Содержание:
1. Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».
2. Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Музыкальный материал:
1. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. «Весенние воды» (слушание);
2. Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание)
Характеристика видов деятельности:
1. Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).
2. Рассуждать о яркости образов в музыке.
3. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.
Пространство фактуры
Содержание:
1. Стремительное движение фигурационой фактуры в
романсе С. Рахманинова «Весенние воды».
2. Пространство фактуры во фрагменте «Утро в
горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Музыкальный материал:
1. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. «Весенние воды»
(слушание);
2. Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из
оперы «Кармен» (слушание)
Характеристика видов деятельности:
1. Понимать значение средств художественной
выразительности (фактуры) в создании музыкальногопроизведения (с учётом критериев, представленных в
учебнике).
2.
3.
Рассуждать о яркости образов в музыке.
Творчески интерпретировать содержание и форму
музыкальных произведений в изобразительной
деятельности.
Известно, что фактура дословно «изготовление»,
«обработка» (лат.), а в музыке музыкальная ткань
произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе
ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса
аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая
гомофонногармонической.
фактура
Гомофония (от греч. Homos один и phone звук, голос)
– тип многоголосия с разделением голосов на главный и
сопровождающие.
Она имеет множество разновидностей. Основные из них:
называется1. Мелодия с аккордовым сопровождением;
2. Аккордовая фактура; это последовательность
аккордов, в которых верхний голос представляет собой
мелодию;
3. Унисонная фактура;
мелодия излагается
Каждый
«многоголосная».
одноголосно или в унисон (лат. один звук).
Другой важнейший тип полифоническая фактура, что
значит
голос
полифонической фактуры самостоятельная мелодия.
Полифоническая фактура связана прежде всего с
полифонической музыкой. Двух и трёхголосные
инвенции И. С. Баха, написаны в полифонической
фактуре.
«фуга»,
Такие понятия,
упоминавшиеся ранее, относятся к полифонической
музыке.
Сочетание гомофонногармонической и
как «имитация»,средства
мелодии,
полифонической фактуры можно найти в различных
произведениях.
Таким образом, фактура это способ изложения
музыкального материала:
аккордов,
фигураций, подголосков и т. д. В процессе сочинения
того или иного произведения композитор комбинирует
эти
музыкальной выразительности,
обрабатывает: ведь factura, как мы уже сказали, есть
обработка. Фактура неразрывно связана с жанром
музыкального произведения, его характером, стилем.
Обратимся к романсу С. Рахманинова «Весенние
воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он не только
передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую
стремительность и динамику.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут, и гласят ...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Радостное предчувствие скорой весны буквально
пронизывает романс. Поособенному светло и солнечно
звучит тональность мибемоль мажор. Движение
музыкальной фактуры стремительное, бурлящее,
охватывающее огромное пространство,
подобно
мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих
все преграды. Нет ничего более противоположного почувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её
холодной тишиной и бестрепетностью.
В «Весенних водах» чувство яркое, открытое,
восторженное, захватывающее слушателей с первых же
тактов.
Музыка романса как будто намеренно построена таким
образом, чтобы избежать всего успокаивающего,
убаюкивающего. Окончания почти всех мелодических
фраз восходящие; они содержат даже больше
восклицаний, чем стихотворение.
Важно также отметить и то, что фортепианное
сопровождение в этом произведении не просто
аккомпанемент, а самостоятельный участник действия,
по силе выразительности и изобразительности порой
превосходящий даже солирующий голос!Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! –
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас! ..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас! ..
Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева
«Весна» звучат как эпиграф к романсу может быть,
самому радостному и ликующему в истории русской
вокальной лирики.
Огромную роль выполняет фактура в тех
произведениях,
где необходимо передать идею
музыкального пространства.Одним из примеров может служить Антракт к III
действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», которая
называется «Утро в горах».
Уже само название определяет характер музыки,
рисующей яркую и выразительную картину утреннего
горного пейзажа.
Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как
первые лучи восходящего солнца нежно касаются
высоких вершин гор, как постепенно они опускаются
всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто
заливают своим ослепительным сиянием всё
необозримое горное пространство.
Начальное проведение мелодии даётся в высоком
регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу
составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее
проведение мелодии даётся по нисходящей линии –голоса сближаются, динамика нарастает, наступает
кульминация.
Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что
связано с выразительностью музыкального звучания.
