Урок Рельеф Африки
Оценка 4.9

Урок Рельеф Африки

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
7 кл
21.02.2017
Урок Рельеф Африки
Публикация является частью публикации:
Сценарий урока Надысиной В.П..doc
Надысина Вера Петровна учитель географии высшей категории МБОУ СОШ № 14 г. Саров Урок  географии в 7 Б классе по теме «Рельеф Африки» в разделе «Материки и страны». Урок «Рельеф Африки» является вторым уроком из проводимых по теме «Африка». Тип урока   Исходный уровень состояния ЗУН учащихся, необходимых для изучения новой темы:   –     изучение нового материала. Проводится  по технологии  личностно – ориентированного обучения. Опорой при изучении нового материала будут служить знания, полученные учащимися при изучении: 1) начального   курса   географии   –   6   кл.   тема   «Литосфера».   Учащиеся   знают   определение   литосферы,   строение   материковой   и океанической земной коры, из чего состоит земная кора, рельеф и его основные формы;            2) курса «География материков и океанов»7 кл. тема «Развитие земной коры». Учащиеся знают понятие платформы и литосферных плит, о процессе движения литосферных плит, о границах литосферных плит, о формах рельефа, соответствующих платформам и границам литосферных плит.           Учащиеся умеют самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, картами физической и строения земной коры, делать выводы, устанавливать причинно­ следственные связи. Умеют читать карту, находить на карте горы и равнины, определять их. Цели урока: Образовательная – 1) познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки; 2) научить сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры и выявлять зависимость рельефа от строения земной коры; 3) формировать умения и навыки по определению основных форм рельефа на отдельных участках материка (Атласские  и Драконовы горы, Эфиопское нагорье, Восточно – Африканское плоскогорье, горы Рувензори и равнины).  Развивающая: 1) Формирование познавательного интереса  к предмету география через:  ­ установление связи изучаемого материала с жизнью; ­ показ недостаточности имеющихся знаний; ­ использование научно ­  популярной литературы; ­ организацию деловой игры; ­ использование разно ­ уровневых заданий; ­ использование мультимедийного проектора (показ презентаций).       2) Формирование умственных учебных действий: а) Анализа и синтеза: ­ через анализ основных форм рельефа по физической карте Африки; ­ через анализ особенностей формирования земной коры;       б) Сравнения через: 1 ­ сравнение карты физической и карты строения земной коры; ­ сравнение форм рельефа отдельных частей Африки; ­ сравнение тектонического строения Африки в далеком прошлом и на современном этапе.       в) Обобщение и систематизация через: ­ составление буклетов отдельных частей материка; ­ установление связей между тектоническим строением и особенностями рельефа материка; ­ установление связей между рельефом и размещением полезных ископаемых.       3) Развитие действий контроля и самоконтроля: а) Пошаговый контроль: ­ при выборе характеристик, относящихся к Африке; ­ при выполнении заданий по карте атласа; ­ при формулировании выводов; ­ при выполнении разно ­ уровневых заданий по закреплению изученного материала; б) Итоговый контроль: ­ выполнение тестового задания «Рельеф Африки». 4) Развитие сенсорной сферы: а) восприятия; б) памяти – словесно­ логической, эмоциональной, наглядно – образной, оперативной, долговременной; в) внимания – произвольного и непроизвольного, целенаправленного. 5) Развитие речи: ­ обогащение словарного запаса; ­ развитие монологической речи; ­ усиление коммуникативных свойств. Воспитательная: 1) Воспитание требовательности к себе, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности и ответственности; 2) Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки;  3) Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, сопереживания.   Оборудование:        Наглядные пособия – настенные карты «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки», атласы.        Дидактический материал – «План и цели урока», тест «Рельеф Африки», иллюстрации.        ТСО – видеофрагмент «Атлас», мультимедийный проектор.         Структура урока:       1) Постановка целей урока.       2) Актуализация  знаний.       3) Этап разъяснения и усвоения  нового материала.   2 4) Этап выработки умений и навыков, закрепления новых знаний.       5) Подведение итогов урока.       6) Этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.           