Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
химия
8 кл
08.05.2017
В ходе урока повторяются основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы; проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, экспериментально распознавать кислоты, щелочи и соли, анализировать и систематизировать вещества по их строению. Урок может быть использован в любом УМК по химии.
Урок-практикум Соединения химических элементов.docx
Урокпрактикум: «Соединения химических элементов».
Задачи:
1. повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы;
проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей,
экспериментально распознавать кислоты, щелочи и соли, анализировать и
систематизировать вещества по их строению;
2. развивать мышление (анализ, соотнесение, терминология данной темы;
3. воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники
безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность за
веществами в быту, умение безопасного обращения с ними.
Мотивация и целеполагание:
Можно химию не знать,
Но прожить без неё
Сегодня и завтра нельзя.
Учащиеся заранее распределяются по командам, выбирают капитана каждой
команды. Команда № 1 "Атом", команда № 2 "Молекула".
Учитель объясняет правила игры.
Правила игры
1. После каждого этапа учитель подводит итоги конкурса и выставляет баллы каждой
команде.
2. Капитан команды назначает своих участников ответственными по каждому конкурсу.
3. Если ктолибо в команде в течение всей игры не принимает в ней участия, то со всей
команды снимаются баллы.
Обобщение и систематизация знаний:
Конкурс 1 "Найди родственников"
Командам выдаются карточки с формулами веществ.
За 1 мин команде "Атом" необходимо выбрать из предложенного перечня веществ
все оксиды и кислоты, а команде "Молекула" все основания и соли и записать их в
таблицу.
Таблица 1. Классификация веществ
Оксид
ы
Кислот
ы
Основани
я
Сол
и
Максимальная оценка за конкурс 4 балла (1 балл за правильное распределение и
название веществ, еще 1 за участие всей команды).
Карточка команды "Атом" Nа2SО3, Н2SО4, СrО3, НNO3, МgО, NaNО3, КОН.
Ответы: оксиды: СrО3, МgО; кислоты: Н2SО4, НNO3.
Карточка команды "Молекула" Мg(ОН)2, Н2SО4, ZnСl2, НNO3, МgО, NаNO3, КОН. Ответы: основания: Мg(ОН)2, КОН; соли: ZnСl2, NаNO3.
Конкурс 2 «Третий лишний»
За 1 мин необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и
объяснить, почему именно эта формула лишняя.
Задание команде "Атом". Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс
веществ:
1) Н2O, К2SO4, SO2 . . .; ответ: К2SO4 – соль.
2) ВаSО4, НСl, СuСl2 . . .; ответ: НСl – кислота.
3) NaОН, СuО, Сu(ОН)2 . . .; ответ: СuО – оксид.
4) Н2SО3, НСl, КNO3 . . .; ответ: КNO3 – соль.
Задание команде "Молекула". Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс
веществ:
1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 . . .; ответ: LiNO3 – соль.
2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S . . . ; ответ: Н2S – кислота.
3) Nа2СO3, Р2O5, МgO . . .; ответ: Nа2СO3 – соль.
4) АlРО4, СuSО4, Zn(ОН)2 . . .; ответ: Zn(ОН)2 – основание.
Конкурс 3 "Экспертиза"
Каждой команде выдается по три пробирки с веществами: NаОН, НСl, NаСl (можно
выдать приборы для работы в парах). За 1 мин, используя растворы индикаторов
метилоранжа и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке находится
каждое вещество, и объяснить почему. Максимальная оценка за конкурс 2 балла. Учитель
после ответа команд сам определяет, про какой из выданных индикаторов более подробно
расскажет каждая команда.
Дополнительное задание (1 мин).
Если вы правильно определите, в какой среде индикаторы, которые приведены в
таблице 2, имеют такую окраску, то сумма ответов будет численно равна порядковому
номеру элемента натрия.
Таблица 2
Окраска индикаторов
Среда
Лакмус красный
кисла
я
1
Фенолфталеин малиновый 3
Метилоранж желтый
5
щелочная
2
4
6
Ответ: 1.4.6
После выполнения эксперимента представители команд читают стихи про фенолфталеин и
метилоранж.
Фенолфталеин Попасть в кислоту есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.
Метилоранж
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
Закрепление и контроль знаний:
Конкурс 4 "Тестирование"
На это задание отводится 5 минут. Каждый из участников команды по очереди
подходит к доске и выбирает правильный ответ, помечая его кружком. Последним идет
капитан, проверяя все ответы. Готовы? Начали!