Одинокий голос или мощный хор, стремительное
движение воды или бескрайнее горное пространство –
всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот
«узорный покров» фактуры,
всегда новый,
неповторимый, глубоко своеобразный.
Вопросы и задания:
1. Какие чувства выражены в романсе «Весенние воды»
С. Рахманинова? Как эти чувства выражаются в
фактурном изложении произведения?
2.
За счёт чего создаётся впечатление музыкального
пространства в музыкальном антракте «Утро в горах»
Ж. Бизе?3.
Вспомните,
в каких музыкальных жанрах
используется фактурное пространство значительного
диапазона. С чем это связано?
Хоровая музыка в храме
Цели урока: раскрыть понятие хоровой музыки;
развивать умение отличать музыку духовную от музыки
светской.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты
композиторов, репродукции картин, фотографии.
Ход урока:
Организационный момент:
Урок начинается с произведения Д. Бортнянского
«Херувимская песнь» в исп. детского хора «Весна». Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет
её,
не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз,
не наставляет в философии и не помогает достигать
полного презрения к житейским предметам,
как согласная мелодия и управляемое ритмом
божественное пение».
(Иоанн Златоуст)
Сообщение темы урока:
Ребята, вообразите себе хоровое звучание ... Не
ошибусь, если скажу, что большинство из вас
представили себе какуюлибо духовную музыку. Может
быть, всплыло в памяти народное хоровое пение или
оперный хор и т. д. Во всех этих хоровых жанрах естьнечто общее. Именно о хоровых жанрах и хоровом
пении мы будем говорить на уроке.
Работа по теме урока:
1. Происхождение хоровой музыки.
Словом «хор», которое произошло от греческого
«choros» и латинского «chorus», что означает толпа,
собрание, называют коллектив людей, исполняющий
вокальную музыку и произведения, сочиненные для
этого коллектива. Конечно, не всякий коллектив можно
назвать хором. Хор отличается значительно большим
числом исполнителей.
Давайте вспомним, какие бывают хоры, начнём с
состава исполнителей. Детские, мужские, женские,
смешанные когда одновременно или в разных
сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и
мужские голоса.)Правильно,
а ещё какими бывают хоры?
(Одноголосными, когда все вместе поют одну мелодию,
и многоголосные, когда у каждого голоса своя
мелодия.)
Ребята, а как ещё называют одноголосие? (Унисон.)
Правильно. Своеобразные формы многоголосного пения
создали русские певцы. Основную мелодию они
расцвечивают разными подголосками, которые свободно
варьируют. Получается необыкновенно красиво. А ещё
некоторые хоры поют с сопровождением и без
сопровождения, я думаю, вы это заметили. Как
называется пение без сопровождения? (Пение без
сопровождения называется «а капелла».)
О самой ранней хоровой музыке известно то, что она
была составной частью культового группового танца.
Хорошо знакомые нам хороводы это самый древний
тип коллективного музицирования, связанный собрядами и ритуалами разных народов. А поскольку
обрядовая сторона жизни не была отделена от
повседневной деятельности человека, то от этого
неделимого корня хоровой музыки пошли два
родственных начала: духовное и светское.
Как вы думаете, ребята, откуда произошла хоровая
музыка? (Наверное, как и песня, из жизни.) Она
возникла там, где собирались люди для совместного
труда и отдыха: сначала в народных хороводах, во
время жатв и сенокосов, на крестьянских праздниках и
просто в спокойной домашней обстановке хотелось
помечтать, поговорить о жизни.
Народная хоровая музыка,
подобно народной
одноголосной песне, произросла непосредственно из
жизни, поэтому ее тематика, сюжеты и образы
рассказывают нам о характере людей и местах, где онижили, так же ярко и достоверно, как и все народное
искусство.
Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она
рождалась в стремлении людей к единению, она умела и
сама объединять, именно поэтому её отличают особая
мощь и слаженность звучания. В народном хоровом
пении слышится шум суровых лесов, могучее течение
великих рек вся многогранная жизнь народа. Сейчас
мы с вами послушаем русскую народную песню «Есть на
Волге утёс».
Слушание музыкального произведения:
русская
народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении
Волжского русского народного хора им. П. М.
Милославова.
Что вы можете сказать о прозвучавшей песне?
