Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида
Оценка 5

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
14.03.2017
Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида
Цель: - формирование реалистических представлений о птицах; - развитие познавательных интересов, способностей, связной речи детей, обогащение словаря; - воспитание интереса и бережного отношения к птицам. Оборудование: Демонстрационная таблица «Птицы зимующие и перелётные». Кассета видеофильма «птицы». Раздаточные таблицы, книги: 1. Мини-энциклопедия в картинках «Птицы». 2. «Про птиц» - Г. Снегирёв; 3. «Жизнь про птиц» - Карапуз; 4. «Метод руководства к альбому «Птицы» - С. Веретенникова 5. «Дидактические игры» - А. Аксёнова; 6. «Природоведение» - Ю. Сухарев; 7. «Естествознание» - 1 класс.
Урок.Птицы.Разнообразие птиц..doc
ГБОУ школа­интернат VIII вида Учитель начальных классов Саркисова С.И. Тема:  «Птицы. Разнообразие птиц.» Цель:  ­ формирование реалистических представлений о птицах; ­   развитие   познавательных   интересов,   способностей,   связной   речи   детей, обогащение словаря; ­ воспитание интереса и бережного отношения к птицам. Оборудование: Демонстрационная таблица «Птицы зимующие и перелётные». Кассета видеофильма «птицы». Раздаточные таблицы, книги: 1. Мини­энциклопедия в картинках «Птицы». 2. «Про птиц» ­ Г.Снегирёв; 3. «Жизнь про птиц» ­ Карапуз; 4. «Метод руководства к альбому «Птицы» ­ С. Веретенникова 5. «Дидактические игры» ­ А. Аксёнова; 6. «Природоведение» ­ Ю. Сухарев; 7. «Естествознание» ­ 1 класс. Организационный момент. Ход урока. I. ­ Улыбнитесь как: Хитрая лиса; Ученик, который получил 5; Человек, увидевший радугу. ­ Наши глазки всё видят, ­ Наши ушки всё слышат, ­ Наши ручки нам не мешают, а помогают. II. Подготовка к изучению нового материала. ­ Урок «Живой мир» начнём с сообщения дежурного о том, какая погода сегодня. (Сегодня 6 февраля, вторник. На дворе зима 2007 года. На улице пасмурно, ветра нет, заморозка нет, температура выше 0оС.) Начнём урок с разминки. Игра «Подбери слова». Лес может быть густым, а может быть … (редким) Волк – зверь большой, а её ­ … (маленький) Весна бывает ранняя, а бывает … (поздняя) Зимой часто бывают … (морозы, метели, холода) Март – с водой, апрель – с … (травой) Не живут ужи, где живут … (ежи) Увидел грача, весну … (встречай) У лошадки – жеребёнок, а у свинки ­ … (поросёнок) У собаки – щенок, а у рыбки – … (малёк) III. Сообщение темы урока. ­ Сегодня мы узнаем с вами много нового и интересного. Но тему урока я вам не   скажу.  Вы   сами   мне   скажете   о   чём   мы   будем   говорить.  Но   для   этого отгадайте загадки. Чик­чирик! К зёрнышку прыг. Клюй, не робей. Кто же это? (Воробей) Далеко мой стук, Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям – друг. (Дятел) Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова) ­ Воробей, дятел, сова – птицы. ­ Правильно, сегодня мы будем говорить о птицах, о том, как они летают, какие различные птицы существуют. IV. Изучение нового материала. 1. Изучение внешнего вида птицы. ­ Кто такие птицы? Это   животные,   тело   которых   покрыто   перьями.   Тело   птиц   имеет продолговатую,   обтекаемую   форму.   Нога   заканчивается   лапой   с   2,   3,   4 пальцами. На окончаниях пальцев растут когти. Продолжением тела являются крылья, хвост. Форма крыла и хвоста, а также размер различны. У   маленьких   по   размеру   птиц   (воробей,   синица)   крылья   маленькие, полёт ­ порхающий. У крупных птиц (орёл, лебедь) крылья большие, полёт – парящий. Но есть птицы, у которых крылья утратили функцию полёта (страусы, пингвины). Это птицы, которые не летают. Хвост   в   жизни   птицы   тоже   играет   важную   роль.   При   полёте   он выполняет   роль   руля,   т.е.   при   помощи   хвоста   птица   может   менять направление полёта. У дятла хвост имеет роль опоры. Он заострённой формы из крепких пружинистых перьев. (см. книгу «Птицы» ­ ласточка, павлин, райская) Продолжением   головы   является   клюв.   