Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
15.02.2017
Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.
Умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания;
личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
Разделительный мягкий знак.docx
Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак»
УМК «Начальная школа XXI века»
Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.
Русский язык: 2 класс / под редакцией С.В.Иванова. М.: Вентана – Граф, 2013.
Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, документкамера, мультимедийный проектор, компьютер, продукт ТСО – слайды, видеофильм,
карточки с заданиями, планшеты для обратной связи, кружки красного, желтого и зеленого цвета.
Тип урока: Урок - проект
Форма: Работа в парах, в группах, фронтальная работа.
Ведущий метод: Проектный (с опорой на проблемно-поисковый)
Учебная задача: Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости
согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И
Цели: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для
развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.
Предполагаемые результаты: предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание
алгоритма правописания;
личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека;
метапредметные – стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Этапы
урока
1.Мотивация к
учебной
деятель-ности
Пишут число, Классная работа
Один ученик комментирует
Слайд Действия учителя
Действия учеников
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Минутка чистописания. № 1
Входит Машенька из сказки «Маша и медведь»
(плачет):
- Миша сказал научиться писать красиво, а у меня не
получается…
Учитель: - Ну-ка, что тебе задал Миша?
нь нья мь мья бь бьи вь вьи
- О, так и мы сегодня это пишем. Поможем, ребята?
Обратите внимание на соединение Ь и буквы Я.
Какое соединение у буквы В и Ь? (верхнее)
2.
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднения в
деятельности
№ 1
3. Выявление
причин
затруднения и
постановка
цели
деятельности
(постановка
учебной
задачи).
3. Проверка написанного под документ-камерой
(ширина, высота, наклон, соединения)
- А почему Миша дал Маше такое задание?
- Верно. И у нас сегодня такая же тема урока.
Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы
живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными.
И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же
ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь
никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И
буквы сжалились. Они придумали для него целых 2
работы…
- Кто знает, какие это работы?
Постановка учебной задачи
- Посмотрите еще раз на строчки по чистописанию. Какую
роль выполняет Ь в сочетаниях НЬ, МЬ, БЬ, ВЬ ?
- Какие еще буквы показывают. Что согласный надо читать
мягко?
- Тогда зачем же в сочетаниях НЬЯ, МЬЯ, БЬИ, ВЬИ стоят
рядом и эти гласные и Ь ?
- Верно. А какая? А вот мы сейчас узнаем, если
Дети заполняют листки по
чистописанию
Дети оценивают свою работу и
отдают Машеньке.
- Чтобы научиться писать слова с Ь
Дети слушают
Некоторые дети затрудняются
ответить
-Показатель мягкости
- Е, Ё, Ю, Я, И
- Наверное, еще одна работа у
мягкого знака внимательно понаблюдаем. И не просто узнаем, а составим
проект «Использование Ь», который поможет учиться не
только нам, но и Машеньке. Работать будем по плану.
(План на плакате)
План
1 Постановка цели
2. Выдвижение гипотезы
3. Исследование
4. Выводы
5. Проверка на практике
6. Отчет о проделанной работе
-Какая цель у нас?
- Да. И еще сравним эти работы.
-_Какие ваши предположения?
- Давайте исследуем это предположение, понаблюдав:
- Запишите эти слова в транскрипции
Коля – колья [кол’а - кол’й’а]
полет – польет [пал’от – пал’й’от]
-Что заметили?
- Почему?
- А еще какие буквы могут обозначать 2 звука?
Проверим. Какие звуки обозначают выделенные буквы?
Листья, муравьи, соловьи, ночью, бельё, веселье.
- Сделаем вывод.
- Выяснить, какие две работы у
мягкого знака
- Вторая работа: Ь –
разделительный.
Дети записывают на доске и в
тетрадях
- Появился звук [ Й’].
- Буквы Е,Я обозначают 2 звука
- Ё,Ю,И
Работают с планшетом
4. Реализация
построенного
проекта.
№ 2 - А как его проверить?
- Ь – это орфограмма. Мягкий знак надо подчеркивать
одной чертой, а следующую за ним гласную – двумя
чертами.
- Наблюдаем дальше: мел – мель, семя – семь я (карточки
на доске)
- Изменилось ли лексическое значение слов с появлением
мягкого знака?
(если не могут объяснить, обращаемся к толковому
словарю)
- Выполним задание на листках в паре. Прочитаем задание.
(Распределите слова по группам , обозначьте орфограмму.
