Познакомить с основными царствами живой природы. Расширить и углубить знания о клетке на примере простейших.. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных на примере инфузории- туфельки. Закрепить умение работы с микроскопом и приготовлением микропрепарата. Воспитывать бережное отношение к оптическим приборам, и окружающей природе.Урок -путешествие. Дети знакомятся с разнообразием царств живой природы и узнают о царстве простейших, заполняя маршрутный лист.
Простейшие.DOC
Холдина Галина Ивановна – учитель химии и
биологии МКОУ «Песочнодубровская СОШ»
Биология 5 класс.
Тема: Царства живой природы.
Одноклеточные организмы.
Цель: дать представление о разнообразии организмов,
их повсеместном распространении на Земле.
Задачи:
Познакомить с основными царствами живой природы.
Расширить и углубить знания о клетке на примере простейших.
Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных
животных на примере инфузории туфельки.
Закрепить умение работы с микроскопом и приготовлением
микропрепарата
Воспитывать бережное отношение к оптическим приборам,
Приучать к аккуратности.
Оборудование:
Культура инфузориитуфельки. Микроскопы, стаканы и стеклянные палочки.
Предметные стекла, салфетки, таблицы, магнитофон с кассетой, телевизор.
На столах листочки чистые с тестами, конверты с заданиями, маршрутная
карта.
Оформление доски:
Эпиграф
« Ни один сосуд не вмещает больше своего объема , кроме сосуда знаний,
он постоянно расширяется» ( арабская пословица )
Таблицы царств, станции, тема урока, число, станции:
1. Остановка: Информационная (телевизор и кассета с фрагментом об
инфузории туфельке)
2. Остановка: Исследовательская (озеро, оборудование для
выполнения лабораторной – исследовательской работы, маршрутные
карты).
Высказывание М. Светлова
« В каждой щелочке,
В каждом узоре
Жизнь богата и многогранна.
Всюду даже среди инфузорий
Лилипуты и великаны.»
3. Остановка: Занимательная ( выступления детей) .
4. Остановка: Отдых
( физминутка проводит Инна – Хомка, хомка…, Буратино потянулся…)
5 Остановка.: Словарная
( работа с конвертами словарные слова, проверка – светофор). На станции
сидит филин.
(Словарные слова напечатаны и выведены).
Царство
Простейшие
Амеба обыкновенная
Ложноножки (псевдоподии)
Инфузория – туфелька
Реснички
Циста
Жгутик
Эвглена зеленая
6. Станция: Стоп! Красный свет!
« Коль хотите домой возвратиться
То придется вам потрудиться
Если сделана будет работа
То откроются из царства ворота!
Не робей, не вешай носа
Отвечай на все вопросы
Не ленись, не зевай –
На вопросы отвечай !»
На доске:
Царства:
Бактерии2.500 видов.
Простейшие 40.000 видов
Грибы 100.000 видов.
Растения 350.000
Животные 1 млн. 500.000 видов.
Форма урока:
Урок путешествие.
Лабораторная работа.
Сегодня мы начинаем большое и интересное путешествие в мир живых
организмов.
Эпиграфом нашего путешествия будут слова из арабской пословицы:
« Ни один сосуд не вмещает больше своего объема , кроме сосуда знаний,
он постоянно расширяется». Все организмы, живущие на Земле, ученые делят на 5 больших групп, которые
называют царствами.
Это: бактерии, простейшие, грибы, растения и животные.
И так, царство это большая группа живых организмов. ( показываю по
таблице и называю количество видов), под таблицей количество видов.
На доске
Царства:
Бактерии2.500 видов.
Простейшие 40.000 видов
Грибы 100.000 видов.
Растения 350.000 видов.
Животные 1 млн. 500.000 видов.
Первые два царства относят к одноклеточным организмам, а другие к
многоклеточным.
О царстве бактерий мы с вами говорили на прошлых уроках, что это
одноклеточные организмы, не имеющие настоящего ядра, и их тело состоит из
одной клетки.