Это   важный   орган   птицы,   с помощью его птица получает пищу, кормит птенцов, строит гнездо, чистит оперение,   защищается   от   врагов.   Строение   клюва   зависит   от   способа добывания пищи. У зерноядных и плотоядных птиц имеет форму конуса.  У клестов, питающихся семенами шишек, клюв перекрещенный.  Нижняя часть клюва пеликана имеет растяжимый кожный мешок для рыбы. У хищников острые клювы загнуты вниз и снабжены крючком. У мелких насекомоядных птиц клюв тонкий и острый. ­ У вас на партах лежат     картинки птиц, не зная названия, определите по клюву, чем питается эта птица. ­ давайте посмотрим, какие клювы встречаются у птиц.  (просмотр отрывка фильма) Физминутка Аист Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: Топай правою ногой. Топай левою ногой. Снова правою ногой, Снова левою ногой. После правою ногой, После левою ногой. Вот тогда придёшь домой. ­ Клюв – это и главное орудие птиц при постройке гнезда.  Маленькие   ласточки   строят   гнёзда   из   кусочков   глины,   смоченной слюной или на береговых склонах клювами выдалбливают норки. Дятел клювом долбит дупло. Морская   птица   кайра   откладывает   одно­единственное   яйцо   на   голые скалы. Птицы делают гнёзда из травинок, веточек, соломинок, перьев. Скворцы любят гнёзда, построенные человеком, т.е. скворечники. ­ Теперь мы с вами знаем, из каких частей состоит тело птицы. (просмотр отрывка фильма о гнёздах) Ответьте на вопросы: ­ Из каких частей состоит тело птицы? ­ Какую роль выполняют крылья, когти, клюв? ­ От чего зависит форма клюва? «Почему летают птицы?» ­   следующий   вопрос,   который   возникает   у   нас:   «Почему   птицы   летают,   а люди, животные – нет?»  (опрос детей) 1 причина:  Птицы легче остальных живых организмов (у них кости внутри полые, а у животных и человека губчатые) (рассмотреть кость птицы и свиньи) 2 причина:  Чтобы лететь надо много энергии. (Энергия в тело поступает с пищей,   у   человека   и   животных   этот   процесс   (переваривание   и   усвоение) происходит долго, а у птиц очень быстро) маленький воробей за сутки съедает пищи   столько,   что   она   в   300   раз   превышает   его   вес.   Пища   усваивается моментально   и   превращается   в   энергию.   Человек   не   в  силах   съесть   такое количество пищи, из­за того, что она медленно переваривается и выводится. значит,   у   птиц   отличный   от   других   животных   обмен   веществ,   это способствует умению летать. 3   причина:   Наличие   у   птиц   крыла   и   перьев.   (Перо   имеет   определённую структуру,   состоит   из   волосков)   Перо   должно   иметь   гладкую,   хорошо обтекаемую воздухом поверхность. Сотни прикреплённых к стержню бородок соединяются   как   молния   крючками.  Приглаживая   перья   птица   застёгивает молнию и перья соединяются, образуя целое крыло. Птица отталкивается от воздуха и летит.  (рассматривание перьев под лупой)   ­ Почему птица летает? ­ Какие приспособления ей помогают? Р А Б О Т А   в тетради. ­ Теперь давайте запишем в тетрадь то, о чём мы говорили. Возьмите шаблон, обведите. Обозначьте главные части тела птиц. (голова, шея, туловище, крыло, хвост, нога) ЛЁГКОСТЬ (полые кости) ПОЛЁТ ЭНЕРГИЯ (быстрый  обмен веществ) КРЫЛЬЯ (перья) 2. Изучение разнообразия птиц. На нашей планете боде 9000 видов птиц. Если каждый день встречать по 1 новой птице, то для этого надо 23 года. Мы   с   вами   рассмотрим   две   большие   группы:   зимующие   и   перелётные птицы.  улетают в тёплые страны к теплу, к пище) ­ Кто такие перелётные птицы? Чем они питаются? → (Перелётные остаются без пищи  ­ Что значит «зимующие» птицы? ­ Чем они питаются? а) работа над понятием «перелётные» птицы 1)  Всех приметней птиц черней Враг личинок, друг полей. Взад, вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица … (грач) Грачи – перелётные птицы. «Грачи прилетели – на крыльях весну принесли» ­ говорится в народной пословице. Грач – крупная птица, величиной с ворону, с блестящей чёрной окраской перьев. У грача крепкие ноги, приспособленные к хождению,   прыганью   по   земле.   