ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Светлана Сапрыкина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Урок развития речи в 5 классе.Тема текста.

Урок развития речи в 5 классе.Тема текста.

Тема урока: Развитие речи. Тема текста. Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода Метод: частично-поисковый. Цель урока: развивать умения определять тему текста, сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы Задачи урока: 1. Образовательные:  развить умение формулировать определение понятий;  ввести понятия идея, микротема, развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;  обогащать словарный запас учащихся;  совершенствовать орфографические и умения. 2. Развивающие:  осуществление системно-деятельностного подхода;  развитие критического мышления;  развитие внимания;  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;  развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;  развивать умение применять новые знания;  развитие творческих, речевых способностей учащихся;  формирование логических умений;  развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;  развитие умения формулировать проблему;  развитие умения работы в группах. 3. Воспитательные:  воспитание интереса и уважения к родному языку;  воспитание ценностного отношения к слову;  развитие коммуникативных УУД:  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;  взаимодействие учащихся в паре: развитие уважения друг к другу. Оборудование: мультимедийная презентация к уроку; Структура урока: 1) Организационный этап. 2) Актуализация знаний. 3) Постановка учебной задачи. 4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление. 5) Физ. минутка. 6) Закрепление изученного материала. 7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД. 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Приветственное слово учителя: Минутка приятных воспоминаний. Учитель предлагает закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться. - Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало. (мордашка) Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. 2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. 1. Проверка д/з Индивидуальная работа по карточкам Работа с классом. Что такое текст Что такое абзац Проверка у доски 2.Запишите число, классная работа 3.Постановка проблемного вопроса? Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают? -Какова же цель нашего урока? I. Словарно-орфографическая работа. (14) Эколо́гия. Э́кос — ‘дом’, ‘родина’ (греч.), Эко́лог. ло́гос — ‘слово’, ‘наука’ Экология — наука о том, как охранять природу; эколог — специалист по экологии; факультет, на котором учатся будущие экологи,— экологический; наречие, образованное от прилагательного экологический, — экологически; например, экологически чистые продукты. 3 ученика работают у доски, остальные на местах ( карточки с различной мотивацией учащихся) Запись учащимися числа, «Классная работа» Записывают в тетрадь тему урока Формулируют цель. Учащиеся высказывают предположения к слову Экология Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. 4. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) 1.Работа с текстом. II. Выразительное чтение текста. Тропинка Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года. Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка. (И. Соколов-Микитов.) III. Беседа о важнейших признаках текста. 1. У текста есть заглавие. В нашем примере — «Тропинка». 2. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то, о чем говорится в тексте) и основная мысль (то, в чем убеждает нас автор). Тема нашего текста — лесная тропинка; основная мысль — лесная тропинка интересна, любима. 3. В тексте всегда есть начало. Начало нашего текста — первое предложение. В нем говорится о том, что тропинка вьется, т. е. тропинка есть; если бы ее не было, то не гулял бы по ней автор (с внуком Сашей) и не было бы этого текста. 4. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части: I. Начало — первое предложение. II. Основная часть — второе и третье предложения (что мы видим и слышим, гуляя по тропинке). III. Заключение — последнее предложение. Оно же конец текста. 5. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль) и структурно, т. е. по строению; отметим, например, слова, повторяющиеся в соседних предложениях и сцепляющие их: тропинка — по тропинке; мы, гулять — гуляя, мы; мы — перед нами. 6. Последнее предложение текста заканчивается словами «… любимая тропинка». Эти слова возвращают нас к заглавию текста «Тропинка», и текст получает композиционную завершенность, т. е. в нем все есть, все сказано; его тема и основная мысль раскрыты; ни убавлять, ни прибавлять ничего не надо. Итак, основные признаки текста: заглавие; тема, основная мысль; делимость на части: I — начало; II —основная часть; III — заключение; связность; композиционная завершенность. IV. Чтение отрывка из повести Л. Воронковой «Девочка из города»; запись его под диктовку (с пропуском строки для будущего заглавия). На самом краю оврага среди ольховых кустов стояла молодая верба. Ее темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое веселое, самое нарядное деревце во всем пере леске. V. Беседа о признаках текста в этом фрагменте. — Можно ли отрывок из книги назвать текстом? Да, если его озаглавить, например, «Цветущая верба». Все остальные признаки текста в этом отрывке есть, и он понятен без каких-либо дополнительных пояснений. К нашему главному выводу об основных признаках текста сделаем еще два дополнения: 1. Первый признак текста заглавие или возможность его. 2. Отрывок из книги может быть текстом, если: 1) он понятен без специальных дополнительных пояснений; 2) его можно озаглавить и он обладает всеми другими признаками текста. - Определите основную тему текста. Читают выразительно стихотворение Отвечают на вопросы Работа с учебником Подводят итог. Участвуют в диалоге с учителем Записывают его под диктовку Отвечают на вопросы, озаглавливают текст, определяют темы Физкультминутка Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). Закрепление изученного материала VI. Устное упражнение на материале приводимого ниже фрагмента из рассказа Ю. Яковлева «У человека должна быть собака». З а д а н и е: послушайте отрывок из одного рассказа. Подумайте: 1) понятен ли он вам без дополнительных пояснений; 2) какие признаки текста в нем есть, а каких не хватает; можно ли их найти. В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка — хвостик. Из каждого клубочка смотрели серые глаза, у каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки все время двигались, залезали друг на дружку, попискивали. — В этом отрывке не хватает двух признаков текста: 1) заглавия; 2) конца, последнего предложения. Найти их можно. Например: заглавие — «Живые комочки», «Комочки-щеночки»; конец текста — «Смотреть на них было очень интересно!». Работа в парах Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь Ролевая игра.. Учащиеся говорят, каких частей не хватает в тексте Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Рефлексия деятельности. Ответ на проблемный вопрос в начале урока Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают? Повторяя новое трудное слово экология, замечаем, что все тексты, над которыми мы сегодня работали на уроке, учат доброму отношению к природе, ко всему живому. Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке? - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок Отвечают на вопрос УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Домашнее задание. § 13; упр. 63. Запись учащимися задания в дневники.

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 5 кл.

Все файлы материала:
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