Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
04.08.2018
Урок составлен с учётом новых стандартов. Цели: 1) повторить типы речи, определение и структуру рассказа; научить составлять рассказ по картинкам; формировать умения корректировать текст;
2) способствовать формированию навыков создания текстов монологической и диалогической форм речи; навыков работы в группе; формировать навыки организации и анализа своей деятельности в составе группы;
3) воспитывать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, ответственное отношение к своей жизни и здоровью. Определены ожидаемые результаты.Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Методы и приёмы: театрализация, «Удивляй!», «Идеальный опрос», «Лови ошибку!», «Закончи предложение»; технология кооперативного обучения (работа в парах, группах), игровая технология.
Оборудование: доска, раздаточный материал, листы самоконтроля.Приложение к уроку развития речи "Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам", 6 класс.
Урок ).doc
Урок развития речи в 6 классе.
Тема: Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам
Цели: 1) повторить типы речи, определение и структуру рассказа; научить
составлять рассказ по картинкам; формировать умения корректировать текст;
2) способствовать формированию навыков создания текстов монологической
и диалогической форм речи; навыков работы в группе; формировать навыки
организации и анализа своей деятельности в составе группы;
3) воспитывать толерантное отношение к людям с ограниченными
возможностями, ответственное отношение к своей жизни и здоровью.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знают типы речи; определение и структуру рассказа;
умеют составлять рассказ по картинкам, корректировать текст.
Метапредметные УУД: Умеют сравнивать, анализировать и делать
выводы. Владеют монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
эффективно сотрудничают и
Устанавливают рабочие отношения,
способствуют продуктивной кооперации. Применяют приобретённые знания,
умения и навыки в повседневной жизни.
Личностные УУД:
Формируют навыки организации и анализа своей деятельности в составе
группы. Учитывают разные мнения и стремятся к координации действий в
сотрудничестве, строят связное монологическое высказывание, выступают
перед аудиторией сверстников, оценивают речевое высказывание по заданным
критериям, заданным способом.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Методы и приёмы: театрализация, «Удивляй!», «Идеальный опрос», «Лови
ошибку!», «Закончи предложение»; технология кооперативного обучения
(работа в парах, группах), игровая технология.
Оборудование: доска, раздаточный материал, листы самоконтроля.
1. Организационный момент.
Учитель.
Сегодня, ребята, чтобы определить тему урока, вам придется подумать и
поразмышлять. Вы посмотрите сценку, которую приготовили вам ваши
товарищи, проанализируете увиденное, и , я думаю, сможете догадаться, о чём
пойдёт речь на уроке.
2. Эмоциональное вхождение в урок – театрализация:
Сценка.(4 мин.)
Звучит музыка из кинофильма о Шерлоке Шолмсе.
В полицию приходит потрясенная девушка в шоковом состоянии. Она
мычит и не может сказать ни слова. Девушка немая, она размахивает
руками , что – то показывает и умоляет помочь. Однако полицейский не
может ничего разобрать.
Полицейский. Ничего не понимаю (протягивает лист бумаги). Пишите, что
случилось.
Девушка пишет, затем отдаёт лист.
Полицейский. Ну и почерк. Опять ничего не разберу.
Тогда он протягивает девушке лист бумаги и просит ее нарисовать, что с
ней произошло. Девушка рисует. Полицейский берет в руку рисунок и
рассказывает.
Полицейский. Так – так. Вы в шесть вечера вышли из кинотеатра «Украина».
(Девушка согласно машет головой). Так – так. Вы пошли по улице в хорошем
настроении, потому что фильм вам понравился (Девушка опять кивает).
И тут на Вас сзади напал какой – то незнакомец. Он был одет в синюю куртку
с капюшоном. Худощав, сутуловат и с кривыми ногами. Он выхватил Вашу сумочку. (Девушка плачет). Ага. А в сумочке были все ваши деньги и паспорт.
(Девушка удивленно кивает головой, складывает руки и умоляюще смотрит на
полицейского). Хорошо. Не волнуйтесь. У меня есть кое – какие
предположения. Мне кажется, я знаю Вашего обидчика. Мы поможем Вам.
Звонит по телефону. Петров. Срочно вызывай оперативную группу.
Записывай адрес.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель. А теперь разберем ситуацию. Нас окружают разные люди. Среди
них и особенные. Те, кто не могут говорить, не слышат. Но это не значит, что
с ними не может приключиться беда и что им не нужна будет помощь. Они –
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ
то как раз и требуют особого внимания и понимания с нашей стороны. Наш
герой, полицейский, попал в трудную ситуацию, столкнувшись с девушкой с
ограниченными возможностями, но он не растерялся, не отмахнулся от
проблемы, а нашел способ помочь человеку, которому нужна была его
помощь. Как полицейскому удалось восстановить картину преступления и
помочь девушке? (Он восстановил историю по картинкам)
Учитель: Сформулируйте тему урока (Составление рассказа по сюжетным
картинкам).
