Урок русского языка 6 класс
Оценка 4.8

Урок русского языка 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
14.01.2018
Урок русского языка 6 класс
Тема урока: «Буквы о и а в корне - кос- -_кас-». Тип урока :: урок - «открытие» нового знания. Задача урока: создать условия для самостоятельного выведения правила о чередовании гласных а – о в корне - кос- -кас-, совершенствовать навык нахождения и написания слов с чередованием гласных в корнях – лаг- - -лож-, -раст- - -рос-.Корни с чередованием. Урок по ФГОСам.
конспект урока 6 кл.doc
Класс__6_______________________________________                                                                                                                                                Тема урока        «Буквы о и а в корне  ­ кос­  ­_кас­»________________________                                                                                                           Тип урока      урок  ­  «открытие» нового знания»                                                                                                                                                                Целевая установка:                                                                                                                                                                                                                Предметные ­ создать условия для самостоятельного выведения правила о чередовании гласных а – о в корне  ­ кос­ ­кас­совершенствовать  навык нахождения и написания слов с чередованием гласных в корнях – лаг­  ­ ­лож­, ­раст­ ­ ­рос­, знать слова – исключения, знать, что  нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; развивать орфографическую зоркость –  правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; продолжить работу  над  развитием речи.    Метапредметные ­  создать условия для                                                                                                                                                                                ­ формирования у учащихся умений самостоятельно определять цели своего обучения на уроке, ставить и формулировать для себя новые  задачи, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия  с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей  деятельности в процессе достижения результата, извлекать информацию из материалов: определять понятия, устанавливать аналогии,  выводить причинно ­ следственные связи, делать выводы, применять и преобразовывать символы и схемы для решения познавательных задач;  соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;                                                                                                       ­ организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;                                                                          ­ осознанного использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации;                                                                                                ­ развития навыков самоконтроля, адекватной самооценки.                                                                                                                                    Личностные:  создать условия для развития у учащихся умений осознанного включения в деятельность, распределения ролей при групповой  работе и правил её ведения, принятия общего решения на основе согласования позиций и интересов, стремления к речевому совершенству.       Характеристика класса:   класс неоднородный по общему развитию, познавательной активности, но активный,  мотивированный на успешное  освоение учебного материала, 21% учащихся учатся на «отлично», 44 % ­ на «4» и «5», 35 % ­ на  «3» . Предмет преподается на базовом  уровне. Психологический микроклимат положительный. Учащиеся  любят и умеют работать в группах, парах и индивидуально. Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: __ смайлики с изображением состояния человека, карточки, тесты и учебники на  столах учащихся, рабочие тетради. Этап урока Деятельность учащихся Этап урока Примечание 1.