Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс
Оценка 4.8

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
30.01.2017
Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?"  7 класс
Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" является уроком подготовки к сочинению по литературе в 7 классе по рассказу А. П. Платонова "Юшка". Используются вопросы проблемного характера, работа в парах, работа со словарем,, самостоятельная работа. Приемы способствуют развитию школьников и воспитанию у них человечности.word
Word.docx
1. Автор проекта: Ионова Анна Юрьевна 2. Предмет:  литература 3. Класс: 7 4. Тема урока развития речи:  Подготовка к сочинению­рассуждению на  тему «Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?»  (По рассказу А. П.  Платонова «Юшка»). 5. Цели урока:  Образовательные:  подготовка к домашнему сочинению­рассуждению; ­ активизировать знания учащихся о типе речи­рассуждении;  ­ продолжить формирование навыка работы с  текстом рассказа, помочь  ребятам глубже осмыслить содержание рассказа. Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение;  развитие устной и письменной речи, умения строить свой ответ, отстаивать  свою позицию аргументировано  выражать её в письменной речи; Воспитательные: воспитывать  сочувствие,  сострадание, милосердное  отношение к окружающим людям  и активную гражданскую позицию к  происходящему вокруг. Оборудование: портрет А. П. Платонова, выставка книг­произведений  Платонова, презентация. 6. Задачи урока:  ­ развитие ассоциативного мышления; ­ формирование умения определять тему и цель урока; ­ формирование умения  формулировать вопросы и отвечать на них  обоснованно, определять главную мысль сочинения, строить свой ответ по  плану; ­  работа по предупреждению речевых ошибок. 7. Планируемые образовательные результаты:  учащиеся узнают значения новых слов и понятий;  научатся   выделять важные моменты в сочинении;  смогут аргументировано отстаивать свою точку зрения и научатся выражать  её, например, в жанре письма;   усовершенствуют  свою речь и мыслительную деятельность. 8. Содержание урока: Этап урока 1. Вводный (организационно­ мотивационный) этап 2. Основной  (информационно­ аналитический) этап Содержание и виды деятельности учащихся  Учитель. Тема на доске закрыта. Притча? ­ Напишите слова ассоциативного ряда: Сочувствие, соучастие, сострадание, любовь, доброта,  забота, милосердие, нежность, толерантность,…… ­ Какие мысли у вас появляются? ­ О чём будем говорить на уроке развития речи? (тема  урока?) ­ Каковы наши цели? Задачи? ­ Чему вы должны научиться в конце урока? ­ Каким должно быть домашнее задание?  Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к  сочинению по теме «Нужно ли сочувствовать и  сострадать людям?»  (По рассказу А. А. Платонова  «Юшка»). Учитель. Работа над сочинением. 1. Какие типы речи вы  знаете? Повествование, описание, рассуждение. 2. Какой тип речи называется рассуждением? (Рассуждение – тип речи, когда нужно рассмотреть  самые важные свойства предметов и явлений и  обосновать их причинно­следственные взаимосвязи). 3. Как строится сочинение­рассуждение? Тезис  Доказательство (аргументы) Вывод. Учитель. Тема нашего сочинения. “Нужно ли сочувствие и  сострадание людям?”  ­ Каким будет тезис сочинения? (Сочувствие и сострадание людям необходимы). Учитель. На какие аргументы мы будем опираться? Задайте письменно «толстые» вопросы (Работа в парах). ­ Проверка работы. Учащиеся во время проверки  дополняют вопросы для сочинения. Доказательства  – ответы. 1. Что такое сострадание и сочувствие? 2. Как нужно сочувствовать и сострадать? 3. Все ли умеют сострадать другому человеку? 4.Надо ли этому учиться? 5. Какой Юшка?  6. Как он относится к людям? Каким никогда не видят  Юшку? Какой в душе этот человек? Умеет  ли он  сострадать?  7. Почему он не противостоит оскорблениям и унижениям? 8. Где он чувствует себя легко? ­ Каким будет вступление к сочинению? Сразу начнем так  «Сочувствие и сострадание людям необходимы»? Или  по­другому? ­ Найдите дома из Интернета цитаты к вступлению  сочинения. К примеру: Уважай в себе и других человеческую личность. Д.И. Писарев Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает  добра в людях.   Б. Паскаль Великие души переносят страдания молча. Ф.Шиллер Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно  для души человека.    М Горький “Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем –  плачьте о потерявшем душу и совесть”. В. Распутин “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Библия Словарная работа. Работа со Словарём русского языка С.  И. Ожегова. Делаем записи в тетрадях. Сочувствие ­ ? Сострадание ­ ? Милосердие ­? Жестокость ­ ? Чёрствость ­ ? Бездушие ­ ? ­  Со­страдание,   со­чувствие,   со­переживание  –   слова одного   порядка.   Со   –  значит   вместе,   заодно,   сообща преодолевать жизненные невзгоды с теми, кто в этом остро нуждается.   Ты   сильнее   и   можешь   подставить   свое   плечо более слабому ­ разве не в этом смысл человеческого   существования? Учитель. О чем вы должны  будете написать в своем  сочинении? Какая будет у вас главная мысль? Надо ли  характеризовать главного героя? Каково авторское  отношение к Юшке? ­ Выскажите свою позицию по проблеме. Используйте  фразы: Юшку мне жаль, потому что… Юшка вызываем мое чувство уважения, так как… Юшка мне нравится тем, что… Окружающие Юшку люди вызывают чувство  презрения, так как…. В наше время чувство сострадания особенно необходимо, так как…. ­ Сделайте вывод. Используйте вводные слова: таким  образом, итак, безусловно, следовательно. Учитель. Писать сочинение можно по данной проблеме. А   может,  кто­нибудь попробует написать письмо Юшке? Ведь он ушёл из жизни, так и не услышав слова сочувствия, не  почувствовав доброго отношения к себе? А может, кто­то обратиться в письме к тем людям, которые  окружали Юшку? Что бы вы им сказали? Жанр ­ Письмо – это обращение автора сочинения  к  конкретному лицу или широкому кругу лиц с целью  привлечения внимания к какой­либо проблеме, важному  вопросу. ­ А можете ли вы представить  ситуацию, чтобы  люди  изменили своё отношение к герою? Начали бы ему помогать, заботиться о нём?  Как бы вы смогли их убедить в этом? Цитата­ вывод  урока: А. Платонов писал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке  или, по крайней мере, пробудить его к действию . Это чудо  мне известно…. ». ­ Как вы понимаете эти слова? Учитель. Подводя итог нашему разговору, я хочу, чтобы вы  поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. “Так  всякое доброе приносит и плоды добрые”, – говорится в  Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не  забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие…  Учитель. Попробуйте ответить коротко на понравившиеся  вам  вопросы. Данные высказывания вы можете использовать в своём сочинении. ­ Чему вы научились на сегодняшнем уроке? ­Я научился… ­ Мне стало понятно… ­ Я знаю, что… Д/з. Напишите сочинение на тему урока. Оценки. 3. Заключительный  (оценочно­рефлексивный)  этап

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?"  7 класс

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?"  7 класс

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?"  7 класс

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?"  7 класс

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс

Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?"  7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017