Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Оценка 5

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
08.05.2017
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
В ходе урока повторяются основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы; проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, экспериментально распознавать кислоты, щелочи и соли, анализировать и систематизировать вещества по их строению. Урок может быть использован в любом УМК по химии.
Урок-практикум Соединения химических элементов.docx
Урок­практикум: «Соединения химических элементов». Задачи: 1.   повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы; проверить   умения   составлять   формулы   оксидов,   оснований,   кислот   и   солей, экспериментально   распознавать   кислоты,   щелочи   и   соли,   анализировать   и систематизировать вещества по их строению; 2.   развивать мышление (анализ, соотнесение, терминология данной темы; 3.   воспитывать   культуру   химического   эксперимента:   соблюдение   правил   техники безопасности   при   работе,   поведение   в   кабинете   химии,   наблюдательность   за веществами в быту, умение безопасного обращения с ними. Мотивация и целеполагание: Можно химию не знать, Но прожить без неё Сегодня и завтра нельзя. Учащиеся заранее распределяются по командам, выбирают капитана каждой      команды. Команда № 1 ­ "Атом", команда № 2 ­ "Молекула".     Учитель объясняет правила игры. Правила игры 1. После каждого этапа учитель подводит итоги конкурса и выставляет баллы каждой  команде. 2. Капитан команды назначает своих участников ответственными по каждому конкурсу. 3. Если кто­либо в команде в течение всей игры не принимает в ней участия, то со всей  команды снимаются баллы. Обобщение и систематизация знаний: Конкурс 1 "Найди родственников" Командам выдаются карточки с формулами веществ.     За 1 мин команде "Атом" необходимо выбрать из предложенного перечня веществ     все оксиды и кислоты, а команде "Молекула" ­ все основания и соли и записать их в таблицу. Таблица 1.  Классификация веществ Оксид ы Кислот ы Основани я Сол и                 Максимальная оценка за конкурс ­ 4 балла (1 балл за правильное распределение и     название веществ, еще 1 ­ за участие всей команды). Карточка команды "Атом" ­ Nа2SО3, Н2SО4, СrО3, НNO3, МgО, NaNО3, КОН. Ответы: оксиды: СrО3, МgО; кислоты: Н2SО4, НNO3. Карточка команды "Молекула" ­ Мg(ОН)2, Н2SО4, ZnСl2, НNO3, МgО, NаNO3, КОН. Ответы: основания: Мg(ОН)2, КОН; соли: ZnСl2, NаNO3. Конкурс 2 «Третий лишний» За   1   мин   необходимо   найти   на   каждой   строке   лишнюю   формулу   вещества   и     объяснить, почему именно эта формула лишняя. Задание   команде   "Атом". Найти   лишнюю   формулу,   вычеркнуть   ее   и   назвать   класс веществ: 1) Н2O, К2SO4, SO2 ­. . .; ответ: К2SO4 – соль. 2) ВаSО4, НСl, СuСl2 ­. . .; ответ: НСl – кислота. 3) NaОН, СuО, Сu(ОН)2 ­ . . .; ответ: СuО – оксид. 4) Н2SО3, НСl, КNO3 ­ . . .; ответ: КNO3 – соль. Задание команде "Молекула". Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ: 1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 ­. . .; ответ: LiNO3 – соль. 2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S ­ . . . ; ответ: Н2S – кислота. 3) Nа2СO3, Р2O5, МgO ­. . .; ответ: Nа2СO3 – соль. 4) АlРО4, СuSО4, Zn(ОН)2 ­ . . .; ответ: Zn(ОН)2 – основание. Конкурс 3 "Экспертиза"     Каждой команде выдается по три пробирки с веществами: NаОН, НСl, NаСl (можно выдать   приборы   для   работы   в   парах).   За   1   мин,   используя   растворы   индикаторов метилоранжа   и   фенолфталеина,   необходимо   распознать,   в   какой   пробирке   находится каждое вещество, и объяснить почему. Максимальная оценка за конкурс ­ 2 балла. Учитель после ответа команд сам определяет, про какой из выданных индикаторов более подробно расскажет каждая команда. Дополнительное задание (1 мин).     Если вы правильно определите, в какой среде индикаторы, которые приведены в таблице 2, имеют такую окраску, то сумма ответов будет численно равна порядковому номеру элемента натрия. Таблица 2 Окраска индикаторов Среда Лакмус ­ красный кисла я 1 Фенолфталеин ­ малиновый 3 Метилоранж ­ желтый 5 щелочная 2 4 6    Ответ: 1.4.6 После выполнения эксперимента представители команд читают стихи про фенолфталеин и метилоранж. Фенолфталеин Попасть в кислоту ­ есть ли горше удача?  