Урок русского языка, 3 класс по теме "Текст. Тема текста"
Оценка 4.8

Урок русского языка, 3 класс по теме "Текст. Тема текста"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
30.05.2018
Урок русского языка, 3 класс по теме "Текст. Тема текста"
Цель: сформировать общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков
Публикация является частью публикации:
Текст (урок русского языка, 3 класс).doc

Урок русского языка, 3 класс

Тема: Текст. Тема текста.

Цель: сформировать общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.                                                                                           Задачи урока: 1) использовать компьютерную презентацию с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения;                                                                                                                          2) развивать умение составлять текст на определенную тему;                                                         3) воспитывать желание приобретать энциклопедические знания, видеть и понимать не только красоту окружающей природы, но и характер взаимосвязи живых организмов между собой и в различных сообществах.      

Ход урока:

1. Орг. момент. Сообщение задач урока.

С помощью спец. заданий будем развивать творческое мышление, будем продолжать учиться сотрудничать друг с другом.

2. Чистописание.

Дидикт. м-л к урокам чистописания – с. 7 упр. 23

(объяснение у доски. Показ учителем)

3. Словарная работа.

Игра «Я иду в школу»

- Я иду в школу и беру с собой ученика, учительницу, тетрадь……

- А кого  или что берешь ты? А ты?

- Почему это слово ты выбрал(-а)? (это словарные слова)

(запись слов в тетрадь с обозначением орфограмм – слайд, проверка с др. слайдом) – взаимопроверка.

4. Работа с пословицами.

-Вернулись к м-лам по чистописанию.

Прочитайте пословицы. Объясните значение.

5. Разминка

- Сколько букв в названии самого длинношеего животного? (жираф – 5 букв)

- Подбери правильно слова:

Стадо….коров

Табун…..лошадей

Стая….птиц

Рой…пчел

6. «Вхождение» в тему урока.

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

-Как вы считаете, почему я вам к нашему уроку подобрала именно это четверостишье? Может оно как-нибудь связано с нашим уроком? 1 строка ни о чем вам не говорит?

(Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверена, что мы узнаем что-то новое)

- Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.

- Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.

(Чу- пиши с…., Ши – пиши с….., ь – показывает мягкость согл.звука….., Имена, фамилии. Отчества с…..)

- А значения, каких слов вам непонятны?

(Просвещенье, парадоксов, гений)

Обратимся к Толковому словарю В.И. Даля и разберем значения этих слов.

Гений – человек, обладающий высшей степенью таланта.

Парадокс – от греч. (неожиданный, странный) – мнение, противоречащее здравому смыслу.

Просвещенье – образование.

- Восстановите перепутанную цепочку слов:

Предложения, слоги, звуки, слова.

….. Звуки, слоги, слова, предложения

- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.

- В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово записано цифрами (20, 6, 12, 9, 20)

Посмотрите на алфавит, чтобы правильно выполнить это задание.

ТЕКСТ

- Как вы думаете: почему  слово ТЕКСТ выделено красным цветом? (Это тема нашего урока)

7. Работа по теме.

-Прочитайте главный вопрос урока. (Текст – что это такое?)

- На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня вместе.

а) Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

    V

б) Наблюдение над темой текста.

- Теперь применим теоретические знания на практике.                                                   М-ка с. 67

Можно ли назвать это текстом? Почему? (Я ничего не понял. Нельзя понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом.)                                                                        А это можно назвать текстом? (Да. Все предложения связаны по смыслу)

- Верно,  текст имеет тему. Прочитайте в учебнике на с. 52 «Что такое тема текста»

Упр. 108

- Прочитайте текст. В каком предложении сообщается тема текста? (в 1-м, запись заголовка) – учитель на доске. Выполните задание.

- Еще раз прочитайте текст, проанализируйте и определите, в соответствии с какими правилами он составлен.

- Так, что же такое текст? (признаки текста)

в)  Яркие признаки текста.                                                                                                  Цветок с разноцветными лепестками.                                                         Посмотрите на экран. Назовите яркие признаки текста.                                          Схема-рисунок….. учитель объясняет каждый признак.                                    Тема – что это такое?                                                                                          Основная мысль – Как вы понимаете? (самое важное, главное, о чем говорит нам текст).                                                                                                                                                Заголовок – как по-другому сказать? (заглавие, название).                              Начало, основная мысль, концовка – это структура текста, т.е. план.                 А что пишут с красной строки?                                                                          Ключевые, опорные слова – слова, по которым можно определить основную мысль текста.                                                                                                       Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами.        – Поэтому, какой признак должен быть обязательно в тексте? (основная мысль)                                                                                                                                      г) Проверка Д/ з                                                                                                                 - Давайте проверим Д\з. Тетрадь с печатной основой с. 123 упр. 12    

- Прочитайте свое продолжение текста об описании дятла и сравнении его с др. птицей. Что у вас получилось? Назовите: какие вопросительные предложения подчеркнули?

д) Энциклопедия                                                                                                                     - На свете существует более 200 различных видов дятлов, в том числе этот евроазиатский дятел. Они живут в Северной и Южной Америке, Африке, Европе и Азии. Богат и разнообразен животный мир и нашего Южноуральского края. Здесь важную роль в природе выполняют животные – санитары. К ним и относятся дятлы, освобождающие деревья от короедов.

е) Составление текста.                                                                                                        - Говоря о дятле как птице – санитаре, давайте, выполним очень интересное задание в упр. 110 на с. 53.

Заголовок: Дятел – полезная птица. А какую пользу приносит дятел?

(Сначала повторить все признаки текста)

Составление предложений устно несколькими уч-ся, затем письменно сам-но на местах. (слабые составляют по листочкам).                                                                    – Прочитайте, что у вас получилось?     (проверка)                                                                 - Прочитайте текст. Докажите. Что это текст.  (Можно выделить тему и основную мысль)                                                                                                           Затем текст на экране: Действительно дятел использует свой очень твердый клюв, чтобы долбить стволы деревьев и доставать из них насекомых. Своими цепкими лапками птица держится за ствол дерева, упираясь в него прочными перьями хвоста. Она начинает барабанить по стволу, тревожа грызущих его насекомых. Которые пытаются спастись. Но дятел находит их и съедает.

- Что нового узнали в этом тексте о дятле? За счет чего держится птица на дереве?

ж) Работа с текстом.

Упр. 116 на с. 55

По 1-му работающему уч-ся у доски с комментированием и разбором.

Предложение – характеристика……….

8. Проверка усвоения темы.                                                                                           Тест «Верные и неверные высказывания»                                                                      1. Текст состоит из группы предложений.     (+)                                                               2. К тексту нельзя придумать заглавие.          (-)                                                                   3. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. (-)                                   4. В тексте всегда о чем-то говорится.            (+)                                                                        5. Текст можно разделить на части.                (+)                                                                                 6. Каждая часть записывается с красной строки.  (+)                                                             В тетради ставим цифру и напротив нее знак + или -. Проверка со слайдом.              9. Обобщение. Итог урока.

- Кто может ответить на главный вопрос урока?

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (признаки текста)

- Что вам понравилось на уроке, а что не понравилось?


Урок русского языка, 3 класс

Урок русского языка, 3 класс

Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия

Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия

Яркие признаки текста.

Яркие признаки текста.

Упр. 116 на с. 55 По 1-му работающему уч-ся у доски с комментированием и разбором

Упр. 116 на с. 55 По 1-му работающему уч-ся у доски с комментированием и разбором
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018