урок "Психология общения"

  • Лекции
  • doc
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: усвоение нового материала Вид урока: урок- творческая беседа Ресурсы: аудиозапись, презентационный материал, видеозапись, раздаточный материал Оборудование: интерактивная доска Структурный план урока: • Организационный момент • Глобализация знании и постановка проблемы урока • Изложение нового материала • Упражнение. «Обращение друг друга» • Упражнение «Передай текст» • Цитата урока Понимание – начало согласия. Спиноза • Просмотр видеосюжета) • Краткое изложение рассказа Ю. Нагибина «Зимний дуб» • Творческая деятельность «Взаимопонимание» • Разминка «Как одно целое» • Обобщение • Оценка знаний и навыков • Закрепление. • Домашнее задание Составить памятку «Как стать интересным собеседником». • Рефлексия. «Сегодня я...» , «Благодарю…».
Иконка файла материала урок общения.doc
Яковлева Е.А. педагог­ психолог   в   группах. Предмет: Психология Тема урока: «Общение» Для 1 курса обучения   взаймодействию   и Цель   урока:    Применение сотрудничеству информационных   технологий   в   процессе   обучения психологии. Задачи: Обучающая:   сформировать   знания   об   общении   как процессе   межличностного   взаймодействия,   показать основные   понятия   и   проблемы   общения.   Раскрыть процесс   и   структуру   общения,   роль   общения   в социальной   адаптации   личности,   педагогическое общение. Воспитывающая:   воспитание   нравственных   качеств будущего   педагога:   эмпатии   и   гуманности, профессиональной   компетентности.   Воспитание активного отношения к жизни и целеустремленность в выполнении   поставленной     Углублять представление   о   ценности   взаимопонимания. Воспитывать   чуткое   и   доброе   отношение   к окружающим людям.  Развивающая: развитие умения, в процессе группового взаймодействия   и   сотрудничества,   анализировать, обобщать   учебную   информацию,   выделять   в   ней главное.   Развитие   коммуникативной   компетентности: умение   отстаивать   свою   точку   зрения,   грамотно защищать   свою   позицию,   соблюдение   правил задачи.взаймодействия   в   процессе   обучения.   Развитие критичности   мышления.  Развивать   умение   проявлять интерес к собеседнику, находить взаимопонимание; Тип урока: усвоение нового материала Вид урока: урок­ творческая беседа Ресурсы: видеозапись, раздаточный материал  Оборудование: интерактивная доска Структурный план урока:  аудиозапись,   презентационный   материал,  Организационный момент  Глобализация знании и постановка проблемы урока  Изложение нового материала  Упражнение. «Обращение друг друга»  Упражнение «Передай текст»  Цитата   урока       Понимание   –   начало   согласия. Спиноза  Просмотр видеосюжета)  Краткое   изложение   рассказа  Ю.   Нагибина «Зимний дуб»  Творческая деятельность «Взаимопонимание»  Разминка «Как одно целое»   Обобщение  Оценка знаний и навыков  Закрепление.  Домашнее задание  Составить  памятку «Как стать интересным  собеседником».  Рефлексия.  «Сегодня я...» ,  «Благодарю…». Ход урока:  2 Организационный момент Предлагается произнести фразу «жизнь прекрасна» сначала   громко,   потом   ласково,   затем   шёпотом, вопросительно,   наконец, жизнерадостно.   далее   спокойно   и,  Глобализация знании и постановка проблемы урока Беседа Взаимопонимание – это умение  не только слушать, но и слышать другого человека. (При обсуждении фиксируются ответы студентов, в   которых   перечисляются   качества     хорошего собеседника.) ­Опишите     человека,   с   которым   легко   вести разговор, охарактеризуйте, какой он собеседник. ­ Понимают ли вас ваши близкие и друзья? ­Какие   чувства   вы   испытываете,   когда   вас   не понимают? ­Что   нужно   сделать,   чтобы   лучше   понимать   друг друга? ­Какое качество способствует взаимопониманию? (Ответы студентов.)  ­ С человеком легко общаться, если собеседник:  внимателен в ходе разговора;  не перебивает говорящего;  с интересом слушает то, о чём говорит собеседник;  задает вопросы по теме беседы;  смотрит открыто  на говорящего;  искренен в общении;  с уважением относится к мнению собеседника. 3­ Считаете ли вы себя интересным собеседником? ­ Как вы думаете, легко ли с вами общаться?  ­ незнакомым человеком? (Ответы студентов.)   трудности   возникают   в   общении   с  Какие   Изложение нового материала по плану: 1. Определение общения и  стороны общения. 