Организационный момент     в  включение Мотивация к учебной деятельности: учебную Цель: деятельность на личностно значимом  уровне:  ­ актуализируются требования к ученику со   стороны   учебной   деятельности (“надо”); ­  создаются условия для возникновения внутренней   потребности   включения   в учебную деятельность (“хочу”); ­устанавливаются   тематические   рамки (“могу”) Подготовка учащихся к  работе. Включаются в  деятельность через выбор  смайлика, фронтальную  беседу с учителем.    Личностные результаты Самоопределение. Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества с  учителем и  одноклассниками. Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает   успеха,   предлагает   выбрать   из смайликов   тот   значок   состояния,   который соответствует настроению каждого ученика, и закрепить на магнитной доске. Организует   повторение   опорных   знаний, закрепление умений. ­Какой   раздел   лингвистики   мы   сейчас изучаем?  (Морфемику). ­С каким интересным языковым явлением мы познакомились   на   прошлых   уроках?   (С чередованием гласных и согласных в корне слова). ­Почему так важно знать чередования и их виды?   (   Потому   что   без   этих   знаний понять невозможно некоторые орфографические правила). ­А   зачем   надо   знать   правила   орфографии? (Чтобы   грамотно   писать,   чтобы   стать успешным). ­Как   вы   думаете,   что   вам   надо   сделать, чтобы   грамотно   писать   корни   с чередованием? (Узнать новые правила). Вот вы и будете сегодня составлять   новое правило, сами сможете его сформулировать и, я уверена, захотите своё правило  начать применять для грамотного письма. А я вам буду   помогать,   но   вначале   посмотрим насколько вы продвинулись в практическом применении такого материала. 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Этап   проверки   освоения   домашнего задания: Цель:   установить   правильность, полноту   и   осознанность   выполнения   выявить домашнего   материала,   Включаются   в деятельность через организацию повторения   теоретических знаний,   чертят   опорную схему.   Работают   с   тестами, Опрашивает   учащихся   по   заданному   на дом материалу. ­Что   такое   чередование   гласных   и согласных?   (Замена   буквы   в   корне. Примеры.) Личностные результаты Самоопределение. Метапредметные пробелы   в   знаниях   и   способах деятельности   учащихся,   установить причины их возникновения и устранить в   ходе   проверки;  воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий; соответствующих ­активизация мыслительных   операций,   внимания, памяти; ­индивидуальное   задание,   требующее нового способа проверки; самооценка; ­фиксация   учащимися   возникшего затруднения    3. Изучение нового учебного материала   анализируя   слова   на   основе повторения   и   предложенной схемы.. Проверяют самостоятельно правильность выполнения по ключу и, зная нормы оценки, выставляют   себе   оценку.   В ходе проверки   анализируют пробелы   в   знаниях   и способах деятельности, устанавливают   причины   их возникновения   и   способы устранения.   результаты Планирование учебного  сотрудничества с  учителем.   Предметные  результаты Анализ объектов с целью выделения признаков.   затруднение   при ­О   чередовании   каких   гласных   и   в   каком корне   вы   узнали   в   прошлом   году?   (О­а   в корне  –лаг ­ ­ ­лож­, ­раст—рос­, ­бер—бир­ и тд.). ­   Встретили   ли   вы   выполнении домашнего задания? ­   Начертите     на   доске   схему,   которой   вы можете воспользоваться при работе с данным чередованием. ­   Тогда   предлагаю   выполнить   тестовое задание на выбор правильного ответа «Какую букву нужно вставить в корне –лаг­ ­ ­лож, ­раст—рос­, ­бер—бир­?»   Раздаются   тесты   с   дополнительными заданиями для идущих впереди. На слайде даётся ключ – ответ и нормы для выставления самооценки. В   ходе   проверки   совместно   с   учащимися выясняет  пробелы   в   знаниях   и   способах деятельности   учащихся,   устанавливает причины   их   возникновения   и   способы   их устранения. сопоставление   детьми   действий   с Этап   актуализации   и   пробного учебного действия: выявление места и причины затруднения. Цель:  выявление   места   и   причины затруднения  ­ используемым способом (где?); ­ выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); ­   учащиеся   в   коммуникативной   форме ставят   цель   деятельности,   проводят исследование   и   предлагают   варианты ответа на заданные ими же вопросы, т.