Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
30.01.2017
Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" является уроком подготовки к сочинению по литературе в 7 классе по рассказу А. П. Платонова "Юшка". Используются вопросы проблемного характера, работа в парах, работа со словарем,, самостоятельная работа. Приемы способствуют развитию школьников и воспитанию у них человечности.word
Word.docx
1. Автор проекта: Ионова Анна Юрьевна
2. Предмет: литература
3. Класс: 7
4. Тема урока развития речи: Подготовка к сочинениюрассуждению на
тему «Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?» (По рассказу А. П.
Платонова «Юшка»).
5. Цели урока:
Образовательные: подготовка к домашнему сочинениюрассуждению;
активизировать знания учащихся о типе речирассуждении;
продолжить формирование навыка работы с текстом рассказа, помочь
ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.
Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение;
развитие устной и письменной речи, умения строить свой ответ, отстаивать
свою позицию аргументировано выражать её в письменной речи;
Воспитательные: воспитывать сочувствие, сострадание, милосердное
отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к
происходящему вокруг.
Оборудование: портрет А. П. Платонова, выставка книгпроизведений
Платонова, презентация.
6. Задачи урока:
развитие ассоциативного мышления;
формирование умения определять тему и цель урока;
формирование умения формулировать вопросы и отвечать на них
обоснованно, определять главную мысль сочинения, строить свой ответ по
плану;
работа по предупреждению речевых ошибок.
7. Планируемые образовательные результаты:
учащиеся узнают значения новых слов и понятий;
научатся выделять важные моменты в сочинении;
смогут аргументировано отстаивать свою точку зрения и научатся выражать
её, например, в жанре письма;
усовершенствуют свою речь и мыслительную деятельность. 8. Содержание урока:
Этап урока
1. Вводный (организационно
мотивационный) этап
2. Основной
(информационно
аналитический) этап
Содержание и виды деятельности учащихся
Учитель. Тема на доске закрыта.
Притча?
Напишите слова ассоциативного ряда:
Сочувствие, соучастие, сострадание, любовь, доброта,
забота, милосердие, нежность, толерантность,……
Какие мысли у вас появляются?
О чём будем говорить на уроке развития речи? (тема
урока?)
Каковы наши цели? Задачи?
Чему вы должны научиться в конце урока?
Каким должно быть домашнее задание?
Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к
сочинению по теме «Нужно ли сочувствовать и
сострадать людям?» (По рассказу А. А. Платонова
«Юшка»).
Учитель. Работа над сочинением.
1. Какие типы речи вы знаете?
Повествование, описание, рассуждение.
2. Какой тип речи называется рассуждением?
(Рассуждение – тип речи, когда нужно рассмотреть
самые важные свойства предметов и явлений и
обосновать их причинноследственные взаимосвязи).
3. Как строится сочинениерассуждение?
Тезис
Доказательство (аргументы)
Вывод. Учитель. Тема нашего сочинения. “Нужно ли сочувствие и
сострадание людям?”
Каким будет тезис сочинения?
(Сочувствие и сострадание людям необходимы).
Учитель. На какие аргументы мы будем опираться? Задайте
письменно «толстые» вопросы (Работа в парах).
Проверка работы. Учащиеся во время проверки
дополняют вопросы для сочинения.
Доказательства – ответы.
1. Что такое сострадание и сочувствие?
2. Как нужно сочувствовать и сострадать?
3. Все ли умеют сострадать другому человеку?
4.Надо ли этому учиться?
5. Какой Юшка?
6. Как он относится к людям? Каким никогда не видят
Юшку? Какой в душе этот человек? Умеет ли он
сострадать?
7. Почему он не противостоит оскорблениям и унижениям?
8. Где он чувствует себя легко?
Каким будет вступление к сочинению? Сразу начнем так
«Сочувствие и сострадание людям необходимы»? Или
подругому?
Найдите дома из Интернета цитаты к вступлению
сочинения.
К примеру:
Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает
добра в людях. Б. Паскаль
Великие души переносят страдания молча. Ф.Шиллер
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно
для души человека. М Горький
“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем –
плачьте о потерявшем душу и совесть”. В. Распутин “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Библия
Словарная работа. Работа со Словарём русского языка С.
И. Ожегова. Делаем записи в тетрадях.
Сочувствие ?
Сострадание ?
Милосердие ?
Жестокость ?
Чёрствость ?
Бездушие ?
Сострадание, сочувствие, сопереживание – слова
одного порядка. Со – значит вместе, заодно, сообща
преодолевать жизненные невзгоды с теми, кто в этом остро
нуждается. Ты сильнее и можешь подставить свое плечо
более слабому разве не в этом смысл человеческого
существования?
Учитель. О чем вы должны будете написать в своем
сочинении? Какая будет у вас главная мысль? Надо ли
характеризовать главного героя? Каково авторское
отношение к Юшке?
Выскажите свою позицию по проблеме. Используйте
фразы:
Юшку мне жаль, потому что…
Юшка вызываем мое чувство уважения, так как…
Юшка мне нравится тем, что…
Окружающие Юшку люди вызывают чувство
презрения, так как….
В наше время чувство сострадания особенно необходимо,
так как….
Сделайте вывод. Используйте вводные слова: таким
образом, итак, безусловно, следовательно.
Учитель. Писать сочинение можно по данной проблеме. А
может, ктонибудь попробует написать письмо Юшке? Ведь он ушёл из жизни, так и не услышав слова сочувствия, не
почувствовав доброго отношения к себе?
А может, ктото обратиться в письме к тем людям, которые
окружали Юшку? Что бы вы им сказали?
Жанр Письмо – это обращение автора сочинения к
конкретному лицу или широкому кругу лиц с целью
привлечения внимания к какойлибо проблеме, важному
вопросу.
А можете ли вы представить ситуацию, чтобы люди
изменили своё отношение к герою? Начали бы ему помогать,
заботиться о нём? Как бы вы смогли их убедить в этом?
Цитата вывод урока: А. Платонов писал: «Любовь одного
человека может вызвать к жизни талант в другом человеке
или, по крайней мере, пробудить его к действию . Это чудо
мне известно…. ».
Как вы понимаете эти слова?
Учитель. Подводя итог нашему разговору, я хочу, чтобы вы
поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. “Так
всякое доброе приносит и плоды добрые”, – говорится в
Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не
забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша
помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие…
Учитель. Попробуйте ответить коротко на понравившиеся
вам вопросы. Данные высказывания вы можете использовать
в своём сочинении.
Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
Я научился…
Мне стало понятно…
Я знаю, что…
Д/з. Напишите сочинение на тему урока.
Оценки.
3. Заключительный
(оценочнорефлексивный)
этап
Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс
Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс
Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс
Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс
Урок развития речи "Нужно ли сочувствовать и сострадать людям?" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.