Сегодня мы отправляемся в царство простейших. Путешествовать мы будем ,
делая остановки. С собой мы возьмем: ручку, тетрадь, маршрутные листы,
посуду для воды ,хорошее настроение и веселую песню.
( Вместе весело шагать…).
И так в путь.( Музыка).
1 остановка « Информационная».
Мы с вами пришли к водоему, где живут простейшие.
У нас есть возможность получить информацию о простейших на примере
инфузории туфельки через спутниковую связь.
Ваша задача:
внимательно посмотреть фрагмент и обратить внимание на особенности
строения, форму тела инфузории, среду обитания и способ передвижения.
Итогом вашего просмотра – будет заполнение маршрутных карт, которые мы
взяли с собой.
Маршрутный лист.
Рисунок
Форма тела
Особенности
строения
Среда
обитания
Способ
передвижения х
и
ш
й
е
т
с
о
р
п
е
и
н
а
в
з
а
Н
Амёба
обыкновенная
Инфузория
туфелька
Эвглена зеленая
и
к
ь
л
е
ф
у
т
а
м
р
о
ф
,
,
я
а
н
н
я
о
т
с
о
П
и
м
а
к
ж
о
н
о
н
ж
о
л
с
,
я
а
н
н
я
о
т
с
о
п
е
Н
а
т
е
в
ц
о
г
о
н
е
л
е
з
,
я
а
н
н
я
о
т
с
о
П
и
к
т
е
л
к
й
о
н
д
о
з
и
о
л
е
Т
к
о
т
е
л
к
а
в
т
с
е
ж
о
н
м
з
и
о
л
е
Т
й
о
д
о
в
й
о
т
с
и
ч
с
а
к
е
Р
и
м
я
ь
т
с
и
л
и
м
и
щ
ю
и
н
г
с
м
е
о
д
о
В
и
к
ж
о
н
о
н
ж
о
Л
и
к
ч
и
н
с
е
Р
к
и
т
у
г
Ж
Подводим итог вашего просмотра.
Работаем в парах:
на столе перед вами маршрутные листы, возьмите карандаши и поставьте
крестик в тех графах , которые относятся к инфузории туфельке.
Работа с маршрутной картой, у меня на доске с внутренней стороны точно
такая же карта, с классом проверяем, где поставлены крестики. По ходу
заполнения , мой комментарий:
Инфузория ( «инфузум» настой) , впервые их обнаружили в воде,
настоянной на различных травах, форма тела постоянная, напоминающая
туфлю, отсюда и название. Встречается в водоемах с гниющими
листьями. Тело состоит из одной клетки, очень маленькое простейшее
( 0,1 0,3 мм.), можно рассмотреть только под микроскопом. Плавает с
помощью многочисленных ресничек, питается бактериями и
одноклеточными водорослями. При неблагоприятных условиях тело
инфузории туфельки покрывается толстой плотной оболочкой, и она
переходит в состояние цисты.
Поднимите руки, у кого так проставлены крестики: молодцы, хорошо
поработали. Давайте наберем воды в наш сосуд из этого водоема и отправимся
в наше путешествие дальше.
( Музыка)
Следующая остановка « Исследовательская».
Мы с вами побывали на водоеме, где живут простейшие и набрали воду. И вот
теперь проведем исследование с этой водой. Рассмотрим каплю, воды под
микроскопом и найдем в ней нашу знакомую, инфузорию туфельку.
Цель работы:
Обратите внимание на форму тела, понаблюдайте за ее передвижением и
определите роль ресничек в передвижении инфузории туфельки. Работаем в группах по 4 человека, разверните стулья и начинаем наше
исследование. Так как инфузория очень мала мы будем ее рассматривать под
микроскопом, вспомним строение микроскопа (на столе у меня микроскоп и
указка, я показываю, а они называют, отработать строение микроскопа).
.
