Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география
Оценка 4.6

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
5 кл
07.05.2019
Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс)  география
На данном уроке предлагается групповая деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о погоде и её элементах, об организации наблюдения за погодой на метеорологической станции. Учащиеся работая с различными источниками информации составляют рассказы о метеорологических приборах. Данная деятельность на уроке формирует умение анализировать литературу, работать в команде, развивает коммуникативные навыки.
Ход урока (Автосохраненный).docx
Тема   Атмосфера. Урок№ 17 «Погода и метеорологические наблюдения» Урок № 1 «Погода и метеорологические наблюдения»  Учебник: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана­ Граф», 2012 г. Цели:  ­   организовать   деятельность   обучающихся   по   изучению   и   первичному   закреплению информации   о  погоде   и   её   элементах,   об   организации   наблюдения   за   погодой   на метеорологической   станции,  необходимых   для метеорологических наблюдений: флюгере, термометре, гигрометре, осадкомере.    ­ содействовать осознанию обучающимися ценность совместной деятельности;  ­   создать   условия   для   развития   у   обучающихся   умений   анализировать   познавательный объект; ­ содействовать  развитию  умений  использовать  научные  методы  познания  (наблюдения, опыт) метеорологических   приборах,  Предметные результаты: – сформировать представление о погоде, метеорологии, выделять существенные признаки понятия «погода», явлениях и свойствах погоды, метеорологической станции – сформировать умение описывать погоду;  –   сформировать  умение     изготавливать   самодельные   приборы   для   наблюдения   за атмосферным   давлением,   для   измерения   направления   ветра,   температурой   воздуха   и количеством осадков. Метапредметные и личностные результаты: Личностные УУД 1. Сформировать учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу 2. Сформировать мотивацию учения 3. Готовность   к   личностному   самоопределению,   самооценке   на   основе   критерия успешной учебной деятельности Познавательные УУД 1. Сформировать  умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную  информацию  (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).  2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. 3. Сформировать  умение   преобразовывать   информацию   из   одного   вида   в   другой (таблица  в текст и пр.).            5.     Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию,  проводить самостоятельный поиск географической информации о погоде, метеоприборах. Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. 2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. 3.   Сформировать умение работать в группе Регулятивные УУД 1. Сформировать  умение   самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать  умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,   выбирать   из   предложенных   и   искать   самостоятельно   средства достижения цели. 3. Тип учебного занятия: урок открытия нового знания (ОЗН).   ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, атласы, раздаточный материал, календари наблюдений, компьютер, проектор, фотографии метеоприборов, самодельный прибор­барометр. Ход урока 1.Оргмомент и эмоциональный настрой на  совместную работу Учитель: Добрый день! Я рада вас видеть в хорошем настроении.  Ребята, а что вам говорят такие слова: « Я интересен тем, что я интересен» Вывод: люди могут быть интересны, когда они что­то знают и умеют эти знания передавать. Я сегодня предлагаю вам быть интересными друг для друга и учиться передавать знания 2. Актуализация знаний. Учитель: ­ Скажите, пожалуйста, какую оболочку нашей планеты мы с вами начали изучать?                ­Давайте вспомним, что мы о ней знаем? Я попрошу Вас ответить на  некоторые вопросы.  Каждая группа получает по 1 вопросу на выбор: ­1.Какое строение имеет атмосфера? ­2.Где расположена нижняя граница атмосферы? Есть ли верхняя граница? На какой высоте она находится? ­3.Как называется наука, которая изучает атмосферу? ­4.