(Прозвучала русская народная песня «Есть на Волге
утёс» в исполнении смешанного хора. Музыка звучаласурово, серьёзно, медленно. Представляется этот
высокий утёс,
весь обросший лесом; орёл,
прилетающий терзать своих жертв. Такое мощное,
могучее звучание, которое задевает душу каждого
человека.)
2. Хоровое пение и религия.
Культовое хоровое пение было чрезвычайно развито во
втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте,
Вавилоне, Палестине, Сирии, Индии, в Древней Греции и
в Древнем Риме. Унаследовало эту обрядность и
христианство. Однако с разделением христианства на
католицизм и православие в каждой из этих церквей
сложились различные музыкальные традиции.
Так, римскокатолическая церковь продолжила древний
обычай использования музыкальных инструментов,
сопровождающих хоровое пение.
Византийская
православная церковь выработала церковный хоровойстиль без сопровождения «а капелла» и запретила
инструментальную музыку в церкви.
С давних пор церковный храм был храмом музыки.
Прихожане собирались в храмах для совместной
молитвы, и в их пении слышались отзвуки небесной
гармонии, искренность и чистота чувства, живущие в
людях вопреки их заблуждениям. Музыка обращала
души и чувства верующих к Богу лучше, чем слово. Ведь
многие простые люди не всегда понимают слова молитв.
Другое дело музыка, с помощью которой сердца людей
в едином порыве обращались к Богу.
Слушание музыкального произведения «Тебе поём» в
исполнении мужского хора «Православные Певчие».
Русская хоровая музыка имеет исключительно богатые
традиции, связанные, прежде всего, с народным
творчеством. Церковная музыка в старой России не
теряла связи с народной жизнью. Церковь никогда неоставалась в стороне от главных событий человеческой
жизни, в церкви совершались таинства крещения и
причастия, венчание и благословение человека в
последний путь. Церковные праздники отмечались
повсеместно на Руси, они были частью уклада русской
жизни.
Приведите
праздников. (Рождество,
Благовещение, и т.д.)
Да, образ России всегда ассоциировался с церковью, с
колокольным звоном, с церковным пением.
Учащиеся вспоминают песню «Вечерний звон» на слова
И. Козлова, одноимённую картину И. Левитана.
Слушание музыкального произведения «Вечерний звон»
в исполнении хора Новоспасского монастыря.
Пасха,
примеры
церковных
Троица,Беседа с детьми о картинах, представленных в
учебнике.
Прочитайте текст на стр. 93 учебника (1й абзац).
Вслушайтесь в названия московских улиц в них до сих
пор звучат имена городских монастырей и храмов:
Воздвиженка (по церкви Воздвижения Креста),
Якиманка (по церкви в честь Иоакима и Анны
родителей Богородицы), Рождественка, Петровка,
Сретенка...
Облик русских городов с их белокаменными храмами и
церквями запечатлён в музыке многих русских
композиторов. Среди ярчайших музыкальных образцов –
вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина»,
получившее название «Рассвет на Москвереке».
Оркестровому вступлению Мусоргский придал,
казалось бы, характер жанровой картины.Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат
петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся
стрельцов. Раздаётся колокольный звон. В свои права
вступает яркое, солнечное утро. Все эти моменты нашли
своё воплощение в музыке. Из тонкой паутины звуков,
как бы воссоздающих прозрачность и свежесть утренних
вырастает песенная тема необычайного
красок,
благородства и чистоты мелодичных очертаний.
Близкая по своему складу и принципу развития к
народной песне, эта тема является воплощением
духовной красоты русского народа. Спокойная и
величавая, она отразила и необъятность русских
просторов и привольную гладь русских рек.
Вместе с тем в ней звучит взволнованное лирическое
чувство, пробуждающееся в душе человека при мысли о
родной стране. Так картинность переплетается в музыке
с выражением лирических чувств, с глубокимпсихологическим содержанием. Через частную картину
из жизни старой Москвы композитор воплотил гораздо
более широкий, обобщённый образ образ Руси и
русского народа.
Слушание музыкального произведения: вступление к
опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на
Москвереке».
Однако не только внешний облик, но и внутреннее
убранство храма было отмечено печатью «великой
красоты». Церковное искусство соединяло в себе все
искусства. Оно создавалось усилиями архитекторов и
живописцев, музыкантов и певчих. В нем все было
цельно, все от строения храма до мелодии распева
подчинялось одной идее, идее духовного очищения,
восхождения.
