Урок развития речи "Слово тебе сотворит добро"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок в 6 классе, в центре которого слово "радость". Активное использование словарей: толкового словаря Ожегова и Даля, словаря антонимов, эпитетов. Разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная. Используются методы анализа, сравнения, обобщения. Урок заканчивается творческой работой "И рождается в душе радость".разработка урока
Иконка файла материала Слово радость..docx
1. Предмет: русский язык. 2. Класс:  5 3. Тема урока: «Слово тебе сотворит добро…» 4. Цель урока: развитие ассоциативного и творческого мышления учащихся  посредством работы с разными видами словарей. 5. Задачи урока:  способствовать обогащению словарного запаса учащихся посредством работы  со словарями; формировать способности к анализу, сравнению  и оценке языковых явлений; развивать навыки написания творческой работы по заданной модели; воспитывать отношение к языку как явлению русской культуры. 6. Планируемые образовательные результаты:  учащиеся узнают о неисчерпаемых богатствах слова «радость»; научатся сравнивать, анализировать, работая с различными видами словарей; смогут создать сочинение – миниатюру в соответствии с темой и  поставленными целями; усовершенствуют коммуникативные умения:  изложение своих мыслей в  устной и письменной форме, соблюдение норм построения текста 7. Содержание урока: Этап урока 1. Вводный  (организационно­ мотивационный)  этап Содержание и виды деятельности учащихся  ­ Здравствуйте! Каждый урок начинаем со слова  «здравствуйте»… Как вам кажется, почему? Что таит в   себе это слово? ­ Мы уже не раз убеждались, что привычные слова – это  не просто механизм общения: в них глубокий смысл,  существующий с незапамятных времен. Замечательно об  этом пишет поэт С. Островой. Давайте послушаем. Индивидуальное задание. Чтение стихотворения С.  Островова «Первородство» Формулировка темы урока ­ Какой строчкой из стихотворения можно назвать наш  урок?  (…слово тебе сотворит добро).  ­Наверное, труднее всего проникнуть в суть слов,  имеющих отношение к нашей душе. Что такое печаль,  восторг, совесть… И мы поговорим сегодня о светлом и2. Основной  (информационно ­аналитический)  этап трепетном слове «радость». Чтобы проникнуть в суть  слова, обращаться мы будем к разным источникам.  Каким? ­ С чего начинается знакомство со словом? Как вы  понимаете слово радость?  1. Работа со словарями: а) Коллективная работа. Учащиеся самостоятельно  находят слово «радость» в словарях. Записывают  предложение на основе словарной статьи: Радость – веселое чувство, ощущение большого  душевного удовлетворения. Объясняют пунктуацию и орфографию ­ Согласитесь, словарная статья не вмещает всю гамму  чувств, которую мы испытываем при слове радость.  Поэтому мы обратимся к другим словарям б) индивидуальная работа:  сообщение о В.И. Дале (Русский язык. Теория. стр.88) выписать значение слова из словаря В.И.Даля: Радость – веселье, услада, наслаждение, утеха,  внутреннее чувство удовольствия. в) Работа в парах ­ Найдите и запишите устаревшие слова.   ­ Как вы понимаете устаревшие слова? Как связаны они  с Радостью? Дают развернуты ответы ­ рассуждения г) Индивидуально. Выписать из словаря С.И. Ожегова слово «веселье» ­ Вы заметили, что в школьных словарях в качестве  синонима предлагается слово веселье. Сравнение  синонимов поможет нам глубже проникнуть в сутьслова. (Слайд 5)  Веселье – беззаботно­радостное настроение,  оживленное, радостное времяпрепровождение. ­ Сравните словарные статьи «радость» и «веселье», что  различного? Сравнивают словарные статьи (Веселье – настроение, радость – чувство). 2. Сочетаемость слов: (Слайд 6, 7)   ­ Поможет понять оттенки смысла сочетаемость слов: ­ С какими из предложенных слов может сочетаться  радость, а с какими удовольствие? дарить ­ доставлять ­ А теперь давайте подумаем, что из предметов и  явлений окружающего нас мира может дарить радость, а что доставляет удовольствие: подарки, фильмы, игры цветы, облака, росинки ­ Язык, занимая позицию высшей нравственности, не  позволяет нам относиться к природе как к источнику  удовольствия. Он учит нас, что мир создан для всеобщей радости. Учащиеся составляют и  записывают предложение  со словом Радость ­ Какое выразительное средство языка используется у  нас в предложении? (олицетворение) ­ Удовольствие – что­то механическое, вещественное, а  радость живая, оживляющая все вокруг. 