Урок-практикум: Работа с текстом Лингвистический анализ миниатюры Е.И.Носова «Вышивание крестом»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок-практикум: Работа с текстом Лингвистический анализ миниатюры Е.И.Носова «Вышивание крестом»Работа с текстом публицистического стиля (на основе краеведческого материала) . Составленные тестовые задания по тексту помогут учащимся глубже понять замысел автора. Написание сочинения по проблеме текста позволяет провести подготовку к написанию сочинения в формате ЕГЭ или ч.15.2 в формате ОГЭ.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок­практикум: Работа с текстом Лингвистический анализ миниатюры Е.И.Носова  Цель урока:   «Вышивание крестом»         проверка уровня сформированности читать и понимать явную и скрытую  информацию текста;  развитие умений определять тему, коммуникативную задачу, основную  мысль текста; создавать монологические высказывания на заданную тему, выполнять тестовые задания по предложенному тексту; а также создание условий для использования фоновых знаний обучающихся; развитие культуроведческой и коммуникативной компетенций;   воспитание личности, бережно относящейся к отечественной культуре, к  слову как неотъемлемой части русской национальной культуры; воспитание уважения к чужому труду на основе прочитанного текста  Е.И.Носова "Вышивание крестом". Оборудование:    презентация с тезисами урока, карточки с текстом Е.И.Носова "Вышивание крестом", индивидуальные ноутбуки для работы в парах; Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1. На прошлых уроках  вы расширили свои  знания в понятии  "публицистический  стиль"; сегодня, работая  на уроке, вы будете  пользоваться своими  знаниями и умениями в  работе с текстом  публицистического  стиля. Я надеюсь, что вы проявите сегодня не  только свои умения в  работе с текстом, но и  покажете свои  ораторские способности, что тоже подчеркнет  ваше умение работать с  публицистическим  стилем. На доске  написаноназвание  темы урока с пропуском одного слова: « Русский  язык как… часть     Работа с таблицей  «публицистический стиль» Работа с папкой «Словарь урока» Работа по орфографической  зоркости (написание словарной  работы) Ученики сразу исключают  слово необъятная и важная, дискутируя по поводу того, какое слово  ­ неотъемлемая или нужная ­ подходит  больше; в конце концов  слово нужная имеет значение  "необходимая", "полезная", а само  словонеотъемлемая обозначает то, что  невозможно отделить от чего­либо,  в  данном случае от национальной культуры  ­  останавливаются на  слове неотъемлемая презентация:   Работа с толковым словарем; обращение  к таблице «публицистический стиль» Презентация: высокий уровень чего­нибудь, высокое развитие, умение.   (Создание монологического ответа (объяснения) выбора слова): Работа на ноутбуке: словарь урока Слово нужная имеет значение  "необходимая", "полезная", а само  слово неотъемлемая обозначает  то, что невозможно отделить от  чего­либо, в данном случае от  национальной культуры ­  останавливаются на  слове неотъемлемая Учащиеся говорят, что культура  речи связана с тем, что человек  читает, а культура чтения связана  с такими понятиями, как хороший  вкус,чувство слова. Именно они помогают читателю  отличить хорошую книгу от  плохой, талантливое произведение от подделки. Составление монологического  ответа: Данный текст относится к  1неотъемлемая важная нужная необъятная национальной культуры  русского народа", а  также презентация: четыре  слова ­     Начиная наш  сегодняшний урок, я  обращаю ваше внимание  на его тему, в которой  пропущено одно слово.  Как вы думаете, какое из четырех предложенных  слов полнее  характеризует роль  русского языка и его  место в национальной  культуре?   ­ Почему именно это  слово? ­ Я согласна с вашим  выбором. А что такое культура? Поскольку на этот  вопрос трудно ответить  однозначно, я предлагаю обратиться к папке  «Словарь урока» и  выбрать  определение  значения слова  "культура". (Зачитываются  выписанные из словаря  определения значений  слова, особо обращая  внимание на то,  чтокультура  предполагает высокий  уровень чего­нибудь,  высокое развитие,  умение): В данном  случае ­ культура речи. ­ Скажите, а связано ли  такое понятие, как  культура речи, с  высоким умением  портрет писателя Е.И.Носова  (обращение к фоновым знаниям:  миниатюры писателя, их тематическая  направленность, в чем выражается  публицистичность миниатюр) Опора на фоновые знания Исходя из темы урока и анализируя  проделанную работу, я могу сделать  такой вывод о работе на сегодняшнем  уроке:  лингвистический анализ  миниатюры Сделать выводы о роли слова в нашей  речи, привести примеры  сегодняшнего взгляда на этот вопрос. художественной публицистике,  т.