Урок____ Дата:
Причастие
Цели:
1) закрепление навыка узнавания причастия;
2) формирование умения склонения причастий и правописание их окончаний.
Оборудование, наглядность: таблички с представленными суффиксами, карточка 1.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 473 (плывущие, намокшие, плывущих, измокшие, обессиленные, скошенному), упр. 477 (омытый, ведущую, с пылающими, напуганных) – прочитать найденные причастия, назвать суффиксы, существительные, от которых задавали вопрос.
II. Диагностика усвоения.
Карточка 1 (2 варианта).
Работать карандашом, отмечая правильный вариант. Внимательно читать задание. Проверка: можно отметить «+» столбики без ошибок и указать количество ошибок около тех столбиков, где они есть. Работа, выполненная менее чем на 50 %, неудовлетворительна. Получившие не «5» на следующий урок получают эти карточки для поиска и исправления ошибок и карточку другого варианта.
1-й вариант
Задание: найди словосочетание
1) прил. +сущ. 1) стареющий дуб 2) чернеющая дыра 3) поседевшие волосы 4) свежие семена 5) покинутый дом 6) желтеющий лист |
2) причастие + сущ. 1) чёрная ночь 2) колосистая рожь 3) покрашенный пол 4) светлеющее небо 5) горячая печь 6) спелый крыжовник |
3) причастие + сущ. 1) жёлтым листом 2) желтеющим листом 3) тающим снегом 4) заросший пруд 5) мокрый снег 6) белый платок |
4) причастие + сущ. 1) дремучий лес 2) дремлющий старик 3) летучий газ 4) летящий шар 5) горячее молоко 6) горящее полено |
5) причастие + сущ. 1) седые волосы 2) седеющие пряди 3) белеющий снег 4) белый листок 5) линованая бумага 6) кожаная куртка |
6) причастие + сущ. 1) закрытый замок 2) каменный цветок 3) светящийся камень 4) запомнившийся урок 5) лётный состав 6) молчаливый друг |
2-й вариант
Задание: найди словосочетание
1) прил. + сущ. 1) стоящий кран 2) засеянное поле 3) летящая птица 4) чистое небо 5) собранные грибы 6) открытое окно |
2) причастие + сущ. 1) чёрная пропасть 2) спелая ягода 3) лаявшая собака 4) украшенный зал 5) тёплый дождь 6) соломенная шляпка |
3) причастие + сущ. 1) о мокром зонте 2) о мокнувшем цветке 3) тающим снегом 4) спеющая ягода 5) синеватое небо 6) белого снега |
4) причастие + сущ. 1) горячая печь 2) горящая свеча 3) светлый день 4) светлеющий горизонт 5) тёмная комната 6) затемнённый экран |
5) причастие + сущ. 1) текущая работа 2) текучая вода 3) колющий предмет 4) колючий ёж 5) шумный говор 6) шумящий поток |
6) причастие + сущ. 1) редеющий лес 2) ленивый дед 3) бушующая стихия 4) бурный разговор 5) летевший орёл 6) теннисный мяч |
Таких карточек будет 10. Для отработки навыка написания причастий необходимо добиться, чтобы каждый выполнил задание как минимум на «4», поэтому карточек по 2 варианта.
III. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Упр. 394.
Учитель. Проверьте, задаётся ли вопрос от существительного к причастию, причастие ли вы нашли. Как проверить окончание причастий?
Учащиеся. Так же, как и прилагательных, по вопросу.
Учитель. Почему?
Учащиеся. Прилагательное «отдало» причастию своё окончание и вопрос.
Упр. 396, 397: карандашом в учебнике, записать из упр. 396 задание 3 самостоятельно.
Упр. 398: первые 2–3 на доске, остальные самостоятельно, не забывать выделять суффиксы и окончания причастий. Проверка.
2. Выборочный диктант.
Задание: выпишите причастие вместе с существительным, от которого задаётся вопрос.
На доске: Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной речонки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего ягеля, распространявшего вокруг свой неповторимый аромат.
IV. Закрепление знаний.
Запишите в нужном падеже:
Испуганные глазёнки (Р. п.), просвечивающиеся огни (Д. п.), летящий шар (Т. п.), обёрнутый короб (П. п.), надвигающаяся туча (Р. п.), зеленеющее поле (Т. п.), движущийся циклон (П. п.).
Домашнее задание: упр. 480 (первая часть) (2), 481 (3) – выписать причастия с существительными, упр. 399.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.