Урок русского-родственные слова
Оценка 4.7

Урок русского-родственные слова

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
12.09.2018
Урок русского-родственные слова
Публикация является частью публикации:
chto_takoe_rodstvennye_slova.docx
Открытый урок по русскому языку 2 класс  (УМК «Школа России») «Что такое родственные слова?» Разработала: учитель начальных классов Глазунова Ирина Алексеевна Открытый урок по русскому языку «Что такое родственные слова» (2 класс, УМК «Школа России») Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов;  развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Планируемые результаты: учащиеся научаться находить в тексте и образовывать  родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать  свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать. Оборудование:  учебник  русского языка для 2 класса (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий);  рабочая тетрадь;  презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,   карточки для рефлексии   Ход урока: Этапы урока Речь и деятельность учителя I.Организационн ый момент II.Актуализация  знаний.  Орфографическ ая минутка. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите  число, классная работа. Слайд № 2­3 ­ Впишите в пустые клеточки синонимы,  состоящие из такого же количества букв, что  и соответствующие им слова. Речь и деятельность учащихся Учащиеся записывают  следующие слова: Бор, беда, стужа,  желать, потемки. Л Е С Г О Р Е М О Р О З Х О Т Е Т Ь Т Е М Н О Т А ­ Итак, какие слова мы называем  синонимами?  III.Самоопредел ­ Я предлагаю вам решить грамматическую  Парахина Ирина Юрьевна Синонимы – это слова, которые произносятся  по­разному, а по  смыслу одинаковые  или очень близкие. 1 Открытый урок по русскому языку «Что такое родственные слова» (2 класс, УМК «Школа России») ение к  деятельности. задачу. Послушайте рассказ «Родня ли  Гусеница Гусю?»             (Слайд № 4) Идут по лугу гусь, гусыня и гусята.  Навстречу им ползет гусеница      – О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты  кто? – А я ваша родственница – гусеница. Петя выписал родственные слова: гусь,  гусыня, гусята, гусеница.                    Алеша сказал, что гусеница – не родственное  слово. Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала,  что она родственница, значит, родственное  слово”. ­ Ребята, кого мы называем родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть  много общего: общие родители, бабушки,  дедушки. Они часто похожи внешне. – Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? ­ Кого же можно здесь назвать  родственниками? ­ Среди слов, оказывается, тоже есть  родственники. VI.Работа по  теме урока. ­ Откройте учебники на странице 58. На  какой вопрос мы сегодня должны найти  ответ? ­ Прочитайте текст упражнения 77. ­Чем похожи выделенные слова? Что их  роднит, объединяет? ­ Прочитайте, на что нужно обратить  внимание, и скажите: верные ли мы  высказали предположения? ­ Назовите два признака родственных слов. ­ А теперь давайте вернемся к нашим  Парахина Ирина Юрьевна Тех. Кто живет  вместе, одна семья,  имеет одну фамилию. Ребята доказывают. Гуся, гусыню, гусят. Что такое  родственные слова? Читает ученик с  хорошим навыком  чтения. Предположения  учащихся Общая часть и близкое значение. Учащиеся в тетрадях  2 Открытый урок по русскому языку «Что такое родственные слова» (2 класс, УМК «Школа России») записывают слова:  гусь, гусыня, гусята ­гус Ребята по очереди  дописывают цепочку  родственных слов:  гусак, гусиный,  гуськом, гусятница,  гусятина Родственные слова,  т.к. есть общая часть и близкое значение. Да. Есть общая часть,  и эти слова близки по  значению. Общая часть – брат,  барабан, рыб. «гусям». Запишите родственные слова. ­ Какая общая часть в этих словах? – Если гусеница не родственница гусям, то  какие еще слова с общей частью гус– можно  подобрать? (слайд № 5) Вывод: какие слова записали? Почему? ­ В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова  назвать родственными? (аналогично  разбираются остальные слова) ­ Спишите: 1 ряд – 1­ю группу, 2 ряд – 2­ю  группу, 3 ряд – 3­ю группу. Выделите общую  часть родственных слов так:  Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. ­ Прослушав сказку, назовите родственные  слова. (слайд № 6) В густом зеленом ельнике жила маленькая  Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень  любопытна и часто задавала вопросы. ­ Почему,  ­ спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, ­ на твоих ветках растут шишки, а на моих  нет? ­ Не огорчайся, ­ отвечала мама. –  Подрастешь, и на твоих ветках появятся  красивые твёрдые шишечки. ­ Почему, ­ спрашивала Ёлочка у бабушки,  V.Физкультмину тка VI.Закрепление  изученного  материала Парахина Ирина Юрьевна 3 Открытый урок по русскому языку «Что такое родственные слова» (2 класс, УМК «Школа России») старой Ели, ­ к тебе в гости часто прибегают  рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? ­ И к тебе будут прилетать в гости птицы,  прибегать белки, ­ успокаивала Ёлочку  бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые  семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. ­ Итак, какие родственные слова вы  услышали в сказке? ­ Запишите эти слова в тетрадь  и выделите  общую часть знаком  ­ Какая общая часть у всех этих слов? ­ Вам даны карточки: (слайд №7) 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. ­ В каждой группе  зачеркните лишнее слово,  оставьте только родственные слова.  ­ Проверьте работу  у соседа по парте,  оцените работу с помощью наших знаков: !, +, ­. ­ Что нового узнали на уроке? ­ Какие два условия должны выполняться,  чтобы слова можно  было назвать  родственными? ­ Что общее у синонимов и родственных  слов? Выполнить упражнение 79 страница 59 Программный уровень: записать 4­5  родственных слов (слайд №8) Ёлочка, Ёлка, Ель,  ельник, еловые. Ел­ Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна,  чайка, лестница. Что такое  родственные слова. Есть общая часть и  близкое значение. Общее значение. VII.Рефлексия. VIII.Подведение итогов урока IX.Домашнее  задание Примечание №1: Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Парахина Ирина Юрьевна 4 Открытый урок по русскому языку «Что такое родственные слова» (2 класс, УМК «Школа России») Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Примечание №2 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. Парахина Ирина Юрьевна 5

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова

Урок русского-родственные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2018