Вопросы для команды "Атом"
1. В каком соединении марганец проявляет наибольшую степень окисления?
а) МnО; б) МnO2; в) К2МnО4; г) КМnО4.
2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)?
а) NO; б) NO2; в) N2О; г) N2О3.
3. Выберите формулу сероводородной кислоты.
а) Н2S; б) Н2SO3; в) Н2SО4; г) Н2SiO3
4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв?
а) Са(ОН)2; б) Аl(ОН)3; в) LiОН; г) NаОН.
5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде?
а) Fе(NO3)2; б) РbСl2; в) ВаSО4; г) NаС1.
Вопросы для команды "Молекула"
1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте НСlО4?
а) +2; б) 1; в) +3; г) +7.
2. Данный оксид составляет 80% массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные
функции.
а) Н2О; б) СО2; в) СаО; г) Nа2О.
3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке?
а) НСl; б) НF; в) НВr; г) HI.
4. Формула гидроксида, который соответствует оксиду меди (I), это:
а) Сr(ОН)3; б) Сu(ОН)2; в) Са(ОН)2; г) СuОН.
5. Какое из этих, названий не соответствует веществу, формула которого СаСО3?
а) Мел; б) мрамор; в) галенит; г) известняк.
Ответы (для обеих команд): 1 г; 2 а; 3 а; 4 г; 5 в.
Конкурс 5 "Крестикинолики"
Командам выдаются карточки с заданиями. Поиграйте в "крестикинолики".
Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы:
а) оксидов; б) оснований; в) кислот; г) солей.
Время проведения конкурса 2 мин. а)
СаО
НСl
NаО
Н
СО2
СаСl2
Nа2O
Fе(ОН)3 Н2SO3 Н2О
б)
КОН
Р2O5
K2O
Ва(ОН)2 Н2
Zn(ОН)
2
Fе(ОН)3 Nа3РO
ZnСl2
4
в)
NaСl
НСl
СO2
Zn(ОН)
2
Н2SO4 K2O
Н2СO3
Н3РO4
Fе2(SO4)3
г)
СuSО4
ZnCl2
К2СО3
SiO2
MgCl2
СО
Н2СО3
Н2O
LiOH
Оценка конкурса 4 балла.
Конкурс 6 "Установите соответствие"
Для формул приведенных ниже солей запишите формулы гидроксидов, которыми
они образованы. На конкурс отводится 2 мин.
Задание для капитана команды "Атом".
Nа2SO4 :::::: NaOH, H2SO4
К2SiO3 ::::::.. KOH, H2SiO3
Ca3(PO4)2 :::::. Ca(OH)2, H3PO4
Ва(NO3)2 :::::.. Ba(OH)2, HNO3
Задание для капитана команды "Молекула".
FеСl2 :::::.. Fe(OH)2, HCl
ZnSO4 :::::: Zn(OH)2, H2SO4
АgNО3 :::::. AgOH, HNO3 Fe2(SO4)3 ::::..Fe(OH)3, H2SO4
Оценка конкурса по 4 балла.
Каждому члену команды выдается тест на проверку терминов с учетом уровня
подготовки (табл. 3 4). Время на выполнение любого уровня (А, В) 3 мин.
Конкурс 7 "Знание терминов"
УРОВЕНЬ А
Задание. Во втором столбце табл. 3 записаны химические понятия, в третьем
толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом
столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И если это истинное
толкование, Л если это ложное толкование. Колонка "+/" для подсчета верных ответов.
Если вы набрали 12 13 "+", то оценка "5",
11 10 "+" оценка "4",
9 8 "+" оценка "3".
Если у вас от 8 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Таблица 3. Тест "Знание тезауруса". Уровень А.
