Урок русского языка. 9 класс. Обобщение по теме «Сложное предложение»
Оценка 4.6

Урок русского языка. 9 класс. Обобщение по теме «Сложное предложение»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
06.02.2017
Урок русского языка. 9 класс.  Обобщение по теме «Сложное предложение»
Урок по теме: «Сложное предложение»-9 класс Презентация к уроку
Открытый урок в 9 классе.docx

Конспект урока по русскому языку

в 9 классе 

 Обобщение по теме «Сложное предложение»

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок – практикум

Обучающие цели: 

  - организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы   «Сложное предложение» как одной из составляющих подготовки к ГИА;

  - проверить знания учащихся по данному разделу.

  Развивающие цели:

   - развивать у учащихся  потребность в творческой деятельности, в самовыражении,  самоактуализации через различные виды деятельности.

  Воспитательные цели:

   - помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

   - воспитывать бережное отношение к языку.

Слайд 1

Для того чтобы понимать всё, что происходит в   окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком.

З.Н.Люстрова

 

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Проверка  домашнего упражнения № 248 (1-5)

Работу на уроке мы начнем с проверки домашнего задания. На слайде вы видите схемы предложений из вашего упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте работу с правильными ответами. Слайд 2

1.Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. 2. С первыми лучами солнца, когда по полю еще тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолеты,  не теряя друг друга из виду,  взяли курс  на юг.  Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Мы его [Вулича] не понимали, но, когда он взвел курок и насыпал  на полку пороха, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки. При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звезды исчезали, но, как только потухала молния, опять, как брошенные какой-то меткой рукой, появлялись на тех же местах.                                                         

1. (Как только) и (…), [..], и [..].

2. […, (когда),…], и (…).

5.  […], и (когда), […].

С какими предложениями вы работали?

Работа парами.

III. Запись темы, целеполагание

- На прошлом уроке мы изучили последнюю группу сложных предложений – сложные предложения с разными видами связи. Какова же будет тема данного урока? (Повторение  темы «Сложное предложение»). Слайд 3

-  Какие цели урока вы поставите перед собой? Слайд 4

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; отработать умения

правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, составлять схемы предложений,

развивать языковые и коммуникативные умения

 

IV. Повторение и обобщение изученного материала. Учебные задания

1. Опрос по теме

- Какой раздел русского языка изучает предложения? (Синтаксис)

- Кроме предложений, что еще изучает синтаксис? (Словосочетания)

- На какие группы делятся все сложные предложения? (Союзные и бессоюзные)

- Какие виды союзных предложений вы знаете? (ССП и СПП)

 Работа в группах

 

  Первая группа:

- Расскажите  о ССП. Найдите сложносочиненное предложение, в котором одно - односоставное, а другое двусоставное, выпишите его, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Приведите пример, когда в ССП запятая не ставится.

Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г.Паустовский)

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. ( Л. Толстой)

Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку.

( Дж.Свифт)                                                                                                                                               

 Вторая  группа:

- Дайте определение бессоюзного сложного предложения, расскажите об употреблении знаков препинания в бессоюзных сложных  предложениях. Расставьте  знаки препинания в данных предложениях, объясните  их постановку.

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( Короленко В. Г)

 Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков. (Достоевский Ф. М)

Третья  группа:

- Дайте определение СПП; назовите  основные группы по значению. Определите вид придаточных предложений,  составьте схемы предложений:

Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!

Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров. (Д. А.Фурманов)

 

2.Конструирование предложений

- Запишите предложение, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения.

 Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.  Слайд 5

- Перестройте данное предложение – высказывание К.Паустовского соответственно схемам:

Первая группа:

[ Тот.., (кто…), …].  Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания.

Вторая группа:

(Если …), […]. Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания.

Третья группа:

[ … ,   ]. Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

 

3. Тест (задания части 2 ГИА)

- Укажите в каком значении употребляется в предложении слово «привести»? (А3)

1) ведя, помочь дойти;

2) довести до к-н результата;

3) огласить, напомнить;

4) сделать, произвести ч-н.

- Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне (А5, выделить).

- Замените книжное слово «фраза» стилистически нейтральным синонимом (В1, высказывание, выражение).

- Замените словосочетание  «выделить мысль», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование (В2, выделенная мысль).

- Выпишите грамматическую основу из главной части (В3, Знаки препинания существуют).

