Класс: 8 класс
Цель урока:
I. Обучающая:
1. сформировать умение анализировать карту растительности России;
2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территории России.
II. Развивающая: Развитие творческих способностей учащихся. Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения. Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.
III. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока:
Комбинированный
россия.doc
Урок «Растительный и животный мир России»
Класс: 8 класс
Цель урока:
Обучающая:
I.
1. сформировать умение анализировать карту растительности России;
2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на
размещение природных зон по территории России.
II.
Развивающая: Развитие творческих способностей учащихся.
Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и
доказывать свою точку зрения. Развитие познавательного
интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.
III.
Тип урока:
Комбинированный
Литература:
1. Баринова И.И. География России. Природа, 8 класс.: Учеб. Для
общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа,1996;
2. Атлас России. 8 класс, 2009.
Оборудование:
Учебник, атлас, тетрадь, ручка, карандаш.
На доске таблица
Природная зона
Почвы
Растительный мир Животный мир Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока:
содержан
ие
Организа
ция
класса
1 мин.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Тема нашего урока:
«Растительный и животный мир
России».
План урока:
1. называть представителей
растительного и животного мира
России;
Приветствуют учителя и
внимательно слушают.
Слушают учителя и записывают в
тетрадь план решения проблемы.
1 ученик:
«Это широтные пояса с
определенными условиями
температуры воздуха».
2 ученик:
« Границы тепловых поясов
проводят по изотермам – линиям
одинаковых температур воздуха».
3 ученик:
« Природная зона – это крупный
природный комплекс, обладающий
общностью температурных условий и
увлажнения, почв, растительного и
животного мира».
4 ученик:
« Их образование обусловлено
2. анализировать карту
растительности России;
3. объяснять влияние
компонентов природы на
растительный и животный
мир России.
Ребята, при изучении нового
материала мы будем
рассматривать различные
ситуации. По ходу их решения вы
сами должны прийти к
результатам, то есть решить
поставленные перед вами задачи,
пользуясь памяткой решения
проблемы, изображенной на
доске.
Прежде, чем мы приступим к
изучению новой темы, давайте
вспомним, что такое «тепловые
пояса»?
Что служит их границами?
Что такое «природная зона»?
Чем обусловлено образование
Повторен
ие
домашне
го
задания природных зон?
Вспомните основные
закономерности размещения
природных зон на Земле?
По рисунку 47учебника (карта
растительности России)
определите в какой части России
природные зоны разнообразнее?
У нас возникло противоречие
между тем, что природные зоны
размещены по тепловым поясам,
и, что на одних и тех же широтах
расположены разные природные
зоны!
Ребята, но если природные зоны
действительно расположены в
широтном направлении по
тепловым поясам, то почему же в
Европейской и Азиатской частях
России на одной и той же широте
находятся различные природные
зоны?
Выдвиньте свою гипотезу.
Предположите, какие факторы
могли на это повлиять. Докажите
свою точку зрения.
Используйте рис. 32 на стр. 66
учебника и рис. 33 на стр. 67, а
также карты в атласе Росси.
соотношением тепла и влаги».
5 ученик:
« Природные зоны размещены по
тепловым поясам согласно закону
широтной зональности и высотной
поясности».
6 ученик:
« Природные зоны разнообразнее в
Европейской части России, где на
одних и тех же широтах
расположены разные природные
зоны».
Слушают учителя.
Если мы видим такое расположение
природных зон, то значит, кроме
тепловых поясов на их размещение
влияют другие причины.
Такими факторами может быть
соотношение тепла и влаги.
Например, в умеренных широтах в
Европейской части России
расположены полупустыни и
пустыни в области умеренно
континентального климата степей с
недостаточным увлажнением.
Этот климат формируется под
влиянием МУВМ, которая приносит
осадки на материк с Атлантики, но
она теряет много влаги пока доходит
до этих широт и испаряемость равна
1000 мм в год (все это ведет к тому,
что влаги становится недостаточно,
температуры достаточно высокие,
формируются зона полупустынь и
пустынь. А на юговостоке
муссонные смешанные леса в
области климата смешанных лесов
Изучение
нового
материа
ла.