Понятие
Варианты толкования понятия
Основания
Вещества, образованные частицами Н и ОН
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН
Кислоты
Вещества, образованные атомами водорода, способными
замещаться на атомы металла, и кислотными остатками
Вещества, образованные атомами металла и кислотными
остатками
Щелочи
Растворимые в воде основания
Нерастворимые в воде вещества
Соли
Вещества, образованные атомами металла и кислотными
остатками
Вещества, образованные атомами водорода, способными
замещаться на атомы металла, и кислотными остатками
Оксиды
Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых
кислород
Вещества, в состав которых входит кислород
Индикатор
ы
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют
свой цвет
Вещества, которые под действием щелочей меняю свой цвет
И
Л
+/
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Ключ к уровню А
Понятие
Варианты толкования понятия
Основания
Вещества, образованные частицами Н и ОН
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН
Кислоты
Вещества, образованные атомами водорода, способными
замещаться на атомы металла, и кислотными остатками
Вещества, образованные атомами металла и кислотными
остатками
Щелочи
Растворимые в воде основания
Нерастворимые в воде вещества
Соли
Вещества, образованные атомами металла и кислотными
остатками
Вещества, образованные атомами водорода, способными
замещаться на атомы металла, и кислотными остатками
Оксиды
Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых
кислород
Вещества, в состав которых входит кислород
Индикатор
ы
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют
свой цвет
Вещества, которые под действием щелочей меняют свой цвет
И
Л
+/
л
и
и
л
и
л
и
л
и
л
и
л
УРОВЕНЬ В
Задание. Во втором столбце табл. 2 записаны химические понятия, в третьем
толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом
столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И если это истинное
толкование, Л если это ложное толкование. Колонка "+/" для подсчета верных ответов.
Если вы набрали 1615 "+", то оценка "5",
14 13 "+" оценка "4",
12 11 "+"оценка "3".
Если у вас от 10 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз.
Таблица 4 Тест "Знание тезауруса". Уровень В Понятие
Варианты толкования понятия
№'
п/п
И
Л
+/
1
2
3
4
5
6
7
Кислотные
оксиды
Оксиды, которым соответствуют кислоты
Оксиды, которым соответствуют основания
Кислоты
Вещества, образованные частицами Н и ОН
Вещества, образованные атомами водорода, способными
замещаться на атомы металла, и кислотными остатками
Индикаторы
Вещества, которые под действием кислот меняют свой
цвет
Вещества, которые под действием щелочей и кислот
меняют свой цвет
Летучие
кислоты
Кислоты, которые при 20 0С находятся только в
газообразном агрегатном состоянии
Кислоты, которые при 20 0С могут быть как в
газообразном, так и в жидком состоянии
Основания
Вещества, образованные частицами Н и ОН
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН
Основные
оксиды
Оксиды, которым соответствуют основания
Оксиды, которым соответствуют кислоты
Кислые соли
Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода,
соединенные с кислотными остатками
Соли, в состав которых входят атомы металла,
соединенные с кислотными остатками
8
Щелочи
Растворимые в воде основания
Нерастворимые в воде основания
Ключ к уровню В
№
п/п
1
Понятие
Варианты толкования понятия
Кислотные
оксиды
Оксиды, которым соответствуют кислоты
Оксиды, которым соответствуют основания
И
Л
+/
и
л Кислоты
Вещества, образованные частицами Н и ОН
Вещества, образованные атомами водорода, способными
замещаться на атомы металла, и кислотными остатками
Индикаторы
Вещества, которые под действием кислот меняют свой
цвет
Вещества, которые под действием щелочей и кислот
меняют свой цвет
Летучие
кислоты
Кислоты, которые при 20 0С находятся только в
газообразном агрегатном состоянии
Кислоты, которые при 20 0С могут быть как в
газообразном, так и в жидком состоянии
Основания
Вещества, образованные частицами Н и ОН
л
и
л
и
л
и
л
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН и
2
3
4
5
6
7
и
л
и
л
и
л
Основные
оксиды
Оксиды, которым соответствуют основания
Оксиды, которым соответствуют кислоты
Кислые соли
Соли, в состав которых входят атомы металла и
водорода, соединенные с кислотными остатками
Соли, в состав которых входят атомы металла,
соединенные с кислотными остатками
8
Щелочи
Растворимые в воде основания
Нерастворимые в воде основания
Учащиеся разбиваются по парам, им даются ключи, по которым они проверяют друг
друга и выставляют оценки.
Рефлексия и подведение итогов:
1. Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкуров. Он подсчитывает сумму
балов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. (За всякого не
принявшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу).
2. Оцените свое эмоциональное состояние на уроке, дорисовав эмоцию на лице:
радость, удовольствие;
печаль;
безразличие. Домашнее задание: повт. §§18 22.
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Урок-практикум: «Соединения химических элементов». 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.