Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)
Оценка 4.7

Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
09.06.2017
Урок «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » (6 класс)
Тип урока: урок - исследование с применением игровых форм.Цели урока: Образовательные: 1. Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов. 2. Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-. 3. Повторить сведения о прилагательном, о тексте. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора. Общеучебные: 1. Формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, словарям. Развивающие: 1. Развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Воспитательные: 1. Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи. 2. Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной).Конспект урока
Н НН в именах прилагательных.doc
Тема : «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » Тип урока:  урок ­ исследование с применением игровых форм. Оборудование:  учебник русского языка для 6 класса  под редакцией М.М. Разумовской;     презентация с  заданиями и ответами для самопроверки, раздаточный  материал на  печатной основе ( представлены в  приложениях; « маршрутные листы» на  каждого  обучающегося  для  поэтапного отслеживания  усвоения  школьниками учебного  материал, смайлики, рабочие тетради. Цели        урока: Образовательные:  1. Познакомить  обучающихся  с  орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных  слов. 2. Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют  суффиксы –ан­,­ян­, ­ин­, ­н­, ­онн­, ­енн­. 3. Повторить  сведения  о  прилагательном, о  тексте. Закрепить  умения  словообразовательного и  орфографического  разбора. Общеучебные: 1. Формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к  справочной литературе, словарям. Развивающие: 1. Развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение,  классификация, систематизация. Воспитательные: 1.  Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала,     стремление овладевать богатством русской речи. 2. Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей  компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой,  правописной). Ход        урока 1. Организационный момент.  2. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования.   Блиц – опрос.  « Подскажи  словечко ». ­ Часть  речи, обозначающая  признак  предмета  и  отвечающая  на  вопросы  какой, какая,  чей    называется___________  (прилагательное). ­  Прилагательные  согласуются_____   ( с  существительными ). ­  Правописание  окончаний  прилагательных  следует  проверять_________( по  вопросу ). ­   По   значению   прилагательные   делятся   на   __   (   качественные,   относительные, притяжательные ). ­  Прилагательные  имеют  две  формы ___( полную  и  краткую ).   Качественные ­  _________( степени  сравнения ).   прилагательные   имеют   сравнительную   и   превосходную ­ Самый  распространённый  способ  образования  прилагательных _ ( суффиксальный ).  Слово        учителя: Правописание  суффиксов  прилагательных  часто  вызывает  сложности, поэтому  сегодня  я   вам   предлагаю   совершить   путешествие   в   город   Грамотеев.   Надеюсь,   что   мы  успешно  доберёмся  до  него   и  все  станем  настоящими  грамотеями. Каждый   из   вас   получит   «   маршрутный   лист».   На   каждой   станции   вам   предстоит  выполнить   задание   и   результат   занести   в   «маршрутный   лист».   Чем   больше   баллов  вы  наберёте, тем  больше  у  нас  шансов  добраться  до конечной станции. Итак, наше  путешествие  начинается.  В  добрый  путь! Мы  отправляемся  с  первой  станции, которая  называется  «  Исследовательская ». 2. Выдвижение   гипотез   обучающимися   на   основе   исследования       материалов   для   наблюдения.  1. Станция  « Исследовательская ». Материалы  для  наблюдения: гусиный                                   туманный земляной                                  революционный      песчаный                                 клюквенный Задания  для анализа предложенного словарного ряда: 1. Выделите  суффиксы  прилагательных. 2. В  чём  сложности  правописания  этих  суффиксов? 3. Сравните  слова  в  столбиках. 4. Сформулируйте  тему  урока.  