Конспект урока по русскому языку
Тема. «Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Деятельностная цель:
- формирование умений реализации способов действий,
- формирование умений самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и применять полученные ранее знания в новой ситуации.
Содержательная цель:
- расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, компьютерные презентации интерактивные плакаты «Приставки», «Буквы Ы-И после приставок».
Формирование основных видов УУД (универсальных учебных действий) на уроке, соответствующих ключевым целям общего образования:
Личностные УУД: учащиеся определяют, какое значение и какой смысл имеет изучение данной конкретной темы ( умение грамотно писать на родном языке), устанавливают связи между целью учебной деятельности на этом уроке и её мотивом.
Регулятивные УУД: умение выполнять целеполагание на уроке с помощью опорных слов на основе соотнесения известного материала (5-6 классы) и того, что ещё неизвестно (иноязычные приставки, задание ЕГЭ); умение контролировать свою деятельность путём сличения результата действия (выполнения упражнений и тестовых заданий по теме) с эталоном (выводится на экран) с целью обнаружения и исправления отклонений от него.
Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование теории в алгоритм как способ действия при решении типовых задач (аналогичных упражнений и тестов), анализ и синтез информации по теме, приведение разрозненных знаний в систему, чтобы избежать смешивания (их интерференции), рефлексия деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать, слышать, вступать в диалог на уроке, умение выражать свои мысли по теме, используя алгоритм, схему и интерактивные плакаты, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
ХОД УРОКА
№ этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1
С-1
С-2
С-3 |
Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность.
|
|
Лексико - орфоэпическая работа: Цель: развитие речи, пополнение словарного запаса обучающихся привередливый; претендент, прецедент, инцидент (если не справятся: дать толкование слов на слайде) Вывод: |
прослушивают и смотрят мультимедийное приложение об этих словах, записывают в тетрадь их значения и примеры, расставляют ударение |
|
Цель: подведение к теме урока Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:
1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный. 2. …говориться, …дешние, …дать. 3. пр…быть в город, пр…творить дверь, пр…забавный малыш. 4. пред…стория, вы…грать, раз…скать. Вывод: |
смотрят на доску, записывают в каждой цифре лишнее слово. Озвучивают ответ: 1. беЗгрешный 2. Здешние 3. прЕзабавный 4. выИграть |
|
2
С-4 |
Формулирование темы урока, цели и задач.
|
|
- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока (самостоятельно)
Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока. Запись на слайде: Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать - научиться
|
Орфограммы в приставках. Буквы ы-и после приставок.
Нам нужно вспомнить, что такое приставка, как пишутся в словах приставки и гласные после приставок, узнать формулировки задания на ЕГЭ, научиться выполнять их правильно с минимальной затратой времени. |
|
3 |
Актуализация знаний. Цель этапа: актуализация необходимых ЗУН, обобщение изученного, фиксация затруднения. |
|
С-5 |
Дифференцированная работа |
«3» - стр.93, упр.148 «4» - стр.93, упр.149 «5» - прокомментировать выполнение упр.148-149 |
С-6 |
Взаимопроверка |
|
4 С-7
С-8 |
Обобщение и систематизация. Расскажите о правописании букв Ы – И после приставок, используя слайд «Буквы Ы – И после приставок» 3. Сформулируйте алгоритм действия. (см. слайд презентации). |
1.Рассказывают о трёх группах приставок по интерактивному плакату. 2. Рассказывают о правописании букв Ы – И после приставок по интерактивному плакату. 3.Записывают алгоритм действий в «Справочник»: 1)Найди и выдели корень. 2)Найди и выдели приставку. 3)Определи, орфограмма находится в приставке или после неё. 4)Вспомни нужное правило. |
5. С-9 |
Рассредоточенная работа над пробелами, допущенными в диагностической работе (по темам «Изобразительные средства языка. В8» и «Морфемика»). Посмотрите на слайд и выполните задания: Светлая и тихая осень приходила к нам, мирно и спокойно и убирала берёзу в золотой убор. 1) выпишите из предложения все изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры).
2)выпишите слова, состоящие из: - корня и окончания,
- приставки, корня и окончания, - корня и двух суффиксов, - приставки, корня и двух суффиксов, - приставки, корня, двух суффиксов и окончания. |
осень приходила (олицетворение), светлая осень (эпитет), тихая осень (эпитет), приходила мирно (эпитет), приходила спокойно (эпитет), осень убирала (метафора), берёзу (синекдоха), убирала в убор (метафора), золотой убор (метафорический эпитет), приходила мирно (инверсия).
-золотой, светлая, тихая, берёзу, осень, нам;
- убор; - мирно; - спокойно; - приходила, убирала |
6. С-10 |
Этап рефлексии. Цель: фиксация нового знания, рефлексия учебной деятельности, самооценка деятельности. Продолжите фразы, записанные на слайде: Мы сегодня говорили о … . Я узнал (а), что … . Мне понятно, когда … . Свою работу на уроке я считаю … . |
Учащиеся высказываются.
|
10 |
Эмоциональное окончание урока. В это время на экране появляется слайд «Спасибо» и играет медленная приятная музыка. |
Дети сдают тетради. Дежурные раздают проверенные тетради.
|
11 |
Домашнее задание на выбор: 1.Составьте словарную диктовку на изученные правила (40 слов), 2. Составьте связный текст с использова- нием слов на изученное правило (не менее 3 на каждое). 3. Придумайте проверочную работу или тест на изученные на этом уроке орфограммы. |
обучающиеся делают записи в дневник: «задание в тетради» и в тетрадь переписывают задания с доски или фотографируют на мобильный телефон. |
Таблица к пункту 6 (выводится на интерактивную доску):
И |
Ы |
После русских и иноязычных приставок на гласную (в соответствии с произношением) со, по, про, до, во и др.
выиграть поистине
|
После русских приставок на согласную, в соответствии с произношением)
Под, пред, об, без, с, раз и др.
играть — подыграть июль — предыюльский идти — предыдущий инвентарь — безынвентарный итог — подытожить импровизировать — сымпровизировать индеветь — обындеветь инфаркт — предынфаркт |
После иноязычных приставок на согласную (ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-,ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- и русских приставок МЕЖ-, СВЕРХ-) |
|
межиздательский сверхизысканный дезинформация постимпрессионизм суперинтендант контригра постинфарктный дезинформация контригра суперинтендант постимпрессионизм постинфаркт трансиранский
|
В приставке ИЗ-, если она идет после другой приставки, оканчивающейся на согласную и переходит в ы:
небезызвестный сыздавна (издавна) безызвестный (известный) безысходный (исход) |
В сложных словах санинспектор спортинвентарь, спортигра, фининспектор |
|
После числительных ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ- трехимпульсный четырёхигольный
|
Использованная литература:
1. Греков В.Ф. Русский язык. 10 -11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений\ В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А Чешко. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. = 368 с.
2. Кузнецов А.Ю., Рубинская Г.П., Кузнецова Л.И. ЕГЭ. 2013. Русский язык. А 13 – А 19 (орфография). Рабочая тетрадь – М.: МЦНМО, 2013 – 72 с. Электронный вариант.
3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 10 – 11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением \ Авт. – сост. : Л.Н.Алжибаева, А.М.Гриценкова ( и др.) – М.: Планета, 2013. – 384 с. – (Современная школа).
4. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь. 10 – 11 классы \ Авт.- сост. М.М.Казбек – Казиева. – М.: ВАКО, 2013. – 272 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.