями условий договора (статья 428).
Вопросы:
1) Какие обязанности вменялись Германии?
2) Как решался вопрос по поводу германской армии?
3) Какие экономические и территориальные потери понесла Германия? Тест
1. План Шлиффена – это:
А) план захвата России
Б) план молниеносного удара по Франции
В) план ведения Первой Мировой войны
Г) план модернизации Германии
2. Какая битва получила название «________ мясорубка»
А) Верденская
Б) Галлицинская
В) Сербская
Г) Прусская
3. В ходе Первой мировой войны в 1914 г., русские войска:
А) Потерпели поражение в Восточной Пруссии В) вышли к Константинополю
Б) совершили Брусиловский прорыв Г) вступили в Берлин
4. К какому году относится начало Первой Мировой войны?
А) к 1912 г. В) к 1913 г.
Б) к 1916 г. Г) к 1914 г.
5. К какому году относится так называемый Брусиловский прорыв?
А) к 1914 г. В) к 1916 г.
Б) к 1915 г. Г) к 1917 г.
Тест
1. План Шлиффена – это:
А) план захвата России
Б) план молниеносного удара по Франции
В) план ведения Первой Мировой войны
Г) план модернизации Германии
2. Какая битва получила название «________ мясорубка»
А) Верденская
Б) Галлицинская
В) Сербская
Г) Прусская
3. В ходе Первой мировой войны в 1914 г., русские войска:
А) Потерпели поражение в Восточной Пруссии В) вышли к Константинополю Б) совершили Брусиловский прорыв Г) вступили в Берлин
4. К какому году относится начало Первой Мировой войны?
А) к 1912 г. В) к 1913 г.
Б) к 1916 г. Г) к 1914 г.
5. К какому году относится так называемый Брусиловский прорыв?
А) к 1914 г. В) к 1916 г.
Б) к 1915 г. Г) к 1917 г. Приложение №2.
Задание:
Проанализируйте таблицу.
Четверного союза, сделайте выводы.
Сравните людские потери стран Антанты и
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Урок по всемирной истории на тему "Итоги ПЕрвой Мировой войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.