Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».
Оценка 4.6

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
10 кл
22.04.2018
Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».
В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ. К сожалению, некоторые из них - не по назначению. Чаще всего в эту категорию веществ попадают лекарственные препараты. Провести анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты; закрепить знания учащихся о качественных реакциях органических соединений и правилах обращения с веществами в повседневной жизни; отработать навыки экспериментального определения органических веществ; способствовать овладению доступными для учащихся научными методами исследования; формировать умения сравнивать строение лекарственных веществ и известных им соединений (фенолы, карбоновые кислоты), выявлять структурную схожесть определенных фрагментов их молекул, и делать выводы о том, что близкие по строению вещества проявляют сходные химические свойства; развивать у учащихся логическое мышление и творческий подход к решению поставленной задачи.
Практическая работа анализ лекарств.doc
Практическая работа №11 «Анализ лекарственных препаратов».                     Цели:   провести анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты; закрепить знания учащихся о качественных реакциях органических соединений и правилах обращения с веществами в повседневной жизни; отработать навыки экспериментального определения органических веществ; способствовать овладению доступными для учащихся   научными   методами   исследования;   формировать   умения   сравнивать   строение   лекарственных   веществ   и известных им соединений (фенолы, карбоновые кислоты), выявлять структурную схожесть определенных фрагментов их молекул, и делать выводы о том, что близкие по строению вещества проявляют сходные химические свойства; развивать у учащихся логическое мышление и творческий подход к решению поставленной задачи.                               Оборудование: ацетилсалициловая кислота разных производителей, стакан с водой, растворы этилового спирта,   гидроксида   натрия   (или   калия),   хлорида   железа   (III),   спиртовка,   держатель,   спички,   пробки   для   пробирок, пипетки.              План­конспект урока.  I. Повторение изученного.    Учитель.  В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ. К сожалению, некоторые из них  ­ не по назначению. Чаще всего в эту категорию веществ попадают лекарственные препараты.     ­ Что такое лекарственные препараты?       Учащиеся.   Лекарственные препараты – это медицинские средства, которые назначаются врачом при определенных заболеваниях для улучшения состояния здоровья человека.     Учитель. Какие группы лекарственных препаратов вам известны? Приведите примеры. Учащиеся. (краткие сообщения учащихся). Среди лекарственных препаратов выделяют следующие группы:                                                                                                                                  Жукова Т. А. 1 1. Антисептические  (греч.  anti  –отрицание,    septikos  гниение)–   средства,   обладающие   противомикробным действием и применяются для дезинфекции, смазывания кожи и слизистых оболочек, орошения ран и полостей. К ним относятся: борная кислота, раствор йода, бриллиантовый зеленый, фурацилин, ляпис – AgNO3, протаргол – ZnSO4, перманганат калия, перекись водорода и другие. 2. Антибиотики (греч. anti –отрицание, и bios ­ жизнь) – органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие   способностью   убивать   микробов.   К   ним   относятся:   пенициллины,   стрептомицин,   нистатин, тетрациклин, левомицитин, эритромицин, олететрин и ряд других. 3. Анестезирующие  (an  –  отрицание,  aisthesis  –  чувство,   ощущение)  –  вещества,   временно   блокируют   нервные окончания. К ним относятся новокоин, дикаин, лидокоин и другие. 4. Анальгетики (греч. analges ­ обезболенный) – лекарственные препараты, устраняющие болевые ощущения, путем непосредственного воздействия на ЦНС. Ацетилсалициловая кислота и её производные, амидопирин, анальгин, парацетамол, фенацетин и другие.         Учитель.  Сегодня,   в   очередной   раз,   вы   выступаете   в   роли   лаборантов.   Зная   состав   некоторых   лекарственных препаратов, вы исследуете образцы от разных производителей и сделаете вывод о соответствии состава препарата и полученными данными во время проводимых вами опытов. А работать мы будем с производным салициловой кислоты.     ­ Какие лекарственные препараты относятся к этой группе?    Учащиеся. К производным салициловой кислоты относятся: салол, фенацетин, аспирин и некоторые другие.       Учитель. Составьте формулы этих веществ и дайте им краткую характеристику. (учащиеся записывают формулы веществ на доске, выделяют функциональные группы, содержащиеся в молекулах).   жаропонижающим действием.        Зная качественные реакции на функциональные группы и состав молекулы какие вещества можно использовать для определения наличия этих функциональных групп?    Учащиеся. На фенольную группу – хлорид железа (III), на карбоксильную группу – индикатор, гидроксид натрия.   Учитель.  Итак,   аспирин.   