Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»
Оценка 4.9

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
10 кл
11.02.2017
Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»
Художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания. На уроке решаются такие задачи как: 1. Ознакомить учащихся с основными литературными памятниками Российского государства ХVI века; 2. Выделить отличительные черты литературы ХVI века и их влияние на дальнейший литературный процесс; 3. Отработать новые навыки составления учащимися опорного конспекта и сообщений, а также выборочно анализировать художественный текст, сопоставляя с конкретными историческими событиями; 4. В ходе урока сформировать уважительное отношение к истории Российского государства и его культурному наследию.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Литература ХVI в.docx
Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХV1 веке» Цели:  1. Ознакомить учащихся с основными литературными памятниками Российского государства ХVI века; 2. Выделить отличительные черты литературы ХVI века и их влияние на дальнейший литературный процесс;  3. Отработать новые навыки составления учащимися  опорного конспекта и сообщений, а также выборочно анализировать художественный текст, сопоставляя с конкретными историческими событиями;  4. В ходе урока сформировать уважительное отношение к истории Российского государства и его культурному наследию.  Оборудование:  карта   «Российское   государство   в   ХVI  веке»;  «Письмо   А.Курбского   Ивану Грозному», ответ Ивана Грозного А.Курбскому, тексты взяты из 4­х томного издания «История государства Российского» Н.М.Карамзина; вопросы к документам; сообщения учащихся; планшеты определений на доске: «послание», «эпистола». План: 1. Характеристика исторических предпосылок развития культуры России в XVI веке. 2. Жанры литературы ХVI века 3. Переписка князя А.М. Курбского с царем Иваном Грозным 4. Общественная мысль ХVI в. в России: И.С. Пересветов 5. Афанасий Никитин «Хождение за три моря» 6. Книгопечатание 1563 ­1564 гг. Ход урока 1. Характеристика исторических предпосылок развития культуры России в XVI веке. Основной   предпосылкой   глубокого   перелома   в   русской   культуре  XVI  века   являются изменения в судьбе Российского государства: 1) Объединение Северо­Восточной Руси (Великороссии) было осуществлено уже к началу XVI в. 2) В ХVI веке власть главы государства (в 1547 г. русский государь ­ молодой Иван IV ­ стал именоваться первым русским  царем) приобретает характер ничем не ограниченной самодержавной власти.Беседа с учащимися Вопросы Возможные ответы 1.   Охарактеризовать   основные   черты   сословно­ представительной монархии 2.Каковы причины введения опричнины? 3.Чем характеризуется опричнина? Видео ряд Сословно   ­   представительная   монархия   –   тип монархии,   при   которой   царь   правит   в   союзе   с представителями   различных   сословий.    Царь   — боярская дума — приказы; 3емский собор Стремление   Ивана   Грозного   уничтожить   власть боярской аристократии. Он видел в боярах главных носителей тенденций политической раздробленности страны Опричнина («опричь» ­ (славян.­ кроме) ­ вдовий удел; карательная организация, защищающая власть царя) – карательная организация   в период с 1565 по 1572 год. Иван IV Грозный. Гравюра XVII век.                         Грановитая палата.  С. Иванов. Земский собор 2. Жанры литературы XVI века 1)  Летописание. Лицевой свод  ­ историко­литературный памятник XI ­ XVIII вв., включает в себя предшествующие своды, летописи, повести, поучения, государственные акты, родословные, предания и др. Вариант сообщения учащегося Лицевой летописный свод, русский летописный свод 1540­1560­х годов, состоит из 10 томов, содержащих   около   9   тысяч   листов,   украшенных   16   тысячами   миниатюр.   Свод   охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Создание Лицевого летописного свода длилось с перерывами   около   30   лет.   Текст   готовился   монахами   из   окружения   митрополита   Макария, миниатюры исполнялись мастерами митрополичьей и государевой мастерских. В составлении Лицевого   летописного   свода   участвовал           А.Ф.   Адашев.   Наличие   в   иллюстрациях   свода изображений   зданий,   сооружений,   одежды,   орудий   ремесла   и   земледелия,   предметов   быта, соответствующих в каждом случае исторической эпохе, свидетельствует о существовании более древних   иллюстрированных   летописей,   служивших   образцами   иллюстраторам   Лицевого летописного   свода.   