ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Светлана Сапрыкина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Урок русского языка 5 класс. Что изучает фонетика?

Урок русского языка 5 класс. Что изучает фонетика?

Что изучает фонетика? Цель урока: - обучающие: научить распознавать гласные( ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с орфоэпическим и орфографическим , фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения;развивать и обогащать словарный запас учащихся; -развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над формированием навыков грамотного письма. -воспитательные : воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная Метод: комбинированный Методическое обоснование: отрабатывается умение определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Учащиеся должны знать, как они изменяются. Большое внимание уделяется тренировке в опознавании слова как части речи в условиях контекста. Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Улыбнись! Даже если на сердце темно, пожелайте друг другу удачи на уроке, здоровья Приветствие учащихся.Готовят к уроку рабочее место Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. 1 Обобщение ранее изученного. 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и от¬тенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого ысказывания Н.В. Гоголя о языке? Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить? -Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика Ориентирует на формулировку цели урока: Давайте сформулируем цели нашего урока. 1.Что мы должны знать? 2.Что должны уметь различать? Слушают и отвечают на вопрос учителя Ученики отвечают на вопросы Предполагаемые ответы : о звуках --- фонетика Запись темы урока в тетрадях. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. - Предмет изучения фонетики - Различать звук и букву, гласные и согласные звуки Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. 1. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) Учитель: Я приглашаю вас в королевство «Фонетика». Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. Объясняет новый материал. Не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете. Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема. Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит:Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем недрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер Учитель ставит вопрос: -Какие буквы здесь перепутались ? -Назовите буквы в слове КИТ, КОТ, а теперь звуки Ученики играют со словами: Дом-том, Дом-дым, Кот-кит, Мир-мор Работа учащихся с толковым словарем Учащиеся записывают слова, а затем вслух проговаривают несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н] Дети движениями изображают содержание стихотворения. Личностные: ищут свою позицию в многообра¬зии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Коммуникативные: при необходимости отстаи¬вают свою точку зрения, аргументируя ее. Закрепление изученного материала Учитель предлагает поиграть с фонемами Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фо-нему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка полученные пары слов ученики записывают в тетради: Всласть-власть, Краска-каска, Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад,оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус ногти-когти, булка-будка, лапка-лавка, зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел-осел, норка-корка, клин-блин, тоска-доска, полено-колено, рамочка- дамочка УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения, формулировать ответ ). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Рефлексия деятельности. Итоги урока Подводит итог урока. -Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: • Ь и Ъ – звуков не обозначают; • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. - А для чего нам все это нужно знать? Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? - У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. - Спасибо за урок! Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания Оценивают свою работу и работу одноклассников УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Домашнее задание. параграф 22. Запись учащимися задания в дневники.

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 5 кл.

Все файлы материала:
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