Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе
Оценка 4.8

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
4 кл
30.03.2018
Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе
На уроке по основам православной культуры по теме "Подвиг" при изучение нового материала даем понять этимологию слова «подвиг», смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник. Объясняем учащимся суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру. Что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического). Проводим рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм. Создаем условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы. На уроке используем презентацию, видеоматериал.Урок по теме "Подвиг" 4 класс по основам православной культуры, с использованием презентации и видеофильма.
урок подвиг.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Немдинская средняя общеобразовательная школа»  Новоторъяльский район Республика Марий Эл Урок  ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры» Тема «ПОДВИГ» Учитель Мосунова Елена Анатольевна  д.Немда­Обалыш 2018г. Тема урока: «Подвиг». Урок 19. Тема урока Цель урока Задачи урока «Подвиг»     Построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала  ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям,  преодолевая эгоизм.  Создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы. Узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник. Уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру. Понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального,  военного, священнического) Оборудование урока. Кураев А.В.  Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной  культуры», 4 класс. Напечатанные задания на каждого ученика;  кроссворд; тексты нравственно­этического содержания,  компьютерное оборудование,  мультимедийная установка, компьютер, экран,  мультимедийная презентация. План урока.  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Ход урока.  Постановка целей урока. (2 мин.)  Новая тема урока. (15 мин.)  Физкультминутка. (1 мин.)  Работа над новой темой. Просмотр видеофильма. (11 мин.)  Закрепление. (9 мин.)  Рефлексия. (4 мин.)  Домашнее задание. (1 мин) Этап урока  УУД,  формирующиеся на данном этапе Деятельность учителя                                             Деятельность учащегося I.  Мотивация  «Нет ничего трудного и тяжкого, к учебной  деятельности 1)Организовать  актуализацию  требований к  ученику со  стороны учебной  деятельности  («надо»). 2)Организовать  деятельность  учащихся по  установке  тематических  рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика  внутренней  потребности   («хочу»). II.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Личностные    :  действие  смыслообразования. Регулятивные    :  формирование  способности  принимать учебную  цель и задачу,  планировать её  реализацию; волевая  саморегуляция.  Коммуникативные: планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и со  сверстниками; ­ умение с  достаточной  полнотой и  точностью выражать  свои мысли. Познавательные:  общеучебные: умение структурировать  знания, контроль и  оценка процесса и  результатов  деятельности; Предполагаемые ответы:  ­ чтение текстов религиозного  характера, ­ работа с определениями,  терминами, понятиями; ­ построение  грамотных  устных и письменных ответов  и др. Высказывание обучающихся. ­ От совместной деятельности  учителя  и учеников Обмен пожеланиями.   чего бы усердие … не сделали весьма легким». Свт. Иоанн Златоуст ­ Как вы понимаете эти слова? ­ Скажите, ребята, а какая работа на уроке для вас является самой трудной, тяжёлой? ­ Если у вас возникнет проблема в течение урока, как вы будете выходить из положения: бросите её выполнение,   или   найдёте   пути   её   решения? Выскажите своё мнение. ­ Я с вами согласна: любую работу, даже самую сложную,  обязательно надо выполнить, приложив усердие и старание, и тогда она не будет казаться нам тяжкой. ­ Что вы ожидаете от этого урока? ­Как этого достичь? ­ Пожелайте друг другу  успехов в преодолении  трудностей, а я присоединяюсь ко всем вашим  пожеланиям. И, в свою очередь, постараюсь быть  вам хорошим помощником. ­ Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний. ­ Посмотрите на экран. («Терминологический кроссворд»)  ­ Какое задание вам предстоит выполнить? ­   Для   чего   нам   необходимо   владеть   этими знаниями?  1)  Религиозное предписание, составляющее одну  Целеполагание. ­ Вспомнить определения,  термины и разгадать  кроссворд. ­ Чтобы свободно логические: анализ,  синтез, выбор  оснований для  сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного  действия перед его  выполнением). 