Изобразительный   материал   занимает   две   трети   всего   объема   Лицевого летописного свода. Адашев   Алексей   Федорович   (умер   1561),. Адашевы   происходят   из   костромских   дворян, связанных родством с московским боярством. С конца 1540­х годов Алексей Адашев был одним из   активных   деятелей   Избранной   рады, способствовал реформам, укреплявших власть Ивана   Грозного.   Он   руководил   Челобитным приказом,   был   постельничим,   ведал   архивом царя   Ивана   Грозного   и   хранил   печать   «для скорых и тайных дел».  М. Б. Шабаев. Икона «Встреча Ивана Грозного с митрополитом Макарием». Церковь Преображения Господня в стилобатной части   Храма   Христа   Спасителя.   Москва. Митрополит   Макарий   венчал   Ивана   IV   на царство (впервые в русской истории). 2)  Публицистика  –   (от   лат.  publicus  ­   общественный)   в   широком   смысле   этого понятия   все   литературные   произведения,   освещающие   вопросы  политики   и   общественной жизни. 3) Послание ­ это литературное произведение, записанное в виде обращения к какому­ либо лицу или лицам.  Послание, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному  лицу.   Стихотворные послания   как   жанр существовали   от  античности  (Гораций, «Наука поэзии») до середины XIX в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский).   Прозаическое   послание   дидактического   содержания   —   характерный   жанр средневековой литературы (послание отцов церкви). 4) Эпистола ­ (от греч. epistole ­ послание) ­ собрание писем общественных деятелей, ученых, писателей. Вариант сообщения учащегося Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо), 1) изданные письма частного характера. 2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду   с   научной,   публицистической   эпистолярной   литературой   распространена художественная эпистолярная литература; основные жанры — стихотворное послание и роман в письмах   («Бедные   люди»   Ф.М.   Достоевского).   Художественная   проза   восприняла   многие особенности «частной» эпистолярной литературы как письменной формы бытовой речи. 3. Переписка князя А.М. Курбского с царем Иваном Грозным Вариант сообщения учащегося об А.М. Курбском  Курбский Андрей Михайлович (1528­1583), русский князь, политический и военный деятель, публицист.   Потомок   ярославских   князей,   Курбский   получил   хорошее   образование   (изучал грамматику,   риторику,   астрономию   и   философию);   на   формирование   его   мировоззрения большое влияние оказал Максим Грек. В 1540­1550­х годах он был одним из самых близких людей Ивана IV Грозного, занимал высшие административные и военные должности, входил в Избранную раду, участвовал в Казанских походах (1545­1552). В связи с военными неудачами в Ливонской войне царь в 1561 году поставил Курбского во главе русских войск в Прибалтике. Курбский   сумел   одержать   над   ливонскими   рыцарями   и   поляками   ряд   побед,   занимал   пост воеводы в Юрьеве (Дерпте). Боясь опалы после падения А.Ф. Адашева, с которым был близок, Курбский   30   апреля   1564   года   бежал   из   Юрьева   в   Литву.   Польский   король   пожаловал Курбскому несколько имений в Литве и на Волыни (в том числе Ковель), включил его в число членов королевской рады. В 1564 году Курбский возглавил один из польско­литовских отрядов в войне  против  России.  В 1564­1579 годах Курбский направил Ивану IV три послания, которые вместе с двумя ответами царя составили известную переписку — уникальный литературный памятник XVI века. Курбский обвинял «лютого самодержца» в жестокости и неоправданных казнях. В 1573 году Курбский написал «Историю о великом князе Московском» —   политический   памфлет,   в   котором   выступал   против   усиления   самодержавной   власти.   В «Истории»   Курбский   описал   восстании   1547   года   в   Москве,   взятие   Казани,   деятельность близкого окружения молодого Ивана Грозного, которое Курбский назвал «Избранной радой», события Ливонской войны. Сочинения Курбского являются ценным историческим источником, отличаются литературными достоинствами. Работа с текстом писем А.