Урок развития речи в 6-м классе.
«Сочинение-описание предметов (цветов)»
Цели:
Ø Обучение написанию сочинения-описания.
Ø Обогащение словаря обучающихся лексикой определенных тематических групп.
Ø Способствование овладению синонимическими средствами языка.
Ø Обучение умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств.
Ø Воспитание любви и бережного отношение к природе, к малой родине; внимательного отношения к людям.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок развития речи.
Технология: на традиционной основе с использованием ИКТ.
Оборудование:
§ Интерактивный комплекс;
§ выставка фотографий «Цветы – что дети: уход любят»;
§ выставка книг «Всё о цветах»;
§ раздаточный материал;
§ памятки;
§ музыкальная композиция П.И. Чайковского «Вальс цветов», сопровождаемая презентацией Power Point.
Красота обладает силой и даром вносить мир в сердце.
М. Сервантес
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение о целях и задачах урока (Слайд №2). Психологическая подготовка к восприятию темы. Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке.
- Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, темно, холодно…)
- А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какие чувства вами овладевают, какое настроение появляется?
- А сейчас вернемся в наш уютный, теплый, светлый кабинет русского языка и литературы. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение?
- Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в написании сегодняшней творческой работы. Итак, у нас урок развития речи.
- Что мы делаем на таких уроках? (Развиваем речь.) Что значит развивать речь? (Ответы детей.)
- Вы, наверное, догадались, что наш урок будет необычным, очень интересным, ярким, а главное, полезным (глядя на оформление класса). Мы вновь развиваем речь, учимся делать ее образной, выразительной, богатой, яркой и красивой. Но сегодня мы не просто развиваем ее, а будем работать над отдельными элементами, над одним из типов речи. Каким? Вспомним типы речи.
- Когда мы о чем-то повествуем, рассказываем, на какой вопрос отвечает наш текст? Какой это тип речи?
- А когда мы отвечаем текстом на вопрос «почему?», какой тип речи представлен нам?
- А если текст отвечает на вопрос «какой?» и в нем говорится о признаках какоголибо предмета, как называется такой тип речи?
- Молодцы, ребята. Наверное, вы сами сможете определить, чем мы займемся на уроке, о чем будем говорить. Итак, определим задачи урока (будем учиться описывать предмет, в данном случае – цветы).
- Запишем в тетради дату и тему урока.
3. Введение в тему. Беседа.
- Итак, цветы. А цветы – это, прежде всего, красота.
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Какие образы возникают? Что такое красота? Как она может проявляться? Где вы ее наблюдали, когда с ней встречались?
- Да, красота обитает повсюду, везде окружает нас; красивы небо, дорога, трава, школа, класс, мальчики, девочки и т.д. Красивыми могут быть отношения между людьми, ваши замечательные ответы на уроках, умение общаться, слушать друг друга… То есть красота воплощается в разных формах. И одно из самых совершенных ее воплощений – цветы. Цветы – это самое прекрасное, что есть на земле. Они разные, но в них гармония красоты, любовь, они чудесны и загадочны.
- Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему, живому чуду. Слагали легенды о неземном происхождении цветов, о волшебных превращениях сказочных и мифологических существ в изящные растения.
4. Прослушивание легенд о цветах: гиацинт, ирис, сирень, хризантема, незабудка, примула, ландыш, фиалка (Слайды №№ 3-10).
Легенды рассказывают заранее подготовленные ученики.
5. Выборочный диктант.
- Но, придумывая легенды и предания, человек нередко сам творит чудеса, и создания природы иногда бледнеют перед созданиями его рук. Анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза никогда бы не появились на нашей клумбе, если бы не труд… кого? (Садовода, цветовода, садовника.)
- Ребята, а что же делать, если человек живет в условиях, где невозможно вырастить цветы? Чем можно заменить естественные условия для выращивания цветов? (Построить теплицу, оранжерею.) Что такое оранжерея? (Это теплое, застекленное помещение для выращивания растений, теплица.)
- У вас на партах лежат тексты с названием «Оранжерея» (Слайд №11). Читаем текст. Задание: найти и выписать в тетрадь прилагательные-определения, которые помогают увидеть каждый цветок.
- Проверяем, читаем определения.
