Урок развития речи. Сочинение-описание цветов (6 класс, русский язык)
Оценка 5

Урок развития речи. Сочинение-описание цветов (6 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
русский язык
5 кл
17.04.2018
Урок развития речи. Сочинение-описание цветов (6 класс, русский язык)
Приложение к уроку развития речи. Презентация
Урок развития речи в 6 классе.pdf

 

Урок развития речи в 6-м классе. 

«Сочинение-описание предметов (цветов)»

 

Цели: 

Ø    Обучение написанию сочинения-описания.

Ø    Обогащение словаря обучающихся лексикой определенных тематических групп.

Ø    Способствование овладению синонимическими средствами языка.

Ø    Обучение умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств.

Ø    Воспитание любви и бережного отношение к природе, к малой родине; внимательного отношения к людям.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Вид урока: урок развития речи.

 

Технология: на традиционной основе с использованием ИКТ.

 

Оборудование: 

§     Интерактивный комплекс;

§     выставка фотографий «Цветы – что дети: уход любят»; 

§     выставка книг «Всё о цветах»;  

§     раздаточный материал; 

§     памятки; 

§     музыкальная композиция П.И. Чайковского «Вальс цветов», сопровождаемая презентацией Power Point.

 

 Красота обладает силой  и даром вносить мир в сердце.

М. Сервантес

 

Ход урока.

 

1.      Организационный момент.

 

2.      Сообщение о целях и задачах урока (Слайд №2). Психологическая подготовка к восприятию темы. Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке.

-                Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, темно, холодно…)

-                А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какие чувства вами овладевают, какое настроение появляется?

-                А сейчас вернемся в наш уютный, теплый, светлый кабинет русского языка и литературы. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения,  настроение?

-                Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в написании сегодняшней творческой работы. Итак, у нас  урок развития речи.

-                Что мы делаем на таких уроках? (Развиваем речь.)  Что значит развивать речь? (Ответы детей.)

-                Вы, наверное, догадались, что наш урок будет необычным, очень интересным, ярким, а главное, полезным (глядя на оформление класса). Мы вновь развиваем речь, учимся делать ее образной, выразительной, богатой, яркой и красивой. Но сегодня мы  не просто развиваем ее, а будем работать над отдельными элементами, над одним из типов речи. Каким? Вспомним типы речи.

-                Когда мы о чем-то повествуем, рассказываем, на какой вопрос отвечает наш текст? Какой это тип речи?

-                А когда мы отвечаем текстом на вопрос «почему?», какой тип речи представлен нам?

-                А если текст отвечает на вопрос «какой?»  и в нем говорится о признаках какоголибо предмета, как называется такой тип речи?

-                Молодцы, ребята. Наверное, вы сами сможете определить, чем мы займемся на уроке, о чем будем говорить. Итак, определим задачи урока (будем учиться описывать предмет, в данном случае – цветы).

-                Запишем в тетради дату и тему урока.

 

3.      Введение в тему. Беседа.

-                Итак, цветы. А цветы – это, прежде всего, красота.

-                Какие ассоциации вызывает  у вас это слово? Какие образы   возникают? Что такое красота? Как она может проявляться? Где вы ее наблюдали, когда с ней встречались?

-                Да, красота обитает повсюду, везде окружает нас; красивы небо, дорога, трава, школа, класс, мальчики, девочки и т.д. Красивыми могут быть отношения между людьми, ваши замечательные ответы на уроках, умение общаться, слушать друг друга… То есть красота воплощается в разных формах. И одно из самых совершенных ее воплощений – цветы. Цветы – это самое прекрасное, что есть на земле. Они разные, но в них гармония красоты, любовь, они чудесны и загадочны.

-                Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему, живому чуду. Слагали легенды о неземном происхождении цветов, о волшебных превращениях сказочных и мифологических существ в изящные растения.        

 

4.      Прослушивание легенд о цветах: гиацинт, ирис, сирень, хризантема, незабудка, примула, ландыш, фиалка (Слайды №№ 3-10). 

      Легенды рассказывают заранее подготовленные ученики. 

 

5.      Выборочный диктант.

-                Но, придумывая легенды и предания, человек нередко сам творит чудеса, и создания природы иногда бледнеют перед созданиями его рук. Анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза никогда бы не  появились на нашей клумбе, если бы не труд… кого? (Садовода, цветовода, садовника.) 

-                Ребята, а что же делать, если человек живет в условиях, где невозможно вырастить цветы? Чем можно заменить  естественные условия для выращивания цветов? (Построить теплицу, оранжерею.) Что такое оранжерея? (Это теплое, застекленное помещение для выращивания растений, теплица.)

-                У вас на партах лежат тексты с названием «Оранжерея» (Слайд №11). Читаем текст. Задание: найти и выписать в тетрадь прилагательные-определения, которые помогают увидеть каждый цветок.

-                Проверяем, читаем определения.

-                Почему автор назвал цветы капризными? Что значит «капризный»? (С прихотью, с причудами.).