М. Курбского Ивану Грозному В 1564 г. Курбский направил Ивану Грозному послание, в котором обвинил его в жестокости и неоправданных казнях:  «Зачем, царь, сильных во Израиль истребил, и воевод,   дарованных тебе богом для борьбы с врагами,  различным казням предал ... В чем же провинились перед тобой   и   чем   прогневали   тебя   христьяне­соратники     твои?   Или   ты,  царь,   мнишь,     что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать перед неподкупным судией ­ надеждой христианской,   богоначальным Иисусом, который придет, верша справедливый суд...» «Царю, некогда светлому, от бога прославленному – ныне же, по грехам нашим, омраченному адскою   злобою   в  сердце,   прокаженному   в   совести,   тирану   беспримерному   между   самыми неверными владыками земли. Внимай! В смятении горести сердечной скажу мало, но истину. Почто различными муками истерзал ты сильных во Израиле, вождей знаменитых, данных тебе вседержителем, и святую, победоносную кровь их пролиял во храмах божиих? Разве они не   пылали   усердием   к   царю   и   отечеству?   Вымышляя   клевету,   ты   верных   называешь изменниками, христиан чародеями, свет тьмою и сладкое горьким! Чем прогневали тебя сии предстатели отечества? Не ими же разорены Батыевы царства, где предки наши томились в тяжелой неволе? Не ими ли взяты твердыни германские в честь твоего имени? И что же воздаешь   нам,   бедным?   Гибель!   Разве   ты   сам   бессмертен?   Разве   нет   бога   и   правосудия вышнего для царя?.. Не описываю всего, претерпенного мною от твоей жестокости: ещё душа моя в смятении: скажу единое: ты лишил меня святыя Руси! Кровь моя, за тебя излиянная, вопиет  к  богу.   Он   видит  сердца.   Я  искал  вины   своей   и  в   делах   и  в  тайных   помышлениях; вопрошал совесть, внимал ответам её, и не ведаю греха моего перед тобою. Я водил полки твои и никогда не обращал хребта их к неприятелю: слава моя была твоею. Не год, не два служил тебе, но много лет, в трудах и в подвигах воинских, терпя нужду и болезни, не видя матери, не зная супруги, далеко от милого отечества. Исчисли битвы, исчисли раны мои!   Не хвалюся: богу всё известно. Ему поручаю себя в надежде на заступление святых и праотца моего, князя Феодора Ярославского… Мы расстались с тобою навеки: не увидишь лица моего до дни Суда Страшного. Но слёзы невинных жертв готовят казнь мучителю. Бойся и мёртвых: убитые тобою живы для всевышнего: они у престола его требуют мести! Не спасут тебя воинства; не сделают бессмертным ласкатели, бояре недостойные, товарищи пиров и неги, губители души твоей, которые приносят тебе детей своих в жертву! – Сию грамоту, омоченную слезами моими, велю положить в гроб с собою и явлюся с нею на суд божий. Аминь. Писано во граде Вольмаре, в области короля Сигизмунда, государя моего, от коего с божиею помощию надеюсь милости и жду утешения в скорбях». В ответ Иван IV Грозный указывает на побег Курбского и сравнивает его с деяниями Ирода. Курбский   упрекал   Грозного   не   только   в   «варварстве»,   но   и   в  литературной   неумелости. Курбский   цитировал   не   только   отцов   церкви   и  церковно­авторитетные   тексты,   но   и   античных авторов. Одним из главных достоинств писем считалась их краткость. Курбский насмехается над Грозным   за   то,   что   он   этой   краткости   не   придерживается,   и   его   послание  явилось «широковещательное и многому лиещее». С. Иванов. Иван Грозный пишет ответ князю Курбскому …Иоанн   имел   разум   превосходный,   не   чуждый   образования   и   сведений,   соединенный   с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям. Имея редкую   память,   знал   наизусть   Библию,   историю   Греческую,   Римскую,   нашего   отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства… Н.М. Карамзин Анализ переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским Вопросы учащимся 1.   Как   объясняет   Иван   Грозный причины своей ненависти к боярам? Фрагменты из переписки  Ивана Грозного с А.М.  Курбским …Нас   же   с   покойным   братом   Георгием   начали   воспитывать,   как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами,   как   следует   поступать   с   детьми.   Припомню   одно:   бывало,   мы играем   в   детские   игры,   а   князь   Иван   Васильевич   Шуйский   сидит   на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные тяжелые страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя! Что   же   сказать   о   доставшейся   мне   родительской   казне?   