Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол
Оценка 5

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
7 кл
11.04.2018
Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол
Цели и задачи: познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени; объяснять причины церковной реформы; характеризовать социальную базу и значение Раскола. Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: протопоп, Раскол, старообрядчество; анализировать позицию Русской православной церкви в XVII в.; описывать последствия церковной реформы, оценивать ее достоинства и недостатки; характеризовать позицию протопопа Аввакума и патриарха Никона; объяснять, почему в XVII в. светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной; описывать основные идеи старообрядцев; изучать а систематизировать
православная церковь.docx
Урок истории в 7  классе: Тема: «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол» Учебник для общеобразовательных организаций: «История России. 7 класс», под редакцией А.В.Торкунова. (Москва «Просвещение», 2016 год) Пигарева Елена Владиславна На изучение данной темы выделяется 1 час. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА  ПО ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ Тема: Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. Тип урока: урок «открытия нового знания» Цель:  сформировать у обучающихся представление о характере, динамике развития взаимоотношений власти и церкви в  условиях формирования самодержавной власти; раскрыть сущность и последствия церковной реформы Никона;  познакомить с выдающейся исторической личностью, основоположником старообрядческого раскола, оригинальным  литератором XVII века протопопом Аввакумом. Формируемые УУД: Личностные ­ независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели. Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять  цель учебной деятельности; ­ продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства  достижения цели, а также искать их самостоятельно; Пигарева Елена Владиславна ­ составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей; ­ в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока; ­ совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения; ­ совокупность умений по работе с информацией. Коммуникативные ­ совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие  в классе; ­ отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; ­ в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; ­ учиться  критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и  корректировать его (если оно таково); ­ понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; ­ уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с  участниками иных позиций. Основные понятия: протопоп, раскол, старообрядчество Ресурсы: Основные – учебник, рабочие тетради; Дополнительные: в сети Интернерт:  https://www.youtube.com/ (отрывок из худ.фильма «Раскол»  «двуперстие или  троеперстие») https://www.youtube.com (отрывок их худ.фильма «Раскол», сцена «суд над протопопом Аввакумом») Этап урока Деятельность  урока Деятельность  учащихся 1.Мотивация Цель этапа: включение учащихся в учебную  деятельность Приветствие  учащихся,  создаёт  эмоциональный  настрой на урок Настраиваются  на работу,  концентрируют  внимание Задания, которые приведут к  достижению запланированных  результатов Пигарева Елена Владиславна Планируемые результаты обучения (на уровне  УУД) ­ самоопределение (Л); ­ смыслообразование (Л); ­ целеполагание (П); ­ планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками (К) Пигарева Елена Владиславна Предлагает  выступить  учащимся с  домашним  заданием Выступают с  выполненными  домашними  заданиями 2.Актуализация  знаний  Цель этапа:  актуализация знаний,  обсуждение  незнакомой ситуации Стадия вызова 3.Выявление места и  причины затруднения Цель этапа: осознание  учащимися того, в чём именно состоит  недостаточность их  знаний, умений Наводящими  вопросами  помогает  учащимся  выявить место  и причину  затруднения Соотносят свои  знания,  фиксируют,  каких знаний  недостаёт для  конечных  знаний урока Пигарева Елена Владиславна Просмотр видеофрагмента  из художественного фильма  «Раскол» 1 мин. 30 сек. О чём спорят героини из  фильма? А почему возникла такая  ситуация? О каком патриархе идёт речь  в разговоре? Героиня фильма упомянула о  греческой стороне и  староотеческих традициях  христианской веры. Считаете ли вы этот вопрос  принципиальным?  Перед вами перечень вопросов.  Сможете ли вы в данный  момент ответить на них в  полном объёме? В чём отличия греческой веры и старообрядческих  традиций? ­анализ, сравнение,  обобщение (П); ­ осознанное и  произвольное построение речевого высказывания  (П); ­ выполнение пробного  учебного действия (Р); ­ фиксированные  индивидуальные  затруднения в пробном  действии (Р); ­ выражение своих  мыслей о достаточной  полнотой  и точностью  (К); ­аргументация своего  мнения и позиция в  коммуникации (К). ­ анализ, сравнение,  обобщение (П); ­ постановка и  формулирование  проблемы (П); ­ выражение своих  мыслей с достаточной 4.Построение проекта  выхода из затруднения Цель этапа:  постановка целей  урока, определение  плана действия Стадия осмысления Организует  поисковую  работу  обучающихся  (постановка  цели урока и  плана действия) Формулирует  цель урока и его тему;  определяются с  планом  действий  по  достижению  цели урока Почему вопросы церкви  решались на государственном  уровне? Известны ли вам имена  Никон и Аввакум? Почему  произошёл церковный раскол между верующими? К чему привела борьба   раскольников за старую веру? Кого называют  старообрядцами? И есть ли  они в наше время? Почему вы не смогли ответить  на некоторые вопросы?   Давайте сформулируем цель и  тему нашего урока.  