Но он перетерпит без вздохов, без плача.  Зато в щелочах у фенолфталеина Начнется не жизнь, а сплошная малина. Метилоранж От щелочи я желт, как в лихорадке,  Краснею от кислот, как от стыда.  Но бросаюсь в воду без оглядки, И здесь уж не заест меня среда. Закрепление и контроль знаний: Конкурс 4 "Тестирование" На это задание отводится 5 минут. Каждый из участников команды по очереди     подходит к доске и выбирает правильный ответ, помечая его кружком. Последним идет капитан, проверяя все ответы. Готовы? Начали! Вопросы для команды "Атом" 1. В каком соединении марганец проявляет наибольшую степень окисления? а) МnО; б) МnO2; в) К2МnО4; г) КМnО4. 2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)? а) NO; б) NO2; в) N2О; г) N2О3. 3. Выберите формулу сероводородной кислоты. а) Н2S; б) Н2SO3; в) Н2SО4; г) Н2SiO3 4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв? а) Са(ОН)2; б) Аl(ОН)3; в) LiОН; г) NаОН. 5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде? а) Fе(NO3)2; б) РbСl2; в) ВаSО4; г) NаС1. Вопросы для команды "Молекула" 1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте НСlО4? а) +2; б) ­1; в) +3; г) +7. 2. Данный оксид составляет 80% массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции. а) Н2О; б) СО2; в) СаО; г) Nа2О. 3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке? а) НСl; б) НF; в) НВr; г) HI. 4. Формула гидроксида, который соответствует оксиду меди (I), ­ это: а) Сr(ОН)3; б) Сu(ОН)2; в) Са(ОН)2; г) СuОН. 5. Какое из этих, названий не соответствует веществу, формула которого СаСО3? а) Мел; б) мрамор; в) галенит; г) известняк. Ответы (для обеих команд): 1 ­ г; 2 ­ а; 3 ­ а; 4 ­ г; 5 ­ в. Конкурс 5 "Крестики­нолики" Командам выдаются карточки с заданиями. Поиграйте в "крестики­нолики".     Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы:  а) оксидов; б) оснований; в) кислот; г) солей. Время проведения конкурса ­ 2 мин. а) СаО НСl NаО Н СО2 СаСl2 Nа2O Fе(ОН)3 Н2SO3 Н2О б) КОН Р2O5 K2O Ва(ОН)2 Н2 Zn(ОН) 2 Fе(ОН)3 Nа3РO ZnСl2 4 в) NaСl НСl СO2 Zn(ОН) 2 Н2SO4 K2O Н2СO3 Н3РO4 Fе2(SO4)3 г) СuSО4 ZnCl2 К2СО3 SiO2 MgCl2 СО Н2СО3 Н2O LiOH Оценка конкурса ­ 4 балла. Конкурс 6 "Установите соответствие" Для формул приведенных ниже солей запишите формулы гидроксидов, которыми      они образованы. На конкурс отводится 2 мин. Задание для капитана команды "Атом". Nа2SO4 ­ :::::: NaOH, H2SO4 К2SiO3 ­::::::.. KOH, H2SiO3 Ca3(PO4)2 ­:::::. Ca(OH)2, H3PO4 Ва(NO3)2 ­ :::::.. Ba(OH)2, HNO3 Задание для капитана команды "Молекула". FеСl2 ­ :::::.. Fe(OH)2, HCl ZnSO4 ­ :::::: Zn(OH)2, H2SO4 АgNО3 ­ :::::. AgOH, HNO3 Fe2(SO4)3 ­::::..Fe(OH)3, H2SO4 Оценка конкурса ­ по 4 балла.   Каждому члену команды выдается тест на проверку терминов с учетом уровня    подготовки (табл. 3 ­ 4). Время на выполнение любого уровня (А, В) ­ 3 мин. Конкурс 7 "Знание терминов" УРОВЕНЬ А Задание. Во  втором  столбце  табл.   3  записаны  химические  понятия,   в  третьем  ­ толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И ­ если это истинное толкование, Л ­ если это ложное толкование. Колонка "+/­" ­ для подсчета верных ответов. Если вы набрали 12 ­ 13 "+", то оценка "5", 11 ­ 10 "+" ­ оценка "4", 9 ­ 8 "+" ­ оценка "3". Если у вас от 8 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз. №  п/п 1 2 3 4 5 6 Таблица 3. Тест "Знание тезауруса". Уровень А. Понятие Варианты толкования понятия Основания Вещества, образованные частицами Н и ОН Вещества, образованные атомами металла и группами ОН Кислоты Вещества, образованные атомами водорода, способными  замещаться на атомы металла, и кислотными остатками Вещества, образованные атомами металла и кислотными  остатками Щелочи Растворимые в воде основания Нерастворимые в воде вещества Соли Вещества, образованные атомами металла и кислотными  остатками Вещества, образованные атомами водорода, способными  замещаться на атомы металла, и кислотными остатками Оксиды Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых  кислород Вещества, в состав которых входит кислород Индикатор ы Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют  свой цвет Вещества, которые под действием щелочей меняю свой цвет И Л +/ ­ №  п/п 1 2 3 4 5 6 Ключ к уровню А Понятие Варианты толкования понятия Основания Вещества, образованные