Конспект урока по русскому языку.Цели для учителя
Образовательные:
показать условия выбора согласной з и с на конце приставок; отрабатывать навыки морфемного разбора.
Развивающие:
создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе.
Урок: русский язык
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Дата проведения урока:
Класс: 5
Цели для ученика
Цели для учителя
Обучающие:
усвоить правило написания з и с на конце приставок; уметь правильно вычленять
приставки;
совершенствовать навыки морфемного разбора слова;
совершенствовать орфографические навыки.
Развивающие:
развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный
интерес у обучающихся; учиться работать с источниками (словарь).
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к слову; формировать навыки работы в
коллективе.
Образовательные:
показать условия выбора согласной з и с на конце приставок; отрабатывать навыки
морфемного разбора.
Развивающие:
создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи
учащихся, мышления.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе.
Тип урока
Комбинированный
Опорные понятия, термины
Приставка
Морфемы
Звонкие и глухие согласные
Беглые гласные
Лексическое значение слова
Формы контроля:
Фронтальный опрос
Тест
Форма урока
Традиционная
Новые понятия
Буквы з и с на конце приставок
Домашнее задание
§ 83, упр. 441,442
1Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Мотивация
5 минут
Включение в деловой ритм.
Устное сообщение учителя.
Подготовка к работе.
Учащиеся настраиваются на
коллективную работу.
Используемые
методы, приемы,
формы
Словесная форма.
II. Актуализация
знаний
6 минут
Проверка домашнего задания.
(Ответ на каждый вопрос
проиллюстрировать
примерами из домашнего
задания.)
(Приложение 1)
Отвечают на вопросы.
Фронтальная
проверка.
Результат
взаимодействия
(сотрудничества)
Психологический
настрой учителя и
учащихся.
Отработка
правописания
приставок
Формируемые УУД
Личностные:
умение настроиться на
совместную работу с учителем
и сверстниками; мобилизация
мыслительной деятельности;
регулятивные:
умение создать условия для
целеполагания;
коммуникативные:
умение слушать; осуществлять
речевой контроль.
Личностные: самопроверка,
оценивание своего ответа;
познавательные:
анализ объектов с
целью выделения признаков;
регулятивные: умение
создать условия для
целеполагания и планирования
действий.
2III. Изучение нового.
15 минут
1Постановка задачи для
учащихся.
2. Беседа.
3.Корректировка выполнения
задания.
(Приложение 2)
1. Учащиеся проводят наблюдение
над теоретическим материалом
учебника (83, стр.29).
Делают вывод.
2. Отвечают на вопросы учителя.
Работают со словарём.
3.Выполнение упражнения №437
комментированное письмо.
Коллективная и
групповая работа.
Беседа.
Практический метод.
IV.
Лингвофизкультмин
утка.
Объясняет задание.
(Приложение 3)
Выполняют упражнения.
Игровой приём.
Здоровьесберегающая
технология.
3 минуты
V. Актуализация
новых знаний.
11 минут
Объясняет задание.
Организует деятельность по
применению новых знаний.
(Приложение 4, 5)
Выполняют самостоятельную
работу (упр.438, 439)
Решают тестовые задания.
Самостоятельная
работа
Вырабатывать
уважительное
отношение друг к
другу при
коллективной и
групповой работе.
Личностные:
умение обобщать полученный
материал и делать вывод;
регулятивные:
поиск и выделение
необходимой информации,
умение строить речевое
высказывание,
коммуникативные:
формулирование понятного
для другого высказывания,
умение строить речевое
высказывание.
Отработка
правописания букв
з и с на конце
приставок.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
умение структурировать
знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия;
коммуникативные:
умение осознанно и
произвольно строить речевое
3VI. Рефлесно
оценочный этап.
3 минуты
VII. Домашнее
задание
2 минуты
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия.
Беседа.
Объясняет домашнее задание.
Слушают и записывают задание в
дневник.
высказывание; речевое
взаимодействие со
сверстниками, учителем.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли, слушать
и слышать других;
познавательные:
рефлексия;
личностные:
самосовершенствование.
Умение оценивать
себя.
Умение оценивать
результат учебной
деятельности.
4Приложение 1
Фронтальный опрос
В чём особенности правописания гласных и согласных в приставках (кроме приставок на з, с и приставок пре и
при)?
Как проверить правописание таких приставок?
Какие приставки имеют варианты?
Изменяется ли значение приставок в зависимости от вариантов морфем (над (надо), под (подо), с (со) и т. д.)?
Приложение 2
Упражнение №437.
Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с (см. образец в предыдущем
правиле).
Бе..белезненный, бе..платный, бе..козырка, во..наградить, во..петь (подвиг), в..махнуть, в..крикнуть, ни..вергаться (с
высоты), и..гибаться, и..портить.
Приложение 3
Лингвофизминутка
Каждому слову соответствует определённое движение.
Слова для лингвофизминутки:
Бескрайний, бессознательный, безвкусный, исцарапать, бесхарактерный, здание, здоровье, расписаться,
разбежаться, здесь, истратить, безграничный.
Движения:
слова с приставкой на с – ножками потопали;
слова с приставкой на з – ручками похлопали;
без приставки (в этих словах з входит в корень) – поднять руки вверх и потянуться.
Приложение 4
Упражнение №438.
Запишите слова с приставками на з / с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.
Бе…шумный, , бе…численный, (с,з)давать, ра…чертить, ра...щедриться, бе..чувственный, ра…шевелить,
(с,з)жимать, ра…жимать, бе...жизненный, ра…щелина, бе..вкусный.
Упражнение №439.
Запишите 7 8 слов с буквами з и с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. какими
частями речи являются записанные вами слова?
Приложение 5
Задание
Решить тест
Тест по теме «Буквы з и с на конце приставок »
1. В каком слове пропущена буква З?
1) и..бавиться
3) ..ведения
2) ра..править
4) в..крикнуть
2. В каком слове пропущена буква С?
1) ра..давать
3) ра..пилить
2)ра..бить
4) ра..винтить
3. В каком слове пропущена буква З?
1) ра..жечь
2) в..крик3) ра..чистить
4) в..хлипнуть
4. В каком слове пропущена буква С?
1) ра..грести
2) и..зябнуть
4) ра..таять
3) ра..делать
5. В каком слове пропущена буква З?
1) ра..сердить
3) ра..писание
2 )чре..мерный
4) ..писать
6