Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"
Оценка 4.6

Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
26.06.2017
Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"
Урок проводится в 9 классе после изучения темы "Сложноподчиненное предложение". В ходе урока повторяется структура сложноподчиненного предложения, расстановка знаков препинания в нем; закрепляется умение учащихся самостоятельно отбирать и перерабатывать теоретический материал, логически доказывать суждения, на их основе делать выводы; продолжается формирование интереса к русскому языку, потребности углубленного его изучения.Урок-практикум обобщает и расширяет сведения учащихся о сложноподчиненном предложении. В ходе повторения использованы разнообразные виды заданий, что активизирует внимание учащихся и вызывает интерес. В ходе повторения идет подготовка к ОГЭ.
Урок-практикум Сложноподчиненное предложение.docx
Урок­практикум Сложноподчиненное предложение Цель   –  обобщение   и   расширение   сведений   о   сложноподчиненном предложении. Задачи   –  повторить   структуру   сложноподчиненного   предложения, расстановку   знаков   препинания   в   нем;   закрепить   умение   самостоятельно отбирать   и   перерабатывать   теоретический   материал,   логически   доказывать суждения, на их основе делать выводы; продолжить формирование интереса к русскому языку, потребности углубленного его изучения. Оборудование урока: компьютерное сопровождение, презентация, карточки с   опорными   записями,   сборник   Л.И.   Мальцевой   «Русский   язык.   9   класс. Итоговая аттестация», 2016 г. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания по опорной записи.  Восстановите текст. Вставьте пропущенные слова и словосочетания так, чтобы   у   вас   получился   грамматический   рассказ.  (Карточки   с   опорными записями, устный ответ ученика) Сложноподчиненным   предложением   называется   сложное предложение,   части   которого   связаны   между   собой   ____________   . Подчинительная   связь   между   частями   сложноподчиненного предложения   выражается   в     ___________   .   Сложноподчиненные предложения   включают   ____________   .   Часть   сложноподчиненного предложения, которой подчинено придаточное, называется __________ . Придаточное может стоять ____________ . Например, _____________ . Придаточные   предложения   присоединяются   к   главному   (или   другому придаточному)   ______________   .   Союзы   служат   только   средством ___________   между   частями   сложноподчиненного   предложения,   а __________   наряду   с   этим   выполняют   функцию   одного   из   членов предложения. В главном предложении часто используются указательные слова, которые ___________ . Придаточные предложения отделяются от главного ___________ . Если придаточное стоит в середине главного, то ___________   .   Например,   ______________   .   В   сложноподчиненном предложении   может   быть   ____________   предложений.   Например, ___________ . ­   Сформулируйте   тему   урока   и   определите   цель   нашего   урока (ответы учащихся). Откройте тетради. Запишите число и тему. Произведите синтаксический разбор предложенного предложения. 3. Синтаксический разбор предложения. (Ученик разбирает у доски) Надо   поставить   свою   жизнь   в   такие   условия,   чтобы   труд   был необходим. [ук. сл. + сущ.], (чтобы …).         (повест., невоскл., слож., СПП с придат. определит.: 1 – прост., распр., односост., безлич., полн., неосл.; 2 – прост., нераспр., двусост., полн., неосл.) ­ Определите тип сказуемого в каждом предложении.  (1 –  надо поставить – составное глагольное; 2 – был необходим – составное именное) 4. Рассказ   ученицы   по   таблице  «Виды   придаточных   предложений» (Слайды 2­6).  5. Определите виды придаточных предложений (Слайд 3 презентации «Урок­практикум»).  «По цепочке» учащиеся зачитывают предложения и определяют в них вид придаточного. 1) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. (придат. определит.) 2)   И   долго   буду   тем   любезен   я   народу,   что   чувства   добрые   я   лирой пробуждал. (придат. изъяснит.) 3)   Где   некогда   все   было   пусто   и   голо,   теперь   младая   роща   разрослась. (придат. места) 4) Я вернусь, когда раскинет ветви по­весеннему наш белый сад.  (придат. времени) 5) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для души человека. (придат. причины) 6) Мы видно уж поладим, коль рядом сядем. (придат. условия) 7) Работа кипела, несмотря на то что уж наступила ночь. (придат. уступки) 6. Найдите пару для каждой части и запишите (Слайд 4 презентации «Урок­практикум»):  I  ряд –  СПП с придаточными определительными,  II  ряд –  СПП с  III  ряд   –   СПП   с   придаточными придаточными   изъяснительными, обстоятельственными. Главное предложение СПП 1) У меня до сих пор сохранилась та фотография, … Придаточное предложение СПП 1) … откуда доносился крик о помощи. 2) … где я стою на палубе водолазного 2) Всякий труд важен, … 3) Суеверные люди уверяют, … 4) Грош цена человеку, … 5) Сломя голову он кинулся туда, … 6) Я не знал, … катера. 3) … ибо облагораживает человека. 4) … будто встреча  с черной кошкой сулит несчастье. 5)   …   какие   птицы   водятся   в   нашем лесу. 6) …который не может сломить дурной привычки. ­  Обменяйтесь   тетрадями  с  товарищем  по   парте, проверьте  правильные ответы   по   слайду,   поставьте   оценку  (Слайд   5   презентации   «Урок­ практикум»). 7. Рассказ  ученицы по таблице  «СПП с несколькими придаточными» (Слайды 7­10). 8. Определите вид подчинения придаточных предложений в СПП.  1) Сборник Л.И. Мальцевой «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация», 2016 г. Упражнение 20, стр.135 (1­10). ­ Задание выполняется устно. 2)  Задание 13 Итоговой аттестации  (Слайды 6­10 презентации «Урок­ практикум»).  Учащиеся   находят   в   предложенном   тексте   предложения   с указанным видом подчинения придаточных предложений. В ходе выполнения работы идет самопроверка. 9. Рассказ ученика по таблице «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, когда рядом оказываются два союза» (Слайды 11­ 12).  Задание ЕГЭ. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые  (Слайды 11­15 презентации «Урок­практикум»). В ходе выполнения работы идет самопроверка. 1) Уже поздней весною (1) когда лес покрылся зеленой листвой (2) и мы собирались на дачу (3) внук выпустил чижа на волю. (1,3) 2) Мне кажется (1) что (2) если я сделаю еще хоть один шаг среди этой грозной   темноты   (3)   я   тоже   полечу   в   глубокую   и   грязную   трясину. (1,2,3) 3) Когда   облака  поднялись  вверх  (1)   и  туман   рассеялся   над   морем  (2) когда   солнце   взошло   и   все   засияло   в   его   лучах   (4)   я   увидел   вдали корабль. (2,4) 4) Паром   двигался   с   такой   медленностью   (1)   что   (2)   если   бы   не постепенная обрисовка его контуров (3) то можно было бы подумать (4) что он стоит на одном и том же месте или же идет к тому берегу. (1,3,4) 5) Подъем на вершину был настолько труден (1) что (2) когда мы достигли цели (3) уже не было сил радоваться. (1,2,3) 10. Упражнение 130 стр. 83 по учебнику «Русский язык. 9 класс» Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской. ­ Составьте небольшой текст на тему «Я путешествую». Включите в свой текст сложноподчиненные предложения. Пример:   «Не   один   раз   в   своем   воображении   я   совершала путешествие в разные страны. Я летела самолетом туда, где персики и   апельсины   можно   срывать   руками   с   деревьев,   гуляя   по   улице.   Я мечтала попасть туда, где зимой можно купаться в море, где круглый год   тепло   и   солнечно.   Я   хотела   бы   быть   среди   людей, которыеприветливы,   жизнерадостны   и   беззаботны.   Там,   где   жизнь кажется сплошным праздником, откуда не хочется уезжать». ­ Сдайте тетради. Оценку за урок получит каждый из вас после проверки выполненных заданий. 11. Итог урока: ­ Закончите предложения (Слайд 16 презентации «Урок­практикум»):  1) Сегодня на уроке я повторил(а) … 2) Сегодня на уроке я узнал(а) … 3) Сегодня на уроке мне было … Спасибо   всем   за   урок!  (Слайд   17   презентации   «Урок­ практикум») 12. Домашнее задание. Сборник Л.И. Мальцевой «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация», 2016 г. Упражнение 20, стр.135 (11­25).

Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"

Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"

Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"

Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"

Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"

Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"

Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"

Урок-практикум в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2017