Всё расхитили   коварным   образом,   –   говорили,   будто   детям   боярским   на жалованье,   а   взяли   себе,   а   их   жаловали   не   за   дело,   назначали   не   по достоинству;   бесчисленную   казну   нашего  деда   и  отца  забрали  себе   и наковали себе из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена   своих   родителей,   будто   это   их   наследственное   достояние;   но известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского 1.Какие вопросы политической  жизни страны поднимаются в  переписке и почему? 2.В чем различие взглядов  Грозного и Курбского на  характер взаимоотношений царя и подданных, долг царя перед  народом и государством? 3.Нравственный проблем, посланиях     решаемый аспект в   шуба была мухояровая, зеленая на куницам, да еще на ветхих, – так если бы это было их наследственное имущество, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги... О власти …Подумай, какая власть создавалась в тех странах, где цари слушались духовных   и   советников,   и   как   погибали   эти   страны!   Неужели   и   нам посоветуешь   так   поступать,   чтобы   тоже   прийти   к   гибели?   Это   ли благочестие не подавлять злодеев, не управлять царством и отдать его на разграбление   иноплеменникам?   Этому,   по­твоему,   учат   святители? Хорошо и поучительно! О введении опричнины …А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. …Пойми   же   разницу   между   отшельничеством,   монашеством, священничеством   и   царской   властью.   Прилично   ли   царю,   например, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это ли совершеннейшая заповедь; как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой   бесчестие?   А   священнику   подобает   так   делать,–   пойми   же поэтому   разницу между   царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира существуют многие тяжелые наказания, хоть и не смертная   казнь.   Насколько   же   суровее   должна   наказывать   злодеев царская власть! …Не может осуществиться и ваше желание править теми городами и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел, какое   разорение   было   на   Руси,   когда   в   каждом   городе   были   свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое.  Одно дело – спасать свою душу, а другое дело – заботиться о телах и душах   других   людей;   одно   дело   –   отшельничество,   одно   дело   – монашество,   одно   дело   –   священническая   власть,   а   другое   дело   – царское   правление.   Отшельническая   жизнь   –   жить   подобно   агнцу, который ничему не противится, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницы; монахи же, хотя и отреклись от мира, но имеют уже заботы,   правила   и   даже   заповеди,–   если   они   не   будут   всего   этого соблюдать,   то   совместная   жизнь   расстроится;   священническая   власть требует многих запретов, наказаний за вину: у священников существуют высшие   и   низшие   должности,   им   разрешаются   украшения,   слава   и почести,   а   инокам   это   не   подобает;   царской   же   власти   позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием, а против злейших и лукавых   преступников   –   последним   наказанием.   Пойми   же   разницу между   отшельничеством,   монашеством,   священничеством   и   царской властью. … Если бы ты был воинственным мужем, ты бы не считал своих прежних бранных подвигов, а стремился бы к новым; потому ты и считаешь свои бранные   подвиги,   что   ты   оказался   беглецом,   не   вынесшим   бранных подвигов и захотевшим покоя... Пишешь, что мы не увидим твоего лица до дня Страшного суда, – видно, ты дорого ценишь свое лицо. Но кому же нужно такое эфиопское лицо видеть?.. Писал ты свое письмо, выступая как бы судьей или учителем, но ты не имеешь   на   это   права,   ибо   повелеваешь   с   угрозами.   Как   все   это напоминает коварство дьявола!  Возможный комментарий учителя Кто   из   писателей   дальновиднее?   Это   вопрос   дискуссионный.   По­своему   прав   каждый:   Царь, который стоит за твёрдую власть, за единение страны; боярин,  который отстаивает свою честь и достоинство,   а   равно   и   других   князей.   Индивидуальное   начало   в   стиле   письма   чётко просматривается раньше у Ивана Грозного. Курбский свою индивидуальность проявляет не сразу. Это было связано с ментальностью (раболепное отношение к правителю сохранялось, несмотря на то, что и «вырвался» князь на свободу.) 