Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"
Оценка 5

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
01.06.2017
Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"
урок11класс.doc
ответил на этот вопрос. (3) Я сказал бы, что душа ­ это внутренний мир человека,  это что он сам знает о себе. (4) Во­вторых, я бы о душе сказал с точки зрения  философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в  учебниках психологии. (5) В­третьих, я бы вспомнил о представлениях души  примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле. (6) И всё это  понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди. (7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далёкого времени, почти          с детства, когда проливал потихоньку слёзы о том, что я вышел на свет не такой,        как все. (8) Мало­помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал       своё значение: мало­помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то       самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным. (9) И        моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти       иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого. (10) И ещё прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне          было желанием любви. Цели: 1) обучение анализу предложенного текста: формулировка проблем, комментарии к  ним и изложение собственного мнения по проблеме; 2) нравственное воспитание. Оборудование: распечатка текста, опорные схемы, ИКТ.                                            Ход урока: 1. Чтение и прослушивание текста М.Пришвина с 1 по 11 предложения. (1) Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что  оно значит. (2) Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно        (11) И ещё совсем недавно я наконец­то понял, что это стремление любить и было          действием души моей, и душа ­ это и значит любовь.    2. Создание опорной схемы №1и беседа по ней.         Опорная схема №1.                                                            Душа                                                                            внутренний мир                 совокупность знаний о себе                  некая сущность,                                                                                                         обитающая в теле                                                                                                                                                                                                                                                                     как все                             желание любви                                                                                                                                                                                                                                                                                                           как сам                                                           душа = любовь ­Какое первое определение слову «душа» даёт автор текста? (Внутренний мир) ­Какое ещё определение «души» даёт писатель? (Совокупность знаний о себе) ­Как представляли себе душу древние люди? (Некая сущность, обитающая в теле) ­Так считают «все люди». Как думает об этом автор текста? (Желание любви) ­Какой же мы можем сделать вывод? (По Пришвину, душа ­ это любовь) ­«Толковый словарь русского языка даёт следующее определение слову «душа»: это  «внутренний, психологический мир человека, его сознание и свойство характера».     ­Какое сопутствующее понятие можно назвать?     (Нравственность ­ правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества,  необходимые человеку в обществе, их выполнение) ­Перечитайте 11 предложение. Запишите вывод. (Нравственность = любовь к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни) 2.Чтение и прослушивание второй части исходного текста с 12 по 20 предложения.  (12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!  (13) Как­то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета.  (14) Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался.  (15) Лето было жаркое, осень сухая. (16) Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе,  и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души  складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с  природой.  (17) Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим,  заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.  (18) Только в четвёртом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают  вальдшнепы, лил дождь. (19) Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал  непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20) И тогда оказалось: я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым  дождём мой плащ промок.                                                                                  (М.