Урок «Предания старины глубокой…» Живое слово истории.
Оценка 5

Урок «Предания старины глубокой…» Живое слово истории.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
5 кл
03.11.2018
Урок «Предания старины глубокой…» Живое слово истории.
Методическая разработка для учащихся 5 классов по программе "Введение в историю родного края". Рассказывается о народах, населяющих Донецкий край. Даётся характеристика особенностей их традиций и обрядов, одежды, жилища, жизни и быта. Объясняются понятия «этнография», "этнографический музей", «фольклористика», «легенды», «были», «сказы».
11.docx
Тема 1. Путешествие в страну «История» (13 часов)  Урок 11               Дата 06.10    Класс 5­А               Дата 11.10    Класс 5­Б               Тема: «Преданья старины глубокой…» Живое слово истории. Цель: 1. Рассказать о народах, населяющих Донецкий край. Охарактеризовать особенности их  традиций и обрядов, одежды, жилища, жизни и быта. Объяснить понятия «этнография»,  «фольклористика», «легенды», «были», «сказы». 2. Продолжать развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в группе и с учителем, умение работать с разнообразными историческими  источниками: вещественными (предметами мебели, домашней утвари, одеждой),  письменными (описаниями ученых, записками путешественников, фольклорными и  художественными текстами) и устными (загадками, поговорками, легендами). 3. Прививать ученикам любовь к истории родного края. Воспитать бережное отношение к  материальной культуре нашего региона. Тип урока: урок изучения нового материала.                                                     Ход урока 1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся:     Здравствуйте, уважаемые ученики! Посмотрите какая сегодня хорошая погода, нам  улыбается солнышко, улыбается природа. Давайте и мы улыбнемся друг другу, зарядимся  положительной энергией и настроимся на хорошую плодотворную работу.    Сегодня, мы с вами продолжим путешествие по древней истории Донецкого края. Но,  перед тем как перейти к изучению новой темы, мы повторим изученный материал. 2. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос. 3. Мотивация. Рассказ учителя. Седая наша старина, Мешая с былью небылицы,  Преданий множества полна...                                                      Федор Бальдауф  Тема нашего урока: «Преданья старины глубокой…» Живое слово истории.    Изучая тему, мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Что изучает этнография. Традиции и обряды Донецкого края. 2. Фольклорные сокровища Донбасса: легенды, шахтёрские были и сказы. 3. История в песне.      Давайте запишем план урока и тему в тетрадь.  4. Изучение нового материала. 1. Что изучает этнография. Традиции и обряды Донецкого края. На какие важные для историка вопросы о прошлом помогает ответить этнография?    Издавна, собирая материалы, иллюстрирующие то или иное историческое событие,  ученые записывали песни, сказания, пословицы, поговорки, изучали обряды, обычаи,  верования народов, населявших различные территории страны. Большой интерес для  исследователей представляли также предметы быта, костюмы, орудия труда, украшения.  Всё это помогало составить им целостную картину прошлого.    Изучением бытовых и культурных особенностей народов, вопросами их происхождения,  расселения, традиций, обрядов и быта занимается этнография. Формирование понятия. Этнография ­ наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры различных народов в прошлом и настоящем.    Среди этнографических источников есть вещественные ­ реальные предметы (одежда,  пища, утварь); письменные (исследования и описания ученых, записки путешественников,  фольклорные и художественные тексты); изобразительные (визуальные) ­ картины,  фотографии, наскальная живопись; устные (легенды, сказки, поговорки).    Коллекции этнографические источников можно увидеть в этнографических музеях. Формирование понятия. Этнографический музей ­ научное учреждение, осуществляющее сбор, хранение и  изучение экспонатов, культуру, быт, одежду, обряды и традиции различных народов. 2. Фольклорные сокровища Донбасса: легенды, шахтёрские были и сказы.    Какие исторические знания можно получить из произведений народного фольклора?    Величайшее богатство народа ­ его язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове  сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм творчества  народа с такой силой не проявляется его ум, не отображается его история, общественный  строй, быт и мировоззрение, как в устном народном творчестве или народном фольклоре. Формирование понятия. Фольклор — народное творчество, отражающее жизнь, идеалы и принципы народа.    Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы является устный способ  передачи информации. К фольклорным произведениям относят, легенды, предания, сказки, песни, частушки, анекдоты.    Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды ­ письменные предания об исторических событиях или личностях. Такой легендарной личностью на Донбассе  является «хозяин шахты» и покровитель шахтёров Шубин, а посвященная ему «Легенда о  добром Шубине», пожалуй, одна из самых популярных в крае. Существует несколько  вариантов этой легенды. Самая популярная из них гласит:     «Живет в глубине донбасских шахт дух, шахтеры зовут его Шубин. Когда ­то он и  сам был шахтером. При взрыве газа метана погибла вся бригада, в живых остался  только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой, люди обвинили в случившемся. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его  никто не видел. Но с тех пор и до сегодня Добрый Шубин помогает шахтерам предупреждая их об  обвалах и возможных авариях.    Это знает каждый шахтер. И чтобы не обидеть Шубина делятся с ним своим  шахтерским «тормозком» и всегда говорят уважительно». 3. История в песне.         Своеобразной копилкой народной памяти являются сохранившиеся доныне думы и песни. Именно они ­ веселые и печальные ­ передают уникальность нашего народа.    В песнях народов Донбасса сочиненных в разные времена разными творцами, поется о  праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В них историки находят упоминания об  исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним современников,  характерных приметах нашего края.    Народным гимном Донбасса является, написанная в 1939 году Борисом Ласкиным и  композитором Никитой Богословским, песня «Спят курганы темные» ­ лирический рассказ о формировании человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах. Спят курганы тёмные солнцем опалённые  И туманы белые ходят чередой  Через рощи шумные и поля зелёные Вышел в степь донецкую парень молодой... ... Дни работы жаркие на бои похожие  В жизни парня сделали поворот крутой  На работу жаркую, на дела хорошие  Вышел в степь донецкую парень молодой.    Другой популярной песней края является «Песня про молодого коногона». В ней в  песенной форме рассказывалось о тяжелых условиях подземного труда, приводящих к  многочисленным смертям шахтеров. Гудки тревожно загудели, Народ бежит густой толпой, А молодого коногона  Несут с разбитой головой. — Прощай, Маруся, ламповая, И ты, братишка стволовой. Тебя я больше не увижу, Лежу с разбитой головой...    Песня о коногоне была такой популярной в народе, что во время Великой Отечественной  войны её переделали на песню о танкистах. 5. Закрепление изученного материала.   Практическая работа. Экскурсия «Родная улица моя». Составление схематического маршрута экскурсии, на котором указаны условные  обозначения мест и зданий, которые необходимо посетить. 6. Подведение итогов.    Условный микрофон.   7. Домашнее задание.      1. Вам необходимо выучить термины, которые мы с вами записали в тетрадь.      2. Вспомните и запишите в тетрадь как можно больше пословиц и поговорок о  шахтерском труде.

Урок «Предания старины глубокой…» Живое слово истории.

Урок «Предания старины глубокой…» Живое слово истории.

Урок «Предания старины глубокой…» Живое слово истории.

Урок «Предания старины глубокой…» Живое слово истории.

Урок «Предания старины глубокой…» Живое слово истории.

Урок «Предания старины глубокой…» Живое слово истории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018