4. Общественная мысль ХVI века в России: И.С. Пересветов Пересветов Иван Семенович, русский писатель­публицист, идеолог дворянства.  Выходец из западнорусских земель, входивших в Великое княжество Литовское.  Служил в Литве,  выехал в Россию   в   1538   году.   В   1549   передал   Ивану   IV   свои   сочинения.   Выступал   за   укрепление самодержавия, военную реформу, присоединение Казанского ханства. Иносказательные   приемы  написания   истории   падения   Константинополя   в   1453  г.   Потеря византийцами «правды» – главная причина падения. Правда – «благоверность» и «христолюбив». Неправда ­ несправедливость, казнокрадство. Мусульманин Магомет, захватив  Константинополь, установил  «правду»  в   государстве.   Суд   стал   скорым   и  справедливым.  В   «Сказании   о   Магмет­ Салтане   и   царе   Константине»   в   иносказательной   форме   выступал   за   сильную   царскую   власть («грозу»),   соблюдение   законности   («правды»),   осуждал   засилье   и   взяточничество   вельмож, выступал против холопства. И.С. Пересветов ­ сторонник сильной власти в государстве. Возможные вопросы для беседы учащимся 1. Как вы понимаете слово «правда»? 2. Какое понятие близко по значению к слову «правда», в котором употребляет его  И.С. Пересветов? 5. Афанасий Никитин «Хождение за три моря» Хождение –   жанр древнерусской литературы, который описывает путешествия­паломничества в Палестину, Византию, страны Востока. Паломники отправлялись в путешествие, чтобы поклониться христианским святыням, увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в Евангелии страны, посетить   храм   Гроба   Господня.   Известно   более   семидесяти   произведений,   написанных   в   жанре хождений. Паломники описывали свой маршрут, рассказывали о городах и природе стран, через которые они проходили, о храмах, их росписи и утвари, о богослужениях и легендах. Наиболее известно хождение, которое существенно отличается от традиционных произведений этого жанра, ­ это «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Афанасий Никитин (год рождения неизвестен ­ весной1475), русский путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468­74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» — ценный литературно­исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для   средних   веков   веротерпимостью   в   сочетании   с  преданностью   христианской   вере   и   родной земле.                                                    Афанасий Никитин в Индии Сообщения учащихся 1. Маршруты «хожения» Весной   1468   тверской   купец   среднего   достатка   Афанасий   Никитин,   снарядив   два   судна, направился Волгой на Каспий вместе со своими земляками торговать. На продажу везли дорогие товары,   в   том  числе   «мягкую  рухлядь»   —  меха,   ценившиеся   на   рынках   нижней   Волги   и   Сев. Кавказа. Под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин, вероятно, говоривший на двух­трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных   странах.   Из   Баку   он   отплыл   в   Мазандеран.   Проведя   в   Иране   более   двух   лет,   он двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 Никитин сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи, терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 он пришел в священный г. Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» провинции Райчур, где принял решение вернуться на родину. Результаты путешествия разочаровали Никитина: «... для нашей земли нет ничего... перец да краска, то дешево... А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много». Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471­74­го гг. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия («разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся»). В  январе   1473   Никитин   сел  в   Дабхоле   (Дабул)   на   судно,   которое   почти   после   трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский полуострова   доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, посетив кочевых «белобаранных» туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 достиг Трабзона. Власти этого черноморского порта арестовали все его товары, в том числе индийские самоцветы, приняв Никитина за туркмена; дневник при этом не тронули. 5   ноября   Никитин   прибыл   в   Феодосию,   где   перезимовал   и,   вероятно,   привел   в   порядок   свои наблюдения.   