Диагностика:              Учащиеся должны: 1) Знать особенности рельефа Африки; 2) Уметь сопоставлять карту физическую и карту «Строение земной коры»; 3) Уметь определять основные формы рельефа. Сценарий урока географии в 7 Б классе по теме «Рельеф Африки» в разделе «Материки и страны». Учитель Ученик Обоснование Учитель:  Надысина В.П. Этап, время I  Оргмомент­1 мин. Приветствие    Фронтальная беседа по домашнему заданию­ мин.   1 ­   Ребята,   с   какой   темой   мы   познакомились   на   прошлом уроке? ­   К   каким   материкам   относится   географическому положению? ­   Только   ли   из­за   ГП   мы   называем   Африку   южным материком?   Африка   по     Организация внимания, настрой учащихся на рабочий ритм, воспитание сознательной дисциплины. Подготовка   к   активному   и осознанному усвоению   нового материала. Приветствие учителя, рапорт дежурного об отсутствующих. Отвечают на вопросы: ­ На прошлом уроке мы познакомились с темой «Африка: образ материка». ­   По   географическому   положению Африка относится к Южным материкам. ­   Африка   была   когда   –   то   частью древнего южного материка. Слайд №1 Внимательно слушают учителя. II Актуализация знаний­5 мин. Учитель: ­ Сегодня мы об Африке узнаем еще больше, я вам предлагаю выполнить задание: Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют Африке: 1) наиболее влажный материк; 2) экватор проходит почти посередине; 3) омывается четырьмя океанами; 4) занимает по площади второе место; 5) расположены великие разломы; Учащиеся   слушают   и   осмысливают задание. Выбирают   правильные   характеристики Африки. Осуществление оперативного контроля     знаниями учащихся.   за   3 6) самый большой по площади материк; 7) самый жаркий материк; 8) расположена самая длинная горная цепь на суше; 9)  материк пересекается двумя тропиками; 10) в рельефе преобладают равнины. Учитель: ­ Какие   характеристики Африки вызвали затруднения при ответе?  ­ По каким характеристикам было мнение спорное?  ­ Значит, с какой темой урока мы должны будем сегодня познакомиться? вызвали   Ответы учащихся: такие   Затруднения   ­ характеристики,   как   –   расположены великие разломы, в рельефе преобладают равнины. ­   По   этим   же   характеристикам   было мнение спорное. ­     Мы   должны   будем   познакомиться   с темой урока «Рельеф Африки». Ребята, я вам сегодня подготовила к уроку видеофрагмент, я его долго искала и, надеюсь,  он вам очень понравится. Слушают   друг   друга, корректируют знания.   поправляют, Видеофрагмент.  Приложение №2 Внимательно   смотрят   видеофрагмент, который   помогает   осознать   красоту   и неповторимость континента.  III Изучение и усвоение нового материала­ 12 мин. 1) Вступительное слово учителя по новой теме. Об   Африке   говорить   можно   очень   много,   но   цели сегодняшнего урока следующие: Приложение №3 Учитель:  ­ Ребята, пункт 1 плана, мы уже выполнили, вспомнив характеристику континента.  ­ Рассказ учителя по новой теме. Разнообразие природы Африки связано не только с ее ГП, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка. О   том,   как     шло   формирование   континента,   давайте послушаем   ребят,   которые   подготовили   проект   на   тему   – «Африка – часть древнего материка».   ­  Работа   группы.  Сообщения   участников   группы   – представление   проекта   «Африка   –   часть   древнего материка»:   слушают Слайд №2 – Цели урока Внимательно осмысливают цели урока. Самостоятельно   знакомятся   с   планом урока и приступают к его выполнению.  Слайд №3 – План урока   учителя, Презентация Установление уровня готовности   учащихся   к изучению нового материала.   Актуализация   субъектного опыта учащихся.   форма способствует Нестандартная вступления   возникновению познавательной мотивации. Развитие   непроизвольного внимания. Формирование  целенаправленного характера учебной деятельности. Концентрация внимания.  Обеспечение  восприятия и осознания  нового материала. Презентация усиливает  восприятие существенных  сторон изучаемого  4 1. О Гондване. 2. Сравнительное   положение   южных   материков   по отношению   к   Африке   в   начальную   фазу   раскола Пангеи и в настоящее время (Схема Гондваны).       ­   Работа   с   картами   «Строение   земной   коры»   и Учитель: ­ Спасибо ребята, молодцы. А мы изучаем рельеф дальше, слушаем  учителя,  работаем с учебником, картами атласа. Вспоминаем то, что вам уже знакомо.   «Физическая карта Африки»:               ­ Вспомните, почему изучение компонентов природы начинается с рельефа.              ­ Назовите основные формы рельефа.             ­ По картам атласа определите, какие формы рельефа преобладают на территории материка.             ­ Назовите особенности рельефа Африки. Приведите пример   взаимосвязи   крупной   формы   рельефа   материка   со строением земной коры. ­ Объясните преобладание равнин на материке. ­ Какие горы есть в Африке? ­ Почему на севере материка горы складчатые, а на востоке вулканические и глыбовые? ­   На   какие   две   части   можно   разделить   Африку   по преобладающим высотам? ­ Какими   полезными  ископаемыми   богата  Северная часть Африки, а какими ­  Южная? ­ С чем связано такое различие в составе полезных ископаемых? Учитель:  ­   И   так,   давайте   установим   взаимосвязь   и взаимозависимость между тектоническим строением земной коры и особенностями рельефа Африки.  Таким образом, анализ физической карты Африки и карты «Строение   земной   коры»   позволяет   сделать   следующие выводы об особенностях ее рельефа, а поможет нам при этом задание, которое называется ­    Закончи предложения: Слайд № 4­ №7 Сообщения   участников   группы   – представление проекта «Африка – часть древнего материка».  Слушают выступление группы учащихся с представлением проекта.        Слушают учителя. Отвечают на вопросы: ­ Рельеф оказывает влияние на все другие компоненты   природы;   от   него   зависят климат, внутренние воды. ­Основными формами рельефа являются горы, равнины. ­   На   территории   Африки   расположено больше равнин. ­Преобладание   равнин   объясняется   тем, что   в   основании   материка   лежит платформа.   ­ Африку можно разделить на две части – Северная   и   Западная   Африка   – равнинная,   а   Восточная   и   Южная   – горная. ­   Северная   Африка   богата   полезными осадочного ископаемыми происхождения, – магматического происхождения.   Южная     а   Слушают учителя. Отвечают   на   вопросы   учителя, дополняют, поправляют друг друга. Работают   с   учебником   и   картами материала. Развитие речи, расширение  кругозора. Активизация познавательной  мотивации. Обучение учащихся  собственной деятельности по изучению нового материала  (самостоятельность и  осознанность) Развитие оперативной  памяти, произвольного  внимания. Работа с учебником, картами атласа формирует навыки  самостоятельной работы,  активизирует мыслительную  деятельность. Этот момент урока  способствует развитию  умения учащихся  устанавливать причинно­  следственные связи, делать  сравнения. 5 ­ В основании материка лежит …, на которой расположены ….. . ­ Складчатым областям соответствуют ….. .  ­ Рельеф Африки разнообразен, это ­ …., …., …, …, …. . ­ На материке преобладают ….  . ­ Горы расположены в основном на ....  Учащиеся   подводятся   к   идее,   что   земная   кора   все время изменяется, на определенном этапе образуются платформы,   дальнейшее формирование различных форм рельефа.   потом   происходит                Ярким примером этого развития является рельеф Африки.            Учитель:   ­ Ребята, вы молодцы! Сумели сделать выводы, хорошо поработали  с книгой, атласом.  Была представлена интересная  презентация. А сейчас переходим к следующему пункту нашего плана. Что у нас по плану? Вам предлагается деловая игра «Туристическая фирма». Цель   игры:  ­   Подготовка   буклетов   об   отдельных   частях материка,       чтобы   завлечь   туристов   в   Африку,   и   чтобы туристы получили информацию о данных районах. Инструкция – 1) работаем в группах; 2) Вы должны выбрать характеристики части материка из конвертов. 3) Вам предлагаются в помощь карточки, когда группа готова,   руководитель   поднимает   карточку:   зеленая карточка   –   предварительная   проверка,   красная карточка – буклет готов. 4) Пользуйтесь любым материалом. 5) Соблюдаем тишину, не мешаем другим. атласа. Работают   с   предложенным   заданием «Закончи предложения…» Слайд №8 Проверьте свои знания: ­   В   основании   материка   лежит платформа,   на   которой   расположены равнины. ­   Складчатым   областям   соответствуют горы .  ­   Рельеф   Африки   разнообразен,   это   ­ равнины,   низменности, возвышенности, горы. ­ На материке преобладают равнины. ­   Горы   расположены   в   основном   на окраинах  материка.   плоскогорья, Слушают, осознают задание. Включаются   «Туристическая фирма в   деловую   игру Первичное осознание,  обобщение и систематизация  нового материала.  Словарная работа –  проверка глубины понимания и устранение пробелов в  усвоении учебного  материала. Игровой момент  стимулирует познавательную активность, интерес к  изучаемому материалу. Развитие способности  применять знания на  практике. Формирование осознанного,  субъектного отношения к  изучаемому. 6 Итак, подготовьтесь к работе в группах.  Составление буклетов об отдельных частях материка – работа в группах.  План описания учебника – стр.311 I гр.  –   Атласские горы II гр. –   Эфиопское нагорье III гр. –  Драконовы горы IV гр. ­  Рувензори. V гр. –    Восточно­Африканское плоскогорье План: 1)В какой части материка расположена форма рельефа? 2)В каком направлении тянется? 3)Каковы размеры? 4)Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты? 5)А это вы знаете?      Учитель контролирует и координирует работу групп. Учитель: Когда   все   карточки   подняли,   т.   е.   группы   готовы   к ответу, займите свои места. Заслушать выступления  групп – реклама туристической фирмы маршрутов по Африке . Беседа: ­ Если бы вам представилась возможность путешествия, какую часть Африки вы посетили бы и почему?              ­ Какое место на изученном материке сейчас больше всего соответствует вашему настроению? Учитель:       ­  Ребята,  для   того,  чтобы  определить,   как  вы  усвоили IV.  Закрепление  материала.  Выработка  умений и  навыков –  23мин. Воспитание ответственности, умения радоваться успехам  товарищей  Выработка умений  оперировать полученными  знаниями, решать  практические и  теоретические задания. Закрепление знаний в  нестандартной ситуации. Воспитание  дисциплинированности,  товарищества,  взаимовыручки. Оказание  дифференцированной  помощи, обеспечение  контроля и самоконтроля. Развитие речи, памяти,  воображения, умения  слушать Развитие умения  воспроизводить основные  идеи учебного материала. 7 Приступают   к   работе   с   сигнальными карточками. Слушают   выступления   ребят   из   других групп. Дополняют ответы товарищей. Высказывают свое мнение. Ответы учащихся на вопросы: ­  Я   бы   посетил   Северную   Африку,   т.к. там   хороший   климат   для   отдыха, расположены интересные страны. ­   Я   бы   побывала   на   юге   материка,   где материал, вам предлагаются разно ­ уровневые задания. Работать будете с теми заданиями, которые вы выберете. Учитель озвучивает инструкцию Драконовы   горы,   т.   к.   там   очень разнообразная природа. РАЗНО ­ УРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ.     1 уровень: ­ Как называется плита, на которой расположен материк? ­ Что еще  лежит на плите, кроме материка? ­ Перечислите основные тектонические структуры  на территории Африки. 2 уровень: ­   Объясните,   какие   процессы   происходят   при   столкновении   и раздвижении плит? ­   Подтвердите   правильность   утверждения   –   Африка­   материк равнин. ­   Сравните   влияние   внешних   и   внутренних   процессов   на формирование рельефа Африки. 3 уровень: ­ Представьте и объясните, что произойдет с ГП Африки через многие тысячи лет. ­ Сделайте вывод  о влиянии тектонического строения Африки на ее  рельеф. После окончания работы, ребята, вы можете взять задания домой и поработать над всеми. Учитель:  ­ Ребята, а сейчас, мы должны проверить, как вы усвоили новый материал. Вам предлагается выполнить тест   ­  « Рельеф Африки». Приложение №2 Проверка выполнения заданий: Ребята, задания 1 уровня кто выбрал? ­1  уровень на экран; ­ 2 и 3 уровень заслушать ответы. Слайд № 9 Ответы   на   вопросы   заданий   1 уровня:   на   которой   расположена 1.Плита, Африка,  называется Африканская. 2.Кроме материка  на плите  лежат  ложа Атлантического и Индийского океанов. 3.Основные   тектонические   структуры: Африкано   ­Аравийская   платформа   и области   древнейшей   и   древней складчатости.  Внимательно   знакомятся   с   тестом, приступают к выполнению задания. Слайд №10 Создание ситуации успеха  при использовании  разнообразных форм  закрепления материала. Формирование  самостоятельности.  Включение новых знаний в  систему изученного  материала. Работа   с   тестами   позволяет осуществить   оперативный контроль   знаний,   умений, навыков   учащихся   по   новой теме, помогает сделать вывод 8 Бланк ответов прилагается к тесту. Приложение  №5 – ТЕСТ V. Подведение итогов   урока ­2 мин. .  Что нового вы узнали и чему научились на уроке?  Что понравилось на уроке?  А кто понравился?  Что запомнилось?  Какое задание хотелось бы сделать еще раз?  Учитель   благодарит   всех   за   работу,   поощряет активных учащихся за грамотные и правильные ответы на уроке. Выставление в журнал оценок за урок.        VI.   Домашнее задание   ­   1 мин. Учитель предлагает записать в дневники домашнее задание. Конкретизирует  его, добивается,  чтобы оно было понято всеми учащимися.  § 25 (Ответить на вопросы в конце параграфа) Самостоятельная работа на контурных картах  ­  отметить (подписать) основные формы рельефа и полезные  ископаемые.                                                                            