Библиотека
Добавить материал
и получить сертификат о публикации сразу

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Светлана Рябенко
Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок 74 . МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ Цели деятельности педагога Познакомить учеников с правилом употребления мягкого знака на конце наречий; формировать умение находить данную ор¬фограмму; повторить правописание ь после шипящих в именах существительных, прилагательных, глаголах Тип урока Комбинированный урок Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова; уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора пра¬вильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм. 4 Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для вы¬ражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова¬нию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст¬никами, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка Методы и формы обучения Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная Образовательные ресурсы http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.lseptember.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=l 0000192 Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся Основные понятия Орфограмма, орфографический разбор Организационная структура урока Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятель-ность учащихся Формы орга-низации совзаимо-действия на уроке Универсальные учебные действия Проме-жуточ-ный кон-троль 1 2 3 4 5 6 7 1. Мотива¬ция (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча-щихся к усво¬ению изучаемо¬го материала Вступительное слово составляется учителем Слушают учителя, участвуют в диалоге с учите¬лем. Де¬монстри-руют го-товность к уроку Фронталь-ная Познаватель¬ные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необ-ходимые дей¬ствия, операции. Коммуникатив-ные: работают в парах Листы обрат-ной связи 2. Актуализа-ция и пробное учебное дей-ствие Воспроизведение ранее изученно¬го, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситу¬ациях. Просмотр мультимедийной презентации,со-провождающей ход урока Приём «Реклама» Описание. Учитель предлагает прорекламировать мягкий знак (ь), на подготовку даётся 5-10 мин. Работа организуется в группе. Организует и сопровождает деятельность учащихся, допол¬няет ответы на вопросы Отвечают на вопро¬сы. Смот¬рят пре-зентацию, воспри-нимают на слух информа-цию, осва-ивают лингви-стические термины Индивиду-альная, фронталь¬ная Личностные: имеют мотива¬цию к учебной деятельности. Познаватель¬ные: выполняют учебно-познава¬тельные действия в материализо¬ванной и ум¬ственной форме. Регулятивные: принимают и со-храняют учебную задачу. Коммуникатив¬ные: строят мо-нологические высказывания, задают вопросы Устные ответы Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 3. Выявление Эвристическая Выполнение упражнения _________ (выполняется на доске и в тет- Формули- Индивиду- Личностные: Устные места и при- беседа, ответы радях). руют соб- альная, проявляют спо- ответы, чины за- на вопросы - Какие виды орфограмм, связанных с правописанием мягко- ственные групповая собность к само- листы труднения го знака после шипящих на конце слова, встретились вам мысли, оценке своих обрат- в этом тексте? высказы- действий, по- ной Самостоятельная работа, взаимопроверка по ключу на слай¬де. Учитель выборочно проверяет работы нескольких обуча¬ющихся. Организует и сопровождает деятельность учащихся, допол¬няет ответы на вопросы вают и обосно-вывают свою точ-ку зрения. Делают выводы ступков. Познавательные: извлекают необ-ходимую инфор-мацию из про-слушанного объ-яснения учителя, систематизируют связи Физкультми- Одолела вас дремота, (Зеваем.) Выпол- Фронталь- Выпол- нутка Шевельнуться неохота? няют эле- ная собственные зна- нение Ну-ка, делайте со мною Ф ментар- ния, делают вы- физи- Упражнение такое: ные физи- воды. ческих Вверх, вниз потянись, (Руки вверх, потянулись.) ческие Регулятивные: упраж- Окончательно проснись. Руки вытянуть пошире. (Руки в стороны.) Раз, два, три, четыре. Наклониться - три, четыре. (Наклоны туловища.) И на месте поскакать. (Прыжки на месте.) На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку упраж-нения планируют необ-ходимые опера-ции, действуют по плану. Коммуникатив-ные: строят мо-нологические вы-сказывания, за- нений 4. Целепола- Организация ра- Выполнение упражнения 288 (устно). Форму- Индивиду- Вопро- гание и по- бочего места. Дополняет ответы на вопросы в задании упражнения. Фор- лируют альная, дают вопросы сы, вы- строение Подбор своих мулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, цель групповая с целью получе- полне- проекта вы- примеров, иллю- принимающими ее на себя учебной ния необходимой ние хода из за- стрирующих при- деятель- для решения про- упраж- труднения роду изучаемого ности. блемы информа- нений языкового явле-ния, составление связных рассказов об изученных нормах. Письмен¬ная работа Отвечают на вопро-сы, вы-полняют упражне-ния ции в тет-радях, устные ответы Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 5. Творче-ская практи-ческая дея-тельность по реализа¬ции постро¬енного про¬екта Усвоение новых способов учеб-ной и умствен-ной деятельно-сти учащихся. Подбор своих примеров, иллю-стрирующих природу изуча-емого языкового явления, состав-ление связных рассказов об изу-ченных нормах. Письменная ра-бота Задание. Составьте таблицу «Правописание ь после шипя¬щих на конце слов самостоятельных частей речи» (упр. 290). 