Запишите  её . Запись в тетрадях («Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных»)   Оценивается  участие  в  обсуждении, результаты школьники заносят в «маршрутный  лист».  3. Самопроверка гипотезы обучающимися. 2. Станция  « Теоретическая ». ­Н­ .Кожа – кожаный ­НН­ 1).Телефон – телефонный      Серебро ­ серебряный      Старина – старинный  Лебедь – лебединый 2). Государство – государственный      Зверь ­ звериный      Станция ­ станционный Задание учителя:  Проанализируйте приведённые в таблице примеры, самостоятельно сформулируйте  правило. Проверим себя: Правило ­НН­ в  суффиксах прилагательных пишется: 1. на стыке образующей основы на –Н­ и суффикса –Н­; 2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН­ и – ЕНН­. Исключения: ветреный. Но: безветренный. ­Н­ пишется в прилагательных: 1. с суффиксами –АН­,­ЯН­; 2. с суффиксом –ИН­.  Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.  Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими  материалами, составляют опорный  конспект в тетрадях в виде схемы Опорный конспект                    ­НН­ 1. основа на –Н­ + суффикс – Н­                          ­Н­ 1. суффикс –ИН­ 2. суффиксы –ОНН­ и –ЕНН­ 2. суффиксы –АН­, ­ЯН­     исключения: ветреный,     исключения: оловянный,      но безветренный     стеклянный, деревянный Обучающиеся оценивают свою деятельность на станции «Теоретическая», заносят  результаты в «маршрутный лист».  3. Оценочно – рефлексивный этап. 4. Применение      новых знаний в практической учебной деятельности.   3.  Станция    « Практическая ». Слово учителя:  Здесь  вы  можете  проверить  свои  умения    применять  правило  на  письме.  Вам  предлагается  выбрать  задание  первого   или  второго  уровня  и  выполнить  его  в  тетради.  Время  выполнения  заданий  ­ 3  минуты. Задания 1 уровня Вставьте пропущенные буквы,  выделите суффиксы а). утр..ий, мыши..ый, кури..ый; б). кожа..ый, пламе..ый,  оловя..ый; в). жестя..ой, це..ый, дли..ый. Проверка.  Задания 2 уровня Образуйте прилагательные от существительных,  объясните графически выбор –Н­ и –НН­ а).береста, чугун, глина, клюква; б). лимон, кость, кухня, телефон; в). Журавль, петух, дерево, серебро. Задания 1 уровня Вставьте пропущенные буквы,  выделите суффиксы Задания 2 уровня Образуйте прилагательные от существительных,  объясните графически выбор –Н­ и –НН­ а). утренний, мышиный, куриный; б). кожаный, пламенный,  оловянный; в). жестяной, ценный, длинный. а).берестяной, чугунный, глиняный, клюквенный;  б). лимонный, костяной, кухонный,  телефонный; в). Журавлиный,  петушиный,  деревянный, серебряный. Слово учителя: Оцените  свои  работы  по  пятибалльной  системе, результат  занесите  в  «маршрутный  лист».  4.  Станция   «Разминочная». Задание учителя:    Я называю прилагательные. Если в суффиксе пишется Н, поднимаете руки перед собой,  если НН – вверх.     Ржаной, волосяной, тыквенный, зелёный,  обеденный, общественный, ветреный,  безветренный,  пчелиный, муравьиный, сонный.  Проверка  правильности  выполнения  задания .   Оценка  ­ 1  балл  за  правильный  ответ. Обучающиеся заносят результаты в «маршрутные  листы». 5. Самооценка усвоения учебного материала 6.        Станция      « Творческая ».   Задание учителя: Познакомьтесь  с  историей  хризантемы. Прочитайте текст и выполните задания Мало   кого   уже   уд..вляющее   слово   « хризантема » в   переводе   с   древн.. греческого  звучит   как   « золотой   цветок ». В   странах   востока   с   этим   р..стением   связывают   и     (не)обыкновенную  радость, и  истинную  печаль, и  глубочайш..  скор..ь.    Одно   из   преданий       ст..рины   рассказывает,   что   в   третьем   веке   до   нашей   эры  император   без   сердца,   без   жалости   узнал   о   существовании   цветка   (не)земной, божественной   красоты, который   рос   на   одном   из   островов, хранящих   множество  тайн.   Мудрец..   говорили, что   из   этого   растения   можно   было   приготовить   чудесный  на   вкус   эликсир,  помогающий     и..бавиться   от   (не)излечимых   болезней   и   уйти   от     врем..ни.   Но   только   искренний   человек   мог   прик..снуться   к   цветку       без      смерти         с    чудесным        действием.   Триста  доблес (?)