Урок русского языка, 3 класс
Тема: Текст. Тема текста.
Цель: сформировать общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи урока: 1) использовать компьютерную презентацию с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; 2) развивать умение составлять текст на определенную тему; 3) воспитывать желание приобретать энциклопедические знания, видеть и понимать не только красоту окружающей природы, но и характер взаимосвязи живых организмов между собой и в различных сообществах.
Ход урока:
1. Орг. момент. Сообщение задач урока.
С помощью спец. заданий будем развивать творческое мышление, будем продолжать учиться сотрудничать друг с другом.
2. Чистописание.
Дидикт. м-л к урокам чистописания – с. 7 упр. 23
(объяснение у доски. Показ учителем)
3. Словарная работа.
Игра «Я иду в школу»
- Я иду в школу и беру с собой ученика, учительницу, тетрадь……
- А кого или что берешь ты? А ты?
- Почему это слово ты выбрал(-а)? (это словарные слова)
(запись слов в тетрадь с обозначением орфограмм – слайд, проверка с др. слайдом) – взаимопроверка.
4. Работа с пословицами.
-Вернулись к м-лам по чистописанию.
Прочитайте пословицы. Объясните значение.
5. Разминка
- Сколько букв в названии самого длинношеего животного? (жираф – 5 букв)
- Подбери правильно слова:
Стадо….коров
Табун…..лошадей
Стая….птиц
Рой…пчел
6. «Вхождение» в тему урока.
Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
-Как вы считаете, почему я вам к нашему уроку подобрала именно это четверостишье? Может оно как-нибудь связано с нашим уроком? 1 строка ни о чем вам не говорит?
(Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверена, что мы узнаем что-то новое)
- Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
- Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.
(Чу- пиши с…., Ши – пиши с….., ь – показывает мягкость согл.звука….., Имена, фамилии. Отчества с…..)
- А значения, каких слов вам непонятны?
(Просвещенье, парадоксов, гений)
Обратимся к Толковому словарю В.И. Даля и разберем значения этих слов.
Гений – человек, обладающий высшей степенью таланта.
Парадокс – от греч. (неожиданный, странный) – мнение, противоречащее здравому смыслу.
Просвещенье – образование.
- Восстановите перепутанную цепочку слов:
Предложения, слоги, звуки, слова.
….. Звуки, слоги, слова, предложения
- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.
- В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово записано цифрами (20, 6, 12, 9, 20)
Посмотрите на алфавит, чтобы правильно выполнить это задание.
ТЕКСТ
- Как вы думаете: почему слово ТЕКСТ выделено красным цветом? (Это тема нашего урока)
7. Работа по теме.
-Прочитайте главный вопрос урока. (Текст – что это такое?)
- На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня вместе.
а) Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.
V
б) Наблюдение над темой текста.
- Теперь применим теоретические знания на практике. М-ка с. 67
Можно ли назвать это текстом? Почему? (Я ничего не понял. Нельзя понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом.) А это можно назвать текстом? (Да. Все предложения связаны по смыслу)
- Верно, текст имеет тему. Прочитайте в учебнике на с. 52 «Что такое тема текста»
Упр. 108
- Прочитайте текст. В каком предложении сообщается тема текста? (в 1-м, запись заголовка) – учитель на доске. Выполните задание.
- Еще раз прочитайте текст, проанализируйте и определите, в соответствии с какими правилами он составлен.
- Так, что же такое текст? (признаки текста)
в) Яркие признаки текста. Цветок с разноцветными лепестками. Посмотрите на экран. Назовите яркие признаки текста. Схема-рисунок….. учитель объясняет каждый признак. Тема – что это такое? Основная мысль – Как вы понимаете? (самое важное, главное, о чем говорит нам текст). Заголовок – как по-другому сказать? (заглавие, название). Начало, основная мысль, концовка – это структура текста, т.е. план. А что пишут с красной строки? Ключевые, опорные слова – слова, по которым можно определить основную мысль текста. Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. – Поэтому, какой признак должен быть обязательно в тексте? (основная мысль) г) Проверка Д/ з - Давайте проверим Д\з. Тетрадь с печатной основой с. 123 упр. 12
- Прочитайте свое продолжение текста об описании дятла и сравнении его с др. птицей. Что у вас получилось? Назовите: какие вопросительные предложения подчеркнули?
д) Энциклопедия - На свете существует более 200 различных видов дятлов, в том числе этот евроазиатский дятел. Они живут в Северной и Южной Америке, Африке, Европе и Азии. Богат и разнообразен животный мир и нашего Южноуральского края. Здесь важную роль в природе выполняют животные – санитары. К ним и относятся дятлы, освобождающие деревья от короедов.
е) Составление текста. - Говоря о дятле как птице – санитаре, давайте, выполним очень интересное задание в упр. 110 на с. 53.
Заголовок: Дятел – полезная птица. А какую пользу приносит дятел?
(Сначала повторить все признаки текста)
Составление предложений устно несколькими уч-ся, затем письменно сам-но на местах. (слабые составляют по листочкам). – Прочитайте, что у вас получилось? (проверка) - Прочитайте текст. Докажите. Что это текст. (Можно выделить тему и основную мысль) Затем текст на экране: Действительно дятел использует свой очень твердый клюв, чтобы долбить стволы деревьев и доставать из них насекомых. Своими цепкими лапками птица держится за ствол дерева, упираясь в него прочными перьями хвоста. Она начинает барабанить по стволу, тревожа грызущих его насекомых. Которые пытаются спастись. Но дятел находит их и съедает.
- Что нового узнали в этом тексте о дятле? За счет чего держится птица на дереве?
ж) Работа с текстом.
Упр. 116 на с. 55
По 1-му работающему уч-ся у доски с комментированием и разбором.
Предложение – характеристика……….
8. Проверка усвоения темы. Тест «Верные и неверные высказывания» 1. Текст состоит из группы предложений. (+) 2. К тексту нельзя придумать заглавие. (-) 3. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. (-) 4. В тексте всегда о чем-то говорится. (+) 5. Текст можно разделить на части. (+) 6. Каждая часть записывается с красной строки. (+) В тетради ставим цифру и напротив нее знак + или -. Проверка со слайдом. 9. Обобщение. Итог урока.
- Кто может ответить на главный вопрос урока?
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (признаки текста)
- Что вам понравилось на уроке, а что не понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.