2. Средства общения. 3. Педагогическое общение Литература: 1. Андреев   Г.   М.   Социальная   психология.­   М., Аспект Пресс, 1996.  2. Маклаков А. Г. Общая психология.­ СПб.: Питер, 2003. 3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. 4. Лосов   Б.   Ф.   Общение   и   социальная   регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляция поведения. – М., 1976. 5. Рубинштейн   С.   Л.   Основы   общей   психологии.   – СПб.: Питер, 2002. Общение   является   чрезвычайно   сложным   и   емким понятием.   Часто  оно трактуется  как взаимодействие двух   и   более   людей   с   целью   установления   и поддержания межличностных отношений, достижения общего   результата   совместной   деятельности.   С позиции   отечественного   деятельностного   подхода, общение  ­   это   сложный,   многоплановый   процесс установления   и   развития   контактов   между   людьми, 4запах­   порождаемый   потребностями   в   совместной деятельности   и   включающий   в   себя   обмен информацией,   выработку   единой   стратегии взаимодействия,   восприятие   и   понимание   другого человека Общение – сложный процесс взаймодействия между   людьми, заключающийся   в   обмене информацией,   а   также   в   восприятии   и   понимании партнерами друг друга. Субьектами общения являются люди   и   живые   существа.   В   принципе   общение характерно для любых живых существ.  Вопрос: Какими средствами общения пользуются животные?  Уже животном мире облик, внешний вид­ форма, ­ окраска, значимый информационный   сигнал   (резкий   запах   у   муравьев, изменение тела у некоторых рыб в минуту опасности и.т.д.) ­ Общение   является   одной   из   важнейших составляющих   социализации   личности.  Что   такое социализация? ­ Социализацией   называется   процесс   и   результат усвоения   и   активного   воспройзведения   индивидом социального   опыта,   осуществляемый   в   общении   и деятельности.   Общение,   это   первй   вид   деятельности человека.  Вопрос: Как вы считаете, почему, это первый вид деятельности человека? Пожалуй,   важность   и   ценность   данного   опыта являются   очевидными,   в   этой   связи   стоило   бы   выступают   как   5социальной   выделить   основные   психологические   функции общения: ­  Функция   обеспечения   психологического   комфорта личности. ­ Удовлетворение потребности в общении ­Функция самоутверждения Однако наряду с этим общение выполняет также ряд функций необходимых для социума вообще­ основные социальные функции общения: ­Организация совместной деятельности ­Управление поведением и деятельностью ­Контроль Таким   образом,   общение   играет   важную   роль   в процессе адаптации   личности­ самоутверждении,   реализации,   приобретении   опыта и.т.     В   общении   реализуется   потребность   в   другом человеке.   Посредством   общения   люди   организуют различные   виды   практической   и   теоретической деятельности, информацией, добиваются вырабатывают программу действий, взаймно влияют друг на друга. В процессе   общения   формируются,   проявляются   и реализуются   межличностные   взаимоотношения.   В структкре   общения   можно   подойти   по­разному,   в данном   случае   будет   охарактеризована   структура путем   выделения   в   общении   трех   взаимосвязанных сторон:   интерактивной   и перцептивной. Таким образом схематически структкру общения мы представим так:   обмениваются взаймопонимания,   коммуникативной,       6Общение Коммуникация Интеракция Социальная  перцепция ­Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимся индивидами. ­  Интерактивная   сторона   заключается   в   организации взаимодействия между общающимся индивидами. ­Перцептивная   сторона   общения   означает   процесс восприятия   и   познания   друг   друга   партнерами   по общению   и   установления   на   этой   основе взаимопонимания. 2) Средства общения. Вербальные и невербальные средства общения. Общение, будучи сложным социально­ психологическим процессом взаимопонимания людей,  осуществляется по следующим основным каналам: ♦ речевому (вербальному, от лат. «устный,  словесный»); ♦ неречевому (невербальному). Речь как средство общения одновременно выступает и  как источник информации, и как способ воздействия  на собеседника.   