Урок развития речи
Оценка 4.9

Урок развития речи

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
20.04.2018
Урок развития речи
Урок - мастерская по развитию речи учащихся четвертого класса по теме "Жизнь - радуга". Цель данного урока коснуться глубинных слоёв духовной жизни личности, развивать потребность в общении, желание поделиться своими мыслями, формировать нравственные качества, личности на примере литературных героев, учить писать сочинение – рассуждение.Документ Microsoft Word 97-2003
Мастерская развития речи.docx
Мастерская развития речи «Жизнь – радуга» (4 класс)  Цели: 1 Коснуться глубинных слоёв духовной жизни личности. 2 Развивать потребность в общении, желание поделиться своими мыслями. 3 Формировать   нравственные   качества   личности   на   примере   литературных героев. 4 Учить писать сочинения – рассуждения.   Техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран, магнитофон, музыкальная композиция «Одинокий странник».  Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word Оборудование:   квадратики   основных   цветов   радуги,   фломастеры   или   цветные карандаши, двойной листок в линейку – у каждого ученика. Продолжительность – 1 час. Ход мастерской (1 слайд)  ­ Сегодня у нас не просто урок, а Мастерская письма.  ­ Что значит Мастерская письма? Чем предстоит заниматься? (2 слайд)  Будем сочинять, творить, размышлять и, как результат, напишем сочинение – размышление, тему которого вы выберете сами. В Мастерской думает каждый, говорит каждый, никто не стесняется.  ­ Запишите свои имена на листочке тем цветом карандаша, который вам больше всего нравится. ­ Сейчас нам необходимо распределить роли в каждой группе: 1) ведущий (капитан) – руководит обсуждением и следит за тем, чтобы все члены группы говорили (принимали участие в работе) 2) секретарь – записывает реплики и сообща с группой обсуждает то, что может представить группа 3)   докладчик   –   выступает   перед   классом   готовым   материалом   (отчитывается   о работе группы) 4) хранитель времени – следит, чтобы обсуждения (работа) заканчивались вовремя. (Приготовьте к работе конверты с цветными квадратами) ­ Много цветов радуют глаз, душу, сердце человека. Давайте представим эти цвета: покажите квадратик, какого цвета, по – вашему ­ лето ­? ­ солнце ­? ­ дождик ­? ­ небо ­? (3 слайд) ­ Отгадайте загадку:               Ах, надо же было  Такому случиться:  Семь перьев в пути  Обронила жар – птица. А ветер нашёл их,   Присвистнул: «Откуда?                                      Кто здесь потерял  Семицветное чудо?» Собрал, разложил В вышине полукругом И вспыхнуло…чудо Ярко над лугом.              А. Берестов ­ Что это за чудо? Вспомните порядок расположения цветов радуги, нарисуйте ее на листе цветными карандашами. (наблюдение за работой всеми членами группы) ­ Покажите работы. ­ Рядом с радугой запишите слова в столбик, что вы представляете, когда звучит слово «радуга», какие чувства испытываете (каждый член группы предлагает свое слово).   ­   (1   группа)   Прочитайте,   какие   слова   вы   записали,   остальные   участники   могут дополнять свои группы слов. Задание  остальным группам: прочитать  слова, которые  не  звучали  у  предыдущих групп. (4 слайд) ­ У каждого человека самое дорогое – это жизнь. У большого – большая жизнь, у маленького   –   маленькая   жизнь.   У   каждого   – единственная жизнь,   разноцветная, пёстрая, похожая на радугу. Радуга проживает короткую, но яркую жизнь. В жизни много цветов и оттенков, как у радуги. (продолжаем работу с цветными квадратами) А какого цвета  радость – горе – хороший человек ­ злой человек ­?  ­ Жизнь проходит полосами: то всё хорошо, прекрасно – светлая полоса, светлые краски, то вдруг какие – то горести, неудачи – тёмная полоса, тёмные цвета. Одна полоса сменяет другую, жизнь не стоит на месте. Значит, жизнь ­  это радуга. ­ Главным словом на уроке будет являться слово – жизнь. И сегодня мы поговорим на тему:  5 слайд «Жизнь – радуга» (на  слайде тихая музыка) Заглянем   в   себя,   в   свою   маленькую   жизнь,   в   свои   глаза.   Почувствуем   себя. Попробуем видеть и услышать себя.  ­ Слегка приспустим верхние веки так, чтобы они были видны. Заметим дрожание ресниц. Остановим дрожание (посмотрев чуть – чуть вдаль, в небо). Зажмурим глаза. Заглянем в себя.  Кто я? Какой я? Каким я себя чувствую?   (6 слайд) ­ Запишите «Я» и вопросы: Кто? Какой (­ая)? (расскажите словами о себе) (не забываем, что мы в роли учеников) ­ Как вы смогли ответить на первый вопрос? На второй? (дополняйте записи словами, которые тоже подходят к вам) (7 слайд) ­ А сейчас попробуйте перелистать картины своей маленькой жизни. Я буду называть некоторые   из   них,   а   вы   записывайте   слова,   которые   у   вас   возникают   (называет каждый, секретарь записывает):  1  Мой дом – 2  Праздничный стол – 3  Новый год – 4  У костра – 5  Интересная книга – 6  Любимая песня – 7  Школа –      У каждой группы получились разные картины.  (8 слайд) «Мир, ты сложен и прекрасен». ­ А сейчас попробуйте искренне ответить ещё на некоторые вопросы: 1  Что я люблю в себе? – 2  Каким бывает чаще моё настроение? – 3  Кто или что является светом в моей жизни? – 4  От чего я могу печалиться? – 5  Что мне приносит радость? –  6  Для чего я живу на свете?  ­ Какой вопрос для вас оказался самым трудным?  (Для чего человек живёт на свете?)  Ответьте   (или   дополните   свои   ответ)   на   этот   вопрос   после   того,   как прослушаете СКАЗКУ. (В. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека?) (9 слайд) ­ «Одинокий пастух».  «Есть   народная   сказка   о   Человеке   –   Пустоцвете.   Любил   этот   человек   петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время переезжал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек – Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, поёт. А сын не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит: ­ Отец, покажите мне, что Вы сделали собственными руками? Удивился отец таким мудрым речам сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает: ­ Может, это Вы посадили дуб? Наклонил голову отец, молчит. Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает: ­ Может, это Вы вырастили колос? Ещё ниже наклонил голову отец, молчит. Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит: ­ Отец, скажите мудрое слово… А   Человек   –   Пустоцвет   не   только   руками   ничего   не   может   делать,   но   и   слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже наклонил голову и молчит…  Так и превратился он в траву – пустоцвет. Цветёт она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт». (Дополните свои записи)   (10  cлайд)  «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след – вечный.        Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. Мы живём для того, чтобы запечатлеть себя в сыне или дочери, чтобы жить в их страстях и труде. В этом высшее счастье и смысл жизни.  Если ты хочешь остаться в сердце человеческом – воспитай своих детей». ­   Для   чего   человек   живёт   на   свете?   Зачитайте   свои   ответы,   дополните   их   теми ответами, с которыми вы согласны.    1 чтобы нести людям радость 2  чтобы не быть пустоцветом 3  хочу стать настоящим человеком 4  чтобы защищать Родину 5  чтобы радовать маму 6  чтобы продолжить свой род 7  я живу для себя 8  чтобы делать добрые дела 9  чтобы дарить радость 10  чтобы не быть сорняком 11  оставить после себя след 12  чтобы узнавать новое 13  для мамочки и папочки 14  Я живу на свете ради мамы! 15  чтобы кушать, ходить в школу, быть всегда со всеми  16  чтобы жить! 17  чтобы вырастить сына или дочь Вывод:  Вы только что начали жизнь. Перед вами будущее. Вам пахать землю и строить дома, защищать свою Родину. Во всём вы оставите частичку своей души, разума и таланта. Но как величайшего горя бойтесь прожить свою жизнь пустоцветом. Мы должны так прожить, чтобы оставить на земле после себя яркий след: учитель – умных   и   добрых   учеников,   строитель   –   дома,   мосты,   инженер   –   самолёты, автомобили, ткачиха – красивые ткани. А отец и мать – достойных детей! ­ Ребята, а какие мечты есть у вас? Поделитесь, расскажите о них. ­   Много   интересного   мы   узнали   из   того,   что   услышали   и   записали.   Сейчас   вам предстоит   написать   сочинение­рассуждение   на   одну   из   предложенных   тем. Договоритесь в группе, какая из тем вам всем близка. Работу будете выполнять по цепочке,   записывая   по   одному   предложению,   продолжая   мысль   соседа.   (Нужно успеть сделать два круга, чтобы получилось 14 предложений) (11 слайд) ­ Прочитайте ещё раз все слова, которые вы записали. Выделите слова, которые вам пригодятся. И приступайте к работе (дается время на написание сочинения). ­ Чтение сочинений по желанию. ­ Рефлексия: ­ Расскажите о своём состоянии во время работы на мастерской. (Вам было хорошо, легко или …) Кому было достаточно легко (трудно) выражать свои мысли, записывая их за соседом? (обсуждение в группе) Слово докладчику (что получилось и не получилось выполнить группой). (12 слайд) Проведение   такой   формы   работы   как   «Педагогическая   мастерская»   требует   от учителя желания работать по­новому, терпения и кропотливой работы.

Урок развития речи

Урок развития речи

Урок развития речи

Урок развития речи

Урок развития речи

Урок развития речи

Урок развития речи

Урок развития речи

Урок развития речи

Урок развития речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018