Конспект урока по русскому языку
в 9 классе
Обобщение по теме «Сложное предложение»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок – практикум
Обучающие цели:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Сложное предложение» как одной из составляющих подготовки к ГИА;
- проверить знания учащихся по данному разделу.
Развивающие цели:
- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.
Воспитательные цели:
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к языку.
Слайд 1
Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком.
З.Н.Люстрова
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего упражнения № 248 (1-5)
Работу на уроке мы начнем с проверки домашнего задания. На слайде вы видите схемы предложений из вашего упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте работу с правильными ответами. Слайд 2
1.Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. 2. С первыми лучами солнца, когда по полю еще тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолеты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг. Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Мы его [Вулича] не понимали, но, когда он взвел курок и насыпал на полку пороха, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки. При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звезды исчезали, но, как только потухала молния, опять, как брошенные какой-то меткой рукой, появлялись на тех же местах.
1. (Как только) и (…), [..], и [..].
2. […, (когда),…], и (…).
5. […], и (когда), […].
С какими предложениями вы работали?
Работа парами.
III. Запись темы, целеполагание
- На прошлом уроке мы изучили последнюю группу сложных предложений – сложные предложения с разными видами связи. Какова же будет тема данного урока? (Повторение темы «Сложное предложение»). Слайд 3
- Какие цели урока вы поставите перед собой? Слайд 4
Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; отработать умения
правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, составлять схемы предложений,
развивать языковые и коммуникативные умения
IV. Повторение и обобщение изученного материала. Учебные задания
1. Опрос по теме
- Какой раздел русского языка изучает предложения? (Синтаксис)
- Кроме предложений, что еще изучает синтаксис? (Словосочетания)
- На какие группы делятся все сложные предложения? (Союзные и бессоюзные)
- Какие виды союзных предложений вы знаете? (ССП и СПП)
Работа в группах
Первая группа:
- Расскажите о ССП. Найдите сложносочиненное предложение, в котором одно - односоставное, а другое – двусоставное, выпишите его, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Приведите пример, когда в ССП запятая не ставится.
Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г.Паустовский)
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. ( Л. Толстой)
Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку.
( Дж.Свифт)
Вторая группа:
- Дайте определение бессоюзного сложного предложения, расскажите об употреблении знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Расставьте знаки препинания в данных предложениях, объясните их постановку.
Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( Короленко В. Г)
Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков. (Достоевский Ф. М)
Третья группа:
- Дайте определение СПП; назовите основные группы по значению. Определите вид придаточных предложений, составьте схемы предложений:
Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!
Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров. (Д. А.Фурманов)
2.Конструирование предложений
- Запишите предложение, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения.
Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Слайд 5
- Перестройте данное предложение – высказывание К.Паустовского соответственно схемам:
Первая группа:
[ Тот.., (кто…), …]. Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания.
Вторая группа:
(Если …), […]. Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания.
Третья группа:
[ … , ]. Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
3. Тест (задания части 2 ГИА)
- Укажите в каком значении употребляется в предложении слово «привести»? (А3)
1) ведя, помочь дойти;
2) довести до к-н результата;
3) огласить, напомнить;
4) сделать, произвести ч-н.
- Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне (А5, выделить).
- Замените книжное слово «фраза» стилистически нейтральным синонимом (В1, высказывание, выражение).
- Замените словосочетание «выделить мысль», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование (В2, выделенная мысль).
- Выпишите грамматическую основу из главной части (В3, Знаки препинания существуют).
5. Физминутка
6. Кодовый диктант
- При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания. Ориентироваться на интонацию очень опасно. Пунктуационная небрежность, неточность создают трудности в процессе письменного общения между людьми. Вспомним ряд примеров:
1. Древнегреческий богач оставил завещание, где содержалось требование поставить в память завещателя «СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ». Отсутствие запятой вызвало долгие споры. Одни считали, что запятую нужно поставить после слова «золотую» («Статую золотую, пику держащую»), другие - после слова «статую» («Статую, золотую пику держащую»), так как в противном случае можно вконец разорить наследников.
2. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников.
3. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД.
- Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания? (Пунктуация) - Какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания? ( Правилом)
- Укажите виды предложений, опираясь на правила русской пунктуации: Слайд 6
1.Хочешь добиться уважения – начинай с себя. (БСП, условие)
2. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Н. Г. Чернышевский) (ССП)
3. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (СПП, изъяснительное)
4. Мы знаем главное предназначение человека: оставить свой добрый след на земле. (БСП, дополнение)
5. Метель не утихала, небо не прояснялось. (БСП)
6. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (ССП)
7. Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат. (БСП, результат)
8. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (СПП, определительное)
9. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. (БСП, быстрая смена действий)
10. Знаки препинания – это нотные знаки. (Простое)
11. Помните, что в придаточном определительном, что можно заменить словом который. (СПП, изъяснительное)
12. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (БСП, пояснение)
7. Устная разминка
- Укажите верные утверждения:
1. СПП – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. (нет)
2.СП делятся на три группы. (да)
3. В ССП всегда ставится запятая между частями сложного предложения. (нет)
4. По союзам и по значению ССП делятся на три группы. (да)
5. Предложения, в которых одно явление противопоставляется другому, называется ССП с противительными союзами. (да)
6. СПП делятся на две группы: с одним придаточным и несколькими придаточными. (да)
7.В ССП одно предложение по смыслу подчиняется другому. (нет)
8. Простые предложения в составе БСП связаны по смыслу и с помощью союзов. (нет)
9. СПП с несколькими придаточными делятся на три вида. (да)
10. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи интонации и союзов (союзных слов) и при помощи интонации. (да)
8. Самостоятельная работа
Заполните таблицу «Типы сложных предложений». Слайд 7
V. Итоги урока
- Согласны ли вы с высказыванием о русском языке? (эпиграф к уроку), авторов научно-популярной книги "О культуре русской речи" Зои Николаевны Люстровой, Виктора Яковлевича Дерягина, Льва Ивановича Скворцова.
- Закончить урок мне бы хотелось словами Н. А. Добролюбова «Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им». Слайд 8
VI. Контроль-проверка своих знаний
Карта для оценки своей деятельности.
№ |
Вид деятельности |
Оценка |
1 |
Проверка домашнего упражнения |
|
2 |
Опрос по теме |
|
3 |
Конструирование предложений |
|
4 |
Тест |
|
5 |
Кодовый диктант |
|
6 |
Устная разминка |
|
7 |
Самостоятельная работа |
|
8 |
Итоговая оценка |
|
VI. Рефлексия.
Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока, о впечатлениях об уроке.
VII. Домашнее задание. Слайд 9
1. Повторить словарные слова.
2. Выполнить тестовую работу. (см. приложение)
Литература:
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 9 классе». - М: Просвещение, 2003 г.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок», ч. 2.- Издательство «Учитель», 2006 г.
3. Люстрова З.Н. «Беседы о русском слове». - М.: «Знание», 1978 г.
4. Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести открытый урок». - М.: «Педагогическое общество России», 2006 г.
5. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку.- М.:Издательство «Экзамен», 2011г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.