Запишите в тетради дату и тему урока.
Прием «Удивляй!»
Учитель: Истории ведомы ещё случаи, когда умение составлять рассказы по
картинкам, оказало огромное влияние на судьбу человека. Известно ли вам
имя Чарльза Диккенса? Какие произведения Диккенса вы читали или слышали
о них? (Чарльз Диккенс – английский писатель 19 века, автор « Рождественской
песни в прозе» о дядюшке Скрудже; «Больших надежд», «Приключения
Оливера Твиста», «Холодного дома» и других романов)
Сообщение ученика.(3 мин.) Славу известному английскому писателю
Чарльзу Диккенсу принес его первый роман «Посмертные записки
Пиквикского клуба» (1837). Он возник из юмористических подписей,
которыми Диккенс по договору с одной из издательских фирм сопровождал
рисунки художника Сеймура о приключениях членов охотничьего клуба.
Роман печатался отдельными выпусками, он появлялся в форме
пояснительных текстов к юмористическим рисункам художника. Работа
Диккенса сначала была задумана как подсобная, а ведущую роль должен
был играть Сеймур. Диккенс тем не менее согласился на это предложение.
Но каждый новый выпуск журнала привлекал все большее количество
читателей, и к тому времени, когда он был закончен, имя его автора стало
широко известно. Это был первое произведение, которое появилось из
подписей к комическим рисункам.
Учитель: Итак, забавные комментарии к комическим рисункам
превратились в гениальный роман и сделали имя Диккенса известным.
Значит, умение составлять рассказы по картинкам может повлиять даже на
судьбу человека.
А теперь давайте определим цели нашего урока. Что мы должны будем
вспомнить,чему научиться? (научиться составлять рассказы по сюжетным
картинкам, вспомнить типы речи, определение рассказа, его композицию)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД.
3 Повторение изученного материала о рассказе.
Прием «Идеальный опрос». (4 мин.) Ученики сами оценивают степень своей подготовки и
сообщают об этом учителю.
Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики
поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо.
1 Какие типы речи вы знаете?( описание, повествование, рассуждение)
2 Каковы особенности текстов разных типов, для чего используется каждый
из них? (повествование отвечает на вопрос что происходит с предметом, в
таких текстах рассказывается о действиях и поступках, преобладают глаголы,
нужен данный текст для воспроизведения событий; тексты типа описания –
отвечают на вопрос – каков предмет,в них перечисляются признаки,
высказывается впечатление от предмета, преобладают прилагательные,
необходимы для того, чтоб можно было представить себе предмет; тексты
типа рассуждения – отвечают на вопрос почему предмет таков, состоят из
трех частей – тезис, аргументы и вывод, нужны для объяснения сути вещей)
3 Вспомним, какой жанр называют рассказом? (Рассказ основной жанр малой
повествовательной прозы, меньше по объёму, чем повесть или роман. В
рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия.
4 Какие композиционные части составляют структуру рассказа? Вспомните и
постройте схему? (Завязка, развитие действия, композиция, развязка)
Учитель. А теперь оцените свою работу на данном этапе уроке. Если вы знали
все ответы на вопросы, поставьте себе «5» в листе самоконтроля, если были
неточности, неполные ответы – «4», если не знали ответы на 2 вопроса – «3».
Если знали ответ только на один вопрос или вовсе не знали ответа, то
поставьте себе «2».
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 4. Зарисовка планасхемы текста повествования с последующим
обсуждением и записью плана в тетрадь. (3 мин.)
Учитель. Посмотрите на схему, какое отношение она имеет к
рассказу?
Это схема композиции рассказа :
1. Завязка
2. Развитие действия
3. Кульминация
45. Развязка
Запишем план, зарисуем схему. Она нам пригодится при составлении
рассказа.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ
ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
5 Приём «Лови ошибку!»
(редактирование текста – исправление речевых ошибок). (8 мин.)
Учитель. Прежде, чем приступить к составлению собственного рассказа,
давайте представим, что вы учитель и вам нужно проверить работу ученика
(рассказ) и устранить все ошибки, допущенные им в тексте рассказа.