Они   полезны   тем,   что   уничтожают   много вредных насекомых. 2)  На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его … (скворец) Скворец – перелётная птица. Устраивая гнёзда, скворцы громко поют, песня их состоит из подражания разным звукам (кваканью лягушки, лаю собаки, голосам   птиц).   У   скворца   шея   и   хвост   короткие,   крылья   длинные,   ноги толстые   и   сильные,   клюв   острый   и   длинный,   перья   чёрные,   блестящие. Питаясь насекомыми и выкармливая ими птенцов, они уничтожают огромное количество вредителей сада, огорода, поля. 3)  Какая птица не хочет трудиться, Гнезда не вьёт, детей раздаёт? (кукушка) Кукушка  –   перелётная   птица.   В   народе   говорят   «закуковала   кукушка   ­ морозов больше не будет». Крылья у кукушки длинные, закруглённые, хвост тоже длинный. Лапы на ногах такие, что ей удобно сидеть и лазать по дереву. Спина   и   хвост   тёмно­серые,   горло   и   грудь   светло­серые,   брюшко   белое   с тёмными поперечными полосами, глаза жёлтые. 4)  Какая птица делает гнездо из комочков глины, Смоченных слюной? (ласточка) Ласточка – перелётная птица. У неё раздвоенный хвост, короткие ножки. Лоб и горло у ласточки – красные, спина – синяя, с чёрным отливом, грудь и брюшко   белые.   Гнёзда   делают   из   комочков   глины,   смочённых   слюной, прикрепляют   их   к   стенам   пристроек.   Питаются   только   летающими насекомыми   (мухами,   комарами),   хватая   их   на   лету   своими   широко раскрытыми ртами. б) работа над понятием «зимующие» птицы. 5)  Озорной мальчишка В сером армячишкке По двору шныряет, Крошки собирает. (воробей) Воробьи  – живут стайками в городах и посёлках. Это подвижная птица, он подпрыгивает   по   земле,   ножки   короткие,   но   крепкие.   Хвостик   держит поднятым вверх, поворачивая его то в одну, то в другую сторону. В холодную пору воробьи сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистюли, охотно купаются в лужах, песке, пыли (так они избавляются от насекомых). гнездо у воробья – это кучка соломинок, сухих травинок, пёрышек. Питаются воробьи  весной и летом насекомыми. Осенью семенами растений, отходами пищи человека. 6)  Спиною зеленовата Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (синица) Синицы  –   красивые   птицы.   На   голове   чёрная   шапочка,   щёчки   белые,   на горлышке   и   шейке   –   чёрная   полоска   –   галстучек;   спина   жёлто­зелёная, брюшко   жёлтое,   крылья   и   хвост   серые.   Синица   –   подвижная,   быстро передвигается   по   веткам,   у   неё   цепкие   когти.   Весной   и   летом   питается насекомыми. Осенью и зимой они поедают семена, ягоды, любят кусочки сала, которыми их подкармливает человек. 7)  Хоть я не молоток ­ По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (дятел) Дятел  – лесная птица. Большую часть времени он проводит на дереве. Для лазанья по стволу у дятла хорошо приспособлены ноги, цепкие когти и хвост, он служит опорой дятлу при лазании. Дятел – красивая птица. У него пёстрое оперение: верх тела у него чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва, вдоль шеи идёт чёрная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные. 8)  На дереве сидит, «Кар­кар» кричит. (ворона) Серая ворона  – осторожная птица. У неё крупное, продолговатое туловище, большие   сильные   ноги.   Клюв   у   неё   крепкий,   большой.   У   вороны   чёрная голова,   горло,   крылья,   хвост,   клюв.   Ворона  всеядна­  поедает   жуков   и насекомых, улиток, лягушек, рыб, мышей, клюёт зёрна растений. 