Урок русского языка 5 класс.Фонетика. Орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

Темы: Разработки уроков Русский язык

Светлана Рябенко Сертификат автора

Урок 45. Дата: Фонетика. Орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, дать понятие об орфоэпии и правильном произношении слов. Задачи: Образовательная 1) показать значение фонетики для правописания и произношения; 2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении; 3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения. Развивающая 1) развивать способность логического мышления; анализирования, выделение главного, сравнения 2) развивать речевой слух 3) навыки самоконтроля и взаимоконтроля 4) развивать орфографические, фонетические и орфоэпические навыки Воспитывающая 1) интерес к предмету, к слову 2) уважение к родному языку и взаимоуважению 3) самостоятельность 4) доброжелательность и коллективизм Методы решения поставленных задач:- частично-поисковый; практический; проблемный; объяснительно-иллюстративный Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Оборудование: 1)листы учётной записи; 2) карточки с заданиями; 3) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint. Ход урока I. Организационный момент Приветствие, подготовка к уроку (1 мин) Актуализация знаний по теме “Фонетика”. 1. Фронтальный опрос (ответ оценивается жетоном) (2 мин) Перед вами Лингвистика (а что изучает эта наука?) слайд 1 Какие разделы русского языка вам известны? Чтобы выйти на тему нашего сегодняшнего урока, давайте решим кроссворд слайд (2 мин) Сообщение темы (Фонетика. Орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков) Слайд 3 Запись даты и темы в тетрадь Сообщение цели (повторить и обобщить знания по теме:«Фонетика», дать понятие об орфоэпии и правильном произношении слов) слайд 4 1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь, схема на доске) (5 мин) № Вопросы учителя Записи в тетради 1.В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон? Фонетика 2.Что изучает фонетика Звуки речи. 3.Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий. Гласные звуки 4.При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия. Согласные звуки 5.Какими бывают гласные звуки? Cлайд 9 6.Какие пары образуют согласные звуки? Сделать схему в тетради Cлайд 10 7.Вопросы посложнее Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости? [х] [ ц] [ щ’][ ч’] [л] [м] [н] [р] [j’] 8.Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости? [ч’] [ щ’] [ j’] [ж] [ ш] [ ц] Слайд 11 II. Вопрос: а сколько же звуков в природе? (2 мин) Звуки человеческой речи не пересчитаешь, их множество. Даже у одного человека, когда он говорит звуки бесконечно разные. Произношение зависит от тебя, от того, простужен ты или нет…Звуки, которые мы изучаем, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличимыми, то получилось бы вот что (стих-еА.Шибаева «Закричал охотник…»). А Б.Заходер выдумал свою путаницу, это рассказ о том, что случилось, когда фонемы(звуки) по ошибке попали не на своё место (Б.Заходер «Вот, что сказка говорит…») Вот, что может получиться, если мы изменим хотя бы один звук. Вопрос: а с помощью чего мы обозначаем звук на письме? Вопрос: где же собраны все наши буквы? Вопрос: сколько букв в алфавите? Чтение стихотворения Б.Заходера «Песенка-азбука» слайд 12 (5 мин) III. Тренировочные упражнения (письменно) (5 мин) Задание 1. Cлайд 13 Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов? Вол – вёл, плоты – плоды Задание 2. Cлайд 14 (Самостоятельно) Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов. Лён, муж, торг (на доске 3 ученика) Задание 3. Cлайд 15 Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках: Аист жил у нас на крыше, А в подвале жили мыши. IV. Работа с текстом (запись в тетради) слайд 16,17,18,19 Поменялись тетрадями, выставили оценки в листок учёта (6 мин) V. ВЫВОД. Слово учителя. Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. VI. Физминутка слайд 20 (2 мин) Мы уже знаем с вами, ребята, что слова в русском языке делятся на слоги. Если слово состоит из нескольких слогов, то один из низ них звучит особенно чётко – это … слог, остальные называются …В ударном слоге всегда ясно, какую гласную писать. Эта позиция называется …На этом основано правило о безударной гласной, проверяемой ударением. Сказка об ударении (стр.15 Угроватовой) (5 мин) VI. Работа с учебником. Самостоятельное изучение статьи учебника и ответьте мне на вопрос, какой раздел русского языка соседствует с фонетикой? Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения. Запись в тетрадь: орфоэпия – наука о произношении звуков,слов и ударении в словах. Она изучает изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных, мягкость согласного перед согласным . VII. Устное задание Прочитайте слова( по колонкам)слайд 21 Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причем из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звони́шь, звони́т. VIII. Выполните тренировочное задание (5 мин) Проставьте ударение в словах (работа в карточках). Не забудьте поставить оценку в учётный лист слайд 22 Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тво́рог и творо́г. Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткала́ и тка́ла, косу́ и ко́су. Слушатель старается воспринимать смысл сказанного. Ошибки в произношении тех или иных слов «режут слух», отвлекают от сути изложения, могут вызывать непонимание и негодование. Орфоэпия — раздел языкознания, в котором изучаются правила и нормы литературного произношения, а также постановка ударений в словах. По тому, как человек говорит, как ставит ударения, можно определить, например, место его рождения, проживания. Различают такие диалектные особенности, как «аканье» или «оканье» и т.п. В любом случае правильность произношения слов является показателем уровня образованности говорящего. Нормы произношения могут варьироваться, например: тоннель и туннель, маневр и маневр (доп.), творОг и твОрог (доп.). Неправильным принято считать произношение: 1) диалектное: [чо] вместо что, [ус′о] вместо все , [тока] вместо только; 2) профессиональное: шприцЫ, бухгалтерА; 3) просторечное: свеклА. Есть так называемый разговорный стиль повседневного, межличностного общения, когда вместо слова «Здравствуйте!» мы произносим «Здрасьте!» Надо отметить, что нормы произношения могут изменяться из-за различных социальных изменений. Информацию о том, как правильно произносить то или иное слово, можно найти в словарях, например «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова, «Словарь трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и М. П. Теленковой. Основные черты русского литературного произношения сформировались в XVIII в., в основу которых лег разговорный язык жителей Москвы. В распространении произносительных норм важную роль сыграли театры, университеты, а в дальнейшем — радио и телевидение. IX. Задание для учащихся: прочитайте вслух правила Ф.Кривина по орфоэпии. Несколько раз повторите вслух слова, в которых часто неправильно ставят ударение. (2 мин) X. Вывод: Итак, во второй части нашего сегодняшнего урока мы поговорили с вами о том, что изучает орфоэпия, как связано ударение с произношением слов. Но этой теме мы посвятим ещё ряд занятий. X. Подведение итогов урока. 1. Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)? 3. Какие умения и навыки совершенствовали? 4. Оценки за урок (жетоны) XI. Домашнее задание. Слайд 23 (5 мин)

Все файлы материала:
45.doc
Получить свидетельство
Медианары для учителей с выдачей свидетельства