В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз. («Разум человека  проявляется в ясности его речи», — отмечали еще  древние ораторы.) Играет важную роль точность  употребления слова, его выразительность и  доступность, правильность построения фразы 7и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый,  средний, замедленный), модуляция высоты голоса  (плавная, резкая), тональность голоса (высокая,  низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр  (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация,  дикция. Наблюдения показывают, что наиболее  привлекательной в общении является плавная,  спокойная, размеренная манера речи. 3. Выразительные качества голоса. Это характерные  специфические звуки, возникающие при общении:  смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.;  разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а  также звуки назализации: «хм­хм», «э­э­э» и др. Исследования показывают, что в ежедневном акте  коммуникации человека слова составляют 7%, звуки  интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.   Упражнение. «Обращение друг друга» Предлагается  обращение  друг   друга   без   слов,   с помощью  мимики   и  жестов,  передав   при  этом     своё настроение и   чувства. Каждый объясняет, как понял обращение. Невербальная коммуникация – это общение, обмен  информацией без помощи слов. Это жесты,  мимика, различные сигнальные и знаковые  системы. Все эти способы общения по аналогии  иногда также называют языками – первичными и  вторичными, или естественными и  искусственным.  8К изучению невербальных средств общения  обращаются следующие науки: 1. Кинестика изучает внешние проявления  человеческих чувств и эмоций; мимика изучает  движение мышц лица, жестика — жестовые движения  отдельных частей тела, пантомимика — моторику  всего тела: позы, осанку, поклоны, походку. 2. Такесика изучает прикосновения в ситуации  общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание,  поглаживание, отталкивание и пр. 3. Проксемика исследует расположение людей в  пространстве при общении; выделяют следующие зоны  дистанции в человеческом контакте: 1. Интимная зона (15­45 см): в нее допускаются лишь  близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны  доверительность, тактильный контакт, прикосновение,  голос негромкий. Исследования показывают, что  нарушение интимной зоны влечет за собой  определенные физиологические изменения в  организме: учащение биения сердца, повышенное  выделения адреналина, прилив крови к голове и пр.  Преждевременное вторжение в интимную зону в  процессе общения всегда воспринимается  собеседником как покушение на его  неприкосновенность. 2. Личная, или персональная, зона (45­120 см): для  обыденной беседы с друзьями и коллегами,  предполагает только визуально­зрительный контакт  между партнерами, поддерживающими разговор. 93. Социальная зона (120­400 см): обычно соблюдается  во время официальных встреч в кабинетах,  преподавательских и других служебных помещениях,  как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. 4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает  общение с большой группой людей: в лекционной  аудитории, на митинге и пр. Слушать  – значит воспринимать, различать звуки окружающего   нас   мира:   речь   человека,   пение   птиц, шум моря, шелест травы, шорох листьев и т.д.  Слышать  – быть внимательным, чутким к мыслям и словам другого человека.  Упражнение   «Передай   текст»  помогает   проверить способности  студентов  слушать   и   слышать   других. Выбирается 5­7  студентов  для участия в упражнении. Все   участники,   кроме   одного,   выходят   за   дверь. Преподователь произносит текст, который необходимо с   максимальной   точностью   запомнить   и   передать стоящим   за   дверью.   Текст   передается   от   одного   к другому   участнику.   Затем   проводится   обсуждение успешности выполнения упражнения. Преподователь  сравнивает рассказ, который услышал из   уст   последнего   участника,   с   первоначальным вариантом текста. Задает вопросы:  Что помогло точно изложить текст?  Что помешало это сделать? (Ответы  студентов.) Цитата   урока  Бенедикт (Барух) Спиноза, нидерландский философ     Понимание   –   начало   согласия.   10 В чем смысл этого выражения?   