5. Физминутка

6. Кодовый диктант

- При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания. Ориентироваться на интонацию очень опасно. Пунктуационная небрежность, неточность создают трудности в процессе письменного общения между людьми. Вспомним ряд примеров:

 1. Древнегреческий богач оставил завещание, где содержалось требование поставить в память завещателя «СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ». Отсутствие запятой вызвало долгие споры. Одни считали, что запятую нужно поставить после слова «золотую» («Статую золотую, пику держащую»), другие - после слова «статую» («Статую, золотую пику держащую»), так как в противном случае можно вконец разорить наследников.

2. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников. 

3. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД. 

- Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания? (Пунктуация)          - Какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания? ( Правилом)

 - Укажите виды предложений, опираясь на правила русской пунктуации: Слайд 6

1.Хочешь добиться уважения – начинай с себя. (БСП, условие)

2. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Н. Г. Чернышевский) (ССП)

3. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (СПП, изъяснительное)

4. Мы знаем  главное предназначение человека: оставить свой добрый след на земле.  (БСП, дополнение)

5. Метель не утихала, небо не прояснялось. (БСП)

6. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (ССП)

7. Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат. (БСП, результат)

8. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (СПП, определительное)

9. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось.  (БСП, быстрая смена действий)

10. Знаки препинания – это нотные знаки. (Простое)

11. Помните, что в придаточном определительном, что можно заменить словом который. (СПП, изъяснительное)

12. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (БСП, пояснение)

7. Устная разминка

- Укажите  верные утверждения:  

1. СПП – это предложения, состоящие из двух  или нескольких простых предложений. (нет)

2.СП делятся на три группы. (да)

3. В ССП всегда ставится запятая между частями сложного предложения. (нет)

4. По союзам и по значению ССП делятся на три группы. (да)

5. Предложения, в которых одно явление противопоставляется другому, называется ССП с противительными союзами. (да)

6. СПП делятся на две группы: с одним придаточным и несколькими придаточными. (да)

7.В ССП одно предложение по смыслу подчиняется другому. (нет)

8. Простые предложения в составе БСП связаны по смыслу и с помощью союзов. (нет)

9. СПП с несколькими придаточными делятся на три вида. (да)

10. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи интонации и союзов (союзных слов) и при помощи интонации. (да)

 

 

8. Самостоятельная работа

Заполните таблицу «Типы сложных предложений». Слайд 7

V. Итоги урока

- Согласны ли вы с высказыванием о русском  языке? (эпиграф к уроку), авторов научно-популярной книги "О культуре русской речи"  Зои Николаевны Люстровой, Виктора Яковлевича Дерягина,  Льва Ивановича Скворцова.

- Закончить урок мне бы хотелось словами Н. А. Добролюбова «Чтобы воспользоваться всеми сокровищами  русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».  Слайд 8

VI.  Контроль-проверка своих знаний

Карта для оценки своей деятельности.

Вид деятельности

Оценка

1

Проверка  домашнего упражнения

2

Опрос по теме

 

3

Конструирование предложений

 

 4

Тест  

 

5

Кодовый диктант

 

6

Устная разминка

 

7

Самостоятельная работа

 

8

Итоговая оценка

 

VI. Рефлексия.

Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока, о впечатлениях об уроке.

VII. Домашнее задание. Слайд 9

1.     Повторить словарные слова.

2.     Выполнить тестовую работу. (см. приложение)

 

 

Литература:

1.             Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 9 классе». - М: Просвещение, 2003 г.

2.           Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок», ч. 2.-  Издательство «Учитель», 2006 г.

3.           Люстрова З.Н. «Беседы о русском слове». - М.: «Знание», 1978 г.

4.           Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести открытый урок». -  М.: «Педагогическое общество России», 2006 г.

       5.  Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку.-  М.:Издательство «Экзамен», 2011г.

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

С какими предложениями вы работали?

С какими предложениями вы работали?

Конструирование предложений -

Конструирование предложений -

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в

Самостоятельная работа Заполните таблицу «

Самостоятельная работа Заполните таблицу «

Повторить словарные слова. 2

Повторить словарные слова. 2

Урок русского языка. 9 класс. Обобщение по теме «Сложное предложение»

Урок русского языка. 9 класс.  Обобщение по теме «Сложное предложение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017