Вспомнили строение, а теперь правило работы с ним. Отвечает один человек
( На столах микроскопы, стаканчики с исследуемой водой, стеклянные
палочки, салфетки, предметные стекла.) Просмотреть микроскопы на малое
увеличение и посадку по группам, стулья. Исследование проводим вместе со
мной, слушаем меня внимательно.
Инструктивная карточка.
1. Приведите микроскоп в рабочее положение. Для этого поставьте
микроскоп штативом к себе на расстоянии 58 см. от края стола.
Наведите зеркалом свет.
2. Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью
пипетки поместите каплю культуры инфузории туфельки.
3. Положите аккуратно на предметный столик
И с помощью винта медленно опускайте тубус до тех пор, пока не
появится четкое изображение инфузории туфельки. Не забываем, что
смотрим правым глазом, но левый не закрываем. Определите форму тела,
рассмотрите ее передний ( тупой конец) и задний ( заостренный) концы
тела, понаблюдайте ее за движением.
Во время работы можно встать около стола.
Подводим итоги исследовательской работы.
В маршрутной карте в графе « рисунок», зарисуйте инфузориютуфельку,
показав передний ( тупой конец) и задний ( заостренный) концы тела.
Исследования наши закончились, продолжаем путешествие.
( Музыка).
Остановка « Занимательная».
Мир простейших организмов очень разнообразный, в нем насчитывается более
40.000 видов простейших. Какие еще есть простейшие, нас познакомят ( Рома и
…Инна ),они поработали с дополнительной литературой и подготовили для нас
небольшие сообщения.
На этой станции мы продолжим, ребята, с вами работу с маршрутной картой,
поэтому внимательно слушаем выступления.
Выступление Ромы.
«Я хочу рассказать об амебе обыкновенной. Встречается она на дне водоемов с
гниющими листьями. Амеба очень маленькая, 0,2 0,5 мм и представляет
собой студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму. Амеба
переводиться, как « изменчивая». Можно увидеть только под микроскопом. Тело амебы состоит
из одной клетки, заполненной цитоплазмой. Есть небольшое ядро, в отличие
от бактерий. Движется с помощью ложноножек – это выросты цитоплазмы.
Питается бактериями, одноклеточными водорослями и другими простейшими.
Дышит кислородом, растворенным в воде, выделяет углекислый газ.
Размножается в теплое время, а холодное покрывается толстой оболочкой и
переходит в состояние, которое называется цистой. В природе очень важную
роль, так как является пищей для других организмов.
(при рассказе использовать таблицу ).
Спасибо, Рома.
Давайте. Послушаем…Инну.
Я расскажу про эвглену зеленую. Живет также в водоемах, загрязненных
гниющими листьями.
( Рассказ сопровождаем показом по таблице). Тело размером 0,05мм. Состоит
из одной клетки и имеет вытянутую форму. Тело покрыто плотной оболочкой,
поэтому не меняется. Передний коней тупой, а задний – острый. На переднем
конце находится жгутик нитевидный вырост, с помощью него эвглена
движется. Дышит кислородом, выделяет углекислый газ.
Очень интересный способ питания: в темноте, как животное, поедает бактерий
и одноклеточных водорослей, а вот на свету ведет себя как растение, то есть
сама вырабатывает себе пищу. Для этого у нее есть более 20 хлоропластов, где
происходит фотосинтез. Поэтому ее называют «зеленая». Для того, чтобы
чувствовать свет, у нее есть светочувствительный глазок.
Размножается в теплое время, а холодное покрывается толстой оболочкой,
состояние цисты. Эвглена зеленая также играет большую роль в природе,
являясь важным звеном в цепи питания в водоеме.
Подводим итог.
Продолжим работу с маршрутной картой, работаем в парах. В колонках
против амебы и эвглены ставим крестики, что мы о них узнали
. Работаем. Проверяем по моей карте.