Активно   включаются   в   беседу, высказывают   свои   мнения,   отношения   к уроку: ­   Мы   узнали   очень   много   интересного материала,   когда   работали   в   группах   и составляли буклеты. ­ Больше всего запомнилось выступление ребят,   подготовивших   презентацию «Африка – часть Гондваны». ­   Я   бы   выполнил   еще   раз   рано   – уровневые задания. Записывают   домашнее   задание   в дневники, задают уточняющие вопросы. Слайд №11 об   уровне   осознанности   и прочности   знаний   по   теме, оценить всех учащихся. работу       Развитие   умений   делать выводы, объективно оценивать уровень достигнутых     целей   урока, работу товарищей.   Мотивирование   домашнего задания, создание атмосферы доброжелательности, уверенности в успешном его выполнении всеми учащимися.   9 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 РАЗНО ­ УРОВНЕВЫЕ  ЗАДАНИЯ.     1 уровень: ­ Как называется плита, на которой расположен материк? ­ Что еще  лежит на плите, кроме материка? ­ Перечислите основные тектонические структуры  на территории Африки. 2 уровень: ­ Объясните, какие процессы происходят при столкновении и раздвижении плит? ­ Подтвердите правильность утверждения – Африка­ материк равнин. 10 ­ Сравните влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа Африки. 3 уровень: ­ Представьте и объясните, что произойдет с ГП Африки через многие тысячи лет. ­ Сделайте вывод  о влиянии тектонического строения Африки на ее  рельеф.                           ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Тест 1. Выбери форму рельефа, которая находится на платформе:                                                      1. Складчатые горы.                                                      2. Старые горы.                                                      3. Равнины. 2.  Выдели главную причину частых землетрясений в Восточной Африке:                     1. Здесь в основании лежит платформа.                     2. Здесь преобладают горные формы рельефа.                     3. Здесь много магматических горных пород.                     4. Здесь проходит крупный разлом в земной коре. 3. В Африке находится сильно приподнятый и раздробленный сдвигами земной коры участок, здесь находятся самые высокие вершины материка, потухшие и действующие вулканы:            1. Эфиопское нагорье.                         3. Восточно – Африканское плоскогорье.            2. Капские горы.                                   4. Мадагаскар. 4. По рельефу Африка является:                                     1. Самым высоким материком Земли.                                      2. Здесь преобладают равнины высотой от 200 до 1000 метров.                                       3.  Здесь находятся обширные низменности.                                      4. Здесь совсем нет гор. 11 5. Эти горы образовались на стыке  литосферных  плит:                    1. Капские горы.                         3. Драконовы горы.                     2. Атлас.                                      4. Эфиопское нагорье. Бланк для ответов № вопроса 1 2 3 4 5 Номера ответов 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 4 4 4 4 ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Этапы урока Цель организационного этапа  ­ воспитание культуры учебного труда. Этот учебно­воспитательный момент прошел быстро, так как класс традиционно готовится до урока. 12 Этап актуализации   опорных знаний –  актуализация субъектного опыта – некоторые характеристики Африки знают, некоторые нет, цель актуализации их выравнить, присутствовала наглядность ­ характеристики напечатаны и на карте, затруднения вызвали те­то, данный этап позволил осуществить оперативный контроль за знаниями учащихся, установить уровень готовности к изучению нового материала. Просмотр видеофрагмента об Африке способствовал развитию непроизвольного внимания, возникновению познавательной мотивации.  Главный этап урока   – этап изучения и усвоения нового материала. Знакомство с целями и планом урока формировало  целенаправленный характер учебной деятельности, концентрировало внимание на главных вопросах урока.  Представление проекта «  Африка ­ часть древнего материка» и его презентация, подготовленная группой учащихся, усилили  восприятие существенных сторон изучаемого материала, помогли развитию речи и расширению кругозора. Далее ребята слушали учителя, отвечали на вопросы, работали с картами атласа, что формировало навыки самостоятельной работы,  активизировало мыслительную деятельность. Этот этап урока способствовал развитию умения учащихся устанавливать причинно –  следственные связи, делать сравнения. Работа с предложенным заданием «Закончи предложения …» позволила сделать обобщение и систематизировать новый материал,  устранить пробелы  в изучении нового материала Содержание учебного материала и методы обучения предполагали индивидуальную и  групповую форму организации познавательной деятельности, так как глубина освоения материала, самостоятельный поиск решения зависят от того, как будет участвовать в работе каждый и наоборот: от вклада каждого в решение проблемы зависит глубина и осознанность усвоения учебного материала.  