Выпуск   его   налажен   с   1899   года   как   анальгетика   с   противовоспалительным   и                                                                                                                                   Жукова Т. А. 2 II. Инструктаж по выполнению работы.    Учитель поясняем методику выполнения практической работы по этапам и вариантам. Учащиеся анализируют аспирин от разных производителей.    На первом этапе вы определяете растворимость аспирина при разных условиях (при обычной температуре и нагревании, используя различные растворители: вода, щелочь, этиловый спирт). На этом этапе доказываете состав вещества и наличие карбоксильной группы.    На втором этапе вы определяете наличие фенольного производного, действуя на образец раствором хлорид железа (III). (учащиеся могут пользоваться методическими рекомендациями учебника на стр. 297­299).    На последнем этапе делаете вывод о соответствии состава препарата с табличными данными.     III. Инструктаж по технике безопасности.  1. Работа с едкими веществами ­ щелочами; 2. Работа со спиртовкой; 3. Правила нагревании.    IV. Выполнение работы.            Учащиеся исследуют выданные образцы аспирина, оформляют результаты опытов. Учитель координирует работу учащихся, следит за соблюдением техники безопасности.    Методика выполнения работы. 1. Растворимость ацетилсалициловой кислоты.  Разотрите   в   ступке   таблетку   выданного   образца   лекарственного   препарата.   Перенесите   в   пробирки   по   0,1г лекарства (примерно одна пятая часть таблетки).                     а) добавьте в пробирку с образцом аспирина 2 мл воды. Отметьте                         растворимость его в холодной воде.                    б) нагрейте пробирку с аспирином над пламенем спиртовки. Что                         наблюдаете? Составьте уравнение гидролиза ацетил­                                                                                                                                 Жукова Т. А. 3 салициловой кислоты.                     в) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл этанола –                        С2Н5ОН. Что наблюдаете? Сравните растворимость препарата в                         воде и спирте. Составьте уравнение реакции и сделайте вывод.                    г) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл щелочи – КОН                        (или NaOH). Закрыли пробкой и встряхнули. Изменилась ли                        растворимость? Составьте уравнение реакции.  2. Определение наличия фенольного соединения.      В пробирку с аспирином добавьте 2 мл воды, 2 капли раствора хлорида железа (III) и нагрейте. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции и сделайте вывод.     V. Предварительный итог.     Учащиеся делают вывод о соответствии состава исследуемого препарата с табличными данными. Учитель анализирует практическую деятельность учащихся на уроке.    Учитель. Аспирин используется человеком не только как лекарственный препарат. Многие хозяйки применяют его как консервирующие добавки.    ­ На чем основано консервирующее действие аспирина?    Учащиеся. 1. В растворе создается кислотная среда, препятствующая размножению бактерий.    2. в процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое обладает бактерицидными свойствами.    ацетилсалициловой кислоты?    Учащиеся. В процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое оказывает токсическое действие на организм человека, т.к. все соединения фенола достаточно ядовиты.     Учитель. Какими должны быть условия хранения ацетилсалициловой кислоты?  Учитель.   Какое   действие   на   организм   человека   оказывает   салициловая   кислота   –   продукт   гидролиза                                                                                                                                   Жукова Т. А. 4 Учащиеся. Аспирин нужно хранить в прохладном, темном месте, где нет следов щелочной среды, паров спирта.     В заключение урока учитель рассказывает о вреде лекарственных веществ, используемых человеком не по назначению или в больших количествах и длительное время.     Если кто­то из учащихся справился с работой раньше, предлагаю дополнительное задание на карточках.     Повторить § 32, выполнить задание с карточки.  VI. Домашнее задание. Учитель. Аспирин используется человеком не только как лекарственный препарат. Многие хозяйки применяют его как консервирующие добавки.    ­ На чем основано консервирующее действие аспирина?    Учащиеся. 1. В растворе создается кислотная среда, препятствующая размножению бактерий.    2. в процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое обладает бактерицидными свойствами.      Учитель. Какое действие на организм человека оказывает салициловая кислота – продукт гидролиза ацетилсалициловой кислоты?    Учащиеся. В процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое оказывает токсическое действие на организм человека, т.к. все соединения фенола достаточно ядовиты.      Учитель. Какими должны быть условия хранения ацетилсалициловой кислоты?    