Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)
Оценка 4.9

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
15.09.2019
Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)
Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости предшествующего согласного звука" разработан для учащихся 2 класса. В интересной занимательной форме дети знакомятся с особенностями этой буквы и правилами переноса слов с "Ь". В этом им помогают сказочные герои Винни-Пух и Сова.
Королева А.В. Урок русского языка во 2 классе.docx
Королева Анна Вячеславовна Учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №37 г. Комсомольск­на­Амуре Урок русского языка во 2 классе Тема: Ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука Цели: Закрепить полученные ранее знания о букве Ь: его функции в обозначении мягкости согласного звука в слове и способе переноса слов с Ь в середине. Задачи:  1 Обучающая:   закрепление   знаний   о   мягком   знаке   как   о   показателе   мягкости предшествующего согласного звука. 2 Развивающая:   развитие   умения   обозначать   на   письме   мягкость   согласного   звука   с помощью Ь, применять на практике правило деления для переноса слов с Ь в середине; развивать   внимание,   память,   логическое   мышление,   умение   обобщать,   сравнивать, анализировать, формулировать вывод по результатам сравнения и наблюдения. 3 Воспитательная:   воспитание   умения   работать   сообща,   помогая,   друг   другу, аккуратности при выполнении работы. Планируемый результат: закрепить   знания   о   мягком   знаке   как   о   показателе   мягкости   предшествующего согласного звука На уроке формируются следующие УУД: 1 Личностные: проявить терпение, доброе отношение друг к другу. 2 Регулятивные:   контролировать   выполнение   работы   по   этапам,   сравнивая   результат действия с эталоном, заданным учителем; оценивать результат работы. 3 Познавательные:   анализировать   звуко­буквенный   состав   слова,   наблюдать   и устанавливать способ обозначения мягкости согласного звука на письме с помощью  Ь, сравнивать количество звуков и букв в словах, объяснять расхождение, выделять в словах парные согласные звуки по мягкости ­ твердости. 4 Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. 5 Знаково­символические: переводить устную речь в схемы и наоборот. Этапы урока 1. Организационный момент 2. Гимнастика для пальцев Деятельность учителя Учитель   настраивает   детей   на урок. ­   Сегодня   на   нашем   уроке   много гостей.   Поприветствуйте   их. Садитесь. Начнем нашу работу. ­ аккуратно,   Чтобы   писать   красиво,   разомнем   кисти. Деятельность ученика Дежурный по классу проводит зарядку для рук с учениками. 3. Чистописание  Рефлексия   Словарная 4. работа   Сделаем гимнастику.  ­ Посмотрите на узор. Какая буква является его основой?  Показ учителя на доске. ­   Пишу   Ь,   соединяю   верхним соединением   с   прямой   наклонной линией, соединяю   верхним соединением с буквой Ь. ­   Обведите   букву   Ь   10   раз   по алфавиту.   Выполните   узор   в тетради.  ­ Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? ­   Оцените   на   поле   тетради   свою работу.  Красным   цветом,   если   вам работа   нравится,   и   вы считаете, что постарались. Зеленым   –   если   вы постарались,   но   есть помарки.   Синим – если вы считаете, что   могли   бы   выполнить работу лучше. ­   Я   прочитаю   ряд   слов,   а   вы должны запомнить и повторить. Картофель,   редис,   помидор, морковь, свекла. ­   Как   можно   назвать,   одним словом? ­ Назовите лишнее, докажите свой выбор. ­   Отгадайте,   о   каком   овоще   я говорю. Загадка  Из норы за холку пышную Я тяну лисицу рыжую. Но не хитрую плутовку  А хрустящую …       ­ Основу узора составляет буква Ь. Дети   обводят   по   алфавиту букву   Ь   и   прописывают   узор   в тетради. ­   Я   отрабатывал   наклонное написание элементов. ­ Я развивал глазомер. ­   Я   работал   над   правильным соединением элементов. Дети анализируют выполнение работы   в   тетрадях   и   цветом оценивают себя. Дети   повторяют   слова, которые запомнили. ­ Их можно назвать – овощи. ­   Это   помидор,   т.