1) Организовать  актуализацию  изученных  способов  действий,  достаточных для  построения нового знания.  2) Зафиксировать  актуализированные способы действий  в речи. 3) Зафиксировать  актуализированные способы действий  в знаках (эталоны). 4) Организовать  обобщение  актуализированны х способов  действий. III.  Выявление места и причины затруднения 1) Организовать  Познавательные: умение  структурировать  знания; постановка и      из моральных норм человечества. (Заповедь)   2)   Слово,   несущее   в   себе   два   корня, обозначающие «верный», «мнение, прославление». (Православие) 3)   Сердоболие,   сочувствие,   любовь   на   деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.                         (Милосердие) 4)   Внутренняя   оценка   человеком   своего поведения,     своих   чувств,   а   также   действий, мнений   других   людей   с     позиций   добра   и   зла, осознание   человеком     своего   долга   и ответственности перед собой и другими людьми. (Совесть) 5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения   человека   с   Богом,   обращение   к Всевышнему.( Молитва ) 6)   Сфера жизни, отличительной чертой которой является   вера   в   сверхъестественное,   в   Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия) (ключевое слово  ­ Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым   в   кроссворде?   Какое   место   на   уроке может занимать это  понятие?  (На экране тема урока «Подвиг …»  Посмотрите на тему урока. – Попробуйте  растолковать значение этого слова.  «ПОДВИГ») высказываться на заданную  тему, для расширения  словарного запаса, чтобы  использовать  полученные  в  школе знания в дальнейшей  жизни, чтобы получить  хорошую отметку.  ­ Это тема занятия. Построение диалога. Подвиг – это героический  поступок. формулирование  проблемы;  умение осознанно и  произвольно строить  речевое  высказывание.   Личностные:              действие  смыслообразования,  ориентирование в  нравственном               содержании  информации, умение  самостоятельно  делать выводы,  соотносить понятия   с нравственными  нормами.  восстановление  выполненных  операций. 2) Организовать  фиксацию места  (шага, операции),  где возникло  затруднение. 3) Организовать  соотнесение своих  действий с  используемыми  эталонами  (алгоритмом,  понятием и т.д.). 4) На этой основе  организовать  выявление и  фиксацию во  внешней речи  причины  затруднения – тех  конкретных  знаний, умений IV.Физминутка ­ Я согласна с вами, сколько людей, столько и  высказываний по этой проблеме.  ­ Мне кажется, что  понятие «подвига» – как  только  героического поступка это очень узкое  определение. Давайте попробуем его расширять.  Я предлагаю поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон. ­ Как вы считаете, эта проблема заслуживают  нашего внимания? Маршируем под песню «Военные»  Подвиг ­ это когда чувство  любви к Родине, семье и  просто дорогим людям,  заглушает в тебе чувство  страха, боли и мысли о смерти  и толкает тебя на смелые  поступки, при этом не  задумываясь о последствиях,  которые могут случиться с  тобой. Подвиг ­ это, когда человек,  жертвуя своей жизнью, спасает других. Подвиг – это героический  поступок человека. Совершая  подвиг, человек проявляет  смелость, самоотверженность.  Иногда любовь.  Подвиг – это готовность  пожертвовать собой ради  близкого человека, родины и  так далее. ­Высказывания обучающихся о  том, что в мирное время тоже  можно совершить подвиг.   V. Построение  проекта выхода  Регулятивные:  целеполагание как  Чтение стиха. Подвиг есть и в сраженье, Высказывания обучающихся. ­ Сверить его с тем, что нам  даётся в толковом словаре, в   научных текстах, в трудах  мыслителей.  из затруднения    Организовать  построение  проекта выхода из  затруднения: 1) Учащиеся  ставят цель  проекта (целью  всегда является  устранение  причины  возникшего  затруднения). постановка учебной  задачи, планирование,  прогнозирование. Познавательные: общеучебные:  знаково­ символические –  моделирование; выбор наиболее  эффективных  способов решение  задач в зависимости  от конкретных  условий. Подвиг есть и в борьбе; Высший подвиг – в терпенье,любви и мольбе. Если сердце заныло перед злобой людской, Иль насилье схватило тебя цепью стальной; Если скорби земные жалом в душу впились, ­ С верой бодрой и смелой ты за подвиг берись: Есть у подвига крылья, и взлетишь ты на них, Без труда, без усилья, выше мраков земных, ­ Выше крыши темницы, выше злобы слепой, Выше воплей и криков гордой черни людской!  (Алексей Хомяков). ­ Знаем ли мы точные ответы на вопросы? ­ Можем ли мы самостоятельно найти ответ? ­ Конечно, мы можем дать свой вариант ответа,  но есть ли у нас уверенность в том, что он  верный? Как проверить его истинность? На эти  вопросы нам и предстоит найти ответы.  