Вера на Руси называется православной. Одной из
особенностей православного богослужения являетсяхоровое пение без инструментального сопровождения.
Православное пение долгие века было такой же
неотъемлемой частью русской культуры,
как
архитектурный облик церквей, городов и посадов.
Тесная спаянность хорового пения со всем укладом
русской жизни была связана с годовым богослужебным
циклом, который строго соблюдался по всей Руси.
Каждому событию этого цикла соответствует особое
богослужение и – соответственно свой круг
песнопений. Вечерня, Утреня, Литургия основные
суточные службы (вечером, утром и днём), которые в
дни больших праздников служатся без перерыва.
Соединение служб получило название «Всенощное
бдение».
«Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем
должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»
Во время служб исполняется много молитв. Одна из
главных – «Отче наш» (также молитва Господня)
главная молитва в христианстве, заповеданная, по
преданию, самим Иисусом Христом. Музыкальный
облик этого песнопения традиционно строг, в нем
преобладает речитативный склад, что подчёркивает
важность каждого слова этой молитвы.
Слушание
Чайковский «Отче наш».
Музыка христианского храма подарила людям,
верующим и неверующим, замечательные образцы
произведения: П.
музыкальногомузыкального искусства. Для церкви писали музыку
лучшие композиторы.
Церковная музыка стала
украшением концертных залов всего мира.
3. Вокальнохоровая работа.
Сейчас мы с вами продолжим разучивать
замечательный романс «Жаворонок». Кто авторы этого
романса? (Музыка написана М. И. Глинкой, слова Н.
Кукольником.)
Проводится работа над интонацией, дыханием и
артикуляцией.
Итог урока:
Пение в хоре одна из самых больших человеческих
радостей.
Развитая хоровая культура народа
свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо
хоровая музыка обладает могучим облагораживающим
воздействием на человека.Вопросы и задания:
1. Почему, иногда хочется петь одному, а иногда
вместе с другими людьми, хором?
2. Назовите различные виды хорового пения.
3. Приготовьте небольшой рассказ о деятельности
какоголибо известного вам хорового коллектива.
Мир человеческих чувств.Цели урока: развивать умение выделять, прослеживать
особый внутренний мир личных переживаний человека
через музыку композиторовромантиков.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты
композиторов.
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит произведение «Жаворонок» М. И. Глинки.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Проникая глубже в тайны гармонии, научись выражать
наиболее тонкие оттенки чувств».
(Р. Шуман)
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о романсе.Работа по теме урока.
1. Повторение изученного.
Вы, наверное, согласитесь с тем, что трудно сегодня
встретить человека, который бы ничего не знал о
романсе – музыкальном жанре, столь популярном и в
наши дни. Давайте вспомним, что же такое
романс. (Слово романс уводит нас в далекие средние
века, в Испанию. Поромански, значит поиспански,
то есть это одно и то же. Так отличали пение на
родном испанском языке от песнопений на церковном
латинском.
«романса»
распространилось по всему свету. Романсами стали
называть произведения для голоса в сопровождении
фортепиано либо гитары. В романсе раскрываются
очень тонкие и глубокие личные переживания.)
В отличие от песни, в романсе используются более
сложные средства выразительности и более сложные
Позже
названиеформы, чем простая куплетная, характерная для песни.
Композитор стремится передать точные интонации
поэтической речи и отразить всю череду лирических
образов и настроений.
Песню можно петь с сопровождением и без него. Романс
не обходится без музыкального сопровождения, потому
что оно вместе с мелодией не только передает
содержание, но и углубляет его, участвуя в создании
музыкального образа. Романс это особый возвышенный
строй чувств и поэтическое видение мира.
Мы это слышим в современных и старинных романсах,
часто исполняемых блистательными эстрадными
звездами, оперными знаменитостями, бардами под
нехитрые переборы гитары и различными вокальными
группами. Каждый из исполнителей затрагивает струны
близкой ему темы.
2. Слушание музыкального произведения.сочинивший стихи,
Романс авторское произведение. У романса должен
быть поэт,
и композитор,
написавший к ним музыку. Небольшое вокальное
произведение, объединяющее два целительных потока –
поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах
человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.
Романс «Ночь печальна» произведение, редкое по
по тонкости
глубине поэтического чувства,
музыкального воплощения.