е. устраняют возникшее затруднение Проводят наблюдение  за  написанными  на доске  словосочетаниями, пытаются решить языковую задачу:  вставляют буквы, работают  со словообразовательным  и  толковым словарями,  обозначают корень у  однокоренных слов.  Встречают затруднение.  Ставят самостоятельно цель  деятельности, предлагают  варианты формулировки  цели урока, которые  записываются учителем на  доске. Работают в группах с  карточками   № 1 и № 2, с  морфемным «шкафчиком».  Анализируют позицию  гласных и согласных,  обозначают  их графически.  Для продвижения в  исследовании пользуются   орфографическим и  толковым  словарями,  выясняют лексическое  значение слова «отрасль»;  проводят межпредметную  Прочитайте   написанные   на   слайде   первую группу   слов.   Сможем   ли   мы   однозначно сказать,   какую   букву   нужно   написать   на месте   пропусков,   и   даже   если   сможем,   то зачем   дана   другая   группа   слов?   Что необходимо   сделать,   чтобы   правильно написать   пропущенные   буквы?   На   этот вопрос   мы   и   попытаемся   ответить   в   ходе нашей работы на уроке.  Ребята,   посмотрите   на   слайд.   Прочитайте тему урока. На какие вопросы по теме урока вы   хотели   бы   получить   ответ?   (Учитель записывает 2 – 3 на доске.) Предлагаю провести исследование в группах, чтобы   ответить   на   ваши   вопросы,   когда пишутся буквы о и а в корне – кос—кас­ . Возьмите карточку № 1.  1).  Прочитайте написанные слова.. 2).  Узнали ли вы орфограмму? Назовите её.  3).   Попробуйте   решить   языковую   задачу: выделите    корень.  Какое общее значение  у этих слов?   Определите, являются ли слова однокоренными?  словарём   Толковым   Воспользуйтесь словообразовательных   единиц.  Какая возникает   проблема   при   написании?   (Не знают, какую гласную выбрать). 4).  Какие буквы чередуются в этом корне?   5). Можно ли проверить написание в корне с чередованием,   используя   известное   вам правило   о   проверке   безударной   гласной? (нет).  Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества.  Прогнозирование.  Сотрудничество в поиске  и выборе информации.  Управление поведением  партнеров.  Предметные результаты Анализ объектов с целью  выделения признаков.        Решение проблемы,  построение логической  цепи рассуждений,  доказательство,  выдвижение гипотез и их   обоснование.  Личностные результаты Умение выражать свои   мысли в устной и  письменной форме,  понимать смысл поставленной задачи,  выстраивать  аргументацию. Креативность   мышления, находчивость, активность при решении предметных задач. связь с уроком истории,  где  они познакомились с  понятием «ростовщик»;   выслушивают внимательно  ответы товарищей,  дополняют и корректируют  их, формулируют правило и  озвучивают его по группам  перед классом. Сверяют  выведенное ими правило с  учебником. (Стр. 178)   слова   Разложите  Попробуйте   заглянуть   в   «морфемный   по 6). «шкафчик». «полочкам»:  ­кос­                                                       ­кас­ 7).   Понаблюдайте,   как   связано   написание букв а­о с чередованием согласных . 8).   В   какой   позиции   происходит   это чередование? (В слабой). 9). Как выделите орфограмму? (Графическое выделение   буквы­   орфограммы,   буквы­ «помощника»,   обозначение   безударной позиции чередующейся гласной). 10).Сделайте первый вывод. Сформулируйте правило,   которым   будете   пользоваться, решая,   какую   букву   написать   в   словах   с корнем          ­кос—кас­. Важно ли указать в правиле, что гласные безударные? 12). Попробуйте сформулировать правило.   13).   Для   чего   дана   карточка   №   2   и орфографический   и   толковый     словари? Прочитайте карточку № 2, выберите слова, относящиеся к теме урока, и… попробуйте сделать второй вывод. (Приложение № 2) 14).   Соедините   полученные   выводы   по карточкам   №   1   и   №   2   и   сформулируйте правило. 4. Закрепление учебного материала  усвоение   нового   способа Этап   реализации   построенного проекта: Цель: действий:  ­обсуждаются   различные   варианты, предложенные   учащимися;   выбирается оптимальный вариант; ­оптимальный   вариант   фиксируется   в языке вербально и знаково; ­построенный действий способ используется   для   решения   исходной задачи, затруднение; уточняется   общий   характер   нового знания;   фиксируется   преодоление возникшего ранее затруднения вызвавшей         Сравнивают  выведенное  ими правило   с   учебником.   (Стр. 178) Анализируют   вопросы,   на которые   они   хотели   найти ответ,   способы,   которыми уточняется пользовались,  общий   характер приобретённого знания; фиксируется   преодоление возникшего ранее затруднения   вербально   и знаково.       как Предлагает   учащимся   сравнить, выведенное ими правило сформулировано в учебнике. Где точнее? (Стр. 178) Предлагает   вернуться   к   вопросам,   на которые   учащиеся   хотели   найти   ответ   в начале урока, т.е. провести рефлексию.  В   ходе   проверки   совместно   с   учащимися выясняет  пробелы   в   знаниях   и   способах деятельности   учащихся,   устанавливает причины   их   возникновения   и   способы   их устранения. Метапредметные  результаты Целеполагание.   Постановка вопросов. Предметные результваты Самостоятельное  формулирование цели.  Формулирование  проблемы. Индивидуально   работают   с заданием   на   новый   способ действий   с   использованием алгоритма,   нового   понятия; осуществляют самопроверку; устанавливают   пробелы   в знаниях,   их   причины     и способы устранения ошибок. Предлагает устно выполнить индивидуальное задание по новой теме.   В   ходе   проверки   совместно   с   учащимися выясняет  пробелы   в   знаниях   и   способах деятельности   учащихся,   устанавливает причины   их   возникновения   и   способы   их устранения. Этап первичного закрепления  ­самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону Цель: построение детьми нового  способа действий и формирование  способностей при его выполнении,  рефлексия достижения цели:  ­учащиеся   самостоятельно   выполняют задание на новый способ действий; ­самостоятельная проверка по эталону; ­ создание ситуации успеха; ­   допустившие   ошибки   выявляют   их причину и исправляют ошибки  Метапредметные  результаты Контроль. Оценка.   Коррекция. Выражение  своих мыслей с  достаточной полнотой и  точностью. Предметные результаты Действие по аналогии.    Умение структурировать  знания, выбор наиболее  эффективных способов  решения задач. Этап включения в систему знаний и  повторения: самооценка   результатов Цель:  деятельности;   осознание   метода преодоления в деятельности,   границ   применения нового знания; ­ организация рефлексии и самооценки  учениками своей деятельности на уроке; ­ фиксация соответствия результатов  деятельности и поставленной цели. затруднений     Анализируют,   сравнивают, выделяют   корни,   выясняют лексическое   значение   слов, приходят   к   выводу,   что   в задании даны только 3 слова на   правило  написания букв а­о в корне ­кас­  ­  ­кос­. Проверяет метапредметные результаты. ­Рассмотрим   предметную   задачу   «Кто прав?».   Можно   ли   её     решить,   используя сегодняшнее правило?  (Приложение № 3)     возрастает, На   уроке   русского   языка   в   5   классе   дети записывали   слова   под   диктовку:   росточек, растолстеть, простачок, расталкивали, растворимый, растительность, роскошный. Между ребятами возник   спор. Маша   утверждала,   что   все   слова   даны   на правило написания букв а­о в корне ­раст­  ­ ­рос­. Оля  и Миша с ней не соглашались.»  ­Как вы думаете, кто из ребят прав, и почему вы   так   считаете?   Над   чем   нам   ещё   нужно работать? Метапредметные  результаты Контроль.        Коррекция.                      Выделение и осознание  усвоенного.                         Волевая регуляция в  ситуации затруднения. Личностные рзультаты Самоопределение. 5. Задание на дом Этап  информации  о домашнем  задании Цель: планирование  учащимися дальнейшей  деятельности и определение заданий  для самоподготовки (домашнее  задание с элементами выбора,    с дальнейшую Планируют работу,   учётом   рекомендаций и инструктажа учителя  выбирают домашнее задание, задают вопросы Обеспечивает понимание учащимися цели,  содержания и способов выполнения  домашнего задания. Создаёт условия для  выбора учащимися заданий. Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.  Учитывает способности, интересы  и уровень Метапредметные  результаты Выделение и осознание  усвоенного.  Прогнозирование. творчества) Саморегуляция. подготовки детей.                                               