А чтобы проверить, как вы усвоили материал по простейшим, я вам дам
задание, которое у вас в конвертах. Мы с вами в лесу, а здесь очень много
разных листьев, поэтому задания я вам приготовила на разноцветных
листочках, вам нужно сопоставить простейших с их описанием.
Работа в парах, я быстро проверяю:
Красный лист. Желтый, зеленый.
Светофор.
Подвожу итог. Справились с заданием все. Молодцы!
Продолжаем наше путешествие по царству простейших. ( Музыка )
Мы находимся на остановке « Отдых». Цель: Здесь мы с вами отдохнем после нашего длительного путешествия.
Физминутки : Инна « Хомка, хомка, хомячок и Буратино…...»
Отдохнули и пошагали дальше…
( музыка).
Остановка« Словарная»
Цель : проверка усвоения словарных терминов данной темы.
На этой остановке сидит наш старый знакомый филин. Это мудрая птица, к
нему со всего леса идут за советом обитатели леса. Он нам приготовил
словарные слова, хочет проверить, как вы усвоили эти понятия.
Вывести на компьютере и повесить на остановке.
Простейшие – живые организмы, тело которых состоит из одной клетки.
Царство большая группа живых организмов.
Амеба обыкновенная – « изменчивая», простейший организм не имеющий
постоянной формы.
Ложноножки (псевдоподии) выросты тела амебы.
Инфузория –туфелька простейший организм, по форме напоминающий
туфельку.
Реснички – органы передвижения инфузории–туфельки.
Циста – это состояние, в которое переходят простейшие, покрываясь плотной
оболочкой при неблагоприятных условиях.
Жгутик нитевидный вырост эвглены зеленой, при помощи его она
передвигается.
Эвглена зеленая – одноклеточный организм зеленого цвета, из за присутствия
большого количества хлоропластов.
.Царство
Простейшие
Амеба обыкновенная
Ложноножки (псевдоподии )
Инфузория –туфелька
Реснички
Циста
Жгутик Эвглена зеленая
Работаем в парах, в лесу можно встретить много грибов, вот мы и займемся их
сбором. Следующее задание у вас будет: «Собрать грибы». У гриба есть
шляпка и пенек. Внимательно прочитайте задание и соотнесите слова со
значениями.
Проверяю быстро светофор. ( Красный, желтый, зеленый).
Подводим итоги, я думая, что филин остался доволен вашей работой.
Путешествие наше продолжается.
( музыка).
Остановка «Стоп! Красный свет!»
А что это, ребята, здесь за послание? Давайте откроем и прочитаем. В рулон
свернуто, перетянуто лентой, и на станции скотчем.
(Вывести на бумагу).
« Коль хотите домой возвратиться
То придется вам потрудиться
Если сделана будет работа
То откроются из царства ворота!
Не робей, не вешай носа
Отвечай на все вопросы
Не ленись, не зевай –
На вопросы отвечай !»
(На столах тесты по вариантам и листочки чистые)
Цель: Проверка усвоения знаний.
Ребята, кто это с нами так шутит – это наверное хозяин леса, мы вторглись в
его владения. Вот он и посылает нам свои испытания в виде тестов. Давайте
же, ребята, за дело иначе останемся в этом царстве.
На столах тесты по вариантам и листочки, подпишите и поставьте варианты.
( время).
Работа индивидуально каждому.
Вариант 1.
1) К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только
один верный. Выберите, по вашему мнению, правильный ответ и
запишите соответствующую цифру после номера.
1. Все организмы, живущие на Земле, ученые делят на царства, которых
насчитывается:
1) 5 2) 4 3) 6 4) 3.
2.К одноклеточным организмам относят: 1) растения 2) животных
3) грибы 4) простейших
3. Царство растений насчитывает видов:
1) 1 млн. 500 тыс. видов 2) 100 тыс. видов
3) 350 тыс. видов 4) 40 тыс. видов.