Рахманинов был
величайшим мастером вокальной лирики;
его
творчество отмечено печатью огромного самобытного
таланта и художественного вкуса. То же можно сказать
и о литературном наследии И. Бунина, чьё дарование в
области прозы и поэзии породило немало подлинно
великих страниц.
Творческий союз двух гениальных мастеров привёл к
созданию этого проникновенного музыкально
С.поэтического высказывания. «Ночь печальна, как мечты
мои» уже в первых строках бунинского стихотворения
звучит мотив, ставший традиционным для русского
искусства, мотив единства природы и человеческой
души. Но в сравнении с глинкинским «Жаворонком» он
значительно усложнился: в нем показано не просто
лирическое чувство, а длинная цепь образов, понятных и
вместе с тем иносказательных.
Далеко, в глухой степи широкой
Огонёк мерцает одинокий.
Одиночество сердца подобно огоньку, единственной
живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.
В сердце много грусти и любви.
Эта строка неожиданно вносит щемящетёплое чувство.
Мы лучше начинаем понимать героя, его живую печаль,
обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка – досих пор мерно звучащая, окрашенная минорным ладом,
вдруг светлеет, наполняется новым дыханием. Порыв к
другому человеку, желание излить сердце нарушают
ритмичное движение музыки.
Но кому и как расскажешь ты,
Что зовёт тебя, чем сердце полно?
Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся
безответным. Степь попрежнему пуста, вокруг ни
души. Одиночество человека сливается с печалью ночи
и все это находит необыкновенно тонкое музыкальное
воплощение. Порыв сменяется прежним мерным
звучанием, и повторение первоначальной строки в
партии солиста звучит как тихое смирение.
Заключительная вокальная фраза так и остаётся не
досказанной, в ней словно повисает интонация вопроса.
Однако течение музыки не останавливается, ее поток
подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, ужедо самого конца, музыка звучит одна, без человеческого
голоса, как бы договаривая то, что невозможно выразить
словами.
Мы видим, какой одушевлённой становится природа,
близкая чувствам человека, как много скрытого смысла
в каждом пейзаже. «Ночь печальна» не оттого ли она
печальна, что печален человек, созерцающий ее? А если
бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой
показалась ему степь?
Стихи многих поэтов сами по себе музыкальны.
Возьмём, к примеру, творчество замечательного
немецкого поэта Генриха Гейне одного из крупнейших
лирических поэтов XIX века. Недаром Роберт Шуман,
принадлежащий к поколению художниковромантиков,
открывших тончайшие оттенки человеческих
преклонявшихся перед богатством
настроений,
внутреннего мира человека, обратился к творчествуэтого великого поэта. Среди лучших песенных циклов
Шумана «Любовь поэта», написанных на стихи
Генриха Гейне. Цикл состоит из шестнадцати романсов,
в них волнующая история любви поэта.
Сейчас мы с вами прослушаем первую песню (романс)
этого цикла «В сиянье тёплых майских дней».
(Слушание музыкального произведения).
Что вы можете рассказать об этом произведении?
Какие чувства оно в вас вызвало? Как звучала музыка?
(Прозвучал романс «В сиянье тёплых майских дней»
Р. Шумана на слова Г. Гейне из цикла «Любовь
поэта». Музыка звучала както повесеннему свежо,
светло, в произведении говорится о пробуждении
природы, звонком пении птиц.)
Действительно, это чудесный весенний романс первый
в цикле. «Пробуждение души», жизнь сердца близки и
созвучны движениям, происходящим в природе:В сиянье тёплых майских дней
Листок раскрылся каждый,
Во мне тогда проснулась
Любви и ласки жажда.
Поэтические ароматы, вздохи и томление Шуман
превращает в нежные звуки фортепиано. А голосу
поручает выразительные, словно стихи, мелодии.
3. Работа с учебником.
Откройте учебники на стр. 85. Вы видите перед собой
репродукцию картины Исаака Левитана «Цветущие
яблони», написанную в технике импрессионизма.
Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, созвучна
ли романсу Шумана данная картина? (Думаем, что да,
при взгляде на эту картину возникают ощущение
свежести,
весеннее
настроение.)
лёгкого ветерка,
света,Импрессионизм получил наибольшее развитие тоже в
XIX веке. Импрессионизм (от фр. impression
впечатление).