частицами Н и ОН Вещества, образованные атомами металла и группами ОН Кислоты Вещества, образованные атомами водорода, способными  замещаться на атомы металла, и кислотными остатками Вещества, образованные атомами металла и кислотными  остатками Щелочи Растворимые в воде основания Нерастворимые в воде вещества Соли Вещества, образованные атомами металла и кислотными  остатками Вещества, образованные атомами водорода, способными  замещаться на атомы металла, и кислотными остатками Оксиды Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых  кислород Вещества, в состав которых входит кислород Индикатор ы Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют  свой цвет Вещества, которые под действием щелочей меняют свой цвет И Л +/ ­ л и и л и л и л и л и л                         УРОВЕНЬ В Задание. Во втором столбце табл. 2 записаны химические понятия, в третьем ­  толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом  столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И ­ если это истинное  толкование, Л ­ если это ложное толкование. Колонка "+/­" для подсчета верных ответов. Если вы набрали 16­15 "+", то оценка "5", 14 ­ 13 "+" ­ оценка "4", 12 ­ 11 "+"­оценка "3". Если у вас от 10 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз. Таблица 4 Тест "Знание тезауруса". Уровень В Понятие Варианты толкования понятия №'  п/п И Л +/ ­ 1 2 3 4 5 6 7 Кислотные  оксиды Оксиды, которым соответствуют кислоты Оксиды, которым соответствуют основания Кислоты Вещества, образованные частицами Н и ОН Вещества, образованные атомами водорода, способными  замещаться на атомы металла, и кислотными остатками Индикаторы Вещества, которые под действием кислот меняют свой  цвет Вещества, которые под действием щелочей и кислот  меняют свой цвет Летучие  кислоты Кислоты, которые при 20 0С находятся только в  газообразном агрегатном состоянии Кислоты, которые при 20 0С могут быть как в  газообразном, так и в жидком состоянии Основания Вещества, образованные частицами Н и ОН                   Вещества, образованные атомами металла и группами ОН   Основные  оксиды Оксиды, которым соответствуют основания Оксиды, которым соответствуют кислоты Кислые соли Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками Соли, в состав которых входят атомы металла,  соединенные с кислотными остатками                                             8 Щелочи Растворимые в воде основания Нерастворимые в воде основания Ключ к уровню В №  п/п 1 Понятие Варианты толкования понятия Кислотные  оксиды Оксиды, которым соответствуют кислоты Оксиды, которым соответствуют основания И  Л +/ ­ и л Кислоты Вещества, образованные частицами Н и ОН Вещества, образованные атомами водорода, способными  замещаться на атомы металла, и кислотными остатками Индикаторы Вещества, которые под действием кислот меняют свой  цвет Вещества, которые под действием щелочей и кислот  меняют свой цвет Летучие  кислоты Кислоты, которые при 20 0С находятся только в  газообразном агрегатном состоянии Кислоты, которые при 20 0С могут быть как в  газообразном, так и в жидком состоянии Основания Вещества, образованные частицами Н и ОН л и л и л и л Вещества, образованные атомами металла и группами ОН и 2 3 4 5 6 7                             и л и л и л Основные  оксиды Оксиды, которым соответствуют основания Оксиды, которым соответствуют кислоты Кислые соли Соли, в состав которых входят атомы металла и  водорода, соединенные с кислотными остатками Соли, в состав которых входят атомы металла,  соединенные с кислотными остатками 8 Щелочи Растворимые в воде основания Нерастворимые в воде основания Учащиеся разбиваются по парам, им даются ключи, по которым они проверяют друг друга и выставляют оценки. Рефлексия и подведение итогов:      1. Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкуров. Он подсчитывает сумму балов   каждой   команды   и   выставляет   оценки   каждому   члену   команды.   (За   всякого   не принявшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу).    2. Оцените свое эмоциональное состояние на уроке, дорисовав эмоцию на лице:              радость, удовольствие;              печаль;                 безразличие. Домашнее задание: повт. §§18 ­22.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.

Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017