Какие ошибки могут появиться при составлении текста? Как можно от них
избавиться? (После ответа детей виды ошибок можно вывести на доску)
(Тавтология ( Разновидность лексической ошибки , когда в словосочетании
или предложении употребляются излишние со смысловой точки зрения слова
моя автобиография,
проливной ливень
), подбор синонимов;
грамматические ошибки в использовании глаголов разного времени, подбор
глаголов одного времени, напр. пр.вр.; нелогичность рассказа, проследить за
глаголами действия, контроль их последовательности, и т.д.)
Выполнение такого задания позволит вам избежать ошибок в вашей
дальнейшей творческой работе.
1 Текст (оригинал)
В пять утра третий вагон поезда Владивосток–Новосибирск мирно спал. А
в одном купе уже развернулись настоящие боевые действия. Когда состав
подходил к станции Зима, один из пассажиров разбудил троих соседей и
объявил, что взял их в заложники. Для убедительности погрозил
отвёрткой.
40летний иркутянинпопутчик попытался было
сопротивляться, но захватчик ткнул его отверткой. Остальные тут же
притихли. А террорист тем временем выдвинул свои требования.
1 Текст для корректирования
В пять утра третий вагон поезда Владивосток–Новосибирск мирно спал. А
в одном купе уже развернулись настоящие боевые действия. Когда купе
подходило
к станции Зима, один из пассажиров разбудил троих
пассажиров и объявил, что возьмет их в заложники. Для убедительности
этот пассажир погрозил отвёрткой. 40летний иркутянинпопутчик
попытался было сопротивляться, но попутчик ткнул его отверткой.
Остальные попутчики тут же притихнули. А террорист тем временем
выдвигал
2
свои
требования.
Текст
(оригинал) Через закрытую дверь он прокричал, что хочет передать нечто
важное для ФСБ. Чекистов в поезде не оказалось, но на станции Зима
состав поджидали сотрудники линейного отдела милиции. Из вагона
эвакуировали сонных пассажиров. С захватчиком в течение двадцати
минут пытались вести переговоры. Но мужчина вёл себя неадекватно.
Нервничал, угрожал. Оперативники стали опасаться за жизнь
заложников. И тогда старший наряда сопровождения – прапорщик
милиции – открыл огонь. От полученного ранения террорист скончался на
месте.
2 Текст для корректирования
Через закрытую дверь пассажир прокричал, что хочет передать нечто
важное для ФСБ. Чекистов в поезде не оказалось, но на станции Зима
состав поджидают сотрудники линейного отдела милиции. Из вагона
выгрузили сонных пассажиров. С пассажиром в течение двадцати минут
переговаривали переговоры. Но мужчина вёл себя адекватно. Нервничал,
угрожал. Оперативники стали опасаться за жизнь заложников. И тогда
старший наряда сопровождения – прапорщик милиции – открыл огонь. От
полученного ранения террорист скончался на месте.
( обучающиеся работают по парам раздаточный материал).
Учитель.
Какие мысли возникли у вас, когда вы прочитали данный текст?
(Человек может попасть в трудную ситуацию в любой момент, он должен
знать, как себя вести, чтоб сохранить жизнь себе и окружающим)
Каковы правила поведения людей, если они оказались заложниками? (• основное правило – не допускайте действия, которые могут спровоцировать
нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
• переносите лишения, оскорбления и унижения. Не смотрите в глаза
преступникам, не ведите себя вызывающе;
• при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте
им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной. Старайтесь не
допускать истерик и паники;
• на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет)
спрашивайте разрешение;
• если Вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим Вы сократите потерю
крови.
Помните – Ваша цель остаться в живых.
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников,
отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и
татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и
т.д.
Помните, что получив сообщение о Вашем захвате, спецслужбы уже начали
действовать и предпримут все необходимые действия по Вашему
освобождению.
Во время проведения спецслужбами операции по Вашему освобождению
неукоснительно соблюдайте следующие требования:
• лежите по полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
• ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них,
так как они могут принять Вас за преступника;
• если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
Учитель. Молодцы, эти простые правила помогут в случае необходимости
сохранить самое дорогое, что есть у человека, – его жизнь. А теперь назовите ключевые слова из данного текста (поезд, вагон,
пассажиры, террорист, захватчик, заложники, милиция)
Какие глаголы преобладают? (разбудил, объявил, пригрозил, попытался
сопротивляться, ткнул, притихли, выдвинул, прокричал, эвакуировали,
угрожал, выстрелил, скончался)
Итак, если правильно подобрать ключевые слова и глаголы, то основа
рассказа уже есть.
Орфографическая минутка.
Запишите слова, объясните их написание.
Пассажир, террорист, развернулись, разбудил, притихли, погрозил,
неадекватно, сопровождения, опасаться.
