Урок- презентация по биологии на тему: Папоротникообразные (5 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала папоротниковидные урок.doc

Урок Биологии 5 класс

Тема: Строение и многообразие папоротникообразные.

Учитель: Габышева Наталья Сергеевна

МАОУ «СОШ №1» г.Заводоуковск

Тюменская область

Цели:

Образовательные: познакомить с особенностями внешнего строения, многообразием и значением папоротникообразных; научить распознавать хвощи, плауны и папоротники;

Развивающие: развить интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство), умение коммуникативного общения, развитие речи.

Воспитательные: продолжить воспитание ценностного отношения к труду, к школьному оборудованию,  бережного отношения к зеленым растениям.

Уровневые цели для учащихся:

Репродуктивный уровеньусвоить понятия «вайи», «корневище», «спорангии», Конструктивный уровеньустановить причинно- следственную связь строения листа и выполняемой функцией.

Творческий уровеньрешить проблемный вопрос, обобщить и сделать вывод, оформить его в виде схемы.

Общедидактическая цель: создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации и её применения в учебной и жизненной ситуации.

Оборудование: гербарные экземпляры папоротниковидных,  живые комнатные растения, таблицы: “Хвощи, плауны, папоротники ”, учебник В.В. Пасечник «Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения»; листы самоконтроля; листы ватмана и фломастеры для презентации, тесты, презентация к уроку, проектор.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы: проблемный с применением элементов метода проектов,  игровой, исследовательской и информационно-коммуникативной технологий.

Приемы: беседа, работа с книгой, работа в тетради на печатной основе, работа с гербарием

Форма работы: групповая.

При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.

 

 

 

 

Этапы урока

Дидактические задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся. Создает доброжелательную, рабочую атмосферу. Сосредотачивает внимание, помогает сформировать группы для дальнейшей работы.

Приветствуют учителя. Слушают. Разбиваются на группы.

  1. (5мин)

Подготовка к основному этапу.

Обеспечение мотивации и формулирование целей.

Давайте повторим! 

1. Для этого мы пройдем лабиринт (отвечая да или нет), отгадав его правильно, мы перейдем ко второму заданию

2.  отгадаем кроссворд (лежащий у вас на столе). Отгадав его мы узнаем тему нашего урока Отгадывать будите по вариантам 1по 4 вопрос –1 ряд, 5 по 7 – 2 ряд и 8 по 10 – 3 ряд  (у некоторых лежат слова подсказки необходимые для ответа) отгадав приготовьтесь к ответу доски  (слайд 3)

Как вы думаете какова тема урока? (слайд 13)       - Запишите в тетрадь тему нашего урока

Ребята, поставьте цели нашего урока (изучить, узнать)

Обобщает сказанное учащимися.

Проходят лабиринт, отгадывают кроссворд и формулируют тему урока.

3 мин

 

 

 

 

 

 

Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

  1. (10мин)

Изучение нового материала.

Получение и осмысление, запоминание знаний, решение проблемного вопроса.

Предлагает прослушать легенду о папоротнике:  Ставит проблемный вопрос:

- А может ли расцветать папоротник на самом деле? (слайд 16)

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо изучить строение папоротникообразных.       - Папоротникообразных в природе можно поделить на 3 отдела: это папоротниковидные, хвощевидные и плауновидные (слайд 17)

Для этого вы будите работать по вариантам

Задает цели для самостоятельной работы в группах. Проговаривает алгоритм работы.

Слушают учителя

Заслушивают проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах следуя инструктивной карте:

работают с учебником, с, выполняют лабораторную работу в рабочей тетради.              Обсуждают результаты в группе. Планируют ответ. Оформляют мини – проект на формате А4.

 

 

 

  1. (10 мин)

Подведение итогов работы в группах.

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их устранение. Усвоение усваеваемых знаний и действий на репродуктивном уровне.

Заслушивает отчеты учащихся по мини- проектам от каждой группы, исправляет неточности, неверные представления.

Результаты работы оформим в виде итоговой таблицы.

 

Учащиеся сообщают данные по теме своей работы.

Защищают мини- проекты.

Заносят результаты в таблицу, делают выводы.

своими работами подтверждают гипотезу урока

  1. (10 мин)

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

Выполните тест лежащий у вас на столе

Взаимопроверка:

1 вариант: 1в, 2б, 3в, 4б, 5в

2 вариант: 1б, 2а, 3б, 4в, 5г

Дополнит. задание:

  1. заполнить схему
  2. гербарий.

-Выпишите номера гербария, под которыми находятся папоротникообразные.

Самопроверка: 2, 3, 4

- Ребята ответим на проблемный вопрос? Почему?

Сделаем вывод Папоротниковидные – это …

 

Выполняют задание. Проводят взаимопроверку. Выставляют оценки.

«5»- 5

«4» - 4

«3» - 3

«2» - 2 и менее

  1. (2 Мин)

Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своей учебной деятельности.