Весной   1475   года   он   двинулся   на   север,   скорее   всего   по   Днепру.   Из   краткого вступления к его запискам, включенным в «Львовскую летопись» под 1475, следует, что он «умер, Смоленска не дойдя, весной или в начале 1475. А записи он своей рукой писал, и те тетради... привезли купцы в Москву». 2. Творческое наследие Никитина В XVI ­ XVII вв. его дневник «Хожение за три моря» (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное), неоднократно переписывался. Известно шесть списков. Один из них в начале XIX в. был найден Н. М. Карамзиным, оценившим исключительное значение труда. Не планируя заранее путешествие за три моря, Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное   описание   средневековой   Индии,   обрисовав   ее   просто   и   правдиво.   Его   записи   лишены расового   подхода   и   отличаются   редкой   для   того   времени   веротерпимостью.   Своим   подвигом Никитин доказал, что во второй половине XV в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек. Труд   Никитина   представляет   интерес   не   только   как   один   из   ярких   образцов   жанра   путевых очерков, т. н. древнерусских «хожений», (основоположником которого принято считать игумена Даниила, начале XII в.), но и как памятник живого русского языка XV в. Именем Никитина, героя многих исторических повестей, в 1957 названа вершина (высота 3500 м) крупного (длина 275 км) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В 1955 в Твери ему поставлен памятник. 6. Книгопечатание 1563 ­1564 гг.  Федоров Иван  (настоящее имя Иван Федорович Московитин) [ок. 1510 — 5 (15) декабря 1583, Львов], Учился в Краковском университете в 1529­32, получил степень бакалавра. В 1530­50­е гг., по­видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария и с ним приехал в Москву, где занял должность диакона (не позднее 1563) в Кремлевском храме Николы Гостунского — одного из самых заметных в московской иерархии. Русский   первопечатник.   В   1564 г.   в   Москве   совместно   с   Петром   Мстиславцем выпустил   первую   русскую   датированную   печатную   книгу   –   «Апостол»,   а   в   1565 г.   – «Часословец».   Бежал   из   Москвы   в   Великое   княжество   Литовское,   будучи   обвинен   в «порче» богослужебных книг, в которых заменял непонятные слова на общедоступные. В 1566 г. в Белоруссии напечатал «Учительное Евангелие». В 1574 г. во Львове напечатал первую   славянскую   «Азбуку».   В   1580–1581 гг.   в   Остроге   издал   славянскую   Библию («Острожская Библия»). Сообщения учащихся 1. «Апостол» С одобрения митрополита Макария в палатах на Никольской улице была устроена типография, в которой 1 марта 1564 вышла первая русская точно датированная книга — «Апостол ». Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы над ним велись Федоровым и П. Т. Мстиславцем в течение года. Тираж издания составил ок. 2000 экземпляров (сохранилось около   60).   Текст   «Апостола»   был   отредактирован   и   подготовлен   к   печати   при   участии митрополита   Макария.   Книгу   украшает   фронтисписная   гравюра   с   изображением   апостола евангелиста   Луки,   по   преданию,   автора   Деяний   апостольских.   Орнаментика   этого   и последующих федоровских изданий отличается изяществом и во многом восходит к образцам орнаментальных   украшений   в   рукописях   и   гравюрах   Феодосия   Изографа.   Отпечатанная Федоровым и Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий.   В 1565 Федоров и Мстиславец издают «Часовник» (двумя изданиями), оказавшийся по своему полиграфическому   исполнению   ниже   «Апостола».   На   этом   их   деятельность   в   Москве прекращается,   и   они   покидают   пределы   Московского   государства.   Возможно,   причины   их отъезда   связаны   с   людьми,   которые,   по   словам   Федорова,   «зависти   ради   многие   ереси умышляли» (послесловие к львовскому «Апостолу»). Предполагают, что Федоров относился к числу   тех,   кому   в   период   изменения   внутренней   политики   (в   1565   Иван   Грозный   вводит опричнину) оставаться в Москве было опасно. Федоров   и   Мстиславец   переселились   в   Великое   княжество   Литовское   и   обосновались   в Заблудуве   (ныне  Польша)  у  гетмана  Г.  А.   Ходкевича   — сторонника  автономии  Литовского княжества, ревнителя православия. Он предложил Федорову под его покровительством печатать книги   на   церковно­славянском   языке.   