3. Работа с однокоренными словами. ­ Многое о слове могут рассказать его родственники.  Какие слова мы называем родственниками? Назовитеродственные слова разных частей речи. ­ Расширит наши знания вновь словарь Даля. Индивидуально. Сообщение: (Слайд 8)  В 4­х томном словаре Владимира Ивановича  Даля представлено  55 родственных слов. Среди них  радушие, радливый, радить. Групповая работа – дать свое определение словам. ­ Как вам кажется, что они обозначают? Учащиеся дают развернутые ответы. Затем проверяем по  словарю. радушие – душевная готовность служить другим, делать добро; радливый – охотно дающий дельные советы, раду и помощь; радить – давать добрый совет, помогать советом; (Слайд 9) ­ А еще в словаре предлагается слово радуга. Как вам  кажется, что дало основания считать эти слова однокоренными? ­ Однокоренные слова помогают нам проникнуть в суть слова:  радость можно испытывать, когда даришь добро другим,  заботишься со всей душой о близких, когда видишь в небе  радугу.   4. Работа со словарем антонимов М.Р.Львова: ­ Слова с противоположным значением тоже могут многое  рассказать о слове. Как они называются? Предложите антонимы. (Слайд 10) Индивидуальное задание. Сообщения учащихся:  антонимы к слову «радость» ­ Как вам кажется, почему так много антонимов? Радость — горе Радость — горесть Радость — грусть Радость — огорчение Радость — печаль Радость — скорбь­ Попробуем сравнить с антонимами к слову «веселье»: Веселье ­ грусть Веселье ­ печаль Веселье ­ скука Веселье – тоска ­ Поговорим о роли несовпадений: веселье – скука, радость — скорбь, горесть скука – чувство душевного томления, уныния, тоски от  безделья или отсутствия интереса к окружающему; скорбь – глубокая печаль, горесть, душевное страдание, горесть – тяжелое чувство, вызываемое бедой  несчастьем. ­ Случайны ли несовпадения? Они помогают нам глубже  проникнуть в смысл слова. 5.Работа со словарем эпитетов К.С.Горбачевича и  Е.П.Хабло. ­ Мы уже убедились в многогранности слова, но словарь  эпитетов расширит наши представления: (Слайд 11)  РАДОСТЬ ­ беспричинная, бурная, вешняя,  лучистая (поэт), светлая, святая (устар.), теплая, тихая,  трепетная, чистая, ясная.  Физминутка. 6. Стилистические пометы. Работа с текстом  молитвы к  Пресвятой Богородице «Нечаянная   Радость»: ­ Обратите внимание на стилистические пометы.  Устаревший эпитет – святая. Попробуем воскресить  радость в этом значении. Предлагаю вам вдуматься в  суть молитвы к Пресвятой Богородице ради  чудотворного ее образа «Нечаянная  Радость»:(Слайд 12) … дарует нечаянную радость каждому по  потребе: грешникам, погрязшим во глубине зол и  страстей, ­ вразумление, покаяние и спасение; сущим в  скорбях и печалях – утешение; малодушным и  ненадежным – надежду и терпение; бедствующим –  милосердие; больным – нечаемое исцеление и  укрепление… ­ Какие же понятия вмещала в себя святая радость? 7.  Творческая работа. ­  Мы уже достаточно узнали о слове, чтобы поделиться  радостью друг с другом. Вспомните моменты, когда в  душе рождалась радость, напишите об этом. Ваше  сочинение должно закончиться: «И рождается в душе … (какая?) радость. О какой радости вам хочется  написать? Сейчас звучит музыка Шостаковича «Душа  бесподобная». Какие  эпитеты подойдут к звучащей  музыке?  (лучистая, светлая, теплая, тихая, чистая, ясная) Учащиеся пишут сочинение, которое  должно  закончиться: «И рождается в душе …(какая?) радость.  (звучит музыка Шостаковича «Душа бесподобная») 3.  Заключительный (оценочно­ рефлексивный)  этап  Проверка ­ чтение сочинений. Комментарий. ­ Ваши сочинения говорят о том, что вы смогли понять  смысл слова: что может дарить радость, когда  рождается радость.   • Что нового мы узнали? Что особенно понравилось,  запомнилось? • За что я могу себя похвалить? одноклассников? Но урок наш назывался «Слово тебе сотворит добро».  Какое добро сотворило слово?