Урок-путешествие "В мире кислот" ( 8 класс, химия)
Оценка 4.6

Урок-путешествие "В мире кислот" ( 8 класс, химия)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
03.04.2017
Урок-путешествие "В мире кислот" ( 8 класс, химия)
Маршрут путешествия: станция информационная, станция экспериментальная, станция историческая, станция практическая, станция дегустационная. Данная разработка помогает совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей и способствует умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации. Урок очень интересный. Данная разработка может применяться на обобщающих уроках.Файл содержит подробную разработку урока.
урок-путешествие.docx

КГУ «Узункольская средняя школа №1»

 

 

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

 

 

В МИРЕ КИСЛОТ

8 класс

                                                 учитель химии Райляну Ирина Николаевна

 

 

Урок - путешествие «В мире кислот»

Цель:

·        Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей;

·        Способствовать умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторная бумага, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, карточки с формулами кислот, яблоко, лимон, йогурт, клей силикатный, борная кислота, мел.

Маршрут путешествия: (записан на доске)

1. Станция информационная.

2.Станция экспериментальная.

3.Станция историческая.

4.Станция практическая.

5.Станция дегустационная.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы больше узнать о кислотах - необычных неорганических веществах. Девизом нашего путешествия будут слова Гёте: « Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать».Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Итак, первый вопрос:

-- Что такое кислоты? (сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

-- Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

-- Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

-- Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

I. Станция информационная (от неё отправляемся в путь).

1. Работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой - название её соли.

2.Записи в тетради: ученик у доски пишет кислоты, а остальные в тетради

(проверка по доске).

-- На какие две группы можно поделить кислоты по составу кислотного остатка? (кислородосодержащие и бескислородные). Примеры.

--Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (жидкое - большинство).

Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Отправимся на другую станцию.

II. Станция экспериментальная.

Демонстрация борной кислоты - белое кристаллическое вещество, используется в медицине для дезинфекции, в кожевенном производстве.

Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).

Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.

1. Записи в тетради.

а) кислоты твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).

б) кислоты, которые разлагаются: H2CO3 --- H2O + CO2

H2SO3 --- H2O + SO2

Учитель: - Как отличить кислоты от других веществ? (индикаторами).

- Какие вы знаете индикаторы? (синий лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага).

Демонстрация индикаторов.

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.

Опыт 4. В эти же пробирки добавить фенолфталеин. В одной из них раствор становится малиновым - это щёлочь.

Опыт 5. В три пробирки нальём те же вещества и добавим синий лакмус. В кислой среде он покраснел. Добавим метиловый оранжевый - в кислой среде раствор розовый, в щелочной - жёлтый.

Рассказ учителя об открытии индикаторов Робертом Бойлем.

Учитель: Вы теперь можете определить кислоты с помощью индикатора. А задумывались ли вы, почему они названы кислотами? Чтобы об этом узнать мы отправимся на следующую станцию.

III. Станция историческая.

В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии на поваренную соль концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (мурия - рассол, солёная вода). Кислотой мурия Пристли назвал соляную кислоту; её до сих пор так называют.В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде - соляной кислотой.В 1778 году А.Л.Лавуазье предположил, что кислоты - вещества, содержащие кислород. В чём он был неправ? (есть бескислородные кислоты, кислород содержится также в оксидах, основаниях, солях).

В 1814 году Г.Деви высказал мнение, что атом водорода - необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.

Домашнее задание: А какую кислоту называют «купоросным» маслом? Почему? (серную, так как была получена из её солей - купоросов).

А теперь применим все свои знания на деле - на станции практической.

IV. Станция практическая (задания записаны на карточках).

1. Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений: FeSO4, CuO, HPO3, NaOH, Ca(OH)2, HF, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3, HClO4.

2.Составить оксиды, соответствующие кислотам, основаниям:


HPO3 --- P2O5                       Ca(OH)2 --- CaO

HClO4 --- Cl2O7                    Al(OH)3 --- Al2O3

NaOH ---   Na2O


3. Какие гидроксиды соответствуют оксидам:

CuO --- Cu(OH)        SO2 --- H2SO3        WO3 --- H2WO4

4. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?

а) HCl, HNO3, HPO3                  в) H2SiO3, HJ, NaOH

б) HBr, H2SO4, HNO2                г) LiOH,    KOH, Cu(OH)2

5. На какие ионы распадаются выделенные вещества:

HCl --- H+ + Cl-

NaOH --- Na+ + OH-

H2SO4 --- 2H+ + SO2-              

 Cu(OH)2 --- на ионы не распадается

Домашнее задание:

Написать кислоты, которые соответствуют оксидам:

N2O3 --- HNO2                             FeO --- Fe(OH)2

N2O5 --- HNO3                              MgO --- Mg(OH)2

SO3 ---   H2SO4                              Na2O --- NaOH

CO2 ---   H2CO3

NO и CO - кислот не образуют

Учитель: вы хорошо потрудились, можем отправляться на последнюю - самую «вкусную» станцию.

V. Станция дегустационная.

«Вкусные» кислоты - кислые на вкус, сладки (записаны на доске).

Уксусная - H4C2O2 (CH3 - COOH)

Молочная - H6C3O2 (CH3 - CH - COOH)OH

Яблочная - H6C4O5

Винная (виноградная) - H6C4O6

Лимонная - H8C6O7

Щавелевая - H2C2O4 (HOOC - COOH)

Муравьиная - H2CO2 (H - COOH)

- Чем они все похожи?

- Где вы встречали эти кислоты?

- Какие из них пробовали на вкус?

Попробуйте три из них: вручаются призы - яблоко, лимон, йогурт, витамин С (аскорбиновая кислота).

VI. Вывод по уроку:

 -Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

Домашнее задание: подготовка к диктанту «Кислоты»

 


 

КГУ «Узункольская средняя школа №1» 8 класс учитель химии

КГУ «Узункольская средняя школа №1» 8 класс учитель химии

Урок - путешествие «В мире кислот»

Урок - путешествие «В мире кислот»

Дайте определение солей . (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка)

Дайте определение солей . (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка)

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу

Какие гидроксиды соответствуют оксидам:

Какие гидроксиды соответствуют оксидам:

Лимонная - H 8 C 6 O 7 Щавелевая -

Лимонная - H 8 C 6 O 7 Щавелевая -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017