Урок развития речи. Сочинение-описание:Зимние краски

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: продолжение обучения составлению текстов типа речи «описание» определение роли прилагательных со значением цвета в текстах описания природы формирование эстетического восприятия окружающего мира (формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира) Задача: собрать материал и составить описание-миниатюру на тему «Зимние краски».Учитель: Прежде чем мы с вами начнём работу, я хотела бы у вас спросить, как вы понимаете значение слова «красота»? Но здесь, ребята, хотелось бы немного уточнить: существует два представления о красоте: красота внутренняя и красота внешняя. Говорить мы с вами будем сегодня о красоте внешней, о той, которую мы видим нашими глазами в окружающем мире. Так что же такое красота?
Иконка файла материала конспект.docx
Урок развития речи "Зимние краски". Ход урока:  Учитель: Прежде чем мы с вами начнём работу, я хотела бы у вас спросить, как вы понимаете  значение слова «красота»? Но здесь, ребята, хотелось бы немного уточнить: существует  два представления о красоте: красота внутренняя и красота внешняя. Говорить мы с вами  будем сегодня о красоте внешней, о той, которую мы видим нашими глазами в  окружающем мире. Так что же такое красота?  (Ответы учеников) В помощь слайд , на котором два строения – обычное здание и собор. Ученики должны  сравнить и ответить, какое строение красивое и почему? Учитель подводит итог. «Красота есть сочетание цвета и формы». Запомнить! Учитель: ­ Но о форме мы сегодня вести речь не будем. Об этом мы поговорим попозже, а вот о  цвете или о красках, которыми щедро наградила природа все времена года, я думаю,  побеседовать нам с вами будет интересно.                                 Объявление целей и задачи.  Цели:   продолжение обучения составлению текстов типа речи «описание» определение роли прилагательных со значением цвета в текстах описания природы  формирование эстетического восприятия окружающего мира (формирование  способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира) Задача: собрать материал и составить описание­миниатюру на тему «Зимние краски» 2 этап. Работа с текстами художественных произведений. (Начало сбора материала) Учитель: ­ Для этого, ребята, вы все на некоторое время должны представить себя писателями. За  материалом и впечатлениями мы чуть позже отправимся на прогулку по зимнему лесу.  Прежде давайте выясним значение слова «миниатюра». Словарная работа: 1«Миниатюра» ­ заимствование из французского «миниатюре», от латинского «миниум»­  «киноварь», «сурик». Художественное произведение (обычно в живописи) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. В литературе, театре, музыке «миниатюра» – жанр «малых форм», небольшое по размеру  произведение. ­ Ребята, запишите в тетради, что такое миниатюра Михаил Пришвин  М.Пришвин считается в русской классической литературе одним из непревзойдённых  мастеров создания маленьких пейзажных зарисовок. Особую ценность в творчестве  писателя представляют пейзажные зарисовки из сборника «Лесная капель». В этих  описаниях­миниатюрах Пришвину удалось запечатлеть самые прекрасные и неповторимые  мгновения из жизни природы. Учитель: На слайде  описание­миниатюра М.Пришвина. (Звучит выразительное чтение  миниатюры одним из учителем) Цветосозидающая сила. Отдыхая в машине, гляжу на лес, засыпанный снегом, расцвеченный лучами  заходящего солнца, и мне возвращается старая душевная мысль о том, что удержать  эту красоту можно лишь красками и что в красках всё дело. И мне вспомнилось одно  подслушанное определение: пространство – это цветосозидающая сила. М.М.Пришвин  Учитель делает вывод: ­ М.Пришвин также подтверждает наши выводы о том, что красота и краски – понятия  неразрывно связанные между собой. Ребята, хочу, чтобы вы ответили ещё на такой вопрос: если сравнить времена года, какое из них считается самым ярким и красочным? (Ответы учеников: «Осень», «Лето») ­ Почему? (Очень много красок, они яркие, сочные) Слайды  с осенними и летним пейзажами как подтверждение выводов учеников.  Учитель: ­ Ребята, а что мы можем сказать о зимних красках, если сравним их с красками осени?  Слайд  с осенним и зимним пейзажами. (Ученики сравнивают, говорят, что зима не  богата красками, что она белая, почти бесцветная и т.д.) 2Учитель обобщает сказанное: ­ Действительно, существует представление о том, что зима белая, что она не богата  разнообразием и яркостью красок. Но тем не менее зимой тоже очень много самых  красивых и необычных цветов и оттенков. А если собрать их все вместе, то получиться  довольно­таки весёлая картинка.  Слайд  с рисунком ученицы, на котором очень много самых различных красок.  (Ученики называют цвета, составляют словосочетания: «рыжая лиса», «розовый снег»,  «зелёная ель» и другие) Учитель замечает, что начинает меняться представление о том, что зима только белая. ­ А теперь обратимся к произведениям художественной литературы. Посмотрим, какие  великолепные картины природы рисовали знаменитые писатели и поэты в своих  произведениях. Только рисовали они с помощью … (ученики добавляют «слов») . Послушаем (звучит стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»)  На слайде  3­я строфа стихотворения: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Учитель: ­ Ребята, каким настроением проникнуто это стихотворение? (Весёлым, радостным) ­ А что помогает создать это настроение? (Красота зимней природы) Учитель продолжает беседу: ­ С помощью каких образов автор изображает эту красоту? (Ответы учеников, затем они  сверяют с образами, перечисленными на слайде) На слайде : голубое небо, блестящий снег, зеленеющая сквозь иней ель, речка, блестящая  подо льдом. ­ Какие строки вы подберёте к этюдам слайда ? (На слайде два этюда с зимней природой.  3Ученики подбирают строки «под голубыми небесами великолепными коврами»,  «прозрачный лес один чернеет»)  ­ Какие это краски? (Можно сравнить со второй строфой) (Светлые, весёлые) ­ Сделайте выводы о роли цвета в нашей жизни. (Ответы учеников, учитель обобщает  сказанное: цвет играет огромную роль в нашей жизни. Чем больше мы замечаем  красок, чем они ярче, тем красивее и радостнее мир вокруг нас) Учитель: ­ Рассмотрим ещё один текст. Автор И. Т. Соколов­Микитов. (Текст на слайде  ) «Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Кружевными белыми арками  согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого  снега покрыты  зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей  унизаны ожерельем лиловых шишек.С весёлым свистом перелетают с ели на ель,  качаются на шишках стайки красногрудых клёстов.» Учитель предлагает выполнить задания: (распечатки с текстом на партах)  1­: подписать карточки, вставить пропущенные буквы, объяснить  орфограммы. 2­: найти словосочетания прилагательное со значением цвета + существительное. Проверка с помощью слайдов, списываем материал со слайдов. ­ Ребята, а какими ещё по цвету могут быть шишки? (Учитель предлагает использовать  эпитет «бронзовые») Слайды Физминутка (Проводит ученик) 3 этап. Составление словосочетаний и предложений по картинкам и  видеофрагментам слайдов (продолжение сбора материала) Учитель: ­ А теперь, ребята, мы будем составлять свой текст. Небольшая часть материала у нас уже  есть, за остальной мы отправляемся на прогулку по зимнему лесу. Только учтите, что мы  будем составлять художественный текст, а значит мы должны использовать все образные  средства: метафоры, эпитеты, сравнения Учитель: ­ На что мы обратим внимание в лесу? 4(Ученики перечисляют: небо, деревья, снег, птиц, зверей, тени на снегу, следы, какие­то  фантастические фигуры и т. д. ) Слайды Учитель:  ­ Опишите небо по картинкам слайда , можете добавить своё. Обязательно используйте  образные средства: метафоры, эпитеты и сравнения.  (Ученики составляют словосочетания по картинкам слайда. Небо может быть покрыто  белыми пушистыми облаками, оно может быть чистым, безоблачным, голубым, может быть залитым лучами восходящего солнца и т. д.) Учитель: ­ Какие деревья мы увидим? И какими мы их увидим? Cлайды  с картинками заснеженных, покрытых тяжёлыми шапками снега, зеленеющих  сквозь иней сосен, обсыпанных инеем, покрытых мягким пушистым снегом берёз,  краснеющих из­под снега гроздьев калины и т. д.  Учитель: ­ Кого мы можем увидеть на деревьях? (Птиц)  Слайды  ­ Составьте словосочетания или предложения по картинкам слайдов. (Ученики составляют примерно предложения: «Невысокий куст калины облепила стайка  красногрудых снегирей». «Красногрудые снегири и гроздья калины великолепны на фоне  белого пушистого снега». На одной из веточек заснеженной черёмухи одиноко сидит  красногрудый снегирь. «На одной из заснеженных веточек черёмухи примостился  красногрудый снегирь» и т. д.) Учитель: ­ Кого и что мы можем еще увидеть в лесу?  Слайды с картинками зайца, лисы. (Ученики составляют словосочетания и предложения: «белый зайчишка», «голубые и  розовые тени на снегу», «синие следы зверюшек», «рыжая лисичка» и т. д.) А теперь вы самостоятельно продолжите прогулку по зимнему лесу(слайды),составляя  словосочетания и предложения. Возможно, вы увидели в лесу что­то ещё яркое, красочное  неповторимое. Обязательно используйте это . 4 этап. Составление текста. 5Учитель: ­ А теперь по  собранному материалу  и составляем текст  Тема вашего текста «Зимние краски». Не забудьте про основную мысль (Ученики  составляют текст) Красив, чудесен русский лес зимою. Учитель: ­ Зачитаем ваши тексты, посмотрим, что получилось.  (Ученики зачитывают тексты) Заключительный этап урока ­Учитель объявляет оценки за работу на уроке и тексты, которые получились более  удачными. Учитель: ­ Ребята, зачем говорить о красоте природы? (Ответ учеников: «Чтобы замечать и  восхищаться этой красотой, беречь природу») Слайд Учитель просит учеников рассказать, как они чувствовали себя на уроке, легко или  трудно было им работать над составлением текста.  Домашнее задание а) нарисовать зимний пейзаж  б) найти примеры описания зимней природы в текстах художественной литературы  6