к.   его   плоды находятся   над   землей,   а   все остальные –корнеплоды, которые находятся в земле. ­ Морковку. 4.1   Звуковой ­ Работаем в парах. Дети   работают   в   парах.   В анализ слова.  (Работа в парах.)  Рефлексия ­   Произнесите   медленно   слово   ­ морковь,  посчитайте   количество звуков: 1   в.   –   с   помощью   звуковой линейки; 2 в. – с помощью счетных палочек.  ­ Сопоставьте результат, сделайте вывод. ­   Запишите   транскрипцию   этого слова. ­ Проверь правильность записи по образцу. ­   Как   в   транскрипции   вы обозначили   мягкость   согласного звука? ­ Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? ­   Оцените   на   поле   тетради   свою работу.  Красным   цветом,   если   вам работа   нравится,   и   вы считаете, что постарались. Зеленым   –   если   вы постарались,   но   есть помарки.   Синим – если вы считаете, что   могли   бы   выполнить работу лучше. ­ Обозначьте красным карандашом гласные звуки. ­  Произнесите согласные звуки. ­   На   какие   группы   можно разделить согласные звуки? ­   Как   вы   думаете,   будет   ли совпадать   звучание   и   написание этого слова?  медленном   темпе   произносят слово,   считают   количество звуков   в   слове,   сопоставляют полученный разными способами результат, делают вывод. ­   Мы   пришли   к   выводу,   что   в слове морковь 6 звуков. Дети   произносят   шепотом слово и записывают транскрипцию [маркоф ]     ­  Мягкость   согласного   звука   в транскрипции   мы   обозначили   с помощью ­ ,. ­   Я   учился   транскрипцию слова. ­ Я тренировался слышать звуки. записывать Дети анализируют выполнение работы   в   тетрадях   и   цветом оценивают себя. Дети обозначают звуки [а, о1 ­ [м, р, к, ф? ] ­   Согласные   звуки   можно разделить по признаку твердости – мягкости.  мяг. ­ 1, тв. ­ 3; по признаку звонкие – глухие зв. – 2, глух. – 2 ­   Я   думаю,   что   написание   и звучание   этого   слова   не   будет совпадать,   т.к.   есть   звуки     в слабой позиции. ­   Это:   звук  [а],   который   может обозначаться буквами  а, о; звук Введение 4.2. героя. Самостоятельная работа  Рефлексия 4.3 Ассоциация ­   Определите   опасные   места (места несовпадений) ­ К нам на урок пришли сказочные герои  Вини­Пух  и  Сова  из произведения «Вини – Пух и все, все, все».  Учитель   вывешивает   варианты написания слова  морков морковь ­   Они   писали   слово  морковь каждый   по­своему   и,   теперь,   не могут прийти к единому мнению. Рассудите их спор. ­ Верно, ли мы предположили, что звучание этого слова не совпадает с написанием? ­ Запишите правильный вариант.   Разделите слово на слоги  Поставьте ударение  Выделите орфограммы ­ Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? ­   Оцените   на   поле   тетради   свою работу.  Красным   цветом,   если   вам работа   нравится,   и   вы считаете, что постарались. Зеленым   –   если   вы постарались,   но   есть недочеты.   Синим – если вы считаете, что   могли   бы   выполнить работу лучше. ­   В   первом   слоге   безударный гласный   звук  [а],  который   на письме   может   обозначаться буквами а, о.  ­   Безударный   гласный   звук проверяется ударением.  ­ Подберите проверочное слово. ],   который   может [ф?  обозначаться буквами в, ф; обозначение   согласного   мягкого звука буквой Ь. ­   Я   думаю,   что   Сова   написала слово   правильно,   она обозначила   согласный   мягкий звук в конце слова с помощью Ь. ­ Мы предположили верно.   т.