Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».
Оценка 4.9

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
30.09.2017
Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».
Данный урок позволяет расширить знания учащихся о рассуждении как одном из типов речи путём знакомства со сравнением; с последовательным и параллельным видом связи; совершенствовать связную, логически выстроенную речь учащихся. Также данный урок предусматривает развитие познавательных и творческих способностей детей, позволяет сформировать коммуникативные и организаторские умения.
мой урок.doc
Автор:  Чимитдоржиева   Марина   Заятовна.     МБОУ     «Тугнуйская   средняя   общеобразовательная школа» Русский язык. Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения». Время проведения: 1 час 20 минут. Вид кейса: обучающий Тип кейса: эвристический Кейс ситуативный Цели урока: 1.   Расширение   знания   учащихся   о   рассуждении   как   одном   из   типов   речи   путём   знакомства   со сравнением; последовательным и параллельным; совершенствовать связную, логически выстроенную речь учащихся. 2. Развитие познавательных и творческих способностей детей. 3. Формирование коммуникативных и организаторских умений. Проблемное задание:  У вас есть друг, общие интересы, общие знакомые. Но вот ситуация: вы хотели обладать одним и тем же. Друг, конечно, достоин лучшего, но и вам уж очень хочется… Согласны вы уступить? А, может, лучше идти к достижению цели всеми доступными  путями? Подготовительная работа: Учащимся был предложен кейс, состоящий   из     фрагментов повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», материалов для практической работы учащихся в группах. Содержание кейса: 1. Пакет вопросов:  Какое определение слову «друг» соответствует вашим понятиям?  Каким вы хотели бы видеть своего друга?  Были ли в вашей жизни  ситуации, когда ваш друг оказывался не таким уж преданным и  верным, как представлялся? Как вы поступили?  Какие качества требуются от друга, с которым вы бы «пошли в атаку»? 2. Друг ­   1. Тот, кто связан с кем – либо дружбой. Искренний друг. Друзья по оружию. 2. кого­ чего. Сторонник, приверженец, защитник. Друг угнетённых. Друг свободы. 3. Употребляется в обращении, обычно к дружественному или близкому лицу. Любезный друг. Милый друг. 3. Разновидность рассуждения – сравнение Основные правила сравнения.  Сравнивать   можно  только   однородные,   одноуровневые   объекты,   относящиеся   к одному и тому же классу.  Сравнение   объектов   проводится   по   их   определённым   признакам.   Эти   признаки называют   основанием   сравнения.   При   сравнении   нельзя   «сползать»   с   одного признака на другой.  Признаки,   по   которым   сравниваются   объекты,   должны   быть   существенными, важными. Сравнивать объекты – значит установить между ними сходство (общее) и различие. 4. Проанализируйте отрывки.  Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен”. Он с юмором описал семейство коменданта, общество и край, где суждено служить Гриневу  Написав песенку, Гринев относит ее Швабрину, который резко критикует сочинение Петра Андреевича, а потом советует подарить Маше серьги, а не стихи, если хочет добиться ее благосклонности.  Написав песенку, Гринев относит ее Швабрину, который резко критикует сочинение Петра Андреевича, а потом советует подарить Маше серьги, а не стихи, если хочет добиться ее благосклонности.  Гринев догадывается, что отцу обо всем сообщил Швабрин.   Из разговора с Машей Гринев узнает, что Швабрин сватался к ней, но получил отказ.  Это объясняет злоречие на ее счет Швабрина.  “Очередь была” за Гриневым, он готовится достойно умереть, как вдруг видит среди пугачевцев Швабрина, одетого в казацкую одежду и стриженного в кружок.  Он   предложил   Гриневу   службу   и   щедрое   вознаграждение,   но   молодой   человек отказался. Он честно признается, что не может считать Пугачева государем — это было бы   неправдой.   “Я   природный   дворянин;   я   присягал   государыне   императрице:   тебе служить   не   могу.   Коли   ты   в   самом   деле   желаешь   мне   добра,   так   отпусти   меня   в Оренбург”. Гринев даже не может пообещать  не выступать против Пугачева, в этом не его воля: “...Велят идти против тебя — пойду... Отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду”.   Утром   Гринев   пришел   на   площадь   и   увидел   Швабрина,   на   которого   глядел   с презрением. Швабрин молча отвернулся.   Письмо от Марьи Ивановны. Она сообщает, что Швабрин забрал ее к себе, держит под арестом, вынуждая выйти за него замуж. Он согласился ждать еще три дня, а потом “никакой пощады не будет”. Маша молила Гринева о помощи. Прочитав письмо, он чуть не сошел с ума и опять просил генерала дать ему роту солдат, чтобы спасти бедную сироту.   Гринев   попросил   у   Савельича   половину   своих   денег   с   тем,   чтобы   поехать   в Белогорскую крепость спасать Марью Ивановну. Савельич отговаривал его от опасного шага, а,  не сумев это сделать, собрался ехать с ним.  У   крыльца   их   встретил   Швабрин,   одетый   по­казацки   и   отрастивший   бороду.   Он униженно кланялся Пугачеву, изъявляя свою радость и усердие. Гринев отворотился от изменника. Войдя в дом, Пугачев спросил о Маше. Швабрин ответил, что она больна и находится в светлице. Пугачев идет ее навестить. На лестнице Швабрин говорит, что Пугачев волен делать, что захочет, но Гринева он не пустит в спальню жены. Гринев затрепетал. Пугачев возразил: “...Не умничай и не ломайся: жена ли она тебе или не жена,   а   я   веду   к   ней   кого   хочу.   Ваше   благородие,   ступай   за   мною”.   Швабрин предупредил, что у Маши белая горячка, и она в бреду. Пугачев толкнул дверь, она отворилась.   “На   полу,   в   крестьянском   оборванном   платье,   сидела   Марья   Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба”. Увидя вошедших, она закричала. Пугачев усмехнулся: “Хорош у тебя лазарет!” Потом он спросил Марью Ивановну, за что муж наказал ее. Она отвечала, что Швабрин не муж ей, она лучше умрет, чем сделается его женою. Пугачев рассердился на Швабрина за ложь, Швабрин на коленях вымаливал прощение. Пугачев отпустил Марью   Ивановну,   она   догадалась,   что   перед   ней   убийца   ее   родителей   и   потеряла сознание.   Спустившись   вниз,   Пугачев   предложил   Гриневу   обвенчаться   с   Машей, Швабрин закричал, что Марья Ивановна не племянница здешнего попа, а дочь капитана Миронова.   Пугачев   удивлен,   почему   Гринев   раньше   не   сказал   об   этом?   “Сам   ты рассуди, — объяснял Петр Андреевич, — можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы ее загрызли. Ничто ее бы не спасло!” Пугачев согласился. Гринев просит: “Доверши как начал: отпусти меня с бедною сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою не случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души...” “Ин быть по­твоему!” — согласился Пугачев и приказал выдать Гриневу пропуск на все заставы.   Генерал велел кликнуть вчерашнего злодея. Я с живостию обратился к дверям, ожидая появления   своего   обвинителя.   Через   несколько   минут   загремели   цепи,   двери отворились,  и вошел — Швабрин. Я изумился  его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам,   я   отряжен   был   от   Пугачева   в   Оренбург   шпионом;   ежедневно   выезжал   на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей­изменников, дабы занимать их места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца. Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем, оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое и меня заставляло молчать, — как бы   то   ни   было,   имя   дочери   белогорского   коменданта   не   было   произнесено   в присутствии   комиссии.   Я   утвердился   еще   более   в   моем   намерении,   и   когда   судьи спросили: чем могу опровергнуть показания Швабрина, я отвечал, что держусь первого своего объяснения и ничего другого в оправдание себе сказать не могу. Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил   свои   шаги.   Меня   опять   отвели   в   тюрьму   и   с   тех   пор   уже   к   допросу   не требовали.  Генерал велел кликнуть вчерашнего злодея. Я с живостию обратился к дверям, ожидая появления   своего   обвинителя.   Через   несколько   минут   загремели   цепи,   двери отворились,  и вошел — Швабрин. Я изумился  его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам,   я   отряжен   был   от   Пугачева   в   Оренбург   шпионом;   ежедневно   выезжал   на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей­изменников, дабы занимать их места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца. Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем, оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое и меня заставляло молчать, — как бы   то   ни   было,   имя   дочери   белогорского   коменданта   не   было   произнесено   в присутствии   комиссии.   Я   утвердился   еще   более   в   моем   намерении,   и   когда   судьи спросили: чем могу опровергнуть показания Швабрина, я отвечал, что держусь первого своего объяснения и ничего другого в оправдание себе сказать не могу. Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил   свои   шаги.   Меня   опять   отвели   в   тюрьму   и   с   тех   пор   уже   к   допросу   не требовали. Сценарий занятия. В рамках технологии разработки  создаются 4 группы, которая поочерёдно работает в определённой  ролевой позиции: новаторы, оптимисты, пессимисты,  эксперты. I. II. Пожелание успехов другим группам ­ 1 минута Актуализация полученных ранее знаний – 7 минут Учитель:   Предлагаю вам определение  изученных ранее типов речи. Типы речи: Повествование – это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких­либо событиях в их   временной   последовательности;   сообщается   о   последовательно   сменяющих   друг   друга действиях или событиях . Описание   –    это   тип   речи,   при   помощи   которого   изображается   какое­либо   явление действительности   путем   перечисления   его   постоянных   или   одновременно   присутствующих признаков или действий . Рассуждение ­ это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое­либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах. Структура текста – рассуждения: тезис, доказательство, вывод.     В предложенных образцах текста найти рассуждение и аргументировать свой выбор. А) Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн) Б). Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые   слова   приобретают   новизну,   действуют   на   читателя   с   разительной   силой   и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Г. Паустовский) В). И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн) III. IV. Групповое обсуждение содержания кейса, выработка решения – 15 минут Презентация и обсуждение  решений всех групп – 7  минут на каждую группу, 3 минуты на выступление новаторов, пессимистов, оптимистов, экспертов.  5 минут на подведение итогов. группы новаторы оптимисты пессимисты штрафы итого 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа                 Критерии по 10 балльной системе:    Новаторы – достоверность излагаемого материала, использование                                дополнительной литературы,      опора на жизненный опыт, краткость чёткость речи, качество  оформления решения проблемы;   Оптимисты – выделяют все положительные, позитивные моменты, этика ведения дискуссии;   Песси   ведения дискуссии  мисты – выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтённые моменты, этика   Эксперты ­     дополнительные плюсы или минусы, активность  работы всех членов  микрогруппы.            V. Вывод по проблеме урока

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».

Урок развития речи. 8 класс. Тема: «Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2017