Урок развития речи. Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок составлен с учётом новых стандартов. Цели: 1) повторить типы речи, определение и структуру рассказа; научить составлять рассказ по картинкам; формировать умения корректировать текст; 2) способствовать формированию навыков создания текстов монологической и диалогической форм речи; навыков работы в группе; формировать навыки организации и анализа своей деятельности в составе группы; 3) воспитывать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, ответственное отношение к своей жизни и здоровью. Определены ожидаемые результаты.Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Методы и приёмы: театрализация, «Удивляй!», «Идеальный опрос», «Лови ошибку!», «Закончи предложение»; технология кооперативного обучения (работа в парах, группах), игровая технология. Оборудование: доска, раздаточный материал, листы самоконтроля.Приложение к уроку развития речи "Повествование. Рассказ по сюжетным картинкам", 6 класс.
Иконка файла материала Урок ).doc
Урок развития речи в 6 классе. Тема: Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам Цели:  1) повторить типы речи, определение и структуру рассказа; научить составлять рассказ по картинкам; формировать умения корректировать текст; 2) способствовать формированию навыков создания текстов монологической и диалогической  форм речи; навыков работы в группе; формировать  навыки организации и анализа своей деятельности в составе группы;  3)   воспитывать   толерантное   отношение   к   людям   с   ограниченными возможностями, ответственное отношение к своей жизни и здоровью. Ожидаемые результаты: Предметные УУД:  Знают типы речи; определение и структуру рассказа; умеют составлять рассказ по картинкам, корректировать текст. Метапредметные   УУД:  Умеют   сравнивать,   анализировать   и   делать выводы.   Владеют   монологической   и   диалогической   формами   речи   в соответствии   с   грамматическими   и   синтаксическими   нормами   языка.   эффективно   сотрудничают   и Устанавливают   рабочие   отношения, способствуют продуктивной кооперации. Применяют приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни. Личностные УУД:  Формируют   навыки   организации   и   анализа   своей   деятельности   в   составе группы.  Учитывают  разные мнения и  стремятся  к координации действий в сотрудничестве,  строят  связное   монологическое   высказывание,  выступают перед аудиторией сверстников, оценивают  речевое высказывание по заданным критериям, заданным способом. Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковМетоды и приёмы: театрализация, «Удивляй!», «Идеальный опрос», «Лови ошибку!», «Закончи предложение»; технология кооперативного обучения (работа в парах, группах), игровая технология. Оборудование: доска, раздаточный материал, листы самоконтроля. 1. Организационный момент. Учитель.     Сегодня, ребята, чтобы определить тему урока, вам придется  подумать и поразмышлять.   Вы   посмотрите     сценку,   которую   приготовили   вам   ваши товарищи, проанализируете увиденное, и , я думаю, сможете догадаться, о чём пойдёт речь на уроке. 2. Эмоциональное вхождение в урок – театрализация: Сценка.(4 мин.) Звучит музыка из кинофильма о Шерлоке Шолмсе.      В полицию приходит потрясенная девушка в шоковом состоянии. Она мычит и не может сказать ни слова. Девушка немая, она размахивает руками , что – то  показывает и умоляет помочь. Однако полицейский не может ничего разобрать.  Полицейский. Ничего не понимаю (протягивает лист бумаги). Пишите, что случилось.  Девушка пишет, затем отдаёт лист. Полицейский. Ну и почерк. Опять ничего не разберу. Тогда он протягивает девушке лист бумаги и просит ее нарисовать, что с ней   произошло.   Девушка   рисует.   Полицейский     берет   в   руку   рисунок   и рассказывает.  Полицейский. Так – так. Вы в шесть вечера вышли из кинотеатра «Украина». (Девушка согласно машет головой). Так – так. Вы пошли по улице в хорошем настроении, потому что фильм вам понравился (Девушка опять кивает). И тут на Вас сзади напал какой – то незнакомец. Он был одет  в синюю куртку с капюшоном. Худощав, сутуловат и с кривыми ногами. Он выхватил Вашусумочку. (Девушка плачет). Ага. А в сумочке были все ваши деньги и паспорт. (Девушка удивленно кивает головой, складывает руки и умоляюще смотрит на полицейского).   