Пришвин) 3. Беседа по опорной схеме №2. (Схема на дополнительной закрытой доске) ­Определите ключевое слово этой части текста. (Плащ) ­Поднимите руку, кто ключевым определил слово «плащ». ­А кто ­ другое? ­Зачем здесь рассказ о плаще7 ­Что это за средство выразительности? (Аллегория (иносказание)) ­Как вы поняли аллегорию Пришвина? ­Какое предложение делит текст на две части и даёт толчок к размышлению? (12) ­Перечитайте 12 и 16, затем 19, 20 предложения. Объясните следующую опорную схему. Опорная схема №2.                                                        Плащ                                                                 копилка домашнего                                         копилка души         благополучия    Вывод: жить надо так, чтобы копилка души не хранила недостойного. 4. Работа над подбором эпиграфа. ­Какое высказывание может служить эпиграфом к тексту? 1) Береги платье снову, а честь ­ смолоду. (Пословица) 2) Отныне я не требую счастья, я сам своё счастье. (У.Уитлин) 3) Осмыслить и почувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя  разом, а надо выделяться в человека. (Ф.М.Достоевский) 4) Богатство ­ вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние ­ вещь,  необходимая для счастья. (Н.Г.Чернышевский) Обсуждение эпиграфов. Подходит эпиграф №3. ­Что значит выделяться в человека? (Из сокровищниц души изгнать всё недостойное, чтобы не получилось как с тем плащом: при первой же встрече с трудностями миф о  непогрешимости был развеян.) ­Эпиграф помогает определить основную мысль текста, выделить основную проблему. В  чём она заключается в этом тексте7 (Понять, что есть душа, какой она должна быть, можно быстро и верно, но важнее быть человеком, воспитывать в себе душу, т.е. нравственность,  духовность и добродетель) 5. Поиск аргументов. ­По условиям выполнения части С выпускник должен согласиться или не согласиться с  автором исходного текста, выразить своё мнение, приведя не менее трёх аргументов,  опираясь на жизненный или читательский опыт. ­Среди исследователей «души человеческой» ­ В.М.Шукшин. «Я старался рассказывать  про душу»,­ напишет Шукшин. Писатель показывает героев в кризисные моменты ­  моменты душевных поисков. Причиной же такого состояния является то, что жизнь героев  стала пошлой, душа ­ приземлённой, но в какой­то момент она вдруг пробудилась. Выступления заранее подготовившихся учеников.    В.М.Шукшин «Билетик на второй сеанс»  «Последнее время что­то совсем неладно было у Тимофея Худякова ­ опостылело всё на  свете.  ­ Чего тебе не хватает­то? В доме всего невпроворот,­ изумлялся сторож на складе.  Тимофею не хотелось объяснять дураку­сторожу, отчего болит душа. Да и не понимал он.  Сам не понимал. В доме всё есть, детей выучил в институтах… Было время, гордился, что  жить умеет, теперь тосковал, злился. А сторож думал про себя: «Совсем тебя, дьявола,  совесть заела: хапал всю жизнь, воровал… И не попался ни разу, паразит!»  ­ Разлад, Ермоха… Полный разлад в душе. Сам не знаю отчего.  ­ Пройдёт. ­ Не проходило.»  Болит душа у Тимофея. Он не понимает, отчего. Хотя сторож причину тоски объясняет:  «Совесть заела».  Так что жить надо честно, по совести.  Приятное чувство накопленного нечестно достатка улетучилось, и проснувшаяся совесть  не даёт покоя.   В.М.Шукшин «Выбираю деревню на жительство» Николай Григорьевич Кузовников хочет перебраться на жительство в деревню, откуда он  сам родом, ­ так просит его душа. Жил герой в городе «хорошо и нормально», время от  времени поворовывал, и совесть его не тревожилась, но вот под старость потянуло его в  деревню.  Болит у героя душа, мучается его совесть, захотелось ему человеческой жизни. Николай  Григорьевич понимает, что живёт не так, как надо, как хотелось бы.  Домашнее благополучие больше не греет его душу. Покидает «приятное чувство» покоя.  Душа героя рвётся на простор, где есть возможность проявить все свойства и особенности  свободного духа.      6. Пунктуационная правка исходного текста. Задание: на компьютерных мониторах исправить пунктуационные ошибки. 7.Домашнее задание: написать по исходному тексту сочинение­рассуждение не менее 170  слов. Третий аргумент подобрать из жизненного опыта или художественного фильма. МОУ «ПОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ОТКРЫТЫЙ   УРОК  В 11 КЛАССЕ ПОДГОТОВКА  К  НАПИСАНИЮ                ЧАСТИ  С1 ЕДИНОГО   ГОСУДАРСТВЕННОГО              ЭКЗАМЕНА                                       Подготовила и провела                                                                         учитель русского языка и литературы                                                                          ЕВЛАШЕВА С.П.                                                                                       2  0  0  8

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Урок-презентация в 11 классе на тему "Комплексный анализ текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017