"Князь Даниил Московский". Урок-портрет 
Цели и задачи урока:
•	знакомство учащихся с жизнью и деятельностью князя Даниила (1276-1303); 
•	путем анализа письменных источников и изображений определить вклад князя Данила в становление и развитие московского государства; 
•	сравнить внешний облик на картинах и иконах; 
•	сформировать навыки составления образной характеристики и оценки деятельности исторической личности;
            
        
        
        
                    
                
                    Цели и задачи урока:
"Князь Даниил Московский". Урокпортрет 
знакомство учащихся с жизнью и деятельностью князя Даниила (12761303); 
путем анализа письменных источников и изображений определить вклад князя Данила в 
становление и развитие московского государства; 
сравнить внешний облик на картинах и иконах; 
сформировать навыки составления образной характеристики и оценки деятельности 
исторической личности; 
Оборудование урока: ПК и проектор; энциклопедия истории России (раздел «Князь московский 
Даниил); учебник А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной «история государства и народов России с 
древнейших времен до начала 16 века. 6 класс.Карта.
ХОД  УРОКА
Вступительное слово учителя: Сегодня мы познакомимся с биографией князя московского Даниила.
Подготовленный ученик (Биографические данные).
Князь Даниил был младшим сыном князя Александра Ярославича Невского. Родился в городе 
Владимире в 1261 году.
Очень рано около 2 лет мальчик лишился отца. Старшие братья, завладевшие великокняжеской 
властью, и лучшими землями, долго не выделяли Даниилу ничего, и лишь через 10 лет дали ему 
удельный город Москву с его областью, в то время самой малой и бедной, по сравнению с 
Владимиром, Суздалью.
Князь Даниил старался примирить враждующих между собой братьев. И ему это многократно 
удавалось. В 1293 году князь Андрей Александрович призвал из Золотой Орды татарское войско, под 
предводительством хана Дюденя. Москва была разорена. князь Даниил отдал все свое имущество 
нуждавшемся жителям и на строительство сгоревшего города. Уже через два года город отстроился и 
князь собрал против брата Андрея. Девять дней стояли они друг против друга, кровопролития 
удалось избежать. На съезде князей в 1296 году братья примирились.
В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, умирая бездетным, передал ему 
свои владения. Присоединение Переяславских земель послужило началом объединения Русских 
земель вокруг Москвы.
Учитель. А теперь отвечайте на вопросы, которые написаны на доске.
Вопросы:
1. Какие черты характера были свойственны князю Даниилу? 
2. какие из них вызывают у вас симпатию (антипатию) 
3. Как вы считаете, какие события повлияли на формирование личности князя Даниила 
Учитель. Мы познакомились с нашем героем заочно, пришло время взглянуть на его изображения, 
исполненные в разные исторические эпохи.
(На экран проецируется один из портретов или икон князя Даниила. смотри  ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Выслушиваются ответы учащихся.
На следующем этапе урока ученикам предстоит определить роль князя Даниила в становлении 
московского государства, оценить его деятельность. выбрать наиболее соответствующее по их 
мнению изображение на иконе или на портрете. Учитель организует групповую работу учащихся: 
класс делится на 4 группы, каждая из которых получает указания к тексту учебника, раздаточный 
материал и вопросы к нему.
Смотри  ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Вопросы для групп:
1. Назовите события, в которых принимал участие князь Даниил московский; 
2. Оцените его деятельность: 
o в чьих интересах он действовал? 
o содействовал ли он становлению и развитию московского государства? 
o как его деятельность повлияла на возвышение города Москвы, как центра государства? 
3. Выскажите свое отношение к действиям князя Даниила: какие поступки вызывают у вас 
положительное впечатление, а какие не понравились? Какими средствами он достигал цели?выберите наиболее реалистичное по вашему мнению изображение князя Даниила. 
4.
5. используя глоссарий, покажите на портрете элементы мужской одежды 13 века. 
Смотри  ПРИЛОЖЕНИЕ №3
По завершению работы в группах учитель организует проверку выполненной учениками работы.
Учитель. Подведем итоги нашего урока. Князь московский Даниил — основатель монастырей и 
храмов. в 1282 году на берегу Москвыреки появился Данилов монастырь.
Перед кончиной в 1303 году он принял пострижение в монашество. Мощи святого князя Даниила 
почивают в СвятоДаниловом монастыре.
Домашнее задание.
1. Учебник с.147. 
2. Посетить СвятоДанилов монастырь (станция метро Тульская) и написать минисочинение 
«Звезда пресветлая земли московской. Князь Даниил.» 
Библиография
1. Бухарев И. жития святых Спб.:1996.с.132 
2. Герои русской истории М.: Белый город, 2007. с.3435 
3. Голубева Т. Царские династии М.: Росмен, 2001. с.3839 
4. Зайцев Ю.В. История России. М.: Эксмо,2002. с.7374 
5. История Москвы: в 4 т. т.1. М.:1997. с.6970 
6. Москва : 850 лет : т. 1. Московский учебник. 1996.с.5455 
7. Москва державная М.: Вече. 2003. с.4243 
8. Москва: Фотоальбом. московский учебник.2002. с.3437 
9. Назаревский В.В. Из истории Москвы (11471913). М. Сварог, 1996 . с.2324 
10. Федоренко П.К. История Москвы . М.: 1997. с.2124 
11. Царство людей М.: Росмэн, 1994. с.8485