Хорошо.   Не   волнуйтесь.   У   меня   есть   кое   –   какие предположения. Мне кажется, я знаю Вашего обидчика. Мы поможем Вам.  Звонит   по   телефону.   Петров.   Срочно   вызывай   оперативную   группу. Записывай адрес. ПОСТАНОВКА   ЦЕЛЕЙ   УРОКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель. А теперь разберем ситуацию. Нас окружают разные люди. Среди них и особенные. Те, кто не могут говорить, не слышат. Но это не значит, что с ними не может приключиться беда и что им не нужна будет помощь. Они –   МОТИВАЦИЯ   УЧЕБНОЙ то как раз и требуют особого внимания и понимания с нашей стороны. Наш герой, полицейский,  попал в трудную ситуацию, столкнувшись с девушкой с ограниченными   возможностями,   но   он     не   растерялся,   не   отмахнулся   от проблемы,     а   нашел   способ   помочь   человеку,   которому   нужна   была   его помощь.   Как   полицейскому   удалось   восстановить   картину   преступления   и помочь девушке? (Он восстановил историю по картинкам)  Учитель: Сформулируйте  тему урока  (Составление рассказа по сюжетным картинкам). Запишите в тетради дату и тему урока. Прием «Удивляй!» Учитель: Истории ведомы ещё  случаи, когда умение составлять рассказы по картинкам, оказало огромное влияние на судьбу человека. Известно ли вам имя Чарльза Диккенса? Какие произведения Диккенса вы читали или слышали о них?(Чарльз   Диккенс   –   английский   писатель   19   века,   автор   «  Рождественской песни   в   прозе»   о   дядюшке   Скрудже;   «Больших   надежд»,   «Приключения Оливера Твиста», «Холодного дома» и других романов) Сообщение   ученика.(3   мин.)  Славу   известному   английскому   писателю Чарльзу   Диккенсу   принес   его   первый  роман «Посмертные   записки Пиквикского   клуба»   (1837).   Он   возник   из   юмористических   подписей, которыми Диккенс по договору с одной из издательских фирм сопровождал рисунки художника Сеймура о приключениях членов охотничьего клуба. Роман   печатался   отдельными   выпусками,   он   появлялся  в   форме пояснительных текстов к юмористическим рисункам художника.   Работа Диккенса сначала была задумана как подсобная, а ведущую роль должен был играть Сеймур. Диккенс тем не менее согласился на это предложение. Но   каждый   новый   выпуск   журнала   привлекал   все   большее   количество читателей, и к тому времени, когда он был закончен, имя его автора стало широко   известно.    Это   был   первое   произведение,   которое   появилось   из подписей к  комическим  рисункам.  Учитель:  Итак,   забавные   комментарии   к   комическим   рисункам превратились   в   гениальный   роман   и     сделали   имя   Диккенса   известным. Значит, умение составлять рассказы по картинкам может повлиять даже на судьбу человека.      А теперь давайте определим цели   нашего  урока. Что мы должны будем вспомнить,чему   научиться?     (научиться   составлять   рассказы   по   сюжетным картинкам, вспомнить типы речи, определение рассказа, его композицию) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД.  3 Повторение изученного материала  о рассказе.  Прием «Идеальный опрос». (4 мин.)Ученики   сами   оценивают   степень   своей   подготовки   и сообщают об этом учителю. Вопрос:   кто   сегодня   чувствует   себя   готовым   на   «5»?   (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»?   Спасибо.   1 Какие типы речи вы знаете?( описание, повествование, рассуждение) 2 Каковы особенности текстов разных типов, для чего используется каждый из них? (повествование отвечает на вопрос  ­ что происходит с предметом, в таких текстах рассказывается о действиях и поступках, преобладают глаголы, нужен  данный текст для воспроизведения событий; тексты типа  описания – отвечают   на   вопрос   –   каков   предмет,в   них     перечисляются   признаки, высказывается   впечатление   от   предмета,   преобладают   прилагательные, необходимы   для того, чтоб можно было представить себе предмет; тексты типа рассуждения – отвечают на вопрос  ­ почему предмет таков, состоят из трех частей – тезис, аргументы и вывод, нужны для объяснения сути вещей) 3 Вспомним, какой жанр называют рассказом? (Рассказ ­ основной жанр малой повествовательной прозы,   меньше   по   объёму,   чем  повесть или роман.   В рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия. 4 Какие композиционные части составляют структуру рассказа? Вспомните и постройте схему? (Завязка, развитие действия, композиция, развязка) Учитель. А теперь оцените свою работу на данном этапе уроке. Если вы знали все ответы на вопросы, поставьте себе «5» в листе самоконтроля, если были неточности, неполные ответы – «4», если не знали ответы на 2 вопроса – «3». Если   знали   ответ   только   на   один   вопрос   или   вовсе   не   знали   ответа,   то поставьте себе «2».          ПЕРВИЧНОЕ   ВОСПРИЯТИЕ   И   УСВОЕНИЕ   НОВОГО   ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА4.   Зарисовка   плана­схемы   текста­   повествования   с   последующим   обсуждением и записью плана в тетрадь. (3 мин.)                  Учитель.   Посмотрите   на   схему,   какое   отношение   она   имеет   к рассказу? Это схема композиции рассказа :  1. Завязка 2. Развитие действия 3. Кульминация 4­5. Развязка Запишем план, зарисуем схему. Она нам пригодится при составлении рассказа.          ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ   УПРАЖНЕНИЙ 5 Приём «Лови ошибку!» (редактирование текста – исправление речевых ошибок).  (8 мин.)  Учитель.  Прежде,   чем   приступить   к   составлению     собственного   рассказа, давайте  представим,  что вы  учитель и вам  нужно  проверить работу  ученика (рассказ)  и     устранить   все  ошибки, допущенные им в тексте рассказа.  Какие   ошибки   могут   появиться   при   составлении   текста?   Как   можно   от   них избавиться?(После ответа детей виды ошибок можно вывести на доску) (Тавтология ( Разновидность лексической ошибки , когда в словосочетании или предложении употребляются излишние со смысловой точки зрения слова ­  моя   автобиография,  проливной   ливень  ),   подбор   синонимов; грамматические ошибки в использовании глаголов разного времени, подбор глаголов одного времени, напр. пр.вр.; нелогичность рассказа, проследить за глаголами действия, контроль их последовательности, и  т.д.)       Выполнение такого задания позволит вам избежать ошибок в вашей дальнейшей творческой работе. 1 Текст (оригинал) В пять утра третий вагон поезда Владивосток–Новосибирск мирно спал. А в одном купе уже развернулись настоящие боевые действия. Когда состав подходил к станции Зима, один из пассажиров разбудил троих соседей и объявил,   что   взял   их   в   заложники.   Для   убедительности   погрозил отвёрткой.   40­летний   иркутянин­попутчик   попытался   было сопротивляться, но захватчик ткнул его отверткой. Остальные тут же притихли. А террорист тем временем выдвинул свои требования. 1 Текст для корректирования В пять утра третий вагон поезда Владивосток–Новосибирск мирно спал. А в одном купе уже развернулись настоящие боевые действия. Когда   купе подходило     к   станции   Зима,   один   из   пассажиров   разбудил   троих пассажиров и объявил, что возьмет  их в заложники. Для убедительности этот   пассажир   погрозил   отвёрткой.   40­летний   иркутянин­попутчик попытался   было   сопротивляться,   но  попутчик  ткнул   его   отверткой. Остальные  попутчики  тут же  притихнули.  А террорист тем временем выдвигал  2   свои   требования.   Текст   (оригинал)Через   закрытую   дверь   он   прокричал,   что   хочет   передать   нечто важное для ФСБ. Чекистов в поезде не оказалось, но на станции Зима состав   поджидали   сотрудники   линейного   отдела   милиции.   Из   вагона эвакуировали   сонных   пассажиров.   С   захватчиком   в   течение   двадцати минут пытались вести переговоры. Но мужчина вёл себя неадекватно. Нервничал,   угрожал.   Оперативники   стали   опасаться   за   жизнь заложников.   