к. можно выделить основную  мысль текста: трудное дело ­  писательское ремесло. Развивая  свою мысль, автор,  строит текст  на сравнении: «Иное писание  похоже на вышивание крестом»  использует другие выразительные  средства. Волнующий писателя  вопрос обращен к читателю, где  автор поясняет свою  позицию:предложение 8, значит  перед нами текст  публицистического стиля 2высказываться, читать?  Есть ли такое понятие ­  культура чтения? От  чего культура чтения  вообще зависит? Рефлексия первого  этапа работы    :      Итак,  сделайте вывод: ­ Правильно, культура  речи связана с чувством  языка, с чувством слова.  Тот читатель, который  обладает чувством  слова, становится как бы соавтором писателя. Его можно назвать  талантливым читателем.  А читать талантливо ­  значит читать вдумчиво,  вчитываясь в каждое  слово, привлекая  творческое  воображение. Но как порой бывает  трудно писателю  подыскать нужное слово ­ высказать самое  сокровенное, глубокое,  донести до читателя  свое мироощущение.  "Иное писание похоже  на вышивание крестом.  Вместо иглы ­ мысль,  вместо льняного холста ­ белый лист бумаги", ­  так говорит о  писательском труде  Е.И.Носов, человек,  влюбленный в русское  слово, бережно  относящийся к его  культуре.   ­ Сегодня мы работаем с миниатюрой Е.И.Носова  "Вышивание крестом".  На основе этого текста  мы еще раз  возвращаемся к понятию 3"публицистический  стиль", попытаемся  определить замысел  автора в этой миниатюре и высказать свою точку  зрения на проблему,  поднимаемую автором.   Какова будет наша  задача в работе с данным текстом? В чем вы видите  конечный результат  работы? НАЧИНАЕМ РАБОТУ  С ТЕКСТОМ: Работа с текстом: 1. Чтение текста: (1) Иное писание похоже на вышивание крестом. (2) Вместо иглы ­ мысль, вместо льняного холста ­ белый лист бумаги. (3) Слово ­ тот же  вышивальный крестик. (4) Оно тоже окрашено в определенный цвет, и  прежде, чем положить на бумагу, его надо так же,  как и шелковую нить,  определить на  цветность: не слишком  ли бледно или наоборот  ­ ярко, опробовать  душевно, не вопреки ли  смыслу и желанию, не  кричит ли нелепо? (5) Слово к слову,  крестик к крестику ­ и  возникает многоцветный рисунок, а то и  произведение  подлинного искусства,  если его творила рука  мастера. (6)Иногда  закрадывается ошибка, и хорошо, если она  замечена вовремя. (7) Тогда легче  подпороть неточность и  . (Введение приобретенных умений в  общую систему языковых и  коммуникативных умений и навыков) Уровень сформированности:  читать и понимать явную и  скрытую информацию текста 4взамен вставить  единственно верное  слово­стежок. (8) Трудно работать  таким кропотливым  способом, но по­другому не могу, не умею. (9) Наверное, потому  долго писал  обыкновенной школьной  ручкой с восемьдесят  шестым пером, похожим на вышивальную иглу, и  не обзаводился  самописными орудиями  строчкогонства. Е.И.Носов ­ Чтобы приблизиться к  авторскому замыслу,  попробуем определить,  во имя чего создавался  текст, попробуем найти  ключевое слово. Работа по схеме­алгоритму: 1. Вступление: тема текста  2. Основная часть:  Почему именно этот вопрос  поднимает автор в своей  миниатюре? 3. Заключение:  Свое отношение к поднятому  вопросу РАБОТА С ТЕКСТОМ: 1. тема ­   тайны мастерства вот так появляются  истинно художественные  произведения откровения Мастера  2. вопрос, поднятый автором ­  "как наше слово отзовется?" тяжелый труд писателя: "по­ другому не могу, не умею В данном тексте автор использует  необычное сравнение  писательского труда с  вышиванием, и ключевым    становится ­ "слово".  Во­первых, именно слово должно  увлечь читателя и повести за  собой; во­вторых, слово  отображает авторское  мироощущение, самое  сокровенное, что писатель хотел  высказать в своем произведении,  в­третьих, слово должно быть  честным, сильным и не нести в  себе "срочкогонства". Таково, на мой взгляд, значение  слова Е.И.Носова. И об этом его  некоторые произведения. 5Работа с папкой «Миниатюры  Е.И.Носова»  Анализ предложений в тексте: работа с  синтаксисом: Чтение наизусть  поэзии:" отрывок из миниатюры "О   отрывок из миниатюры  "Главный лакмус" Опора на фоновые знания: я могу­ разбор слова по составу Многоцветный Самописными Строчкогонство Синтаксический разбор словосочетания Кропотливым способом Трудно работать По­другому не могу     второго  ­Рефлексия    этапа урока:  выводы о роли  "слова": ­ тютчевская  фраза " как наше слово  отзовется" еще раз  подчеркивает силу  слова, его неотъемлемую связь с историей и  духовной культурой  народа. И поэтому мы  говорим, что язык­ это  неотъемлемая часть  национальной культуры  русского народа. Третий этап урока: Задания к тексту: 1. Выпишите из  текста все слова,  образованные  способом  сложения        2.