Чтение стихотворения:

Посмотрела я на вас и на ваши лица.        Все, что было на уроке, в жизни пригодится.

Задает вопрос:

Пополнился ли ваш «багаж» знаниями по теме урока?

Какими?

Как эти знания пригодятся в жизни?

 

 

Рефлексируют.

 

 

Отвечают на вопросы.

  1. (3 мин)

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Задает разноуровневое домашнее задание.

кто выполнил работу на «5»: выполняют задания в рабочей тетради;

«3», «4»: читают внимательно  § и выполняют задания в рабочей тетради;

 

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Кроссворд «»Моховидные»

 

  1. Клетка, с помощью которой размножается мох
  2. Половое поколение в цикле развития мха
  3. .Бесполое поколение в цикле развития мха
  4. Высшее споровое растение, у которого отсутствуют корни
  5. Продукт отмирания сфагнума в малокислородной среде
  6. Нитевидные выросты мхов, выполняющие роль корней
  7. Нить, развивающаяся из споры
  8. Торфяной мох
  9. Явление в лесу, к которому приводит разрастание мхов
  10. Часть мха, в которой образуются споры

Кроссворд «»Моховидные»

  1. Клетка, с помощью которой размножается мох
  2. Половое поколение в цикле развития мха
  3.  Бесполое поколение в цикле развития мха
  4. Высшее споровое растение, у которого отсутствуют корни
  5. Продукт отмирания сфагнума в малокислородной среде
  6. Нитевидные выросты мхов, выполняющие роль корней
  7. Нить, развивающаяся из споры
  8. Торфяной мох
  9. Явление в лесу, к которому приводит разрастание мхов
  10. Часть мха, в которой образуются споры

 

Слова подсказки: спорофит, гаметофит, спора, мох.

 

Кроссворд «»Моховидные»

 

  1. Клетка, с помощью которой размножается мох
  2. Половое поколение в цикле развития мха
  3.  Бесполое поколение в цикле развития мха
  4. Высшее споровое растение, у которого отсутствуют корни
  5. Продукт отмирания сфагнума в малокислородной среде
  6. Нитевидные выросты мхов, выполняющие роль корней
  7. Нить, развивающаяся из споры
  8. Торфяной мох
  9. Явление в лесу, к которому приводит разрастание мхов
  10. Часть мха, в которой образуются споры

 

Слова подсказки: предросток, торф,   ризоиды

Кроссворд «»Моховидные»

  1. Клетка, с помощью которой размножается мох
  2. Половое поколение в цикле развития мха
  3.  Бесполое поколение в цикле развития мха
  4. Высшее споровое растение, у которого отсутствуют корни
  5. Продукт отмирания сфагнума в малокислородной среде
  6. Нитевидные выросты мхов, выполняющие роль корней
  7. Нить, развивающаяся из споры
  8. Торфяной мох
  9. Явление в лесу, к которому приводит разрастание мхов
  10. Часть мха, в которой образуются споры

 

 

Слова подсказки: заболачивание, коробочка, сфагнум

 

 Приложение 2

Легенда о папоротнике

Папоротники всегда привлекали к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Они считались особыми, таинственными и затаёнными растениями, не похожими на все остальные. Они вечно что-то скрывали, росли в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Согласно легенде: папоротник распускается раз в году в ночь на Ивана Купала (летнее солнцестояние).

В полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

 Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Инструктивная карточка

Группа «Плауны»

Цель: Изучить строение плауна.

Задача: выяснить из каких органов состоит плаун и каково его значение

1.     Прочитать на с.70 в учебнике текст «Плауны» и на с. 73 «Значение»

2.     Зарисовать в тетрадь части плауна и подписать рисунок.

3.     Ответить на вопрос: Каково значение плаунов? (заполните схему на формате А4 маркерами)

Инструктивная карточка

Группа «Хвощи»

Цель: Изучить строение хвоща.

Задача: выяснить из каких органов состоит хвощ и каково его значение.

1.      Прочитать на с.70 -71 в учебнике текст «Хвощи» и на с. 73 «Значение»

2.      Выполнить с. 21,  з.49 в рабочей тетради.

3.      Ответить на вопрос: Каково значение плаунов? (заполните схему на формате А4 маркерами)

Инструктивная карточка

Группа «Папоротники»

Цель: Изучить строение папоротника.

Задача: выяснить из каких органов состоит папоротник и каково его значение.

1.      Прочитать на с.71- 72 в учебнике текст «Папоротники» и на с. 73 «Значение»

2.      Выполнить с. 22,  з.50 в рабочей тетради.

3.      Ответить на вопрос: Каково значение папоротников? (заполните схему на формате А4 маркерами)

 

 

 

Приложение 4

Значение плаунов

 

 

1.                   

  

 

2.                  

 

     

3.                  

 

Значение хвощей

 

 

1.        

  

 

2.       

 

     

3.       

 

 

Значение папоротников

 

 

1.        

  

 

2.       

 

  

3.