Урок развития речи «Словари»(6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала словари 6 класс.docx
МБОУ Апачинская СОШ № 7 Разработка урока по русскому языку 6 класс. Урок развития речи «Словари».                                           Подготовила:  учитель русского языка                                                      Толстова Маргарита Евгеньевна2014­2015 учебный год Конспект   урока   по   русскому   языку   6   класс   «Словари». Учитель: Толстова М.Е. Тема урока:   Словари. Тип урока:      урок развития речи. Цели урока: Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике                                ( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,                                  исконно русские и иноязычные слова); познакомить с                                 видами словарей, с особенностями строительства                                  словарной статьи; совершенствовать навыки работы                                со словарями, другой справочной литературой. Развивающая:       развитие познавательного интереса, коммуникативных                                 навыков; развитие умения слушания и распределения                                 внимания во время слушания. Воспитательная:   воспитывать интерес к книге, к слову. Оборудование:     выставка словарей, рисунки учащихся. Эпиграф:               «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»                                                                                                            А. Франс Ход урока: I. Организационный момент.        1 минуты.     * Приветствие учащихся.     * Подготовка готовности учащихся к уроку.     * Постановка цели урока. II. Игра «Дежурная буква».           3 минуты В течение 2 минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.). Побеждает тот, кто сумеет  записать большее количество слов. Победителю вручается жетон. III. Беседа с классом.                     5 минут 1. Слово учителя. Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом  прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц. ­ Прочитаем эпиграф, записанный на доске. 2. Заранее подготовленный ученик читает высказывание К.Паустовского.    Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать  русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света,шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и  шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей –  сложных и простых, ­ для которых не нашлось бы в нашем языке точного  выражения. 3.  Беседа. ­ Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет  К.Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке? ­ Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть  энциклопедические и языковые.  Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей  («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия»,  «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).  В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.  А мы сегодня поговорим об языковых словарях. ­ Какие словари русского языка вам известны? ­ К каким словаря мы обращаемся чаще всего? ­ В каких случаях словари приходят вам на помощь? * Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того,  умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены  словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. ­ Работа с учебником. ­ Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. *Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со  слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной  форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические  характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи. IV. Знакомство со словарями.         5 минуты. В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о  начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь. Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала  меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня  побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню.  Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки». Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я  съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром». Толковый словарь. « В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в  комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон,  фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою  эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор поизвилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон –  спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы;  фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур». Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу:  думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить  мозгами». V. Конкурс рисунков.           3 минуты Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно  решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами берут себе по одной обложке и тем самым определят  победителя конкурса. (Выдается жетон).  VI. Физкультминутка.          2 минуты Ведущий – учитель. ­ Повторяйте за мной слова: Мы много узнали, Мы очень устали. ­ А теперь – движения:  Покачались, покружились, Потянулись, распрямились. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, И в учебник посмотрите. VII. Работа «словарей» с классом.   16 минут ­ Я – словарь иностранных слов: я имею 20 000 слов. При чтении журналов,  газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из  других языков мира. В словаре можно получить справку о значении  незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет  несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только  перечислить иноязычные слова, но и определить, из какого языка они пришли  в русский.  Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность  разглядеть свою одежду: костюм, жилет, туфли и т.п.Задание № 1:   А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом: 1) Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад). 2) Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как  депутата. (Мандат). 3) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир). Задание № 2.  Работа в группах. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов,  которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого  языков. Дайте лексическое толкование этих слов. Запишите 3­4 словарные статьи в  тетрадь.  Работа «словарей» с классом. ­ Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в  котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа:  бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны  толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их  употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я  интересен для людей любых профессий. А теперь попрошу выполнить мои  задания. Задание № 1.  Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …  ­ кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит). ­ чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться). ­ человек, который пришел не вовремя? (Нелегкая принесла.) ­ о том, что кто­то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком­то  отношении? (В подметки не годится.) Задание № 2.  Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям: 1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо. 2) Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть, со всех ног. (С гулькин нос, раз­два и обчелся, сломя голову, раз­два и готово). Задание № 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей  человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос). Работа в группах. Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять  голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…Ноги: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами,  одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять… Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не  моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу… Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, держать нос по ветру, не  показывать носа…  ­ Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и  самобытной! Работа «словарей» с классом. ­ Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал  Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол.  Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть  еще и другие  значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание. Задание № 1.  Объясните значение слова стол в каждом предложении. 1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь. 2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. 3) Анна Ивановна работает в адресном столе. 4) В санатории нам определили пятый стол. Задание № 2. Объясните значение слова голова в каждом предложении. 1) Колхоз продал государству сто голов скота. 2) Вдали показалась голова пехотной колонны. 3) Он в неравном бою сложил свою голову. 4) От бессонницы у него разболелась голова. Работа «словарей» с классом. ­ Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают  возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и  того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.  Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».  А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150  различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе  «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить,  промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.    Теперь попрошу выполнить мои задания. Задание № 1.К слову «победить» в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете  вы? Задание № 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря. Задание № 3. Индивидуальное задание. Редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по  развитию речи. Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием. VIII. Сообщение домашнего задания.        2 минуты     К.Паустовский писал: « Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского  языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих  словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разряды слова:  «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных. * Составьте словарики «лесных», «полевых», «снежных» слов (по выбору  учащихся). IX. Подведение итогов урока, выставление оценок.            2 минуты    ­ Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?    ­ Какие из выполненных на уроке заданий показались интересными, а какие  вызвали затруднения? X. Рефлексия.                                                                              1 минута

Посмотрите также