Работа в группах­ ребятам была предложена  деловая игра «Туристическая фирма». Цель игры – подготовка буклетов об отдельных частях материка, чтобы завлечь туристов в Африку и чтобы они получили информацию о данных районах. Инструкция: 1) работаем в группах; 2)Вы должны выбрать характеристики части материка из конвертов. 3)Вам   предлагаются   в   помощь   карточки,   когда   группа   готова,   руководитель   поднимает   карточку:   зеленая   карточка   – предварительная проверка, красная карточка – буклет готов. 13 4)Пользуйтесь любым материалом. 5) Соблюдаем тишину, не мешаем другим. Итак, подготовьтесь к работе в группах.  Игровой   момент   стимулирует   познавательную   активность,   развивает   способности   применять   знания   на   практике,   формирует осознанное,   субъектное   отношение   к   изучаемому   материалу,   воспитывает   ответственность,   умение   радоваться   успехам   товарищей. Осуществлялось развитие речи, памяти, воображения.  Учитель оказывал дифференцированную помощь группам, обеспечивал контроль за выполнением задания.   Знания закреплялись в нестандартной ситуации. Для создания ситуации успеха использовались разнообразные формы закрепления материала:  разно­уровневые задания.  Учащиеся работали с теми заданиями, которые выбрали сами. Первый уровень базовый, дети его должны усвоить все, поэтому ответы на него были отражены на слайде.  Работа с тестами позволила осуществить оперативный контроль знаний, умений, навыков учащихся по новой теме, помогла сделать вывод об уровне осознанности и прочности знаний по теме, оценить работу всех учащихся. Реализация этого учебного момента показала, что он работал на конечный результат урока: все активно выполняли задания.  Этап   подведения   итогов   урока  ­   традиционный   момент   ­   помогает   закрепить   материал,  дисциплинирует   учеников,   развивает монологическую   речь   и   умение   делать   выводы   об  уровне   осознанности   и   прочности   знаний   по   теме,  объективно   оценивать   уровень достигнутых  целей урока, работу товарищей. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Учебно­воспитательная задача этого этапа ­ нацелить на осознанное выполнение домашнего задания.  Структура   урока   была   подчинена   триединой   цели   урока   и   содействовала   достижению  конечного   результата   урока.   Каждый предшествующий момент урока тесно связан с  последующим. Задачи воспитания  коллектива  данного класса осуществлялись  через создание дружеской и творческой атмосферы урока, через организацию индивидуальной и групповой форм работы. Для проведения урока «Рельеф Африки» было использовано оборудование:       14  Наглядные пособия – настенные карты «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки», атласы.  Дидактический материал – «План и цели урока», тест «Рельеф Африки», иллюстрации.  ТСО – видеофрагмент «Атлас», мультимедийный проектор.                                                                  Новые методики и технологии обучения.          Выпускники должны уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и ПРИЛОЖЕНИЕ №4 применять их в окружающей действительности, должны быть коммуникабельными, уметь работать сообща, выходить из любых конфликтных ситуаций, работать над развитием культурного уровня. Поэтому традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить, стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили   подготовить учащихся на более высоком уровне. В наше время особенно актуально личностно ­ коммуникативное обучение.  Личностно – коммуникативное обучение  по усвоению учащимися предметного содержания осуществляется на основе взаимодействия по следующим пяти линиям: ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – ученический коллектив, ученик – учебник и другие средства учебно – методического комплекса, ученик – окружающая среда, учитывая при этом, что субъектом освоения этого опыта изначально является, а не становится ученик. В процессе взаимодействия развиваются   специфические   явления:   содействие,   сопереживание,   сочувствие,   соревнование,   реализуемые   в   таких   формах,   как эмоциональный   и   интеллектуальный   контакт,   сотрудничество,   деловое   общение.   