Урок развития речи «Словари»(6 класс)
Оценка 4.8

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
06.02.2017
Урок развития речи «Словари»(6 класс)
Презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
словари 6 класс.docx
МБОУ Апачинская СОШ № 7 Разработка урока по русскому языку 6 класс. Урок развития речи «Словари».                                           Подготовила:  учитель русского языка                                                      Толстова Маргарита Евгеньевна 2014­2015 учебный год Конспект   урока   по   русскому   языку   6   класс   «Словари». Учитель: Толстова М.Е. Тема урока:   Словари. Тип урока:      урок развития речи. Цели урока: Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике                                ( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,                                  исконно русские и иноязычные слова); познакомить с                                 видами словарей, с особенностями строительства                                  словарной статьи; совершенствовать навыки работы                                со словарями, другой справочной литературой. Развивающая:       развитие познавательного интереса, коммуникативных                                 навыков; развитие умения слушания и распределения                                 внимания во время слушания. Воспитательная:   воспитывать интерес к книге, к слову. Оборудование:     выставка словарей, рисунки учащихся. Эпиграф:               «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»                                                                                                            А. Франс Ход урока: I. Организационный момент.        1 минуты.     * Приветствие учащихся.     * Подготовка готовности учащихся к уроку.     * Постановка цели урока. II. Игра «Дежурная буква».           3 минуты В течение 2 минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.). Побеждает тот, кто сумеет  записать большее количество слов. Победителю вручается жетон. III. Беседа с классом.                     5 минут 1. Слово учителя. Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом  прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц. ­ Прочитаем эпиграф, записанный на доске. 2. Заранее подготовленный ученик читает высказывание К.Паустовского.    Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать  русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и  шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей –  сложных и простых, ­ для которых не нашлось бы в нашем языке точного  выражения. 3.  Беседа. ­ Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет  К.Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке? ­ Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть  энциклопедические и языковые.  Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей  («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия»,  «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).  В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.  А мы сегодня поговорим об языковых словарях. ­ Какие словари русского языка вам известны? ­ К каким словаря мы обращаемся чаще всего? ­ В каких случаях словари приходят вам на помощь? * Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того,  умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены  словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. ­ Работа с учебником. ­ Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. *Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со  слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной  форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические  характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи. IV. Знакомство со словарями.         5 минуты. В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о  начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь. Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала  меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня  побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню.  Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки». Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я  съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром». Толковый словарь. « В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в  комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон,  фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою  эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон –  спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы;  фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур». Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу:  думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить  мозгами». V. Конкурс рисунков.           3 минуты Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно  решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами берут себе по одной обложке и тем самым определят  победителя конкурса. (Выдается жетон).  VI. Физкультминутка.          2 минуты Ведущий – учитель. ­ Повторяйте за мной слова: Мы много узнали, Мы очень устали. ­ А теперь – движения:  Покачались, покружились, Потянулись, распрямились. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, И в учебник посмотрите. VII. Работа «словарей» с классом.   16 минут ­ Я – словарь иностранных слов: я имею 20 000 слов. При чтении журналов,  газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из  других языков мира. В словаре можно получить справку о значении  незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет  несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только  перечислить иноязычные слова, но и определить, из какого языка они пришли  в русский.  Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность  разглядеть свою одежду: костюм, жилет, туфли и т.п. Задание № 1:   А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом: 1) Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад). 2) Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как  депутата. (Мандат). 3) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир). Задание № 2.  Работа в группах. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов,  которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого  языков. Дайте лексическое толкование этих слов. Запишите 3­4 словарные статьи в  тетрадь.  Работа «словарей» с классом. ­ Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в  котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа:  бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны  толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их  употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я  интересен для людей любых профессий. А теперь попрошу выполнить мои  задания. Задание № 1.  Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …  ­ кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит). ­ чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться). ­ человек, который пришел не вовремя? (Нелегкая принесла.) ­ о том, что кто­то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком­то  отношении? (В подметки не годится.) Задание № 2.  Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям: 1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо. 2) Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть, со всех ног. (С гулькин нос, раз­два и обчелся, сломя голову, раз­два и готово). Задание № 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей  человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос). Работа в группах. Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять  голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую… Ноги: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами,  одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять… Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не  моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу… Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, держать нос по ветру, не  показывать носа…  ­ Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и  самобытной! Работа «словарей» с классом. ­ Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал  Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол.  Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть  еще и другие  значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание. Задание № 1.  Объясните значение слова стол в каждом предложении. 1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь. 2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. 3) Анна Ивановна работает в адресном столе. 4) В санатории нам определили пятый стол. Задание № 2. Объясните значение слова голова в каждом предложении. 1) Колхоз продал государству сто голов скота. 2) Вдали показалась голова пехотной колонны. 3) Он в неравном бою сложил свою голову. 4) От бессонницы у него разболелась голова. Работа «словарей» с классом. ­ Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают  возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и  того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.  Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».  А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150  различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе  «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить,  промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.    Теперь попрошу выполнить мои задания. Задание № 1. К слову «победить» в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете  вы? Задание № 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря. Задание № 3. Индивидуальное задание. Редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по  развитию речи. Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием. VIII. Сообщение домашнего задания.        2 минуты     К.Паустовский писал: « Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского  языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих  словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разряды слова:  «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных. * Составьте словарики «лесных», «полевых», «снежных» слов (по выбору  учащихся). IX. Подведение итогов урока, выставление оценок.            2 минуты    ­ Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?    ­ Какие из выполненных на уроке заданий показались интересными, а какие  вызвали затруднения? X. Рефлексия.                                                                              1 минута

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)

Урок развития речи «Словари»(6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017