Примечание:
1. Урок является одним из этапов долговременного проекта «Семья –
утешение от всех зол».
2. Исходя из того, что урок построен с использованием современной
педагогической технологии «Продуктивное чтение», цель определяют
учащиеся самостоятельно после того, как будут погружены в
различные виды деятельности.
3. Для проведения урока используется презентация, которая содержит:
текст произведения,
творческие задания,
фотографии,
творческие работы учащихся «Ассоциации».
Цели урока, запланированные учителем:
1. Формирование приемов понимания и анализа текста.
2. Развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
3. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений,
нравственноэтических ценностей; формирование эстетического вкуса.
4. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и
коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
Ход урока:
Организационный момент:
1. Общая готовность детей к уроку.
2. Концентрация внимания детей.
3. Общий план действий
Основной этап урока (работа с текстом в три этапа с использованием
технологии «Продуктивное чтение»).
Теоритические комментарии:
Технология «Продуктивное чтение».
1 этап: работа с текстом до чтения (увлекательная поисковая работа).
Цель: развитие читательского умения (антиципация) – умения предполагать
(прогнозировать) содержание по:
пословицам, загадкам и т.п.,
портрету автора,
иллюстрациям к произведению,
по названию темы урока,
по названию жанра,
по ключевым словам.
Деятельность учащихся: Разгадывание загадки и эвристическая беседа.
Загадка: Белый как снег…
Крылатый, горластый – красные ласты.
В воде купался – сух остался.
Щиплет за пятки беги без оглядки.
Беседа:
Действительно, речь пойдет о гусе. Что знаете об этой птице? Как
охарактеризовал автор загадки эту птицу? Симпатичен вам гусь? А вот
Евгений Носов решил эту домашнюю птицу сделать героем новеллы «Белый
гусь». Почему?
Тема «Соцветие мудростей в новелле Е. Носова «Белый гусь».
Сформулируйте для себя цель урока.
Деятельность учащихся:прогнозирование, работа с презентацией.
А сейчас мы займемся увлекательной поисковой работой: продемонстрируем
умение предполагать (прогнозировать) содержание по:
например, по портрету писателя (слайд №1),
по жанру (новелла – это …,
по иллюстрациям (слайд №2),
по названию темы урока.
Прокомментируйте тему. Какоето соцветие? У нас что ботаника? Что может
быть мудрого в произведении о том, кто « пятки щиплет»?
Деятельность учащихся:
Эксперимент ( стратегия «Ключевые слова»).
Я вам даю 2 минуты. Вы, пользуясь просмотровым чтением, обращаете
внимание только на выделенные подчеркнутые слова (тексты в распечатанном
виде лежат на столах).
Пообщались с текстом?
Работа в парах:
А теперь друг с другом в парах. Предположите, как будут разворачиваться
события?
Теоритические комментарии:
Весь этот этап – это мотивирование чтения. Нехватка времени на уроке для
того, чтобы перейти ко второму этапу, иногда кстати. Второй этап пройдет у
детей самостоятельно.
Готовы общаться с текстом?
2 этап: работа с текстом во время чтения. Диалог с текстом.
Работа по презентации.
3 этап: Работа после текста (концептуальная беседа).
Деятельность учащихся:
1. Беседа
Оправдан ли жанр произведения? Что с прогнозом? Личные впечатления?
2. Работа со слайдом №16
Вернемся к теме. Что же здесь мудрого? 3. Слайдшоу творческой игры «Ассоциации».
Узнаете? (СЛАЙДЫ №11, 12, 13 с высказываниями учащихся).
Не захотелось ли вам еще с кемнибудь сравнить своих маму, папу, бабушку?
СЛАЙД № 14 «Маша и гусь».
4. Постановка проблемного вопроса, который должен перерасти в
ДИСКУССИЮ.
«Может быть, можно было поступить подругому?
Глупая птица лишилась самого дорогого – жизни? ДИСКУССИЯ.
Подведение итогов.
Деятельность учащихся:
«Социальная реклама» (слайд № 16).
Слово учителя:
Мы продуктивно поработали. Значит должен быть продукт нашей работы. Как
надолго сохранить память об этом произведении? Любите делать подарки? А
кому вам бы хотелось подарить это произведение?
РОДИТЕЛЯМ!(ответ детей).
Лучший подарок – это книга. А если она получена вовремя, то это вдвойне
хорошо.
Деятельность учителя и учеников:
Учитель напоминает о празднике «Дне Любви, Семьи и Верности», который
отмечается 8 июля(предварительно прошло внеклассное мероприятие, где
учащимся была предложена детская исследовательская работа на тему
«Праздникиблизнецы»).
Приложение 1. (исследовательская работа, презентация)
Совместно принимается решение, что такую книгу с букетом ромашек надо
подарить родителям в этот замечательный праздник».
Наброски проекта книги. Предложения по оформлению и содержанию:
1. Социальная реклама «5 причин, по которым следует прочитать
новеллу».
2. ОБЛОЖКА книги.
3. Иллюстрации.
4. Текст (берутся распечатки с урока).
Приложение 2. Е. Носов «Белый гусь» (текст)
Урок-презентация "Соцветие мудрости в новелле Е. Носова " Белый гусь".
Урок-презентация "Соцветие мудрости в новелле Е. Носова " Белый гусь".
Урок-презентация "Соцветие мудрости в новелле Е. Носова " Белый гусь".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.