Причем   если   три   первые   линии   взаимодействия осуществляются   непосредственно   в   словесной   форме,   то   взаимодействие   по   линии   ученик   –   окружающая   среда,   ученик   –   учебник опосредовано, часто сначала неосознанно, с помощью рефлексии.  Технология личностно – коммуникативного  образования, как считают ученые – педагог В. В. Сериков и психолог И. С. Якиманская, учитывают две взаимосвязанные составляющие – обучение и учение. Якиманская  Ираида Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО. 15 В   технологии   личностно   –   ориентированного   обучения   особое   значение   придается   субъектному   опыту   жизнедеятельности, приобретенному ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и  вещей. Субъектность   личности   (индивидуальность)   проявляется   в   избирательности   к   познанию   мира   (содержанию,   виду   и   форме   его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально – личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным). Принципы  личностно – ориентированного подхода:   ­  Принцип самоактуализации  .  В каждом ребенке существует  потребность в актуализации  своих интеллектуальных,  коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. ­ Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать  индивидуальные  особенности ребенка, но и всячески  содействовать  их дальнейшему развитию, каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести свой образ. ­ Принцип субъектности.  Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который  реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей. ­  Принцип   выбора.  Без   выбора   невозможно   развитие   индивидуальности   и   субъектности,   самоактуализации   способностей     ребенка. Педагогически   целесообразно,   чтобы   учащийся   жил,   учился   и   воспитывался   в   условиях   постоянного   выбора,   обладал   субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно­воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. ­  Принцип   творчества   и   успеха.  Индивидуальная   и   коллективная   творческая   деятельность   позволяет   определять   и   развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о 16 «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я­ концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». ­ Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ­ ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. С позиции учения в данной педагогической технологии выделяются следующие компоненты:                 1.  Цель,   ориентирующая   ученика   на   различные   действия   по   усвоению   содержания   курса   географии.   Обязательным   условием целеполагания является закладывание в него субъективного опыта учащегося. 2. Мотивация как совокупность различных побудителей к совершению действия. Для формирования мотивации у школьников учитель моделирует учебную ситуацию. Для учащихся главным является осознание того, для чего необходимо изучать данный материал. 3. Учебная ситуация, создаваемая в различных формах, при создании которой учитель опирается на социальный опыт школьников.                  4. Особую группу составляют задачи, связанные с  рефлексией, направленной на осознание, осмысление значимости собственных действий,   поэтому   учитель   обращает   внимание   на   их   планирование,   осознанное   применение   учащимися.   Различают   предметную, процессуальную, личностную рефлексию. Предметная рефлексия направлена на осмысление предметных оснований задачи. Процессуальная мыслительная деятельность по поводу решения учебной задачи. Личностная рефлексия – обращение мыслей ученика на себя, свой внутренний мир, психическое состояние, личностные качества. Рефлексивное управление призвано помочь в разработке комплекса мер, обеспечивающих успешное усвоение материала курса. 5.   Необходимым   компонентом   данной   технологии   является  оценка,   переходящая   в   самооценку.   В   этот   процесс   включаются   как эмоционально волевые, так и рациональные действия, связанные с предпочтением и выбором. Особое   место   отводится   уроку   –   главной   форме   обучения.   Урок   направлен   на   развитие   личности,   воспитание   географической культуры. Применяя новые педагогические технологии на уроках, все более убеждаешься, что процесс обучения географии можно 17 рассматривать   с   новой   точки   зрения   и   осваивать   психологические   механизмы   формирования   личности,   добиваясь   все   более качественных результатов.  Приложение  ­ презентация к 3 этапу урока     18 19

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки

Урок Рельеф Африки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017