общение   взаимодействие   педагога  Педагогическое   общение  3) ­   специфическое межличностное   и воспитанника   (учащегося),   опосредующее   усвоение знаний   и   становление   личности   в   учебно­ воспитательном процессе  Педагогическое   общение  ­   совокупность   средств   и методов,   беспечивающих   реализацию   целей   и   задач воспитания   и   обучения   и   определяющих   характер взаимодействия   педагога   и   учащихся.   В   психолого­ педагогической   литературе   существуют   разные трактовки   педагогического   общения   Приведем некоторые   из   них.   Например,  А.Н.   Леонтьев педагогическое как "профессиональное   общение   преподавателя   с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания),   имеющее   определенные   педагогические функции   и   направленное   (если   оно   полноценное   и оптимальное)   благоприятного психологического   климата,   а   также   на   другого   рода психологическую   оптимизацию   учебной   деятельности и   отношений   между   педагогом   и   учащимся   внутри ученического   коллектива"  Исследования   в   области педагогической   психологии   показывают,   что значительная   часть   педагогических   трудностей обусловлена   не   столько   недостатками   научной   и методической   подготовки   преподавателей,   сколько деформацией профессионально­ педагогического   общения.    Будет   ли   педагогическое определяет   на   создание   сферы       11подчеркивают общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его   педагогического   мастерства   и   коммуникативной культуры.   Для   установления   положительных взаимоотношений   со   студентами   преподаватель должен  проявлять   доброжелательность  и  уважение   к каждому   из   участников   учебного   процесса,   быть сопричастным   к   победам   и   поражениям,   успехам   и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное "Я", проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную   включаемость   в   ситуации   обучения, авторитарность, собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У   педагогов   с   центрацией   на   "другом"   проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.  У   педагогов   с   центрацией   "я­другой"   выявлено устойчивое   стремление   строить   общение   на   равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений "преподаватель ­ студент" и всего обучения в целом.  (Просмотр видеосюжета) Профессионально­важные качества  педагогического общения  1) интерес к людям и работе с ними, наличие  ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность,  коммуникативные качества;  12к   2)   способность   эмоциональной   ЭМПАТИИ   и понимания людей;  3)   ГИБКОСТЬ,   оперативно­творческое   мышление, обеспечивающее   умение   быстро   и   правильно ориентироваться   в   меняющихся   условиях   общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации   общения,   индивидуальных   особенностей студентов;  4)   умение   ощущать   и   поддерживать   ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;  5)   умение   УПРАВЛЯТЬ   СОБОЙ,   управлять   своими психическими   состояниями,   своим   телом,   голосом, мимикой,   умение   управлять   настроением,   мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;  6) (неподготовленной) коммуникации;  7) педагогические   ситуации, воздействий;  8)   хорошие   ВЕРБАЛЬНЫЕ   СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;  9)   владение   искусством   ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ,   которые   представляют   сплав жизненных,   естественных   переживаний   педагога   и педагогически переживаний, способных   повлиять   на   студентов   в   требуемом направлении;  10)способность   ИМПРОВИЗАЦИИ,   ПРОГНОЗИРОВАТЬ   возможные   последствия   своих СПОНТАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   применять все   способность   целесообразных     умение   умение к   13разнообразие   средств   воздействия   (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").  Краткое   изложение   рассказа  Ю.   Нагибина    «Зимний дуб»                                       Зимний дуб                                      ( в сокращении) … Первый урок  у Анны Васильевны был в 5 «А». Ёщё не замер пронзительный звонок,   известивший о начале занятий,   как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята   дружно   встали,   поздоровались   и   уселись   по своим   местам.   Тишина   наступила   не   сразу.   Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто­то шумно вздыхал, прощаясь с безмятежным настроением утра. Анна Васильевна начала:  ­ Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить, кто это или что это… ­ Можно? В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных   валенках,   на   которых,   стаивая,   гасли морозные искринки. ­ Ты опять опоздал, Савушкин?­ Как большинство молодых   учителей,   Анна   Васильевна   любила   быть строгой, но сейчас её вопрос прозвучал почти жалобно. Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина…  ­   Всё   понятно?­   обратилась   Анна   Васильевна классу. 14­ Понятно! Понятно!..­ хором ответили дети. ­ Хорошо. Тогда назовите примеры. На несколько секунд стало очень тихо: И   вдруг,   словно   очнувшись   от   сна,   Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул: ­ Зимний дуб! Ребята засмеялись. ­   Тише!   ­   Анна   Васильевна   стукнула   ладонью   по столу. ­ Зимний дуб!­ повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы. Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце. Не   понимая   странной   его   взволнованности,   Анна Васильевна сказала, с трудом сдерживая раздражение: ­ Почему зимний? Просто дуб. ­   Просто   дуб   ­   что!   Зимний   дуб   –   вот   это существительное! ­ Садись,   Савушкин,   вот   что   значит   опаздывать. «Дуб» ­ имя существительное, а что   такое «зимний», мы ещё  не  проходили.   Во время  большой перемены, будь любезен, зайди в учительскую. Объясни, почему ты систематически опаздываешь? ­ Просто не знаю, Анна Петровна,­ он по­ взрослому развел руками.­ Я за целый час выхожу. ­ Придётся мне сходить к твоей матери. … Тропинка бежала вдоль ручья – то вровень с ним, покорно   следуя   всем   извивам   русла,   то,   поднимаясь высоко, вилась по отвесной круче.  15… Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь   сбежала   к   ручью.   Местами   ручей   был   застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной   панцирь,   а   порой   среди   льда   и   снега проглядывала тёмным недобрым глазом живая вода. ­   А   почему   он   весь   замёрз?   –   спросила   Анна Васильевна. ­ В нём тёплые ключи бьют. Вон видите струйку? Наклонившись   над   полыньёй,   Анна   Васильевна разглядела   тянущуюся   со   дна   тоненькую   нитку;   не достигая   поверхности   воды,   она   лопалась   мелкими пузырьками. Этот тонюсенький стебелёк с пузырьками был похож на ландыш. ­   Тут   этих   ключей   страсть   как   много!   –   с увлечением говорил Савушкин.­ Ручей–то и под снегом живой. Он разметал снег, и показалась дегтярно–чёрная и всё   же   прозрачная   вода.   Анна   Васильевна   заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел, провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. Это ей   так   понравилось,   что   она   стала   носком   ботика сбивать снег в воду, радуясь, когда из большого комка вылеплялась   особенно   замысловатая   фигура.   Она вошла во вкус и не сразу заметила, что Савушкин ушёл вперёд и дожидается её, усевшись высоко в развилке сука, нависшего над ручьём. Анна Васильевна нагнала Савушкина.   Здесь   уже   кончалось   действие   тёплых ключей, ручей был покрыт плёночно–тонким льдом. ­ Смотри, какой лёд тонкий, даже течение видно!  16­ Что вы, Анна Васильевна! Это я ветку раскачал вот и бегает тень. Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать. Тропинка   обогнула   куст   орешника,   и   лес   сразу раздался   в   сторону.   Посреди   поляны   в   белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. ­ Так вот он, зимний дуб! Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный   страж  леса   тихо  качнул  ей  навстречу ветвью.   Совсем   не   ведая,   что   творится   в   душе учительницы,   Савушкин   возился   у   подножия   дуба, запросто обращаясь со своим старым знакомцем. ­ Анна Васильевна, поглядите! Он   с   усилием   отвалил   глыбу   снега,   облипшую понизу землёй с останками гниющих трав. Там, в ямке, лежал шарик, обернутый сопревшими паутинно–тонкими   листьями.   Сквозь   листья   торчали толстые   наконечники   игл,   и   Анна   Васильевна догадалась, что это еж. ­ Вот как укутался! …    Мальчик продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку.  Анна   Васильевна   с   радостным   интересом всматривалась   в   эту   неведомую   ей   потайную   жизнь леса… Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки… ­ Ну, Савушкин, спасибо тебе за прогулку. 