Урок русского языка, 10 класс Тема. «Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок»
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Урок русского языка, 10 класс Тема. «Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок»

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
05.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

10b_ruskonspekt.docx

Конспект урока по русскому языку  

Тема.  «Правописание  гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок»

Тип урока: урок систематизации и  обобщения знаний и умений.

Деятельностная цель:       

         -  формирование умений реализации  способов   действий,

         -  формирование умений самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и  применять полученные ранее знания в новой ситуации.

 Содержательная цель:

          - расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор,  компьютерные презентации  интерактивные плакаты «Приставки», «Буквы Ы-И после приставок».

Формирование основных видов УУД (универсальных учебных действий)  на уроке, соответствующих ключевым целям общего образования:

Личностные УУД: учащиеся определяют, какое значение и какой смысл имеет изучение данной конкретной темы ( умение грамотно писать на родном языке), устанавливают связи между целью учебной деятельности на этом уроке и её мотивом.

Регулятивные УУД: умение выполнять целеполагание на уроке с помощью опорных слов на основе соотнесения известного материала (5-6 классы) и того, что ещё неизвестно (иноязычные приставки, задание ЕГЭ); умение контролировать свою деятельность путём сличения результата действия (выполнения упражнений и тестовых заданий по теме) с эталоном (выводится на экран) с целью обнаружения и исправления отклонений от него.

Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование теории в алгоритм как способ действия при решении типовых задач (аналогичных упражнений и тестов), анализ и синтез информации по теме, приведение разрозненных знаний в систему, чтобы избежать смешивания (их интерференции), рефлексия деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать, слышать, вступать в диалог на уроке, умение выражать свои мысли по теме, используя алгоритм, схему и интерактивные плакаты, владение монологической и диалогической формами  речи в соответствии с нормами языка.

                                               

 

 

 

 

 

 

  ХОД УРОКА

№ этапа

урока

       Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 

 

 

 

С-1

 

 

 

С-2

 

 

С-3

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность.

 

 

Лексико - орфоэпическая работа:

Цель: развитие речи, пополнение словарного запаса обучающихся

привередливый;

претендент, прецедент, инцидент

(если не справятся: дать толкование слов на слайде)

Вывод:

прослушивают и смотрят мультимедийное приложение об этих словах, записывают  в тетрадь их значения и примеры, расставляют ударение

Цель: подведение к теме урока

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:

 

1.  бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2.  …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь,

пр…забавный малыш.

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.

Вывод:

 

смотрят на доску,

 записывают в каждой цифре лишнее слово.

Озвучивают ответ:

1. беЗгрешный

2. Здешние

3. прЕзабавный

4. выИграть

2

 

 

 

 

 

С-4

Формулирование темы урока, цели и задач.

 

 

 

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока (самостоятельно)

 

 

Посмотрите на слайд, где указаны  опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Запись на слайде:

Целеполагание (цели и задачи урока)

вспомнить – узнать - научиться

 

Орфограммы в приставках. Буквы ы-и после приставок.

 

Нам нужно вспомнить, что такое приставка, как пишутся в словах приставки и гласные после приставок, узнать формулировки задания на  ЕГЭ, научиться выполнять их правильно с минимальной затратой времени.

3

Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализация необходимых ЗУН, обобщение изученного, фиксация затруднения.

С-5

Дифференцированная работа

«3» - стр.93, упр.148

«4» - стр.93, упр.149

«5» - прокомментировать выполнение упр.148-149

С-6

Взаимопроверка

 

4

С-7

 

 

С-8

Обобщение и систематизация.

 Расскажите о правописании букв Ы – И после приставок, используя слайд «Буквы Ы – И после приставок»

3. Сформулируйте алгоритм  действия.

(см. слайд презентации).

1.Рассказывают о трёх группах приставок по интерактивному плакату.

2. Рассказывают о правописании букв Ы – И после приставок  по интерактивному плакату.

3.Записывают алгоритм действий в «Справочник»:

1)Найди  и выдели корень.

2)Найди и выдели приставку.

3)Определи, орфограмма находится в приставке или после неё.

4)Вспомни нужное правило.

5.