к. Дети   выполняют   задание учителя и сверяют с образцом, записанным на доске. ­ Я учился делить слова на слоги. ­   Я   тренировался   слышать ударный   слог   и   определять ударный гласный звук. ­   Я   тренировался   находить «опасные»   места   в   слове   и обозначать орфограммы. Дети анализируют выполнение работы   в   тетрадях   и   цветом оценивают себя. Дети   подбирают   проверочные слова и приходят к выводу, что безударный   гласный   звук   в слове   проверить   нельзя.   Оно является   словарным   и   его написание необходимо запомнить   или     посмотреть   в ­ К какому выводу вы пришли? ­   Подумайте,   что   можно   сделать, чтобы лучше запомнить написание безударной гласной буквы о в этом слове.   4.4 Подбор родственных слов ­ Подберите родственные слова к слову морковь. 4.5   Сообщение   о моркови. ­   Ребята,   вы   хотели   бы   узнать   о моркови интересные факты? ­   Тогда   давайте   послушаем сообщение,   которое   приготовили ваши одноклассники. 5. Физминутка ­ Мы с вами хорошо поработали. Пора отдохнуть. ­ Скажите, какой зверь в русском фольклоре   любит полакомиться морковью?  очень       Морковка,   морковный, орфографическом словаре. свои Дети предлагают   ассоциации;     высказывают мнение, что буква   о  по форме напоминает   морковь и предлагают   превратить   ее   в этот  овощ, дорисовав ботву и хвостик. Дети   подбирают   родственные слова: ­ морковочка. ­ Да. 1­й ученик ­   Морковку   люди   стали выращивать   около   4   тысяч   лет назад.   На   Руси   люди   стали выращивать   морковь   с   14   века. Самая   ценная   часть   моркови   – корнеплод. 2­й ученик ­ Чем же полезна морковь? Она источник   витамина   А.   Его называют   витамином   роста. Полезны семена моркови. Из них делают   лекарства   для   лечения болезней сердца. 3­й ученик ­  Корнеплоды   моркови   бывают разной   формы.   Цвет   у   моркови не обязательно оранжевый. Есть сорта моркови желтого, белого и даже темно­фиолетового цвета. вывешиваются На   доску   картинки, которых демонстрируется   разный   цвет и необычная форма моркови. ­ Это зайчик. Выходит   дежурный,   проводит зарядку,   имитируя   действия, описанные   тексте физминутки. Текст физминутки. Девочки   мальчики, и   на       в и   что   мальчики,   Несоответствие Представьте, что вы зайчики. Лапки – вверх, лапки – вниз,  На носочках потянись, Влево, вправо наклонись, Наклонись и потянись. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Девочки Представьте, что вы зайчики. Кто­то зайку напугал. Зайка – прыг! И ускакал. ­ Я насчитал 6 звуков. ­   Я   насчитал   в   этом   слове   7 букву. ­   можно  Ь  не объяснить   тем, обозначает   звука,   а   лишь указывает   на   мягкость   в произношении   предшествующего согласного. Дети читают текст про себя. Мягкий знак, мягкий знак,  Без него нельзя никак. Без него не написать  Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть – получим шест. Вместо есть – получим ест. Станут   пенками   –   пеньки, Уголками – угольки, Банка в баньку превратится! Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать! Дети выписывают слова:   шесть, ­ тридцать, мягкий, забывать, пять и т.д. Дети   оценивают   работу товарища.   Десять,   писать,   Постановка 6. проблемы. ­ Вернемся к транскрипции слова. Посчитайте количество звуков. ­   Посмотрите   на   запись   слова. Посчитайте количество букв. ­   Объясните   это   несоответствие, используя схему.   Работа   над 7. темой урока.   Ь [­­]   ­ запоминалку про мягкий знак». ­ Прочитаем вместе.   Прочитайте   «Веселую       Выпишите этого из ­ стихотворения   слова,   которые оканчиваются   на   согласный мягкий звук. Взаимопроверка.   с Письмо комментарием. 8.Физминутка для глаз   ­ Это слово –  мягкий, т.к. звук [й,]  всегда мягкий и не требует дополнительного   обозначения мягкости мягким знаком. ­   Мягкость   согласного   звука   в этих словах обозначена Ь. Дети   совместно   выбирают слова и объясняют свой выбор, подчеркивая   буквы   на   месте несоответствия, используя синий и зеленый цвет. Шесть – шест Есть – ест Пеньки – пенки Угольки – уголки Банька – банка  ­ Никакого, т.