Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"
Оценка 4.7

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
11.11.2018
Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"
Урок в 6 классе, в центре которого слово "радость". Активное использование словарей: толкового словаря Ожегова и Даля, словаря антонимов, эпитетов. Разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная. Используются методы анализа, сравнения, обобщения. Урок заканчивается творческой работой "И рождается в душе радость".разработка урока
Слово радость..docx
1. Предмет: русский язык. 2. Класс:  5 3. Тема урока: «Слово тебе сотворит добро…» 4. Цель урока: развитие ассоциативного и творческого мышления учащихся  посредством работы с разными видами словарей. 5. Задачи урока:  способствовать обогащению словарного запаса учащихся посредством работы  со словарями; формировать способности к анализу, сравнению  и оценке языковых явлений; развивать навыки написания творческой работы по заданной модели; воспитывать отношение к языку как явлению русской культуры. 6. Планируемые образовательные результаты:  учащиеся узнают о неисчерпаемых богатствах слова «радость»; научатся сравнивать, анализировать, работая с различными видами словарей; смогут создать сочинение – миниатюру в соответствии с темой и  поставленными целями; усовершенствуют коммуникативные умения:  изложение своих мыслей в  устной и письменной форме, соблюдение норм построения текста 7. Содержание урока: Этап урока 1. Вводный  (организационно­ мотивационный)  этап Содержание и виды деятельности учащихся  ­ Здравствуйте! Каждый урок начинаем со слова  «здравствуйте»… Как вам кажется, почему? Что таит в   себе это слово? ­ Мы уже не раз убеждались, что привычные слова – это  не просто механизм общения: в них глубокий смысл,  существующий с незапамятных времен. Замечательно об  этом пишет поэт С. Островой. Давайте послушаем. Индивидуальное задание. Чтение стихотворения С.  Островова «Первородство» Формулировка темы урока ­ Какой строчкой из стихотворения можно назвать наш  урок?  (…слово тебе сотворит добро).  ­Наверное, труднее всего проникнуть в суть слов,  имеющих отношение к нашей душе. Что такое печаль,  восторг, совесть… И мы поговорим сегодня о светлом и 2. Основной  (информационно ­аналитический)  этап трепетном слове «радость». Чтобы проникнуть в суть  слова, обращаться мы будем к разным источникам.  Каким? ­ С чего начинается знакомство со словом? Как вы  понимаете слово радость?  1. Работа со словарями: а) Коллективная работа. Учащиеся самостоятельно  находят слово «радость» в словарях. Записывают  предложение на основе словарной статьи: Радость – веселое чувство, ощущение большого  душевного удовлетворения. Объясняют пунктуацию и орфографию ­ Согласитесь, словарная статья не вмещает всю гамму  чувств, которую мы испытываем при слове радость.  Поэтому мы обратимся к другим словарям б) индивидуальная работа:  сообщение о В.И. Дале (Русский язык. Теория. стр.88) выписать значение слова из словаря В.И.Даля: Радость – веселье, услада, наслаждение, утеха,  внутреннее чувство удовольствия. в) Работа в парах ­ Найдите и запишите устаревшие слова.   ­ Как вы понимаете устаревшие слова? Как связаны они  с Радостью? Дают развернуты ответы ­ рассуждения г) Индивидуально. Выписать из словаря С.И. Ожегова слово «веселье» ­ Вы заметили, что в школьных словарях в качестве  синонима предлагается слово веселье. Сравнение  синонимов поможет нам глубже проникнуть в суть слова. (Слайд 5)  Веселье – беззаботно­радостное настроение,  оживленное, радостное времяпрепровождение. ­ Сравните словарные статьи «радость» и «веселье», что  различного? Сравнивают словарные статьи (Веселье – настроение, радость – чувство). 2. Сочетаемость слов: (Слайд 6, 7)   ­ Поможет понять оттенки смысла сочетаемость слов: ­ С какими из предложенных слов может сочетаться  радость, а с какими удовольствие? дарить ­ доставлять ­ А теперь давайте подумаем, что из предметов и  явлений окружающего нас мира может дарить радость, а что доставляет удовольствие: подарки, фильмы, игры цветы, облака, росинки ­ Язык, занимая позицию высшей нравственности, не  позволяет нам относиться к природе как к источнику  удовольствия. Он учит нас, что мир создан для всеобщей радости. Учащиеся составляют и  записывают предложение  со словом Радость ­ Какое выразительное средство языка используется у  нас в предложении? (олицетворение) ­ Удовольствие – что­то механическое, вещественное, а  радость живая, оживляющая все вокруг. 