Учащиеся. Аспирин нужно хранить в прохладном, темном месте, где нет следов щелочной среды, паров спирта.                                                                                                                                  Жукова Т. А. 5 Зная качественные реакции на функциональные группы  и состав молекулы какие  вещества  можно использовать  для определения наличия этих функциональных групп?    Учащиеся. На фенильную группу – хлорид железа (III), на карбоксильную группу – индикатор, гидроксид натрия    ­ Какие лекарственные препараты относятся к этой группе?    Учащиеся. К производным салициловой кислоты относятся: салол, фенацетин, аспирин и некоторые другие.  Что такое лекарственные препараты?       Учащиеся.   Лекарственные препараты – это медицинские средства, которые назначаются врачом при определенных заболеваниях для улучшения состояния здоровья человека.     Учитель. Какие группы лекарственных препаратов вам известны? Приведите примеры. Учащиеся. (краткие сообщения учащихся). Среди лекарственных препаратов выделяют следующие группы:  5. Антисептические  (греч.  anti  –отрицание,    septikos  гниение)–   средства,   обладающие   противомикробным действием и применяются для дезинфекции, смазывания кожи и слизистых оболочек, орошения ран и полостей. К ним относятся: борная кислота, раствор йода, бриллиантовый зеленый, фурацилин, ляпис – AgNO3, протаргол – ZnSO4, перманганат калия, перекись водорода и другие. 6. Антибиотики (греч. anti –отрицание, и bios ­ жизнь) – органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие   способностью   убивать   микробов.   К   ним   относятся:   пенициллины,   стрептомицин,   нистатин, тетрациклин, левомицитин, эритромицин, олететрин и ряд других. 7. Анестезирующие  (an  –  отрицание,  aisthesis  –  чувство,   ощущение)  –  вещества,   временно   блокируют   нервные окончания. К ним относятся новокоин, дикаин, лидокоин и другие.                                                                                                                                 Жукова Т. А. 6 8. Анальгетики (греч. analges ­ обезболенный) – лекарственные препараты, устраняющие болевые ощущения, путем непосредственного воздействия на ЦНС. Ацетилсалициловая кислота и её производные, амидопирин, анальгин, парацетамол, фенацетин и другие.  Салициловая кислота (орто­гидробензойная кислота – С6Н4(ОН)СООН) ­  бесцветные кристаллы, температура  плавления­1590С. применяется в производстве красителей, лекарств и душистых веществ, в пищевой  промышленности(консервирование), медицине (как наружное средство антисептического, раздражающего действия), как  аналитический реаген                                                                                                                                 Жукова Т. А. 7 Ацетилсалициловая кислота (аспирин) – сложный эфир салициловой кислоты по фенольному гидроксилу. В состав  молекулы входят карбоксильная группа –СООН, и радикал ацетил –СОСН3 (одновалентный остаток уксусной кислоты).  Обладает обезболивающим, противовоспалительным и жаропонижающим действием.       Лекарственные формы – удобные для применения и рациональные для лечебного эффекта формы, придаваемые  лекарствам. Различают лекарственные формы:  1. жидкие (растворы, настои, отвары и др.); 2. мягкие (мази, пасты); 3. твердые (порошки, таблетки); 4. газообразные (аэрозоли).    Зная состав лекарственного препарата парацетамола предположите, с помощью какого реактива можно доказать  наличие функциональной группы, содержащейся в его молекуле. Карточка №1.                                                                                                                                 Жукова Т. А. 8 Зная состав лекарственного препарата тетрациклина предположите, с помощью какого реактива можно доказать  наличие функциональной группы, содержащейся в его молекуле. Карточка №2    Зная состав лекарственного препарата левомицетина предположите, с помощью какого реактива можно доказать  наличие функциональной группы, содержащейся в его молекуле. Карточка №3 АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ  КИСЛОТА  Производитель: г. Йошкар­Ола ОАО «Марбиофарм» КИСЛОТА Производитель: г. Пермь ЗАО «МЕДИСОРБ» КИСЛОТА  Производитель: г. Хабаровск ОАО «Дальхимфарм»                                                                                                                                 Жукова Т. А. 9 АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА  УПСАРИН УПСА Производитель: Франция Производитель: г. Новосибирск  ЗАО «производственная фармацевтическая компания «Обновление». Некоторые знаменитые сорта сыра (рокфор, голубой датский сыр) невозможно получить без пеницилла. Грибы рода пеницилл используют для производства пенициллина, гризеофульвина и других антибиотиков.                                                                                                                                 Жукова Т. А. 10 грибы рода пеницилл                                                                                                                                 Жукова Т. А. 11

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».

Урок практическая работа  «Анализ лекарственных препаратов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018