VI.  Реализация  построенного  проекта.  Просмотр  видеофильма 1)   Организовать реализацию построенного проекта   в Коммуникативные: планирование  учебного  сотрудничества со  сверстниками,  инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации;  управление  ­ А я хочу предложить ещё несколько слов в ваш  ряд однокоренных слов: подвижник, подвижничество ­ Это слово мы слышим часто, но не понимаем  смысл. ­ Давайте, найдём нужную нам информацию в  словарях и выведем определение понятий  Работа в группах с  источниками информации:       •словарь Ожегова, •словарь Ушакова, •словарь Кузнецова Разбор слова по составу,  выделение корня, объяснение  его смысловой нагрузки, знаках   соответствии   с планом. 2)   Организовать фиксацию   нового способа   действия в речи. 3)   Организовать фиксацию   нового способа   действия в   (с помощью эталона). 4)   Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5)   Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового   способа действий для решения всех заданий   данного типа).     поведением партнера; умение выражать  свои мысли.  Познавательные: общеучебные: поиск  и выделение  необходимой  информации,  применение методов  информационного  поиска; смысловое  чтение и выбор  чтения в зависимости от цели; умение  осознанно и  произвольно строить  речевое  высказывание; знаково­ символическое –  моделирование УУД постановки и  решения проблем:  самостоятельное  создание способов  решения проблем  поискового  характера, «ПОДВИГ», «ПОДВИЖНИК»  «ПОДВИЖНИЧЕСТВО», учитывая все  лексические стороны этих слов.  ­ Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.    ПОДВИГ – это  беззаветный, бескорыстный,   самоотверженный героический поступок,  вызванный каким­либо чувством;   самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело,  начинание,  усилия, совершаемые человеком ради  приближения к Богу  (утверждение веры, обеты,  посты, молитвы, отказ от жизненных благ,  подавление страстей и т.п.),  движение от своих  слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти; принесение жертвы ради другого человека, ради  Родины, во имя  идеи, религии. ­Значит, подвиг­ это какое­то движение. Но что  подразумевает это движение? ­ Я предлагаю схему с основными вопросами ­ Как вы думаете, подвиг – это движение чего  или кого,  куда или откуда,  зачем это движение? подбор однокоренных слов,  выяснение толкования слова в разных источниках, выбор  положений из ряда  предложенных учителем.   Подбор синонимов к слову  «подвиг»:  поступок, деяние,  шаг, действие; заслуга,  работа. Выявление общего в  толкованиях слова: САМООТВЕРЖЕННЫЙ  поступок подвиг – движение, двигать,  двигаться. Подвиг ­  это движение. Высказывания  обучающихся Слушание  Регулятивные УУД: умение работать  по предложенному  учителем плану.  Личностные:              действие  смыслообразования,  умение  самостоятельно  делать выводы,  соотносить понятия с нравственными  нормами.  ­ И  всякое ли движение является подвигом? ­  Попробуем   найти ответы и на эти   вопросы. Было время, когда понятия подвига и подвижника ассоциировались с тихой монашеской кельей, с  шелестом монастырских дубов за окном.  Лампады, иконы, гроб вместо кровати. Тихие  речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для  крестного знамения — представлялся подвижник  в дыму ладана с поднятой благословляющей  рукой… А сейчас с чем ассоциируется у вас эти  понятия? СЛОВО УЧИТЕЛЯ ­ Да, разные бывают подвиги и   подвижники   и   по   своей   внешности,   и   по обстоятельствам,   где   совершается   подвиг.   Но всех  истинных  подвижников   объединяет   и роднит   одна   всем   им   присущая   черта   — самоотверженность.  Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Любой подвиг всегда связан   с   какой­то   личной   жертвой   во   имя поставленной   цели.     Добиваясь   этой     цели,   мы каждый раз жертвуем своими желаниями, порой эгоистичными,   своими   потребностями.   Иногда проще   пойти   на   уступки   своей   совести,   своим желаниям, чем совершить движение вперёд … Примеры подвигов – самопожертвований. VII. Первичное  закрепление во  внешней речи Организовать усвоение   детьми нового   способа действий при решении   данного класса   задач   с   их проговариванием во внешней речи:   ­ фронтально; ­   в   парах   или группах. Коммуникативные: управление  поведением партнера; Познавательные: общеучебные: поиск  и выделение  необходимой  информации. Регулятивные УУД: умение  работать  по предложенному  учителем плану.  Личностные:              действие  смыслообразования,  ориентирование в  нравственном               содержании  прочитанного.  Просмотр видеофильма Высказывания  обучающихся Чтение текста. Работа в парах. Просмотр видеофильма о Герое Советского  Союза М.