9)  Какая птица ползёт по стволу Дерева вниз головой? (поползень) Поползень – птица малозаметная. У неё светлая окраска спины, сливается с корой дерева. Она передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре, но делает это быстро. У этой птицы длинные цепкие когти, длинный и острый   клюв   помогает   ему   вытаскивать   из   отверстий   и   щелей   в   коре насекомых. 10)  Чьи малыши В лесной глуши В холод лютый Раздеты, разуты?  (клёст­еловик) Клёст ­ еловик  – живёт в хвойных лесах, там, где находит для себя много пищи   –   шишки   деревьев   с   семенами.   От   других   птиц   клёст   отличается строением клюва. Надклювье и подклювье перекрещиваются между собой. У клеста   цепкие   пальцы   ног   птиц,   позволяющие   ему   висеть   вниз   головой, держась за шишки и ветки, клюв­щипцы. в) работа по таблице 2: «Жизнь пернатых друзей» с. 43 Физкультминутка «Лебеди» Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо, гордо умеют держаться, Бесшумно на воду садятся. г) игра «Сравни предметы» ­ игра с мячом. Грач чёрный, а ворона …  (серая) У грача клюв длинный, а у воробья … Грач – птица крупная, а синица ­ … Скворец – птица перелётная, а поползень ­ …  У синички грудка жёлтая, а у снегиря ­ …  У скворца шея короткая, а у гуся ­ …  Поползень – птичка малозаметная, а дятел ­ … (короткий) (мелкая) (зимующий) (красная) (длинная) (пёстрая) д) работа по таблице « «Жизнь пернатых друзей» с. 44, задание 2.  Ответы на вопросы. ­ Как вы думаете, почему одни птицы осенью улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать? Какие это птицы? ­ Чем питаются птицы? ­ Какую пользу приносят птицы саду? ­ Что делают садоводы, чтобы привлечь птиц? 2. Изучение многообразия птиц. По   образу   жизни,   месту   проживания,   внешнему   виду   птиц   можно разделить на следующие группы: 1.  Домашние птицы. (очень давно предки домашней птицы жили в дикой природе, но человек их приручил, вывел разные породы домашней птицы). 2. Птицы – соседи человека. (птицы, которые живут в природе по соседству с людьми, истребляют вредных насекомых) 3.  Птицы   –   для   дома.  (декоративные,   красота,   необходимость   в   уходе, заботе) 4. Лесные и полевые птицы. 5. Морские птицы. 6. птицы, живущие у воды. 7. Птицы – охотники. 8. Диковинные птицы. В царстве  животных наиболее  яркими и привлекательными  являются птицы. Давайте вспомним пословицы о птицах. ­ Слово не воробей, вылетит не поймаешь. ­ всяк кулик своё болото хвалит. ­ Синичка невеличка, а птичка. ­ Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Послушаем голоса птиц в лесу. (прослушивание кассеты «Утро в лесу») В природе не существует вредных птиц, даже хищники приносят пользу (отлавливая больных птиц, они не дают распространяться инфекции) Для   сохранения   и   увеличения   численности   птиц   во   всём   мире проводятся различные мероприятия: создаются законы, охраняющие природу, контролируется охота, открываются заповедники, заказники. В 1974 году была учреждена Красная книга, в которую стали заносить редкие и исчезающие виды птиц. V. Закрепление. Подведение итогов. Чтобы закрепить всё услышанное, давайте разгадаем кроссворд. 1 П А В Л И Н 2 А И С Т 3 У Т К О Н О С 4 Т Р Я С О Г У С К А 5 С К В О Р Е Ц 6 Ч А Й К А 7 П Е Л И К А Н 8 М А К А О 1. У какой птицы самый красивый хвост? 2. Говорят, что эти птицы приносят детей? 3. Это и птица, и зверь. У неё длинный клюв, а на ногах шерсть. 4. Какую птицу называют непоседой? 5. Кто первый вестник весны? 6. Какая морская птица сопровождает моряков? 7. У какой птицы мешок под клювом? 8. Какая птица способна выучить человеческое слово? Ключевое слово: Какая птица перед грозой летает низко над землёй? ­ Как мы можем помогать птицам? (строить скворечники, делать кормушки) VI. Выставление оценок. Домашнее задание. Таблица 2. «Жизнь пернатых друзей». с. 44 в.3

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Урок по живому миру "Птицы. Разнообразие птиц" 4 класс коррекционной школы VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2017