 

6.      Проверка домашнего задания. 

-                Ребята, дома вы подготовили небольшие зарисовки о цветах, которые вам наиболее приятны, а может быть, о ваших любимых цветах. Я рекомендовала вам обратиться к различного рода словарям, справочникам, энциклопедиям с тем, чтобы вы могли найти материал о том, почему тот или иной цветок получил такое название.

-                Итак, слушаем  и пытаемся понять, почему ученик выбрал именно этот цветок, чем он ему понравился, т.е. обращаем внимание на слова, помогающие определить отношение говорящего к своему высказыванию, это могут быть прилагательныеопределения и оценочная лексика.

После прослушивания зарисовок заострить внимание учащихся на том, что не во всех текстах мы увидели отношение автора к цветку.

 

7.      Анализ текстов-образцов различных стилей.

-                А сейчас обратимся к текстам №1 и №2, которые лежат у вас на партах. Читаем тексты вслух (Слайд №12).

-                Чем похожи тексты? Чем отличаются? В каком из двух видно отношение автора к цветку? (Описание ландыша.)

-                Где можно встретить такое описание, как в тексте №1? А такое, как в тексте №2?  

-                В каком из текстов описание ландыша более сочное, яркое, красивое? А за счет чего создается яркость, красочность, образность описания?  

-                Посчитайте и скажите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные.) Какой части речи совсем нет? Почему? А по какой причине прилагательное оказывает такое влияние на текст?  

-                Как называются образные прилагательные?  

-                Найдите эпитеты и другие художественные средства языка в тексте.

 

8.      Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш» (читает заранее подготовленный учащийся).

Чернеет лес, теплом разбуженный,  Весенней сыростью объят.  А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики  Еще закрыты и плотны.  На солнце раскрывает венчики  У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый, 

Завернутый в широкий лист,

 Растет цветок в глуши нетронутой,  Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею. 

И всю счастливую тоску,  И все свое благоухание 

Он отдал горькому цветку.

9. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», – говорил великий сказочник Ханс Христиан Андерсен. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи видов их еще украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви разных народов к ним являлись праздники цветов. С недавнего времени многие цветы наших лугов и лесов занесены в Красную книгу, в тревожный список охраняемых растений. Но запрет сам по себе ничего не дает, если люди не осознают, что без цветов, лесов и зелени они и сами будут обречены на вымирание. Охраняя природу, мы охраняем здоровье и благополучие

тех, кто придет за нами. Сохранив растения, мы сохранимся и сами, ибо только в согласии с природой возможно наше существование.       

 Давайте вспомним, какие цветы произрастают в Амурской области, какие цветы выращивают ваши родители на своих дачных участках, в теплицах. Какие из них занесены в Красную книгу? (Слайд №13). 10. Выполнение творческой работы – зарисовка «Цветочная фантазия».   

- Красота, цветы – это всегда вдохновение, полет творческой мысли. О красоте, о цветах слагают стихи, песни, изображают на холсте красками, пишут музыку. У каждого из создателей прекрасного свое орудие: у художника – кисть, у музыканта – ноты и инструменты, у поэтов и писателей – слово. Но мы-то с вами на уроке русского языка, поэтому будем «орудовать словом». Итак, объявляется конкурс на лучшего художника слова, назовем его «Цветочная фантазия».

- Но прежде чем будем писать, послушаем музыкальную композицию П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Презентация «Цветочная фантазия».ppt

- Закройте глаза и мысленно перенеситесь в прекрасный мир музыки, цветов, мир запахов, красок, ощущений. Ребята, это вальс, посмотрите, автор относится к цветам как к людям. Слушая музыку, представьте себе какой-нибудь цветок, как он выглядит, с чем можно сравнить, на какого человека похож. (Прослушивание.)

 Тихо повторно включить музыку, ребята пишут. Тем, кому трудно выполнять работу, предлагается примерный план (Слайд №14).

 

11.  Чтение ученических работ – зарисовок (без комментария).

-       А вот как удалось передать характер цветов художнику И.Т.Хруцкому. Читает учитель «Характеры цветов» (Слайд №15).

 

12.  Итог урока.

– Какие задачи ставились перед нами на уроке?

-       В каком стиле?   А почему ваше описание художественное?

                    Что вам особенно понравилось на уроке? Что вы делали с большим удовольствием, а что с меньшим?

                    Как мы с вами поработали, как слушали друг друга? Можно ли сказать, что мы работали красиво? (Обращение к эпиграфу – Слайд №16).

 

13.  Комментирование оценок обучающихся.

 

 

 

 

Урок развития речи в 6-м классе

Урок развития речи в 6-м классе

Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, темно, холодно…) -

Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, темно, холодно…) -

Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему, живому чуду

Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему, живому чуду

Чем похожи тексты? Чем отличаются?

Чем похожи тексты? Чем отличаются?

Давайте вспомним, какие цветы произрастают в

Давайте вспомним, какие цветы произрастают в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018