Тема урока: Развитие речи. Тема текста.
Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: развивать умения определять тему текста, сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы
Задачи урока:
1. Образовательные:
ü развить умение формулировать определение понятий;
ü ввести понятия идея, микротема, развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
ü обогащать словарный запас учащихся;
ü совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
ü осуществление системно-деятельностного подхода;
ü развитие критического мышления;
ü развитие внимания;
ü формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
ü развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
ü развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
ü развивать умение применять новые знания;
ü развитие творческих, речевых способностей учащихся;
ü формирование логических умений;
ü развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
ü развитие умения формулировать проблему;
ü развитие умения работы в группах.
3. Воспитательные:
ü воспитание интереса и уважения к родному языку;
ü воспитание ценностного отношения к слову;
ü развитие коммуникативных УУД:
ü создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
ü взаимодействие учащихся в паре: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной задачи.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5) Физ. минутка.
6) Закрепление изученного материала.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
|
Приветственное слово учителя: Минутка приятных воспоминаний. |
Приветствие учащихся. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели. |
1. Проверка д/з Индивидуальная работа
по карточкам Что такое текст Что такое абзац Проверка у доски 2.Запишите число, классная работа
3.Постановка проблемного вопроса?
Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают? -Какова же цель нашего урока? I. Словарно-орфографическая работа. (14) Эколо́гия. Э́кос — ‘дом’, ‘родина’ (греч.), Эко́лог. ло́гос — ‘слово’, ‘наука’
Экология — наука о том, как охранять природу; эколог — специалист по экологии; факультет, на котором учатся будущие экологи,— экологический; наречие, образованное от прилагательного экологический, — экологически; например, экологически чистые продукты. |
3 ученика работают у доски, остальные на местах ( карточки с различной мотивацией учащихся)
Запись учащимися числа, «Классная работа»
Записывают в тетрадь тему урока
Формулируют цель.
Учащиеся высказывают предположения к слову Экология |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации)
|
1.Работа с текстом. II. Выразительное чтение текста.
Тропинка Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года. Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка. (И. Соколов-Микитов.)
III. Беседа о важнейших признаках текста. 1. У текста есть заглавие. В нашем примере — «Тропинка». 2. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то, о чем говорится в тексте) и основная мысль (то, в чем убеждает нас автор). Тема нашего текста — лесная тропинка; основная мысль — лесная тропинка интересна, любима. 3. В тексте всегда есть начало. Начало нашего текста — первое предложение. В нем говорится о том, что тропинка вьется, т. е. тропинка есть; если бы ее не было, то не гулял бы по ней автор (с внуком Сашей) и не было бы этого текста. 4. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части: I. Начало — первое предложение. II. Основная часть — второе и третье предложения (что мы видим и слышим, гуляя по тропинке). III. Заключение — последнее предложение. Оно же конец текста. 5. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль) и структурно, т. е. по строению; отметим, например, слова, повторяющиеся в соседних предложениях и сцепляющие их: тропинка — по тропинке; мы, гулять — гуляя, мы; мы — перед нами. 6. Последнее предложение текста заканчивается словами «… любимая тропинка». Эти слова возвращают нас к заглавию текста «Тропинка», и текст получает композиционную завершенность, т. е. в нем все есть, все сказано; его тема и основная мысль раскрыты; ни убавлять, ни прибавлять ничего не надо. Итак, основные признаки текста: заглавие; тема, основная мысль; делимость на части: I — начало; II —основная часть; III — заключение; связность; композиционная завершенность.
IV. Чтение отрывка из повести Л. Воронковой «Девочка из города»; запись его под диктовку (с пропуском строки для будущего заглавия).
На самом краю оврага среди ольховых кустов стояла молодая верба. Ее темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое веселое, самое нарядное деревце во всем пере леске.
V. Беседа о признаках текста в этом фрагменте. — Можно ли отрывок из книги назвать текстом? Да, если его озаглавить, например, «Цветущая верба». Все остальные признаки текста в этом отрывке есть, и он понятен без каких-либо дополнительных пояснений. К нашему главному выводу об основных признаках текста сделаем еще два дополнения: 1. Первый признак текста заглавие или возможность его. 2. Отрывок из книги может быть текстом, если: 1) он понятен без специальных дополнительных пояснений; 2) его можно озаглавить и он обладает всеми другими признаками текста. - Определите основную тему текста.
|
Читают выразительно стихотворение
Отвечают на вопросы
Работа с учебником
Подводят итог.
Участвуют в диалоге с учителем
Записывают его под диктовку
Отвечают на вопросы, озаглавливают текст,
определяют темы
Физкультминутка |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями).
|
Закрепление изученного материала
|
З а д а н и е: послушайте отрывок из одного рассказа. Подумайте: 1) понятен ли он вам без дополнительных пояснений; 2) какие признаки текста в нем есть, а каких не хватает; можно ли их найти. В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка — хвостик. Из каждого клубочка смотрели серые глаза, у каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки все время двигались, залезали друг на дружку, попискивали.
— В этом отрывке не хватает двух признаков текста: 1) заглавия; 2) конца, последнего предложения. Найти их можно. Например: заглавие — «Живые комочки», «Комочки-щеночки»; конец текста — «Смотреть на них было очень интересно!». |
Работа в парах
Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь
Ролевая игра.. Учащиеся говорят, каких частей не хватает в тексте |
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности.
|
Ответ на проблемный вопрос в начале урока Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают? Повторяя новое трудное слово экология, замечаем, что все тексты, над которыми мы сегодня работали на уроке, учат доброму отношению к природе, ко всему живому. Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке? - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок |
Отвечают на вопрос
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание.
|
§ 13; упр. 63.
|
Запись учащимися задания в дневники. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.