17­ Вам спасибо, Анна Васильевна.  Савушкин   покраснел:   ему   очень   хотелось   сказать учительнице,   что   он   никогда   больше   не   будет опаздывать, но побоялся соврать. Он поднял воротник курточки, нахлобучил поглубже ушанку. ­ Я провожу вас… ­ Не нужно, Савушкин, я одна дойду. Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело­розовый в закатных лучах, и увидела   у   его   подножия   небольшую   фигурку: Савушкин   не   ушел,   он   издали   охранял   свою учительницу.   И   Анна   Васильевна   вдруг   поняла,   что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой, небогатой одежде… чудесный и загадочный гражданин будущего.   Что     чувствовал   Савушкин,   когда   отвечал   на вопрос   учителя   на   уроке?   О   чем   он   хотел рассказать?  Поняла ли  Анна Васильевна своего ученика?  О чем этот рассказ?  (Ответы студентов.) ­     Мальчик   помог   Анне   Васильевне   по­новому взглянуть на окружающий ее мир.  И учитель, и ученик учатся понимать друг друга. Творческая деятельность «Взаимопонимание» Студенты делится на две группы.  18Первой группе дается задание объяснить значение выражения «уметь понимать   себя и других». Вторая группа   объясняет   значение   выражения   «уметь принимать себя  и других».  Работая в группе, студенты необходимо выслушать мнение каждого, поделиться своими мыслями и понять мысли   другого.   Общую   идею   исследования   могут высказывать  спикеры.   (Спикер   –   оратор,   человек, разъясняющий  итоги обсуждения)                     В процессе выступления спикеров ключевые идеи, понятия, отдельные слова фиксируются на доске. ­Понимание   –   это   умение   посмотреть   на происходящее глазами другого человека.  Принимать – это   воспринимать   человека   таким,   каков   он   есть. Понимать   и   принимать   ­   основа   взаимопонимания, основа   доброжелательных,   искренних,   открытых отношений между людьми.       Разминка «Как одно целое»    Студенты  делится   на   две     группы.     Задача   ­ исполнить   необычный   танец,   в   котором         группа танцует   с   группой.     Нужно   представить,   что   одна группа   – это  один человек,  и постараться синхронно выполнять   движения.   Прослушивая   музыкальный фрагмент, можно договориться о взаимодействии.                   Обобщение ­   Взаимопонимание    в   общении–   основа   добрых отношений между людьми. Важно чутко и внимательно относиться   к   людям,   уметь   представить   себя   на   их 19месте. Каждому из нас приятно общаться с человеком, который   умеет   выслушать,   умеет   понять   чувства   и эмоции другого.   Понять, принять, услышать и увидеть! ­ Гласит простой общения закон. Учись, расти, мудрей и развивайся, Люби людей, пой с сердцем в унисон! Оценка знаний и навыков. Выставление и  комментирование оценок. Закрепление. Общение   ­   неотъемлемый   элемент   педагогической деятельности;   вне   его   невозможно   достижение   целей обучения   и   воспитания  Умение   контролировать процесс   общения,   адаптироваться   в   собеседнику, устанавливать   с   ним   контакт­важное   качество успешного коммуникатора. Поэтому, вы как будущие педагоги должны   приучить себя к   педагогическому общению как специфическая форма общения, имеющая свои   особенности,   и   в   то   же   время   подчиняющаяся общим психологическим  закономерностям, присущим общению   как   форме   взаимодействия   человека   с другими   людьми,   включающей   коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.  Домашнее задание ­  Понаблюдайте за собой и окружающими людьми, способны     ли   вы   понимать   друг   друга?   Составьте памятку «Как стать интересным  собеседником». Рефлексия. 1. сегодня я узнал… 202. было интересно… 3. я выполнял задания… 4. теперь я могу… 5. я почувствовал, что… 6. меня удивило… 7. урок дал мне для жизни… "Благодарю…".     следует выбираемых В   конце   урока      предлагается  каждому  студенту выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это   сотрудничество   проявилось.  Преподавателя  из числа исключить. Благодарственное   является завершающим.   При   этом   он   выбирает   тех,   кому досталось   наименьшее   количество   комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. Организованное окончание урока.    Я благодарю вас за работу. Урок закончен.   слово   педагога   21