- Почему автор назвал цветы капризными? Что значит «капризный»? (С прихотью, с причудами.).
6. Проверка домашнего задания.
- Ребята, дома вы подготовили небольшие зарисовки о цветах, которые вам наиболее приятны, а может быть, о ваших любимых цветах. Я рекомендовала вам обратиться к различного рода словарям, справочникам, энциклопедиям с тем, чтобы вы могли найти материал о том, почему тот или иной цветок получил такое название.
- Итак, слушаем и пытаемся понять, почему ученик выбрал именно этот цветок, чем он ему понравился, т.е. обращаем внимание на слова, помогающие определить отношение говорящего к своему высказыванию, это могут быть прилагательныеопределения и оценочная лексика.
После прослушивания зарисовок заострить внимание учащихся на том, что не во всех текстах мы увидели отношение автора к цветку.
7. Анализ текстов-образцов различных стилей.
- А сейчас обратимся к текстам №1 и №2, которые лежат у вас на партах. Читаем тексты вслух (Слайд №12).
- Чем похожи тексты? Чем отличаются? В каком из двух видно отношение автора к цветку? (Описание ландыша.)
- Где можно встретить такое описание, как в тексте №1? А такое, как в тексте №2?
- В каком из текстов описание ландыша более сочное, яркое, красивое? А за счет чего создается яркость, красочность, образность описания?
- Посчитайте и скажите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные.) Какой части речи совсем нет? Почему? А по какой причине прилагательное оказывает такое влияние на текст?
- Как называются образные прилагательные?
- Найдите эпитеты и другие художественные средства языка в тексте.
8. Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш» (читает заранее подготовленный учащийся).
Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны. На солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею.
И всю счастливую тоску, И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
9. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», – говорил великий сказочник Ханс Христиан Андерсен. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи видов их еще украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви разных народов к ним являлись праздники цветов. С недавнего времени многие цветы наших лугов и лесов занесены в Красную книгу, в тревожный список охраняемых растений. Но запрет сам по себе ничего не дает, если люди не осознают, что без цветов, лесов и зелени они и сами будут обречены на вымирание. Охраняя природу, мы охраняем здоровье и благополучие
тех, кто придет за нами. Сохранив растения, мы сохранимся и сами, ибо только в согласии с природой возможно наше существование.
Давайте вспомним, какие цветы произрастают в Амурской области, какие цветы выращивают ваши родители на своих дачных участках, в теплицах. Какие из них занесены в Красную книгу? (Слайд №13). 10. Выполнение творческой работы – зарисовка «Цветочная фантазия».
- Красота, цветы – это всегда вдохновение, полет творческой мысли. О красоте, о цветах слагают стихи, песни, изображают на холсте красками, пишут музыку. У каждого из создателей прекрасного свое орудие: у художника – кисть, у музыканта – ноты и инструменты, у поэтов и писателей – слово. Но мы-то с вами на уроке русского языка, поэтому будем «орудовать словом». Итак, объявляется конкурс на лучшего художника слова, назовем его «Цветочная фантазия».
- Но прежде чем будем писать, послушаем музыкальную композицию П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Презентация «Цветочная фантазия».ppt
- Закройте глаза и мысленно перенеситесь в прекрасный мир музыки, цветов, мир запахов, красок, ощущений. Ребята, это вальс, посмотрите, автор относится к цветам как к людям. Слушая музыку, представьте себе какой-нибудь цветок, как он выглядит, с чем можно сравнить, на какого человека похож. (Прослушивание.)
Тихо повторно включить музыку, ребята пишут. Тем, кому трудно выполнять работу, предлагается примерный план (Слайд №14).
11. Чтение ученических работ – зарисовок (без комментария).
- А вот как удалось передать характер цветов художнику И.Т.Хруцкому. Читает учитель «Характеры цветов» (Слайд №15).
12. Итог урока.
– Какие задачи ставились перед нами на уроке?
- В каком стиле? А почему ваше описание художественное?
– Что вам особенно понравилось на уроке? Что вы делали с большим удовольствием, а что с меньшим?
– Как мы с вами поработали, как слушали друг друга? Можно ли сказать, что мы работали красиво? (Обращение к эпиграфу – Слайд №16).
13. Комментирование оценок обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.