Урок русского языка 5 класс.Фонетика. Гласные звуки.
Оценка 4.8

Урок русского языка 5 класс.Фонетика. Гласные звуки.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
05.01.2017
Урок русского языка 5 класс.Фонетика. Гласные звуки.
Тема урока: Фонетика. Гласные звуки. Цель деятельности учителя Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Тип урока Урок систематизации ЗУН Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей. Методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. Оборудование Компьютер. Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока. Основные понятия Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит. Ход урока. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Приветствие. Вступительное слово. - Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… (г, р) - Сегодня у нас необычное занятие- урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. 2.Актуализация знаний и пробное учебное действие - Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.) - Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками ж-ж-ж. Жутко жуку сидеть на суку.) - Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.) Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения 3. Выявление места и причины затруднения - Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика ) - Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) - Графика?( Обозначение звуков буквами.) - Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.) - А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать) Ответ-стихотворение ( слайд)Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок, Сколько струек у речки. Сколько в дождике – дождинок. Сколько в песке – песчинок. - Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд) Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечатльный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с алфавитом). Упражнение 262. На магнитной доске схема: Звуки речи ∕ \ Гласные Согласные / \ / \ ударные безударные твердые мягкие / \ глухие звонкие Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями) 5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи. ФИЗ.МИНУТКА 6. Самостоятельная работа с самопроверкой - Наша работа будет продолжена в группах. 1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123. 2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова. 3. Заполните таблицы: № 1 . Раздел науки о языке Что изучает Фонетика Звуки речи Орфоэпия Правила произношения Графика Обозначение звуков буквами № 2. Звуки речи Буквы Гласные [а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6 а, о,у,и, ы,э, е, ё, ю,я-10 № 3. Глухие -10 Звонкие -11 Согласные [к,п,с, т,ш,ф,х,ц,щ,ч] [б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й] №4 Всегда мягкие [ч,ш,й] Всегда твердые [ж,ш,ц] Шипящие [ж,ш,щ,ч] Провожу правильность приемов работы с книгой, подвожу к обобщению. (Слайд) Практика под руководством учителя: 1. Устное выполнение упр. 263, 266. 2. Упр. 265, 267. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Физ.минутка Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). 7.Рефлексия деятельности. - Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? -Что понравилось на уроке? - Кто был самым активным? - А самым грамотным? УУД:познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка 8. Домашнее задание. §50-51. 1. Записать 6 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков 2. Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)
42.doc

Конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

Цель деятельности учителя

Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать  предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока.

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.

 

Ход  урока.

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

 Приветствие.

Вступительное слово.

- Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева.

Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (г, р)

- Сегодня  у нас необычное занятие- урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут»   и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.

 

Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

и пробное учебное действие

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы.  (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.)

- Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками  ж-ж-ж. Жутко жуку сидеть на суку.)

- Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.)

Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь

Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

3. Выявление места и причины затруднения

 

- Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика )

- Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)

- Графика?( Обозначение звуков буквами.)

- Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)

- А сколько же звуков  в природе? (Не сосчитать)

Ответ-стихотворение ( слайд)Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дождике – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

 

- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд)

Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают,  что знаний недостаточно для ответов

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из  затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечатльный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с алфавитом).

Упражнение 262.  На магнитной доске схема:

                                    Звуки речи

                                ∕                         \

               Гласные                          Согласные

               /       \                              /              \

ударные       безударные     твердые             мягкие

                                                         /         \

                                             глухие          звонкие

 

 

 

 

 

Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем  делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.

 

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

 

УУД: регулятивные (работа с предложениями)

5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗ.МИНУТКА

 

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой

 

- Наша работа будет продолжена в группах.

1. Внимательно прочитайте  §50-51, стр. 122-123.

2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова.

3. Заполните  таблицы:

№ 1 .

Раздел науки о языке

Что изучает

Фонетика

Звуки речи

Орфоэпия

Правила произношения

Графика

Обозначение звуков буквами

 

№ 2.

 

Звуки речи

Буквы

Гласные

[а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6

а, о,у,и, ы,э, е, ё, ю,я-10

 

 № 3.

 

Глухие -10

Звонкие -11

Согласные

[к,п,с, т,ш,ф,х,ц,щ,ч]

[б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й]

 

№4

Всегда мягкие

[ч,ш,й]

Всегда твердые

 [ж,ш,ц]

Шипящие

[ж,ш,щ,ч]

 Провожу правильность приемов работы с книгой, подвожу к обобщению.

(Слайд)

Практика под руководством учителя:

1.                                                                                                                Устное выполнение упр. 263, 266.

2.                                                                                                                Упр. 265, 267.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы.

 

 

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Физ.минутка

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

7.Рефлексия деятельности.

 

 

 

- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

-Что понравилось на уроке?

- Кто был самым активным?

- А самым грамотным?

 

 

 

 

 

 

УУД:познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8. Домашнее задание.

 

§50-51.

1.                                                                                                                Записать 6 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков

2.                                                                                                                Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Актуализация знаний и пробное учебное действие -

Актуализация знаний и пробное учебное действие -

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя

ФИЗ.МИНУТКА 6. Самостоятельная работа с самопроверкой -

ФИЗ.МИНУТКА 6. Самостоятельная работа с самопроверкой -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017