Первым   заблудувским   изданием   стало   «Учительное Евангелие»   (1569).   После   его   выхода   Мстиславец   расстается   с   Федоровым   и   переезжает   в Вильно,   а   Федоров   продолжает   выпуск   книг.   В  1570   выходит   одно   из   лучших   его   изданий «Псалтырь»   (с   «Часословцем»),   которую   украшала   фронтисписная   гравюра   на   дереве   с изображением царя Давида. После Люблинской унии (1569), объединивший Литву с Польшей, Ходкевич попадает в сложную ситуацию, вынудившую его отказать Федорову в поддержке. Перебравшись во Львов, Федоров основал первую на территории Украины типографию и в 1574 выпустил «Апостол», в котором впервые появилась издательская марка Ивана Федорова. В том же году он издал «Азбуку» — первый печатный русский учебник. Страница «Апостола». 1564 г. Иван Фёдоров в типографии. 2. Острожская типография Крупные финансовые затруднения заставили Федорова покинуть Львов. Его пригласил к себе в имение для устройства типографии богатый и влиятельный магнат, сторонник православия в Юго­ Западной Руси князь Константин Острожский. Сложившийся в окружении князя ученый кружок во главе с Герасимом Смотрицким (Острожская Академия) занимался подготовкой издания Библии, за   образец   которого   была   взята   Геннадиева   Библия.   В   1580   Федоров   издал   Новый   Завет   с Псалтырью и указатель к нему «Книжка собрание вещей нужнейших», а в следующем году — первую полную печатную славянскую Библию, явившуюся замечательным памятником культуры восточнославянских народов и полиграфического искусства. Всего в Остроге вышло 5 изданий. Это самый плодотворный период в жизни Ивана Федорова. В начале 1583 он вернулся во Львов, где в трудах над устройством новой «друкарни» (типографии) скончался. Памятник первопечатнику. Скульптор С. М. Волнухин и архитектор И. Машков, 1909 г. Москва Заключение Несмотря   на   разнообразие   сюжетов   произведений   ХVI  в.,   в   литературе   доминируют государственные   интересы   страны.   Государство   занимает   в   литературе   первое   место.   История страны  доминирует   над   историей   отдельного   человека.   Нравоучительность,  назидательность, идеологичность сказываются во всем. В   традиционную   систему   жанров   все   обильнее   вторгаются   жанры  деловой   письменности: послания,   дипломатические   переписки,   челобитные.   Московское   делопроизводство   оказывает влияние на стиль летописи. Есть только одно произведение, которое лишено всякого элемента официальной пышности. Это ­ записки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» ­ в Индию. По своей форме записки совсем необычны. Они писались не по заказу, а в полном одиночестве среди иноземного окружения. Писал их Никита для себя, а отчасти в надежде, что они попадут к его товарищам и помогут им в будущей торговле со странами, где они побывали. По существу, само по себе путешествие А.Никитина типично для конца  ХV  в. Конец ХV  и начало ХVI веков было временем великих географических открытий. Это время Колумба и Васко да Гамы. Купец А.Никитин выехал в 1460­е годы с русским  послом Василием Паниным в Шемаху. Около Астрахани один из его кораблей был захвачен разбойниками, а другой разбила буря у берегов Каспийского моря. Несмотря на потерю кораблей и товаров, Никитин продолжал путешествовать «голыми головами». Сухим путем  добрался он до Дербента, один перебрался в Персию и морем проник в Индию. Там он пробыл три года и через турецкие владения (Трапезунд) и по Черному морю вернулся на Русь,   но, не доезжая до  Смоленска, умер. Его записки были доставлены в Москву и включены в летопись. Рекомендуемая литература для подготовки к уроку 1. Дворниченко   А.Ю.,   Ильин   Е.В.,   Кривошеев   Ю.В.,   Тот   Ю.В.   Русская   история   с древнейших времен до наших дней.­ СПб, 1999. 2. Карамзин   Н.М.   История   государства   Российского.   В   4­х   томах,     Ростов­на­Дону «Феникс», 1994. 3. Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до начала XVII века», Москва, 1997. 4. Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т.­Смоленск,1996. 5. Никитин Афанасий «Хождение за три моря» ­ М.: Детская литература, 1979

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства в ХVI веке»

Урок «Развитие общественной мысли и литературы Российского государства  в ХVI веке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017