3. Работа с однокоренными словами. ­ Многое о слове могут рассказать его родственники.  Какие слова мы называем родственниками? Назовите родственные слова разных частей речи. ­ Расширит наши знания вновь словарь Даля. Индивидуально. Сообщение: (Слайд 8)  В 4­х томном словаре Владимира Ивановича  Даля представлено  55 родственных слов. Среди них  радушие, радливый, радить. Групповая работа – дать свое определение словам. ­ Как вам кажется, что они обозначают? Учащиеся дают развернутые ответы. Затем проверяем по  словарю. радушие – душевная готовность служить другим, делать добро; радливый – охотно дающий дельные советы, раду и помощь; радить – давать добрый совет, помогать советом; (Слайд 9) ­ А еще в словаре предлагается слово радуга. Как вам  кажется, что дало основания считать эти слова однокоренными? ­ Однокоренные слова помогают нам проникнуть в суть слова:  радость можно испытывать, когда даришь добро другим,  заботишься со всей душой о близких, когда видишь в небе  радугу.   4. Работа со словарем антонимов М.Р.Львова: ­ Слова с противоположным значением тоже могут многое  рассказать о слове. Как они называются? Предложите антонимы. (Слайд 10) Индивидуальное задание. Сообщения учащихся:  антонимы к слову «радость» ­ Как вам кажется, почему так много антонимов? Радость — горе Радость — горесть Радость — грусть Радость — огорчение Радость — печаль Радость — скорбь ­ Попробуем сравнить с антонимами к слову «веселье»: Веселье ­ грусть Веселье ­ печаль Веселье ­ скука Веселье – тоска ­ Поговорим о роли несовпадений: веселье – скука, радость — скорбь, горесть скука – чувство душевного томления, уныния, тоски от  безделья или отсутствия интереса к окружающему; скорбь – глубокая печаль, горесть, душевное страдание, горесть – тяжелое чувство, вызываемое бедой  несчастьем. ­ Случайны ли несовпадения? Они помогают нам глубже  проникнуть в смысл слова. 5.Работа со словарем эпитетов К.С.Горбачевича и  Е.П.Хабло. ­ Мы уже убедились в многогранности слова, но словарь  эпитетов расширит наши представления: (Слайд 11)  РАДОСТЬ ­ беспричинная, бурная, вешняя,  лучистая (поэт), светлая, святая (устар.), теплая, тихая,  трепетная, чистая, ясная.  Физминутка. 6. Стилистические пометы. Работа с текстом  молитвы к  Пресвятой Богородице «Нечаянная   Радость»: ­ Обратите внимание на стилистические пометы.  Устаревший эпитет – святая. Попробуем воскресить  радость в этом значении. Предлагаю вам вдуматься в  суть молитвы к Пресвятой Богородице ради  чудотворного ее образа «Нечаянная  Радость»: (Слайд 12) … дарует нечаянную радость каждому по  потребе: грешникам, погрязшим во глубине зол и  страстей, ­ вразумление, покаяние и спасение; сущим в  скорбях и печалях – утешение; малодушным и  ненадежным – надежду и терпение; бедствующим –  милосердие; больным – нечаемое исцеление и  укрепление… ­ Какие же понятия вмещала в себя святая радость? 7.  Творческая работа. ­  Мы уже достаточно узнали о слове, чтобы поделиться  радостью друг с другом. Вспомните моменты, когда в  душе рождалась радость, напишите об этом. Ваше  сочинение должно закончиться: «И рождается в душе … (какая?) радость. О какой радости вам хочется  написать? Сейчас звучит музыка Шостаковича «Душа  бесподобная». Какие  эпитеты подойдут к звучащей  музыке?  (лучистая, светлая, теплая, тихая, чистая, ясная) Учащиеся пишут сочинение, которое  должно  закончиться: «И рождается в душе …(какая?) радость.  (звучит музыка Шостаковича «Душа бесподобная») 3.  Заключительный (оценочно­ рефлексивный)  этап  Проверка ­ чтение сочинений. Комментарий. ­ Ваши сочинения говорят о том, что вы смогли понять  смысл слова: что может дарить радость, когда  рождается радость.   • Что нового мы узнали? Что особенно понравилось,  запомнилось? • За что я могу себя похвалить? одноклассников? Но урок наш назывался «Слово тебе сотворит добро».  Какое добро сотворило слово?

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018