Урок 41. Дата: Тема урока: Что изучает фонетика? Практикум.
Цель урока:
- обучающие: научить распознавать гласные( ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с орфоэпическим и орфографическим , фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения;развивать и обогащать словарный запас учащихся;
-развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над формированием навыков грамотного письма.
-воспитательные : воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная
Метод: комбинированный
Методическое обоснование: отрабатывается умение определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Учащиеся должны знать, как они изменяются. Большое внимание уделяется тренировке в опознавании слова как части речи в условиях контекста.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы |
Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Улыбнись! Даже если на сердце темно, пожелайте друг другу удачи на уроке, здоровья
|
Приветствие учащихся.Готовят к уроку рабочее место |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные.
|
1 Обобщение ранее изученного.
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели.
|
Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого ысказывания Н.В. Гоголя о языке? Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить? -Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика Ориентирует на формулировку цели урока: Давайте сформулируем цели нашего урока. 1.Что мы должны знать? 2.Что должны уметь различать?
|
Слушают и отвечают на вопрос учителя
Ученики отвечают на вопросы Предполагаемые ответы : о звуках --- фонетика Запись темы урока в тетрадях.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. - Предмет изучения фонетики - Различать звук и букву, гласные и согласные звуки |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
1. Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации) |
Учитель: Я приглашаю вас в королевство «Фонетика». Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. Объясняет новый материал. Не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете. Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема. Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит:Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем недрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер Учитель ставит вопрос: -Какие буквы здесь перепутались ? -Назовите буквы в слове КИТ, КОТ, а теперь звуки
|
Ученики играют со словами: Дом-том, Дом-дым, Кот-кит, Мир-мор
Работа учащихся с толковым словарем Учащиеся записывают слова, а затем вслух проговаривают несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н]
Дети движениями изображают содержание стихотворения.
|
Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее. |
Закрепление изученного материала
|
Учитель предлагает поиграть с фонемами Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка
|
полученные пары слов ученики записывают в тетради: Всласть-власть, Краска-каска, Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад,оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус ногти-когти, булка-будка, лапка-лавка, зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел-осел, норка-корка, клин-блин, тоска-доска, полено-колено, рамочка- дамочка |
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения, формулировать ответ ).
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. Итоги урока
|
Подводит итог урока. -Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: • Ь и Ъ – звуков не обозначают; • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. - А для чего нам все это нужно знать? Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? - У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. - Спасибо за урок!
|
Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания
Оценивают свою работу и работу одноклассников
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание.
|
параграф 22.
|
Запись учащимися задания в дневники. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.