30 мин. Закреп
ление.
5 мин.
Домашне
е
задание.
3 мин.
Выводы
к уроку.
1 мин.
Хорошо. Вы справились с
работой.
Заполните таблицу
«Природные зоны России»
Шапка таблицы изображена на
доске. Зарисуйте ее в тетрадь.(4
колонки в таблице: в первой –
природные зоны, во второй –
почвы, в третьей –
растительность, в четвертой –
животный мир.
Для заполнения таблицы
используйте параграф 18
учебника на стр. 104111 и
параграф 167 на стр. 96 97.
Почему в степи не растут деревья,
хотя осадков и тепла достаточно
для их произрастания?
Запишите в дневники домашнее
задание.
Итак, ребята, что нового вы
узнали о причинах
размещения природных зон по
территории России?
Спасибо за работу. Вы сегодня
хорошо поработали. Урок
закончен. Все свободны.
Дальнего Востока.
Этот климат формируется под
влиянием МУВМ, приносящей
осадки с Тихого океана, которые
выпадают на окраине материка.
Испаряемость лишь 250 мм. При
таких условиях формируются
муссонный тип растительности
Рисуют и заполняют таблицу в
тетради с помощью карт атласа,
учебника
Этой причиной могут быть высокие
значения испаряемости, что ведет к
дефициту влаги, а , следовательно к
невозможности произрастания
древесной растительности в зоне
степи.
В зоне лесостепи испаряемость равна
800 мм в год, а в степи 1200 мм в
год (определили по рис. 33 учебника,
стр. 67.)
Записывают в дневник домашнее
задание и зарисовывают шапку
таблицы в тетрадь.
Мы узнали, что размещение
природных зон находятся в прямой
зависимости от климатических
поясов.
Слушают учителя.
До свидания. Заполненная таблица
Природная зона
Тундра
Лесотундра
Тайга
Смешанные леса
Лесостепь
Почвы
Тундровоглеевые
Тундрово
мерзлотные
Тундрово
мерзлотноболотные,
болотные, глеево
подзолистые
Глеевоподзолистые
Болотно
подзолистые
Таежные мерзлотные
Дерново
подзолистые,
подзолистые, бурые
лесные
Серые лесные,
черноземы, солонцы,
солончаки, солоди
Степь
Черноземы,
каштановые, луговые
Растительный мир Животный мир
Мхи
Лемминги, заяц
беляк, песец, волк,
Лишайники
тундровая
Кустарнички
куропатка, полярная
сова.
Олени, песцы,
лемминги, гуси,
утки, лебеди, гагары
Разреженные леса
Редкостойные леса
Сфагновые
торфяники
Светлохвойные леса
Темнохвойные леса
Соболь, кабарга,
каменный глухарь,
рябчик, лось, белка,
заяцбеляк, бурый
медведь, росомаха.
Хвойные и
широколиственные
леса
Зубр, лось, кабан,
куница, выхухоль,
иволга, дятлы.
Широколиственные
леса
Мелколиственные
леса
Разнотравные луга
Косуля, волк, бурый
медведь, заяц –
беляк, тетерева,
белая и серая
куропатка.
Типчаковополынная
степь
Разнотравно
злаковая степь
Суслики, сурки,
полевые мыши, орлы,
жаворонки
Полупустыни и
пустыни
Безлесье
Бурые пустынно
степные
Солонцы, солончаки,
солоди
Полыннозлаковая
степь
Тушканчики,
суслики, орел,
ящерицы, змеи .
Урок «Растительный и животный мир России»
Урок «Растительный и животный мир России»
Урок «Растительный и животный мир России»
Урок «Растительный и животный мир России»
Урок «Растительный и животный мир России»
Урок «Растительный и животный мир России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.