Сильным детям)
(Запишите в один столбик слова с Ь – показателем
мягкости, а в другой с Ь - разделительным. Подчеркните Ь
одной чертой, а следующие за ним гласные - двумя чертами
. Слабым детям)
платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто,
просьба
- Один записывает первый столбик, а другой ученик -
второй столбик
- Проверка по экрану или под документ-камерой
Платье огоньки
гостья просьба
жильё лень
- Разделительный Ь пишется после
согласных перед буквами
Е,Ё,Ю,Я,И, которые будут
обозначать 2 звука, первый из
которых [Й’]
-По учебнику
Читают правило на с. 36
- Да (объясняют)
- Дети читают, объясняют, как
поняли
Самостоятельная работа
Дети проверяют
- Ь – показатель мягкости пишется
после мягких согласных или в
№ 3 5. Первичное
закрепление
во внешней
речи
обезьяна пальто
- По какому правилу вы действовали?
-Начнем заносить в таблицу наши выводы: (заготовлены
полоски с фразами, которые вставляются по ходу
рассуждений в заранее вычерченную таблицу)
конце слова
Ь разделительный пишется после
согласных перед гласными
Е,Ё,Ю,Я,И
Дети формулируют высказывания
№ 4
видео
Ь – показатель мягкости
Пишется после согласных
перед согласными или в
конце слова
коньки
день
Меняет лексическое
значение слов
угол - уголь
Это орфограмма
Ь - разделительный
Пишется после согласных
перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И,
обозначающих 2 звука и
первый звук у которых [ Й’].
Льёт [ л ‘й’ о т ]
Меняет лексическое
значение слов
семя - семья
Это орфограмма
Физминутка
- Как переносятся слова с Ь ?
- Запишите слова, разделив для переноса: льдина, деньки,
ручьи, ульи
(льди – на, день – ки, ру - чьи, ульи)
-Дополним таблицу
Ь – показатель мягкости
Ь - разделительный
Выполняют упражнения
- Ь не отрывается от согласного
Один ученик у доски пишет, а
остальные в тетрадях
Дополняют последний пункт
таблицы Пишется после согласных
перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И,
обозначающих 2 звука и
первый звук у которых [ Й’].
Льёт [ л ‘й’ о т ]
Меняет лексическое
значение слов
семя - семья
Это орфограмма
При переносе не
отрывается от согласной
вью - га
Пишется после согласных
перед согласными или в
конце слова
коньки
день
Меняет лексическое
значение слов
угол - уголь
Это орфограмма
При переносе не
отрывается от согласной
коль - цо
- Проверим наши выводы на практике:
1 ряд - запиши слово, чтобы обозначало много предметов
2 ряд – образуй имена по образцу
3 ряд – образуй слово –признак
(В каждом ряду есть ученики-консультанты, которые
справившись первыми с заданием, проверяют остальных и
помогают)
Проверка по экрану
Друг - друзья Наташа - Наталья рога оленя -
оленьи рога
Дерево - деревья Даша - Дарья лапы зайца -
заячьи лапы
Брат - братья Таня - Татьяна шубка белки -
беличья шубка
Сук - сучья Оля - Ольга следы волка -
волчьи следы
Игра «Найди пару» (антонимы)
работа здоровье
свет безделье
болезнь тьма
скука польза
враги веселье
6.
Самостоятель
ная работа с
самопроверко
й по эталону.
№ 5
№ 6
7. Включение
в систему
знаний и
повторение.
Выполняют задание
Проверяют, исправляют ошибки
Отмечают, что в слове Ольга
другое значение Ь № 7
№ 8
вред друзья
- Составь пословицу из слов: Без, ученья, уменья, нет. (Без
ученья нет уменья.) Как вы ее понимаете? Запишите.
Проверим, что же мы усвоили.
Тестирование
Выберите правильный ответ.
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
Объясняют и записывают
самостоятельно.
Работают устно с планшетами
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) глазунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки.
4. Укажи слово с правильным переносом:
А) вьюга;
Б) крылья;
В) мальчик. 5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.
Домашнее задание: Записать 10 слов с Ь
разделительным или 10 слов с Ь – показателем мягкости. А
трое учеников получают индивидуальное задание: найти в
словаре значения слов: воскресенье, понедельник и
записать в тетрадь
Наш проект - вам в подарок
8. Рефлексия
деятельности
(итог урока).
- Теперь Машенька научится правильно писать слова с Ь?
- А чему еще она научится, пользуясь нашим проектом –
таблицей?
№ 9
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим
знаниям:
зелёный, желтый, красный.
Красный цвет:
Стоп! Вперед нельзя!
Повторять усядусь я!
Жёлтый цвет:
Здесь – внимание!
Сомневаюсь ещё я!
Забирают домой отпечатанные
проекты
Дети формулируют ответы:
-Различать работу Ь, переносить
слова с Ь, правильно обозначать
звуки в словах…
Показывают кружки № 10
Зелёный цвет:
А теперь вперёд!
В знаниях уверен я!
Машенька благодарит за урок.
Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Урок-проект по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.