И   тогда   старший   наряда   сопровождения   –   прапорщик милиции – открыл огонь. От полученного ранения террорист скончался на месте.         2 Текст для корректирования Через закрытую дверь пассажир   прокричал, что хочет передать нечто важное для ФСБ. Чекистов в поезде не оказалось, но на станции Зима состав  поджидают    сотрудники   линейного   отдела   милиции.   Из   вагона выгрузили сонных пассажиров. С пассажиром в течение двадцати минут переговаривали переговоры. Но мужчина вёл себя  адекватно. Нервничал, угрожал. Оперативники стали опасаться за жизнь заложников. И тогда старший наряда сопровождения – прапорщик милиции – открыл огонь. От полученного ранения террорист скончался на месте.        ( обучающиеся  работают  по парам  ­ раздаточный материал). Учитель.  ­ Какие мысли возникли у вас, когда вы прочитали данный текст? (Человек может попасть в трудную ситуацию в любой момент, он должен знать, как себя вести, чтоб сохранить жизнь себе и окружающим) ­ Каковы правила поведения людей, если они оказались заложниками?(• основное правило – не допускайте действия, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам; •   переносите   лишения,   оскорбления   и   унижения.   Не   смотрите   в   глаза преступникам, не ведите себя вызывающе; • при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им,  не   рискуйте   жизнью   окружающих   и  своей   собственной.  Старайтесь   не допускать истерик и паники; • на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение; •   если   Вы   ранены,   постарайтесь   не   двигаться,   этим   Вы   сократите   потерю крови. Помните – Ваша цель остаться в живых. Будьте   внимательны,   постарайтесь   запомнить   приметы   преступников, отличительные  черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д. Помните, что получив сообщение о Вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать   и   предпримут   все   необходимые   действия   по   Вашему освобождению. Во   время   проведения   спецслужбами   операции   по   Вашему   освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования: • лежите по полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь; • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника; • если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон. Учитель. Молодцы, эти простые правила помогут в случае необходимости сохранить самое дорогое, что есть у человека,  – его жизнь.­   А   теперь   назовите   ключевые   слова   из   данного   текста   (поезд,   вагон, пассажиры, террорист, захватчик, заложники, милиция) ­   Какие   глаголы   преобладают?   (разбудил,   объявил,   пригрозил,   попытался сопротивляться,   ткнул,   притихли,   выдвинул,   прокричал,   эвакуировали, угрожал, выстрелил, скончался)  Итак, если правильно подобрать ключевые слова и глаголы, то основа рассказа уже есть. Орфографическая минутка.  Запишите слова, объясните их написание. Пассажир,   террорист,   развернулись,   разбудил,   притихли,   погрозил, неадекватно, сопровождения, опасаться. (Орфограммы:    ­   написание   удвоенных   согласных,   правописание   приставок   на   З   –   с, правописание приставок  пре – и при ­ , не с наречиями, тся и ться в глаголах, правописание проверяемой гласной в корне). Учитель.   Отлично.  Мы вспомнили правила написания слов, и , я надеюсь, ваши работы будут грамотными. А теперь оцените свою работу на данном этапе уроке и отразите её в листе самоконтроля. Если вы нашли все ошибки, вспомнили все правила, поставьте себе «5», если были неточности, неполные ответы – «4», если более половины ошибок вы нашли – «3». Если   не знали ответа, то поставьте себе «2». ОБОБЩЕНИЕ   УСВОЕННОГО   И   ВКЛЮЧЕНИЕ   ЕГО   В   СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУДУчитель.   Мы   вспомнили   все,   что   нам   понадобится   для   нашей дальнейшей успешной работы.   А   знаете   ли   вы,   что   такое   комикс?   (Комикс   ­ (от англ. comic — смешной) — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе   черты   таких   видов   искусства,   как литература и изобразительное искусство) Учитель. Какие известные фильмы были сняты по комиксам? («Маска», «Бетмен»,   «Люди   ИКС»,   «Железный   человек»,   «Человек   –   паук», «Семейка Адамс»).     ­      Мы с вами будем учиться создавать комиксы. А авторы лучших историй не только получат хорошие отметки, их истории мы оформим и выложим   в   интернет.  Как   знать,  может,   среди   вас     находится   будущий известный сценарист. ­ Во основе комикса всегда лежит история. Чтобы ваша история была занимательной и яркой, какой необходимо выбрать стиль повествования? (художественный) ­   Каковы   особенности   этого   стиля?   (образность,   эмоциональность, использование   художественно   –   изобразительных   средств   (эпитетов, метафор, сравнений и др.) При   работе   над   рассказом   не   забывайте   использовать диалогическую речь, различные средства выразительности. Пунктуационная минутка. Учитель.  Давайте   вспомним   что   такое   диалог,     правила   оформления диалога   (Диалог   –   это   речь   двух   людей.   Каждая   реплика   пишется   с большой   буквы,   перед   репликой   ставится   тире,   если   прямая   речь сопровождается словами автора, то отделяется запятой и тире). 6. Творческая работа  в группах. 1. Рассмотрите рисунок. Что изображено на нём?Изображена   ли   на   картинке   экспозиция   рассказа?   Можем   ли   мы представить, что было в начале повествования?         2. Что изображено на 1 рисунке?  Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида героя. Запишите основные глаголы­ строители текста. Перечислите глаголы последовательности действий героя 1. Получилось ли у героя рассказа реализовать свою идею? Какие эмоции мы видим на лице героев? Почему? 2. По полученному плану, опираясь на ключевые слова и глаголы­ помощники, составьте рассказ.     Ребята разделяются на группы по 4 человека и перед каждым членом группы ставится задача составить текст по 1 пункту плана (1 абзац этой истории), после чего в коллективном обсуждении 4 абзаца соединяются ребятами в единый текст.   3. Озаглавьте   свой   текст.   Перепишите   получившуюся   историю   в тетрадь. (Переписывает капитан группы в свою тетрадь) Учитель.  А   теперь   оцените   свою   работу   на   данном   этапе   уроке.   Пусть руководитель группы оценит вашу работу, вы сами оцените свою работу на этом этапе. Подведите общий итог своей работы на уроке – выставьте себе отметку.     Для того, чтобы оценить работу каждого на уроке ( по теме) и в группе, раздать учащимся карточки, на которых нужно ответить на 3 вопроса: 1) Были ли трудности? Какие? 2) Поставь   оценку   каждому   члену   группы   (причем   выставлять можно только баллы 1,2, 3 в зависимости от активности участия ребят.   Двух   одинаковых   оценок   быть   не   должно.   Например: Маша­1б., Петя ­3б., Света­2б.)3) Поставить оценку за работу себе по 5­балльной системе.   РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 Рефлексия  «Закончи предложение» ­  Сегодня на уроке я понял…? ­ Мне сегодня было трудно…  ­ Из сегодняшнего урока я сделал вывод…?  ­ Полученные навыки я смогу использовать…? КОНТРОЛЬ   ЗА   ПРОЦЕССОМ   И   РЕЗУЛЬТАТОМ   УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  8.Домашнее задание. Закончить комикс – выбрать лучший рассказ, оформить его, можно дополнить историю своими картинками. Пояснение. За   работу   каждому   ученику   выставляется   оценка,   которая   складывается   из нескольких пунктов 1) Орфографическая,   грамматическая   и   речевая   правильность   написания своего абзаца, отсутствие ошибок в своей тетради. 2) Оценка   учащегося   другими   членами   группы.   (Если,   например,   ученик получил   много   низких   или   высоких   оценок   от   своей   группы,   это показывает активность его участия в команде, обсуждения и пр.) 3) Самооценка ученика. (Хотя многие ученики могут намеренно завышать оценку своих действий в команде, надеясь на отличную оценку учителя.) На след. уроке можно озвучить общую отметку получившегося текста. Можно сопоставить  оценки «5/5», «3/4» и результаты каждого члена команды.

Посмотрите также