Художники данного направления стремились наиболее
естественно запечатлеть реальный мир в его
подвижности и изменчивости, передать мимолетное
впечатление. Для художников данного направления
живописи характерна передача тонких настроений,
психологических нюансов. Чувствуете, как это близко к
пониманию романса.
Эти картины необыкновенно прозрачны и поэтичны, как
и романсы. Переверните страничку, что вы видите?
Верхняя картина Клода Моне «Уголок сада в
Монжероне», изображающая лето. Ниже картина В.
Поленова «Осень в Абрамцеве», передающая красоту
тёплого осеннего дня. На следующей странице картинаИ. Грабаря «Февральская лазурь», где изображены
берёзки в тёплый, солнечный зимний день.
Мы можем сказать о том, что каждое время года,
каждая краска, цветок, запах несут в себе целый мир
образов, близких и понятных человеку с его вечным
стремлением к счастью, любви, красоте.
В творчестве романтиков возникает целый круг
сюжетов, мотивов, интонаций, которые углубляют тему
человеческих чувств. Прочитайте текст на стр. 8788
ваших учебников.
Какой мы можем сделать
вывод? (Романс «В сиянье тёплых майских дней»
первый романс в цикле «Любовь поэта»
рассказывает о любви. В нём звучит робкая надежда
на будущее счастье, мелодические фразы несколько
неопределённы,
интонации по большей части
неуравновешенного характера.)часть
неотделяемая
А какую роль играет аккомпанемент? (Аккомпанемент
–
произведения,
представляющая непрерывное движение.)
Верно, здесь до последнего аккорда сохраняется
неустойчивость гармонии, которая в большинстве
составляет диссонанс. Диссонанс в переводе с
латинского означает «нестройно звучу».
Этим
музыкальным термином называют сочетание двух или
нескольких звуков, которые образуют напряжённое,
острое звучание. Быть может, этот диссонанс несёт в
себе предчувствие последней катастрофы разочарования
тяжелого и скорбного пути «любви поэта»,
выраженного в 16 романсах цикла.
Ребята,
музыка Роберта Шумана поразительна
живописна. Он умел написать звуками портрет, пейзаж,
бытовую сцену так, что они становились маленькими
историями большой жизни. Он был не толькозамечательным композитором и пианистом, но и
создателем музыкальнолитературного журнала, в
котором рассказывал о музыкальном искусстве и о том,
как следует слушать музыку великих мастеров.
4. Вокальнохоровая работа.
Учитель наигрывает «Жаворонок» М. И. Глинки.
Ребята, знакома ли вам эта мелодия, откуда она? (Это
романс «Жаворонок» на сл. Кукольника, муз. М. И.
Глинки.) Правильно. Этот романс созвучен романсу «В
сиянье тёплых майских дней»? (И да, и нет. Да,
потому что весна свет, свежесть, радость. Нет
потому что грусть присутствует и в том, и в другом
произведении. У Глинки грусть светлая, а у Шумана
неопределенная,
какаято
предчувствие
разочарования, предательства.)Сегодня мы с вами разучим первый куплет романса
«Жаворонок».
Итог урока.
Чем романс отличается от песни?
Домашнее задание:
1. Попробуйте определить главное отличие романса от
песни.
2. Почему некоторые
романсы существуют
самостоятельно, а некоторые объединяются в цикл?
3. Почему так велика в романсе роль фортепианного
сопровождения?
4.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите
стихотворение, на которое вы сочинили бы романс,
если бы были композиторами.Романса трепетные звуки...
Цели урока: познакомить с романсом одним из жанров
вокальной музыки; формировать умение выделять
особенности романса и находить отличия от других
вокальных жанров.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты
композиторов, иллюстрации картин.
Ход урока:
Организационный момент:
Урок начинается с романса по выбору учителя.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:«Поделись живыми снами, говори душе моей;
Что не выскажешь словами, звуком на душу навей…»
(А. Фет)
Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем говорить о романсе.
Работа пo теме урока:
1. Что такое романс.
Ребята, приходилось ли вам когданибудь слышать, как
об одном из иностранных языков говорят, что он
относится к романским или к «романской группе»? В
Испании, в средние века, всякое произведение,
написанное на романском языке (так назывался тогда
испанский), а не на латинском, официальном языке
католической
романом.
Стихотворения, положенные на музыку, в отличие от
латинских песнопений стали называть романсами.