Какие вопросы на ваш взгляд  нам надо рассмотреть, чтобы  реализовать цель и задачи  урока? О каких личностях узнать? Пигарева Елена Владиславна полнотой и точностью  (К); ­ аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации (К); ­ учёт разных мнений (К). ­ самоопределение (Л); ­ смыслообразование (Л); ­ анализ, обобщение (П); ­ самостоятельное  выделение и  формулирование  познавательной цели (П); ­ планирование (П); ­ осознанное и  произвольное построение речевого высказывания  (П); ­ волевая саморегуляция  в ситуации затруднения  (Р); ­ ­выражение своих Пигарева Елена Владиславна мыслей с достаточной  полнотой и точностью  (К);  ­ аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации (К); ­ учёт разных мнений (К); ­ планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками (К) ­ смыслообразование(Л); ­ познавательная  инициатива (Р); ­ поиск необходимой  информации (П); ­ осознанное и  произвольное построение речевого высказывания  (П); ­ осознание  ответственности за  общее дело (Л); ­ выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой и точностью  (К). Отвечают на  вопросы  учителя 5.Реализация  построенного проекта  Цель этапа:  построение  учащимися нового  знания и  формирование умений его применять при  достижении цели Организует   фронтальный  опрос, работу в  парах по  решению задач,  соотнесение  учащимися  своих действий  с  поставленными  задачами Рассказ учителя «Церковь  после Смуты» Почему значение и роль  Русской православной церкви в политической жизни России  возросли при патриархе  Филарете? Каков результат  государственной  деятельности патриарха  Филарета? Какие вопросы остались  нерешёнными в годы его  патриаршества? Почему? Запишите в тетрадь  хронологическую  последовательность Пигарева Елена Владиславна патриархов,  рассматриваемого периода Работают в  парах,  проговаривают  ответы на  вопросы  Самостоятельная работа с  учебником п.24 пп.2­3.  «Реформа патриарха Никона»,  «Усиление разногласий между  церковной и светской властью» Работая в парах, запишите  ответы на вопросы:  В чём заключались  противоречия в церковной  жизни? (вспомните  фрагмент в самом начале  урока) Когда и кем была проведена  реформа? В чём её суть? К  чему привела церковная  реформа? Какова роль Церковного  собора в проведении  реформы? Что он  предложил? В чём вы видите причины  ссоры Алексея Михайловича с  Никоном? Пигарева Елена Владиславна Отвечают на  вопросы  учителя, делают выводы Сообщение  обучающегося  (протопоп  Аввакум) Рассказ учителя «Церковный  собор 1666­1667гг» Почему Церковный собор  осудил патриарха Никона? Почему патриархи Филарет и Никон, поставив задачу  усиления роли церкви в  государственных делах,  добились разных  результатов? Кого стали называли  старообрядцами? К чему привела реформа  патриарха Никона и собор  1666­1667 гг.? Почему протопоп Аввакум  резко отрицательно  воспринял реформы  патриарха Никона? Просмотр видеофрагмента  «Суд над Аввакумом» 2 мин. В чём Церковный собор  обвинял протопопа Аввукума? 6.Первичное  закрепление с  проговариванием во  внешней речи Цель этапа: усвоение  учащимися знаний  Организует  опрос, при  необходимости  уточняет факты Отвечают на  вопросы,  проговаривают  вслух выводы Пигарева Елена Владиславна В чём Аввакум обвинял собор? Чтение документа с.80 из  «Книги толкований»  протопопа Аввакума Ответы на вопросы с.80 Ответы на вопросы 3 этапа  урока. В чём отличия греческой веры и старообрядческих  традиций? Почему вопросы церкви  решались на государственном  уровне? Известны ли вам имена  Никон и Аввакум? Что вы о  них знаете? Почему  произошёл церковный раскол между верующими? К чему привела борьба   раскольников за старую веру? Кого называют  старообрядцами? И есть ли  они в наше время? Читаем в учебнике «подведём итоги» с.79 ­ осознанное и  произвольное построение речевого высказывания  (П); ­ формулирование и  аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации (К); ­ учёт разных мнений,  координирование в  сотрудничестве разных  позиций (К); ­ достижение  договорённостей и  согласование общего  решения (К); ­ осознание  ответственности за  общее дело (Л) 7.Самостоятельная  работа  Цель этапа:  обеспечение усвоение  материала Организует  самостоятельно е выполнение  учащимися  заданий по теме Учатся  самостоятельно  демонстрироват ь полученные  знания На какие вопросы вы не  получили ответ? На с.80 «вопросы и задания для работы с текстом параграфа»  ответьте на вопросы 1 ряд: 1­2 вопрос 2 ряд: 3­4 вопрос 3 ряд: 5­6 вопрос 8.Рефлексия учебной  деятельности на уроке Цель этапа:  самооценка  учащимися  результатов своей  учебной деятельности Стадия рефлексии Организует  беседу с  учащимися,  связывая  результаты  урока с его  целями;  инструктирует  по поводу  выполнения  домашнего  задания Формулируют  основные  понятия;  соотносят цель  и результаты  своей учебной  деятельности Какова была тема урока? Какую цель ставили? Что нового узнали? Какие вопросы ещё не  получили ответа?  Какой вопрос хотели бы  изучить подробнее? Почему? Д\З п.24 с.75­80, раздел  «Думаем, сравниваем,  размышляем» (на выбор не  менее двух заданий) Пигарева Елена Владиславна ­ выполнение заданий  (П); ­ контроль (Р); ­ коррекция (Р); ­ оценка (Р); ­ выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой и точностью  (К); ­ использование  критериев для  обоснования своего  суждения (К) ­ рефлексия способов и  условий действия (П); ­ контроль и  оценка  процесса и результатов  деятельности (П); ­ адекватная оценка  учебной деятельности; ­ формулирование и  аргументация своего  мнения, учёт разных  мнений (К). Пигарева Елена Владиславна

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Урок. Русская православная церковь в XVII в.  Реформа патриарха Никона и Раскол
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018