Урок русского языка 5 класс. Что мы знаем о русском языке.

Темы: Разработки уроков Русский язык

Светлана Рябенко Сертификат автора
Урок русского языка 5 класс. Что  мы знаем о русском языке.

Тема урока: Что мы знаем о русском языке. Тип урока:открытие нового знания Цели урока обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков. развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым. воспитательные:продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека. Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения). Технологии обучения - здоровьесбережение; - проблемного обучения; - развивающего обучения; - поэтапного формирования умственных действий Метапредметные связи:литература. Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать. Оборудование: учебник. портрет М. В. Ломоносова; План проведения урока: 1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний. 3. Проблемное объяснение нового знания. 4. Первичное закрепление. 5. Итог урока (рефлексия). 6. Домашнее задание Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! Улыбнулись друг другу Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Личностные УУД:формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Интрига Подытожим, для чего же человеку нужен язык? 1. Язык позволяет людям думать Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». 2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу. 3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком. 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте Объявление темы урока. Запишем тему, классную работу, эпиграф. Обращается к термину «эпиграф» (фраза перед произведением, главой, поясняющая идею, смысл текста). Дают ответ . Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь Л. В. Щерба: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит». Личностные:приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо¬собы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаи¬вают свою точку. III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения. Интрига III. Беседа о русском языке. Сообщается, что ученым известно много случаев, когда дети вырастали среди животных, как в сказке американского писателя Киплинга «Маугли». Но это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок растет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в четыре года. – Как вы думаете, почему это произошло? – Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки́ за собой повести. – Как вы понимаете эти слова? – А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради): Человеческое слово стрелы острее. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. На великое дело – великое слово. Язык мал, а великим делом ворочает. Хорошую речь хорошо и слушать. Ласковое слово и кость ломит. IV. Решение проблемы происхождения языка. Учитель. А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? – Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания». Н а д о с к е записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа. Обращаю внимание детей на эти вопросы: 1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам. 2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором? 3. Каковы основные этапы эволюции человека и его языка? 4. Каковы условия происхождения языка? Подведем итог Физминутка. Слушают Дают ответы Делают вывод Учащиеся дают ответы Пословицы Приводят примеры, раскрывают смысл пословиц. Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения. Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза. Личностные: принимают и осваивают социаль¬ные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо¬собы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. IV.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию V. Работа по учебнику. 1. Выполнение упражнений 6, 7 (устно) на с. 6. 2. Рассказы о деятельности М. В. Ломоносова (по материалу домашнего упражнения и дополнительному материалу, подобранному учащимися самостоятельно). 3. Выполнение упражнения ЗСП-3 на с. 7. 2) Игра «Кто подберет больше однокоренных слов?». Объясняют значение слова. Дети анализируют лингвистические тексты, сопоставляют фонетические и орфографические особенности близкородственных языков. Проверяют и оценивают. Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова. Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП. Оценивают свою работу. Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Адресую учащимся слова Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит». Объясните, как вы понимаете фразу Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке. Дают ответы на вопросы Не забывать о значимости речи, выучить эпиграф.. Анализируют работу на уроке через самооценку. Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД: действие смыслообразования; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. VI. Комментирование домашнего задания. Дома: параграф 2, упражнение 8 (письменно); подобрать высказывания о русском языке, выучить наизусть те, которые понравились. Записывают домашнее задание. Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу.

Все файлы материала:
2.doc
Получить свидетельство
Медианары для учителей с выдачей свидетельства