6 после шипящих на конце слов самостоятельных частей речи Выделяют главное, устанав-ливают причин¬но-след-ственные связи между от-дельными языковы-ми явле-ниями. Отвечают на вопро-сы, под руковод-ством пе-дагога со-ставляют план ра-боты над заданиями Фронталь-ная, инди-видуальная Личностные: желают приобре-тать новые зна-ния, умения, со-вершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слу-шают, извлекая нужную инфор-мацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допу-щенные ошибки. Коммуникатив-ные: осуществля-ют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учеб-но-познаватель-ных задач Устные ответы, выпол-нение упраж-нений в тет-радях пишется не пишется 1. Имена существительные ж. р., ед. ч., 3-го скл. (дочь); 2. Глаголы: 1) в неопределённой форме (стеречь); 2) во 2-м лице ед. числа наст, или буд. времени (пишешь); 3)в повелительном наклоне¬ нии (отрежьте). 3. Наречие: вскачь, настежь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж; 1. Имена существитель¬ ные: 1) м. р., ед. ч., 2-го скл. (грач); 2) р. п., мн. ч. (училищ). 2. Имена прилагатель¬ ные в краткой форме (могуч) - Какой вывод о правописании ь в наречиях вы можете сде¬лать, глядя на таблицу*? Самостоятельная работа, взаимопроверка по ключу на слай де. Учитель выборочно проверяет работы нескольких обуча¬ющихся. Организует и сопровождает деятельность учащихся, допол няет ответы на вопросы - 6. Первичное закрепление с комменти¬ рованием во внешней речи. 7. Самостоя¬ тельная ра¬ бота с само- Обобщение и си-стематизация зна¬ний и формирова¬ние рациональ¬ных способов применения их на практике. Эв-ристическая бесе¬да, ответы на во- Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке, с применением «Конструктора ситуа¬ционных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение на с. 268). Организует и сопровождает деятельность учащихся, кон¬тролирует правильность выполнения заданий. Создает усло¬вия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым Формули-руют соб-ственные мысли, выска-зывают и обосно-вывают свою точ- Индивиду-альная, групповая Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятель-ности. Познавательные: устанавливают причинно-след-ственные связи, Вопро-сы для уточ-нения инфор-мации, выпол-нение упраж- * Горашова Н. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М. Т. Баранова [и др.] «Русский язык. 7 класс». Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 проверкой по эталону просы. Выполне-ние разноуровне-вых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклас¬сного чтения. Письменная ра-бота. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изуча-емого языкового явления, состав-ление связных рассказов об изу-ченных нормах учебным материалом непосредственно на уроке. Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уров¬нем подготовки класса т ку зрения. Выделяют главное, устанав-ливают причин¬но-след-ственные связи между от-дельными языковы-ми явле-ниями. Делают выводы делают обобще-ния, выводы. Регулятивные: адекватно оцени-вают свои дости-жения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пу-ти преодоления. Коммуникатив-ные: высказыва-ют и обосновы-вают свою точку зрения нений в тет-радях, устные ответы 8. Включение в систему знаний и по-вторение Обобщение полу¬ченных на уроке сведений, оцени¬вание А1. Какое наречие пишется раздельно с приставкой? 1)(В)верху; 2) (на)чисто; 3)(на)миг; 4) (в)пустую. А2. Какое наречие пишется через дефис? 1) Точь(в)точь; 2) (на)ходу; 3) (под)силу; 4) (по)двое. A3. В каком наречии не пишется на конце ь! 1) Навзнич..; 2) вскач..; 3) сплош..; 4) замуж.. . А4. В каком наречии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)НимАло; 2) некогдА; 3) Испокон (веков); 4) издАвна. В1. Укажите, каким членом данного предложения является наречие. Кончил дело - гуляй смело. С1. Напишите небольшое рассуждение о сходстве и различии наречий и имен прилагательных*. Проверка и обсуждение работ учащихся Слушают ответы, отвечают на вопро-сы. Выде-ляют главное, устанав-ливают причин¬но-след-ственные связи между от-дельны¬ми языко- Индивиду-альная, групповая Личностные: понимают значе-ние знаний для человека. Познавательные: приобретают уме¬ния использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Вопро-сы для уточ-нения инфор-мации, оцени-вание рабо¬ты уча-щихся 1 2 3 4 5 6 7 выми яв-лениями Коммуникатив¬ные: высказыва¬ют и обосновы-вают свою точку зрения 9. Рефлексия учебной дея-тельности на уроке (итог урока) Заключительная беседа по вопро¬сам Приём «Телеграмма» Вариант I. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте (обме¬няться). Вариант П. Напишите пожелание себе с точки зрения изу-ченного на уроке т « Опреде-ляют свое эмоцио-нальное состояние на уроке. Заполня-ют днев-ники до-стижений Индивиду-альная, групповая Познаватель-ные: приобрета¬ют умения моти-вированно орга-низовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникатив¬ные: строят небольшие мо-нологические высказывания Оцени¬вание уча-щихся за ра¬боту на уро¬ке. Ли¬сты обрат-ной связи

Медианары для учителей с выдачей свидетельства
  • Русский язык
Медианары для учителей с выдачей свидетельства