к. Ь не обозначает звука. ­ Конь – кон   Брать – брат   Мель ­ мел   Ель – ел ­ Мы различали в словах твердые и   мягкие   звуки,   которые обозначаются   одной   и   той   же буквой. Дети   выполняют   упражнения для глаз. ­ Оцените работу своего товарища по следующим критериям:  Красным   цветом   ­   если выписано более 5 слов Зеленым – если 4 ­ 5 слов   Синим   –   если   выписано   3 или менее 3 слов. ­ Найдите лишнее слово. ­   Объясните,   как   в   этих   словах, кроме слова мягкий,  обозначена   на   письме   мягкость согласного звука? ­   Выпишем   слова,   которые   в начальной   форме   отличаются одним   звуком   по   твердости   – мягкости. ­ Какого цвета будет отметка под Ь? ­   Назовите   свои   примеры   такого несоответствия. ­Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? ­   Мы   много   поработали.   Наши глазки устали. Давайте отдохнем. Учитель   проводит   зарядку   для глаз: 1 Движение глазами вправо ­   не   поворачивая влево, головы. 2 Движение глазами   вверх –   не   поворачивая вниз, головы. 3 Посмотрите на кончик носа, палец   вытянутой   руки, точка на доске. 4 Поморгайте. 5 Зажмурьтесь.  6 Потрите   ладошки   и ими   накройте глаза, представьте,   что   тепло ваших   рук   переходит   в глаза.  7 Погладьте себя по голове. ­   Наши   герои   опять   не   могут договориться. Они записали слово деньки с переносом. Вот что у них получилось.   Кто   прав?   Ваши мнения. На   доске   варианты   переноса слова:      день – ки    де – ньки ­ переноса слов с Ь в середине. ­   Откройте   конверт,   который лежит у вас на столе, и достаньте карточку с заданием. Прочитайте, выполните задание.   Сформулируйте   правило 9.1   Работа   над правилом переноса слов с Ь в середине слова. 9.2 Самостоятельная работа   по карточкам. ­   Проверьте   свою   работу   по образцу.   ­Чему учились, что отрабатывали, что тренировали? ­ Оцените свою работу. 9.3 Рефлексия 10.   Рефлексия   и самооценка. ­ Наш урок подходит к концу. Подведем итог. ­ Что нового узнали на уроке? ­ Что повторили? ­ Чему учились? ­   Я   думаю,   что   первый   вариант переноса   правильный,     т.к.   мы  Ь переносим   по   слогам,   а относится к первому слогу. ­   При   переносе   слов   с  Ь  в середине,   мягкий   знак   не переносится. Дети   выполняют   задание: записывают слова, деля их для переноса. пальто мальчик пальма коньки   ЗВИ Приведите   примеры   переноса слов с Ь в середине. Дети   сверяют   по   образцу выполненную  работу: паль ­ то маль ­ чик паль ­ ма конь ­ ки   ­   Я   повторил   правило   переноса слов с Ь в середине. Дети анализируют выполнение работы   в   тетрадях   и   цветом оценивают себя. ­   Я   познакомился   с   новым словарным   словом   и   узнал интересные сведения о моркови. ­   Я   повторил   правило   переноса слов с мягким знаком в середине слова. ­   Я   учился   сопоставлять звуковой   состав   слова   с   его написанием. ­   Я   учился   определять   в   слове согласный   мягкий   звук,   кроме звуков [ч, й, щ] и обозначать его мягкость с помощью буквы Ь. Дети анализируют выполнение работы   в   тетрадях   и выбирают   цветок   нужного цвета,   подходят   к   доске   и приклеивают   на   плакат.   На плакате   появляется   цветной Ь. ­ Для того чтобы лучше запомнить эту   тему,   давайте   украсим  Ь цветами. Для этого оцените  свою работу   на   уроке,   возьмите   из конверта цветок нужного цвета, а в серединке   нарисуйте,   какое настроение   было   у   вас   на протяжении урока. Подойдите к доске и приклейте на плакат цветок. ­ какой замечательный Ь у нас получился. ­ Спасибо за работу! Посмотрите,   всего

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)

Урок русского языка "Ь - показатель мягкости предшествующего согласного звука" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2019