4.Ядра не имеют:
1) эвглена зеленая 2) амеба обыкновенная
3) инфузория туфелька 4) бактерии
5. Инфузория – туфелька представляет собой царство:
1) растений 2) простейших
3) грибов 4) животных
6. Царство простейших насчитывает видов:
1) 1 млн. 500 тыс. видов 2) 100 тыс. видов 3) 40 тыс. видов.
4) 350 тыс. видов
2) Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны.
1.Бактерии и простейшие относятся к одному царству.
2.Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы.
3.Тело амебы имеет постоянную форму.
4.Среда обитания простейших – пресный водоем, загрязненный органическими
веществами.
5.Эвглена может питаться как животное, так и как растение.
6.Простейшие не имеют специальных органов движения.
7.К простейшим относят амебу, эвглену зеленую
инфузорию – туфельку.
Вариант 2.
1) К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только
один верный. Выберите, по вашему мнению, правильный ответ и
запишите соответствующую цифру после номера.
1.Все многообразие живых существ ученые подразделяют на несколько:
1) царств 2) государств
3) колоний 4) автономий
2. Исключительно к одноклеточным организмам относят:
1) растения 2) животные
3) грибы 4) бактерии
3. Царство животных насчитывает видов: 1) 1 млн. 500 тыс. видов 2) 350 тыс. видов 3) 100 тыс. видов
4) 40 тыс. видов.
4. Амеба – представитель царства:
1) грибов 2) бактерий
3) простейших 4) растений
5. К многоклеточным организмам относят:
1) вирусы 2) растения
3) бактерии 4) простейших 6. Царство бактерий
насчитывает видов:
1) 1 млн. 500 тыс. видов 2) 2500. видов 3) 100 тыс. видов
4) 40 тыс. видов.
2)Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны.
1.В состав бактерий входит оболочка, цитоплазма и ядро.
2.Грибы и растения разные царства
3.Инфузория – туфелька передвигается при помощи жгутика.
4.При неблагоприятных условиях простейшие образуют плотную оболочку и
переходят в состояние цисты.
5.Эвглена зеленая не имеет постоянной формы тела.
6.В клетках простейших, также как у грибов, растений и животных, имеется
ядро.
7. Тело простейших состоит из множества клеток.
Работаем по вариантам.
Открываю доску на ней ключи ответы.
( И на партах у каждого по ответам лежат варианты.)
Вариант 1.
1,4,3,4,2,3.
2,4,5,7.
Вариант 2.
1,4,1,3,2,3.
2,4,6.
1 вариант, поднимите руки, у кого нет ошибок в первом задании, у кого во
втором задании нет ошибок. То же самое – второй вариант. Тесты с
листочками сдайте.
Молодцы!
Хорошо справились с заданием, больше никакого послания от хозяина леса нет,
значит, он нас выпускает из своего царства.
Наше путешествие с вами ,ребята, закончилось. Давайте обратимся к тем
словам, с которых мы начали наше путешествие « Ни один сосуд не вмещает больше своего объема , кроме сосуда знаний,
он постоянно расширяется» , ( арабская пословица ) ребята, а о каком
сосуде идет речь?
Раздать сертификаты участника путешествия.
Д/ з. Стр. 108109 до слов « В отличие от бактерий и простейших….,
словарные слова записать и выучить, на следующий урок совершим
путешествие в царство грибов, подберите материал о грибах ядовитых и
съедобных, диковинных грибах.
Спасибо за урок.
Литература:
1.А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение» 5 класс, М.:
Дрофа,2002 г.
2. Б.Е. Быховский «Зоология» 67 кл
Издательство «Просвещение»,1997г.
3.
А.А. Леонович «Я познаю мир» Детская энциклопедия, Биология.
ООО «Издательство АСТЛТД» ,1997г.
4. А.И.Мягкова «Биология»8 кл. Издательство «Просвещение»,1998г.
5. О.А.Попеляева «Поурочные разработки по биологии» «ВАКО»
Москва2004г.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Урок -путешествие Простейшие " 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.