С-9

Рассредоточенная работа над пробелами, допущенными в диагностической работе                    (по темам «Изобразительные средства языка. В8» и «Морфемика»).

Посмотрите на слайд и выполните задания:

Светлая и тихая осень приходила к нам, мирно и спокойно и убирала берёзу в золотой убор.

1) выпишите из предложения все изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры).

 

 

 

 

 

 

2)выпишите слова, состоящие из:

- корня и окончания,

 

- приставки, корня и окончания,

- корня и двух суффиксов,

- приставки, корня и двух суффиксов,

- приставки, корня, двух суффиксов и окончания.

 

 

осень приходила (олицетворение), светлая осень (эпитет), тихая осень (эпитет), приходила мирно (эпитет), приходила спокойно (эпитет),

осень убирала (метафора), берёзу (синекдоха), убирала в убор (метафора), золотой убор (метафорический эпитет), приходила мирно (инверсия).

 

-золотой, светлая, тихая, берёзу, осень, нам;

 

- убор;

- мирно;

- спокойно;

- приходила, убирала

6.

С-10

Этап рефлексии.

Цель: фиксация нового знания, рефлексия учебной деятельности, самооценка деятельности.

Продолжите фразы, записанные на слайде:

Мы сегодня говорили о … .

Я узнал (а), что … .

Мне понятно, когда … .

Свою работу на уроке я считаю … .

 

 

 

 

Учащиеся высказываются.

 

 

10

Эмоциональное окончание урока.

В это время на экране появляется слайд «Спасибо» и играет медленная приятная музыка.

Дети сдают тетради.  Дежурные раздают             проверенные тетради.

 

11

Домашнее задание на выбор:

1.Составьте словарную диктовку на изученные правила (40 слов),

2. Составьте связный текст с использова-

нием слов на изученное правило (не менее 3 на каждое).

3. Придумайте проверочную работу или тест на  изученные на этом уроке орфограммы.

обучающиеся делают записи в дневник: «задание в тетради» и в тетрадь переписывают                  задания с доски или фотографируют на мобильный телефон.

   Таблица к пункту 6 (выводится на интерактивную доску):

И

Ы

После русских и иноязычных приставок

на гласную

(в соответствии с произношением)

со, по, про, до, во и др.

 

выиграть

поистине

 

После русских приставок

на согласн­ую,

в соответствии с произношением)

 

Под, пред, об, без, с, раз и др.

 

играть подыграть                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                июль предыюльский

идти предыдущий                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  инвентарь безынвентарный

итог подытожить                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       импровизировать сымпровизировать

индеветь обындеветь

инфаркт  — предынфаркт

После иноязычных приставок

на согласную

(ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-,ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-  и русских приставок МЕЖ-, СВЕРХ-)

межиздательский

сверхизысканный

дезинформация

постимпрессионизм       

суперинтендант

контригра

 постинфарктный    

дезинформация

контригра

 суперинтендант

постимпрессионизм

 постинфаркт                                                                                                                                                                                                                                                                                                            трансиранский

 

В приставке ИЗ-,

если она идет после другой приставки,

оканчива­ющейся на согласную

и переходит в ы:

 

небезызвестный

сыздавна (издавна)

безызвестный (известный)     безысходный (исход)

В сложных словах

санинспектор

спортинвентарь,

 спортигра,

фин­инспектор

 

После числительных

ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ-

трехимпульсный

четырёхигольный

 

 

 

Использованная литература:

1. Греков В.Ф. Русский язык. 10 -11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений\ В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А Чешко. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. = 368 с.

2. Кузнецов А.Ю., Рубинская Г.П., Кузнецова Л.И. ЕГЭ. 2013. Русский язык. А 13 – А 19 (орфография). Рабочая тетрадь – М.: МЦНМО, 2013 – 72 с. Электронный вариант.

3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 10 – 11 классы. Методическое пособие  с электронным  интерактивным  приложением \ Авт. – сост. : Л.Н.Алжибаева, А.М.Гриценкова ( и др.) – М.: Планета, 2013. – 384 с. – (Современная школа).

4. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь. 10 – 11 классы \ Авт.- сост. М.М.Казбек – Казиева. – М.: ВАКО, 2013. – 272 с.

 


скачать по прямой ссылке