ных  юношей  и  прекрас(?)ных   девушек  отправились  за  сокровищем,     цены.  Но  могущественному  императору  так  и  не  удалось  дождат(?)ся не     возвращения  смельчаков.     имеющим    На  островах  возникло  новое  государство – Япония. На  гербе  этой  страны  и  сегодня  шестнадцативековая  золотая  хризантема. Мало   кого   уже   удивляющее   слово   «   хризантема   »   в   переводе   с  древнегреческого  звучит  как  « золотой  цветок ». В  странах  востока  с  этим  растением  связывают  и    (не)обыкновенную  радость, и  истинную  печаль, и  глубочайшую  скорбь. Одно  из  преданий      старины  рассказывает, что  в  третьем  веке  до  нашей  эры  император   без   сердца,   без   жалости   узнал   о   существовании   цветка  неземной,  божественной   красоты,   который   рос   на   одном   из   островов, хранящих  множество  тайн.  Мудрецы  говорили, что  из  этого  растения  можно  было   приготовить   чудесный   на   вкус   эликсир,  помогающий     избавиться   от  неизлечимых   болезней   и   уйти   от   смерти       времени.   Но   только  искренний  человек  мог  прикоснуться  к  цветку      без         с       чудесным      действием.       Триста   доблестных   юношей   и   прекрасных     девушек   отправились   за     цены.  Но  могущественному  императору  так  и  не  сокровищем, не     удалось  дождаться  возвращения  смельчаков.     имеющим    На  островах  возникло  новое  государство – Япония. На  гербе  этой  страны  и  сегодня  шестнадцативековая  золотая  хризантема. Задания для анализа текста: 1. Докажите, что  перед  вами  текст. 2. К  какому  типу  речи  относится  данный  текст? Придумайте  заголовок. 3.  Объясните   лексическое   значение   выделенных   слов.   (   Проверьте   себя   по  словарю ).  Император – титул монархов;  эликсир – крепкий настой на спирту , употребляемый в косметологии и медицине.  4. Выпишите  из  текста  слова  с  пропусками  и  назовите  орфограммы.  Проверка.   Задание учителя: 5. Объясните  постановку  знака  препинания  в  предпоследнем  предложении. 6.  Сколько  в  тексте  прилагательных  с  орфограммой  «  Правописание  Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных »? Оценка – 1  балл. 7. 8.  Назовите  в  этих  прилагательных  суффиксы, объясните  их  правописание.  Замените  подчёркнутые  словосочетания  синонимичными. Слова  для  проверки: Предание  старины – старинное  предание Остров, хранящий  тайну – таинственный  остров Смерть  без  времени – безвременная  смерть Цветок  с  чудесным  действием ­  чудодейственный  цветок Сокровище, не  имеющее  цены – бесценное  сокровище. Оцените   свои   работы   по   пятибалльной   системе, результат   занесите   в « маршрутный  лист». 6. Выводы по результатам исследовательской работы. Задание  учителя:  Подведём  итоги. Ответьте на вопросы: 1. С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились? 2. Расскажите о правописании­ Н­ и –НН­ в прилагательных (кратко). 3. С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение  урока? 4. Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий? 5. Сведения из  каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке? Обучающиеся отвечают на вопросы, обобщают изученное, делают  выводы, оценивают своё  участие в этом обсуждении  и заполняют «маршрутные листы». Слово учителя:  Вот  и  подошло  к  концу  наше  сегодняшнее  путешествие  в  город  Грамотеев.  Все  мы  достигли  поставленной  цели. 7. Самооценка результативности учебного занятия. Слово учителя: А  теперь  посчитаем  количество  баллов  в « маршрутных  листах».  Поздравим   знатоков  русского  языка. 8. Рефлексия.    Выберите ту пословицу, которая соответствует вам  на нашем сегодняшнем уроке: Без труда не вынешь и рыбку из пруда.  Дело мастера боится. Терпенье и труд все  перетрут. Глядит в книгу, а видит фигу.  9. Домашнее задание: упр.    или  составить словарный диктант на изученную орфограмму  из 20 слов.  Маршрутный лист Станция Исследовательская Станция Теоретическая Станция Практическая Разминочн ая Станция Творческа я Резу льта т

Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » (6 класс)

Урок «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных » (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017