В.Лебедеве. Михаил   Лебедев   родился   7   октября   1921 года   в   нашей   деревне.   Учился   в   Немдинской школе.   Был   командиром   взвода   управления   , воевал с  немцами,  был  тяжело  ранен  и погиб  в Польше. За успешное форсирование реки Днепр, за проявленную при этом отвагу и геройство ему присвоено звание Герой Советского Союза. ­Прочитайте   текст   и   скажите,  какие   наши гипотетические суждения подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы. Чтение текста.  Учебник с.62­63.  Послетекстовая работа   Беседа   с   использованием   вопросов учебника и дополнительных заданий: 1. Перечислите условия, при которых расставание с чем­либо становится жертвой? 2.   Слово   подвиг   связано   только   с   военным временем?  3. Объясните слово «подвижник». 3. Расскажите, а ради вас кто­то чем­то жертвует? 4. Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?            VIII.   Самостоятельн ая работа с  Регулятивные:  контроль в форме  сличения способа  действия и его  Работа по рабочим тетрадям. Самостоятельная работа С.39­40 самопроверкой  по эталону 1)  Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых   заданий на   новый   способ действия. 2) соотнесение работы   с   для самопроверки. IX.  Включение в  систему знаний  и повторение  Организовать способ 1)  Организовать выявление   типов   заданий, где используется новый   действия.  2) Организовать  повторение  учебного  содержания,  необходимого для  обеспечения  результата с  заданным эталоном;  коррекция;  оценка – оценивание  качества и уровня  усвоения; коррекция. Познавательные:  общеучебные   осознанно и  произвольно строить  письменное речевое  высказывание  : умение Личностные:  действие  смыслообразования,  ориентирование в  нравственном               содержании  изложенного  материала, осознание  сущности  поведения  героев. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с  учителем учитывают  выделенные  педагогом  ориентиры действия  Закончи фразу: Подвиг – это ______________________. Жертва – это ______________________. Христианин может жертвовать _________  ____________________________________. Подвижник  ­ это _____________________   Он, ­ Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается   подвиг   Христа.   Это   яркий   пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего   человечества.   чистейший   и совершеннейший   из   сынов   человеческих, безропотно   и   кротко   переносил   поругания   и насмешки   грубых   солдат.   Он   молился   за   своих мучителей,   прося   Отца   Небесного   простить   их. Обладая   сверхчеловеческим   знанием   и могуществом,   он   отказался   хоть   чем­нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем,   в   свой   смертный   час   покинутый   всеми, даже   своими   учениками,   какую   твердость   и мужество Он должен был проявить!    Слушание содержательной  непрерывности.  X. Рефлексия  учебной  деятельности. 1) Организовать  фиксацию нового  содержания,  изученного на  уроке. 2) Организовать  рефлексивный  анализ учебной  деятельности  3) Организовать  обсуждение и  запись домашнего задания      XI. Домашнее  задание в учебном материале. Познавательные:   умение  структурировать  знания; оценка процесса и  результатов  деятельности. Коммуникативные:  умение выражать  свои мысли. Регулятивные:  волевая  саморегуляция;  оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит  усвоению. Личностные:  действие  смыслообразования,  ориентирование в  нравственном    содержании  изложенного  материала. Подведем итог нашего занятия. ­   Сравним     определения   понятия   «ПОДВИГ»   в начале урока и конце.  ­ Изменилось ли ваше понимание? Как? ­ Почему оно стало другим в вашем понимании? ­  Перечислите условия, при которых расставание  с чем­либо становится жертвой?  ­ Какова же главная мысль изученного нами  текста?­  Слово подвиг связано только с военным  временем?  М. Горький в своей книге говорил:  «… когда человек любит подвиги, он всегда  умеет их сделать и найдет, где это можно.  В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место  подвигам». Я предлагаю вам эти слова для темы вашего  домашнего сочинения: «В жизни всегда есть  место подвигу! ­ Подумайте и расскажите, ради кого или чего вы  жертвуете, а ради вас кто­то чем­то жертвует?  Рефлексия ­ Подвижник избирает самое  главное и самое святое в своей  жизни, и все остальное  соотносит с этой своей  святыней. Его жизнь  становится цельной: все ради  главного. Спасибо за урок. Запись и осмысление  домашнего задания.

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе

Урок "Подвиг" по основам православной культуры в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018