Библиотека
Добавить материал
и получить сертификат о публикации сразу

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Светлана Рябенко
Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Тема урока: Развитие речи. Что такое речь. Тип урока: открытие нового знания Цели урока обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; развивающие: выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа. воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения). Технологии обучения - здоровьесбережение; - проблемного обучения; - развивающего обучения; - поэтапного формирования умственных действий Метапредметные связи: литература. Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать. Оборудование:учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики». План проведения урока: 1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний. 3. Проблемное объяснение нового знания. 4. Первичное закрепление. 5. Итог урока (рефлексия). 6. Домашнее задание. Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Улыбнулись друг другу Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Личностные УУД:формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. 1. Проверка дом. задания. Роль языка Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией; Делают вывод Личностные: принимают и осваивают социаль¬ные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо¬собы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаи¬вают свою точку. III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения. Сообщение учителя. – Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи. знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске): – главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией; – общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.); – общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы: ОБЩЕНИЕ ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ (говорит или пишет) ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ ИНФОРМАЦИЮ (слушает или читает) – человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь; – с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками; – существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время; – особенность русского языка заключается в том, что он служит: средством общения между людьми русской национальности между людьми разных национальностей между народами разных государств А как вы общаетесь? Физминутка. Слушают Учащиеся дают ответы Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения. Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза. Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ¬ляют ошибки. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: владеют грамотной письмен¬ной речью. IV.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию V. Работа по учебнику. 2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8. Вопросы для обсуждения: – При каких условиях речевое общение состоится? – В каком случае речевое общение становится невозможным? – Что такое речевое общение? 3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи. 1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти: – смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы ( , , ; , ) и т. д.; – орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец); – морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов); – орфоэпические средства (метр [м'э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»); – интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…). 2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа: от смысла к поискам средств его выражения в устной речи в письменной речи 3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа. Задания: – Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок. – Как вы понимаете значение слова смысл? Какие синонимы можете подобрать к нему? Составьте словосочетания с этим словом. – Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод. – Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку. – Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи. – Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод. – Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл. Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно». Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?» Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!» Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!» Нина увидела окно!!! Нина: «Увидела – окно». Нина, увидела окно? Нина увидела – окно. Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др. Объясняют значение слова. Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения. Проверяют и оценивают. Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят - смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства орфоэпические средства орфоэпические средства Оценивают свою работу. Объясняют, как меняется смысл сообщения Объясняют значение слова Высказывают своё мнение Разыгрывают диалог Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения. Дают ответы на вопросы Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф.. Анализируют работу на уроке через самооценку. Познавательные УУД:самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД:действие смыслообразования; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. VI. Комментирование домашнего задания. Дома: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно). Записывают домашнее задание. Личностные УУД:адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД:понимать и принимать учебную цель и задачу.

  • Русский язык
Медианары для учителей с выдачей свидетельства