(Орфограммы:
написание удвоенных согласных, правописание приставок на З – с,
правописание приставок пре – и при , не с наречиями, тся и ться в глаголах,
правописание проверяемой гласной в корне).
Учитель. Отлично. Мы вспомнили правила написания слов, и , я надеюсь,
ваши работы будут грамотными. А теперь оцените свою работу на данном
этапе уроке и отразите её в листе самоконтроля. Если вы нашли все ошибки,
вспомнили все правила, поставьте себе «5», если были неточности, неполные
ответы – «4», если более половины ошибок вы нашли – «3». Если не знали
ответа, то поставьте себе «2».
ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ
РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД Учитель. Мы вспомнили все, что нам понадобится для нашей
дальнейшей успешной работы.
А знаете ли вы, что такое комикс? (Комикс (от англ. comic —
смешной) — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в
себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное
искусство)
Учитель. Какие известные фильмы были сняты по комиксам? («Маска»,
«Бетмен», «Люди ИКС», «Железный человек», «Человек – паук»,
«Семейка Адамс»).
Мы с вами будем учиться создавать комиксы. А авторы лучших
историй не только получат хорошие отметки, их истории мы оформим и
выложим в интернет. Как знать, может, среди вас находится будущий
известный сценарист.
Во основе комикса всегда лежит история. Чтобы ваша история была
занимательной и яркой, какой необходимо выбрать стиль повествования?
(художественный)
Каковы особенности этого стиля? (образность, эмоциональность,
использование художественно – изобразительных средств (эпитетов,
метафор, сравнений и др.)
При работе над рассказом не забывайте использовать
диалогическую речь, различные средства выразительности.
Пунктуационная минутка.
Учитель. Давайте вспомним что такое диалог, правила оформления
диалога (Диалог – это речь двух людей. Каждая реплика пишется с
большой буквы, перед репликой ставится тире, если прямая речь
сопровождается словами автора, то отделяется запятой и тире).
6. Творческая работа в группах.
1. Рассмотрите рисунок. Что изображено на нём? Изображена ли на картинке экспозиция рассказа? Можем ли мы
представить, что было в начале повествования?
2. Что изображено на 1 рисунке? Составьте предложения, включив в них
описание внешнего вида героя. Запишите основные глаголы строители текста.
Перечислите глаголы последовательности действий героя
1. Получилось ли у героя рассказа реализовать свою идею? Какие
эмоции мы видим на лице героев? Почему?
2. По полученному плану, опираясь на ключевые слова и глаголы
помощники, составьте рассказ.
Ребята разделяются на группы по 4 человека и перед каждым членом
группы ставится задача составить текст по 1 пункту плана (1 абзац этой
истории), после чего в коллективном обсуждении 4 абзаца соединяются
ребятами в единый текст.
3. Озаглавьте свой текст. Перепишите получившуюся историю в
тетрадь. (Переписывает капитан группы в свою тетрадь)
Учитель. А теперь оцените свою работу на данном этапе уроке. Пусть
руководитель группы оценит вашу работу, вы сами оцените свою работу на
этом этапе. Подведите общий итог своей работы на уроке – выставьте себе
отметку.
Для того, чтобы оценить работу каждого на уроке ( по теме) и в группе,
раздать учащимся карточки, на которых нужно ответить на 3 вопроса:
1) Были ли трудности? Какие?
2) Поставь оценку каждому члену группы (причем выставлять
можно только баллы 1,2, 3 в зависимости от активности участия
ребят. Двух одинаковых оценок быть не должно. Например:
Маша1б., Петя 3б., Света2б.) 3) Поставить оценку за работу себе по 5балльной системе.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 Рефлексия «Закончи предложение»
Сегодня на уроке я понял…?
Мне сегодня было трудно…
Из сегодняшнего урока я сделал вывод…?
Полученные навыки я смогу использовать…?
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.Домашнее задание. Закончить комикс – выбрать лучший рассказ, оформить
его, можно дополнить историю своими картинками.
Пояснение.
За работу каждому ученику выставляется оценка, которая складывается из
нескольких пунктов
1) Орфографическая, грамматическая и речевая правильность написания
своего абзаца, отсутствие ошибок в своей тетради.
2) Оценка учащегося другими членами группы. (Если, например, ученик
получил много низких или высоких оценок от своей группы, это
показывает активность его участия в команде, обсуждения и пр.)
3) Самооценка ученика. (Хотя многие ученики могут намеренно завышать
оценку своих действий в команде, надеясь на отличную оценку учителя.)
На след. уроке можно озвучить общую отметку получившегося текста. Можно
сопоставить оценки «5/5», «3/4» и результаты каждого члена команды.
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.