В каком слое атмосферы сосредоточен почти весь атмосферный воздух? Учитель: Да, мы с вами живем на дне воздушного океана, поэтому  атмосфера имеет для нас очень большое значение, и сегодня мы продолжим разговор о ней. О чем сегодня пойдет речь на уроке, вы мне скажите, прочитав текст, который есть у вас на столах. Давайте его озвучим. (Дети читают, каждая группа по фрагменту) см. Приложение №1. Учитель: Ну, догадались о ком, а точнее о чем пойдет речь?                  Ну конечно, о ней, о ней – о погоде.                Итак, тему нашего урока мы  определили. Внимание! Есть вопрос: «Зачем нам  изучать эту тему? Почему знания о состоянии атмосферы и происходящих в ней процессов крайне необходимы как для отдельного человека, так и для целых народов?»    Дети   отвечают и мы подводим итог: Тема нашего урока важна и актуальна.       3. Целеполагание и формулировка задач урока: Ребята, скажите, а у вас достаточно знаний о погоде? Что нам надо узнать? Сформулируйте  цель урока. Что нам надо сделать? Дети   называют   цель:     расширить   свои   знания   о   погоде,   познакомиться   с   метеорологическими приборами                                        Как мы можем это сделать? Определяют задачи: 1. Определить что такое погода.                                     2.Назвать элементы и свойства погоды.                                     3.Узнать, где и как наблюдают за погодой? 4. Процессуально – содержательный  этап. Изучение нового материала Учитель: Часто погоду характеризуют при помощи обобщенных слов. Какими словами ­ эпитетами вы можете охарактеризовать погоду? Давайте обратимся к нашему тексту и назовем эти слова. Работа в группах: выбирают и зачитывают эпитеты, а также предлагают свои. Скажите, мы подробно описали погоду? А как более точно составить описание погоды? Сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задание: по данным календаря погоды составить её описание.                Дети работают в группе  и отчитываются,  Класс работает с календарем наблюдений. . (Приложение №2) Учитель: Какие характеристики нам потребовались, чтобы описать погоду?                                              (Дети называют, а учитель прикрепляет на доске слова – термины).                   Где эти явления образуются, что характеризуют элементы?                   Как  вы думаете такая же погода  в Санкт ­ Петербурге? В Лондоне? В Крыму? Учитель:  Вы прослушали описание погоды за несколько дней, одинакова ли погода на протяжении дня, недели? Какой вывод можно сделать?                  Давайте попробуем дать определение: что такое погода.                  Найдите определение  в тексте учебника на стр. 70  5. Первичное закрепление:   На какие вопросы мы нашли ответы? Давайте их назовем. Что такое погода?                 Какие элементы погоды мы знаем?                Какими свойствами обладает погода?­­­­­изменчивость, повторяемость, многообразие. Учитель: Ребята, вы работали с карточками, описывали погоду, а откуда   взяты все данные о погоде? Каким образом они определяются? Что надо сделать, чтобы составить прогноз погоды?      Мы с вами вели наблюдения за погодой, поняли, что это дело хлопотное. Более точные наблюдения ведут   специалисты   ­   метеорологи   на   специальных   станциях.   Давайте   мы   совершим   туда экскурсию, правда, заочную. Поедим на автобусе, сели поудобнее, в дороге поговорим о том, как ещё можно предсказывать погоду. Конечно же, нам помогают в этом народные приметы.                      Вспомните, какие народные приметы  о погоде вы знаете?   Учитель:    Устали в дороге? Мы уже приехали, выходим из автобуса немножко разомнемся.  Проводим физкультминутку: Воздух­это атмосфера,  Если правда, топай смело. Воздух обладает массой, Мы попрыгаем по классу. Найдем давление, на месте быстро шагом марш! В атмосфере есть азот, Делай вправо поворот, Также есть и кислород, Делай влево поворот. Учитель:  А теперь внимательно смотрим видеоролик о работе метеостанции . Учитель: Как вы увидели на метеостанции  очень много различных приборов. Я предлагаю  вам узнать их чуть­чуть поближе.   Задания группам:  Используя различные источники информации, собрать материал и подготовить рассказ о приборе по плану:  1) Название прибора 2) Когда и кем был создан;  3) Его назначение; 4) Принцип работы. 1 группа – составляет отчет по гигрометру  (Дети работают и затем выступают.) 