Из предложения 8  выпишите          словосочетание со  связью            согласование,  примыкание 3. Среди  Разбор предложения: предложений  5­7 укажите сложное  с разными видами связи, в состав  которого входит  односоставное  безличное  предложение Иногда закрадывается ошибка, и  хорошо, если она замечена  вовремя (сложное предложение с  сочинит. и подчинит.  связью) ­ и хорошо­ слово  категории состояния,  значит, это предложение  односоставное, безличное 64. Среди  предложений 1­4  укажите сложное, в состав которого входят неполные  предложения 5. Объясните знаки  препинания в 3  предложении,  (составьте схему  предложения) 6. Среди  предложений 1­4  найдите такое,  которое связано с предыдущим при  помощи  местоимения и  сочинительного  союза 7. Прочитайте  фрагмент  рецензии,  составленной на  основе  прочитанного  вами текста. В  этом фрагменте  рассматриваются  языковые  особенности  текста.  Некоторые  термины  пропущены.  Вставьте вместо  пропусков  цифры,  соответствующие номеру термина  из списка. Работа с неполными предложениями  ( восстановление члена предложения из  контекста) Вместо иглы ­ мысль, вместо  льняного холста ­ белый лист  бумаги. (два неполных  предложения в составе  сложного бессоюзного)  Графическая работа: понимание знаков  препинания в простом предложении Слово­ тот же вышивальный  крестик Знание частей речи, связи предложений в  тексте (3)Слово­ тот же вышивальный  крестик.(4) Оно  тоже окрашено в  определенный цвет… Знание и понимание терминов  выразительных средств языка Для выражения своей точки  зрения автор нашел такой  необычный  прием, как__ писательского  труда с вышиванием. Мастер  слова, как искусница, должен  быть внимателен при создании своего произведения, поэтому  автор так  осторожно подбирает___ словам, которыми хочет  заинтересовать читателя  (определенный цвет, слово­ стежок). Автор считает, что некоторых  писателей волнует  количество написанного, а не  качество. Именно для таких  «мастеров» Носов  и  вводит_______ «строчкогонст во». 1. Фразеологизм, 2. Вопросно­ответная форма  изложения, 3. Сравнение 4. Экспрессивный повтор 5. Метафора 7Опора на сегодняшние действия  восьмиклассников: 6. Неологизм 7. Ряды однородных членов, 8. Эпитеты. Сегодня широко развернута акция  «Сквернословию ­ нет», мы  подготовили листовки на эту  тему и планируем их раздать  на улице   прохожим. На мой  взгляд, результат такой  деятельности ­ привлечение  внимание людей к своей речи,  слову, а значит культуре. Рефлексия        по анализу  текста: ­ К кому обращается  писатель в  тексте? ­ К умному читателю  (т.е. к читателю,  который умом и  сердцем примет  произведения  Мастера) ­ Как наша тема  соотносится с  выводами текста? ­ Слово ­ неотъемлемая  часть языка, а  значит и  культуры народа.  Поэтому мы  должны  аккуратно  относиться к  слову, значит  беречь язык ­  неотъемлемую  часть русской  культуры. Рефлексия урока: Работая сегодня с  текстом, вы  сделали для себя  определенные  выводы: 1. Сегодня я не только узнал, но и сумел  пользоваться своими знаниями… 1. Публицистический стиль  позволяет поднимать  значимые  вопросы. 2. Нужно  вглядываться не  только в содержание  текста, но и в то, как он  написан: ты многое из этого почерпнешь 3. Чтобы стать хорошим  читателем, нужно много  читать и вести диалог с  писателем. 4. Нужно  следить за своей  речью, не допускать  сквернословия. 8Итог урока: Итак, мы сегодня на  уроке­ практикуме  сумели повторить  изученное,  отсюда отметки  за урок: ­ за активность, умение  делать выводы; ­ правильное выполнение тестовых  заданий; ­ за работу у доски; ­ за работу с  дополнительной  информацией…     У вас в папке «Эпиграф» даны  высказывания о русском языке. Выберите то, которое соответствует сегодняшнему  уроку, и его вы бы поставили девизом  для вашей листовки. Поясните ваш  выбор.  СПАСИБО ЗА УРОК!  И мы сохраним тебя, русская  речь, Великое русское   слово.                                А. Ахматова Обращаться   с   языком   кое­как, значит   и   мыслить   кое­как: неточно,   приблизительно, неверно.(А Толстой) Русский язык в умелых руках и  опытных устах – красив,  певуч. выразителен,  послушен, ловок и  вместителен (Куприн) 9