А. С  учётом  уровня  подготовки   обучающихся (упражнение в учебнике).           1.Списать текст. Вставить пропущенные  буквы, продолжить его 2­3 предложениями.  Графически обозначить условия выбора  орфограмм. Выполнить все  разборы.      2.Списать текст.  Вставить пропущенные  буквы, продолжить его 2­3 предложениями.  Графически обозначить условия выбора  орфограмм. Выполнить 2 разбора на выбор.  3.Списать текст.  Вставить пропущенные  буквы. Выполнить 1  разбор на выбор.              Б. Индивидуальное задание (по интересам):  1. Подобрать не менее 20 словосочетаний по  теме «Гласные о­а, и­е в корнях с  чередованием».                                                   В. Творческая работа  (по интересам):   Написать сочинение на тему «Дуб»,  используя  слова по теме «Буквы о и а в  корне  ­кос­ ­             ­кас­. 6.Этап рефлексии Рефлексия: Цель: ∙ Рефлексия  и самооценка учащимися  результатов учебной деятельности  своей и всего класса ∙ Соотнесение учащимися своих целей и результатов ∙ Планирование учащимися целей  дальнейшей деятельности Проводят рефлексию,  осуществляют  оценку  урока и  самооценку, соотносят  цель и результаты, степень их соответствия  Отвечают на вопросы:  Какую цель ставили?   Удалось достичь  поставленной цели?  Каким способом?  Какие получили  результаты?  Что вызвало особые  затруднения?  Где можно применить  новые знания?  Довольны ли работой  в  группе? Выбирают из смайликов тот  значок состояния, который  соответствует настроению  каждого ученика, показывая,  изменилось ли их состояние в конце урока, и закрепляют их на магнитной доске. Мобилизует  учащихся на рефлексию и   самооценку результатов  учебной  деятельности учащихся. ­ Какую цель вы ставили в начале урока?         ­Удалось ли добиться поставленной цели?      ­ Что мы для этого сделали?                              ­ Какие получили результаты?                           ­ Что вас удивило на уроке?                              ­ Где было трудно?                                             ­ С каким настроением работали?                     – Комфортно ли было работать в группе?       ­ Довольны ли вы вашей работой?                     ­ Где можно применить полученные знания?   ­ Над чем предстоит ещё поработать?              ­ Оцените свою работу отметкой.                     ­ Изменилось ли ваше состояние в конце  урока? (Предлагает выбрать из смайликов  тот значок состояния, который  соответствует настроению каждого ученика  в конце урока, и закрепить на магнитной  доске.) Метапредметные  результаты Умение выражать свои  мысли. Рефлексия Предметные результаты Контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности. Личностные результаты Самооценка на основе  успешности.  Адекватное понимание  причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Приложения 1.Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните изучаемую орфограмму. 1. Солнце к…снулось края степи.  2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.  3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.  4. Солнечные лучм к…саются деревьев. 5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.  6. Аппарат мчался по к…сательной.  7. Мы к…снулись трудного вопроса.  8. Девочка к…сается руками коврика. 2.Прик…снуться к воде Бес…довать с друзьями К…сательная линия Разд…ются голоса К…снитесь пола Найдите слова на изучаемую сегодня орфограмму и выпишите словосочетания, в состав которых входят эти слова. 3.Графически выделите и объясните написание гласных в корнях данных слов. Подумайте, во всех ли словосочетаниях есть корень с чередованием ­кос­ ­ ­кас­?          1                                            2                                                             3 лёгкое прик..сновение            к..снуться воды                                   меня не к..сается ск..сить траву                          к...сой бросился наутёк                      к..ситься на соседа к..солапый мишка                   новая к..силка                                      к..снулся  вопроса к..саетсявсех                            начертить к..сательную          прик..саться к ране к..стяной гребешок                 заплести к..сички

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2018