2 группа – отчет по термометру 3 группа – отчет по флюгеру 4 группа ­ отчет по дождемеру не хватает? Отчет   групп   о   метеорологических   приборах: гигрометр, осадкомер, термометр, флюгер. Учитель:     Все   ли   приборы,   имеющиеся   на метеостанции   мы указали? Назовите, каких приборов                     ­Я предлагаю вам попробовать создать свою метеостанцию. Вам предлагается изготовить модели некоторых приборов, см. задания школы географа – следопыта на стр.72­74 в учебнике. 6 Закрепление изученного материала и оценивание своей работы на уроке          Учитель: Давайте обратимся к  нашим вопросам, мы на все нашли ответы? ­Что такое погода? ­Какие элементы характеризуют погоду? ­Какими свойствами обладает погода? ­Какие специалисты изучают погоду? ­Где наблюдают за погодой? Скажите, достигли мы цели нашего урока? Предлагаю проверить результаты ­ Вам   предложено несколько   утверждений,   найдите   неверные   среди   них.   Взаимопроверка   по   образцу, (см. приложение №3) 7.Домашнее задание:  параграф 13, сообщения "Растения предсказатели погоды",  Подобрать народные приметы о погоде, вести наблюдения за погодой с помощью своих приборов. 8.Рефлексия.   На   нашем   приборе   указаны     определенные   предложения.   Внимательно   их прочитайте и оцените свою работу на уроке 1.Температура плюс25:                          было интересно, хочу узнать больше. 2. Температура плюс 15:                         Я хорошо понял материал 3. Температура около нуля:                     понял, но не все. 4 Температура минус­5:                           было трудно, непонятно ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Примеры фрагмента календаря погоды ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Найдите неверные предложения 1.   Метеорологи   –   это   люди,   которые   изучают   и наблюдают за погодой. 2.Барометр – это прибор для измерения влажности воздуха.  1.     Она может быть приятной и чудесной, а может быть  преподлой и гнусной. О ней говорят славная. Её же  3.   Анемометр   –   прибор   для   измерения   скорости ветра. 4. Термометр –необходим для измерения направления ветра. 5. Метеорологические радиозонды необходимы для измерения температуры и давления в горных впадинах. Проверяем: 1. Метеорологи – это люди, которые изучают и наблюдают за погодой. 2.Барометр – это прибор для измерения влажности воздуха. 3. Анемометр – прибор для измерения скорости ветра. 4. Термометр – необходим для измерения направления ветра. 5. Метеорологические радиозонды необходимы для измерения температуры и давления в горных впадинах. 3 ошибки­ «5»; 2 ошибки – «4»; 1 ошибку –  «3» Тема «Погода и метеорологические наблюдения», география ­5 класс 1.Ветер, дующий с юга на север, называется А) южным Б) северным В) восточным 2. Установите соответствие. Прибор     назначение 1.флюгер А) измерение температуры 2.барометр Б) определения направления ветра 3. гигрометр В) определение атмосферного давления 4.термометр Г) определение влажности воздуха 3.  Дополните:  «На   синоптическую   карту   наносят   метеорологические   величины   и   с  помощью мощных компьютеров составляют ……….. погоды». 4. Состояние нижнего слоя атмосферы в  определенном месте в определенный момент времени называют:  А) климатом; Б) многолетним режимом погоды; В) погодой. 5. Прочитайте текст. «Март   2008   г.   на   территории   Ханты­Мансийского   округа   –   Югры   был   контрастным. Среднемесячная температура по всему округу составила от –3,1°С до –12,8°С. Самые тёплые дни отмечались в третьей декаде, в эти дни максимальная температура воздуха на всей территории округа достигала +7+15°С. Самые холодные дни отмечались во второй декаде, когда минимальные температуры понижались до –27–39°С. Осадки выпадали равномерно по территории,  в отдельные дни (в оттепель) – в виде мокрого снега и дождя. Количество осадков за месяц составило от 17 до

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс)  география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс)  география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс)  география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс)  география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс)  география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс)  география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс)  география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс) география

Урок «Погода и метеорологические наблюдения» (5 класс)  география
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2019