называли
церкви,Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров
романс сумел преломить в себе огромный мир
музыкальной образности. В романсе выражают себя и
счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и
сказочные повествования, то он уносит нас в страну
фантастического музыкального Востока,
то
завораживает испанскими ритмами, открывает галерею
тонких античных стилизаций.
Как музыкальный жанр романс со временем расширил
свои рамки,
шуточным,
сатирическим содержанием.
Потом появились
разновидности романса: элегия, баллада, драматический
монолог. Все они глубоко и тонко передают душевный
мир человека и широкий круг явлений
действительности.
Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной
миниатюры, однако ему присуща более сложная
наполнился любовным,поэтическая и музыкальная образность. Романс
музыкальнопоэтическое сочинение для голоса в
сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля,
арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда
не поют хором, потому что в этом произведении
выражаются глубоко личные чувства.
В современном понимании романс возник в начале XIX
века при формировании романтизма. В это самое время
в музыке происходил поворот от осмысления
глобальных философских проблем в сторону личных
интересов человека с его внутренним миром, полным
разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это
первое художественное мироощущение, связанное с
личными переживаниями человека, не смогли бы
выразить крупномасштабные жанры. Такие, как
симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые былисозданы для утверждения общечеловеческих идей и
истин.
Простые лирические чувства потребовали как бы
уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали
возникать как инструментальные, так и вокальные
миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы. В них
зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца,
плеск воды и шелест дубрав. Такую музыку создавали
великие композиторыромантики Шуберт и Шуман,
Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.
Эти образы составляют важную часть вокальной лирики
и русских композиторов Глинки, Даргомыжского,
РимскогоКорсакова, Чайковского, Рахманинова. Как и
в песенном творчестве,
огромное влияние на
художественный строй романсов оказала русская
поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины
природы, времена года, любовь с ее радостями истраданиями все звучит и в романсе, все оказывается
созвучным исканиям музыкантов.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы
пронизывают все искусство: разве и в живописи не
находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится
тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень –
каждый из этих образов посвоему отражён во всем
русском искусстве.
Внимание и любовь к окружающему миру с этой
эстетической установкой формировалась национальная
композиторская школа в России. И, несмотря на свою
относительную молодость
(в сравнении с
западноевропейской музыкальной традицией), она
поражает и зрелостью чувств, и мудростью наблюдений,
и отточенностью мастерства.
Романс стал неотъемлемой частью русского
музыкального искусства и, может быть, даже больше,чем другие жанры, оказался созвучным духовному
складу русской души. У истоков русского романса
стояли А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.
2. Слушание романса.
К жанру романса М. Глинка обращался на протяжении
всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным
лирическим дневником,
в который композитор
записывал не только свои многообразные чувства, но и
очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах
мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные
пейзажи, портреты окружавших его людей, картины
далёких времён и стран.
Романсы Глинки удивительно «вокальны». В них
проявилось тонкое знание возможностей голоса и
полное владение ими. Из воспоминаний современников
мы знаем, что Глинка сам был замечательным
вокалистом, хотя любил петь только в кругу близкихлюдей. Он был также прекрасным вокальным педагогом,
среди учеников которого такие выдающиеся русские
певцы, как Д. М. Леонова, О. А. Петрова, А. Я. Петрова
Воробьёва и другие. Михаил Иванович считал, что при
исполнении романса важны не только умение
технически распоряжаться своим голосом, но и
явственное, чеканное произнесение каждого слова,
верная декламация.
ресурсы
«В музыке,
выразительности бесконечны. Одно и то же слово
можно произнести на тысячу ладов, не переменяя
даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только
акцент, придавая устам то улыбку, то серьёзное,
строгое выражение», говорил композитор.
Поэтому не случайно то, что именно Глинка стал
основоположником русской вокальной школы
соединяющей высокое мастерство владения голосом
особенно вокальной,и
распевность
широкую
драматическую
выразительность. В своих романсах Глинка использовал
тексты двадцати поэтов.
Хотя все романсовое творчество композитора
отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в
музыке особенности поэтического языка разных
авторов. Среди них надо отметить великих русских
поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского
и других.
Вокальные произведения Глинка писал на протяжении
32 лет.
Глинка стал основоположником не только оперной и
симфонической, но и вокальной русской классической
музыки. Он наполнил романс огромным жизненным
содержанием, усилил характер его образов. Традиции,
заложенные романсовым творчеством Михаила