Урок русского языка "Беглые гласные" в 5 классе
Оценка 4.8

Урок русского языка "Беглые гласные" в 5 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык +1
5 кл
01.07.2017
Урок русского языка "Беглые гласные" в 5 классе
Конспект урока открытия новых знаний. Соответствует ФГОС ООО. Цель: умение находить слова с беглыми гласными в тексте. Задачи: 1.Знать и понимать определения основных понятий «беглая гласная», «чередование с нулём звука» («нуль звука»), историю беглых гласных; 2. Узнать, какие именно гласные бывают беглыми; 3. Знать, в каких морфемах может встречаться беглая гласная; 4. Уметь правильно выделять морфемы слова; 5. Уметь находить слова с беглыми гласными в предложениях, текстах; 6. Развивать мотивацию к познавательной деятельности; 7. Развивать навыки работы в парах, в группе, самостоятельно; 8. Воспитывать любовь к родному языку.Конспект урока
Урок ОНЗ.docx

МБОУ «Кониплотническая ООШ»

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка в 5 классе

по теме «Беглые гласные»

(урок открытия новых знаний)

 

 

 

                                                    Составила: Азанова Евгения Александровна,

                                        учитель русского языка и литературы

                                  МБОУ «Кониплотническая ООШ»

                                     Сивинского района Пермского края

                                                 

 

 

 

 

д. Большое Самылово, 2017

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: умение находить слова с беглыми гласными в тексте.

Задачи:

1.Знать и понимать определения основных понятий «беглая гласная», «чередование с нулём звука» («нуль звука»), историю беглых гласных;

2. Узнать, какие именно гласные бывают беглыми;

3. Знать, в каких морфемах может встречаться беглая гласная;

4. Уметь правильно выделять морфемы слова;

5. Уметь находить слова с беглыми гласными в предложениях, текстах;

6. Развивать мотивацию к познавательной деятельности;

7. Развивать навыки работы в парах, в группе, самостоятельно;

8. Воспитывать любовь к родному языку.

Методические приёмы обучения: словарная работа, составление алгоритма, комментированное письмо, комментированное чтение, самостоятельная работа, выполнение продуктивных заданий, беседа, диалог, групповая работа, работа по парам, фронтальная работа, работа с учебником, работа по карточкам, исследовательская работа, проверка по эталону, самоконтроль, самооценка.

Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова (2008 г); презентация к уроку; карточки с упражнениями; толковые словари, доска, тетради.

 

 

 

Ход урока:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. Начинаем урок русского языка.

 

- В начале урока немного поиграем.

1.     Поднимите правую руку те, кто проснулся?

2.     Поднимите левую руку, кто утром помыл лицо? А руки?

3.     Поднимите обе руки, кто готов работать на уроке?

4.     Вспомните, что вы хотели ещё утром?

5.     Скажите, что вы хотите получить от урока.

 

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, мне необходимо проверить вашу теоретическую и практическую подготовку по русскому языку.

 

Задание.

Запишите предложение под диктовку, схематически объясните постановку знаков препинания; найдите слова с чередованием звуков (подобрать к ним однокоренные слова и формы слов).

 

В синем море волны плещут, в синем небе звёзды блещут.

 

Проверьте по эталону!

 

Схема: [ – =], [ – =].

Слова с чередованием звуков: плещут, блещут.

Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: плещут – плеск (щ||ск), блещут – блеск, блестеть (щ||ск||ст).

 

Оцените себя!

 

Теоретические вопросы:

1.     Что мы называем морфемой?

2.     Перечислите все морфемы.

3.     Что такое основа слова? окончание? корень? суффикс? приставка?

Что мы называем чередованием?

 

3.     Этап выявления места и причины затруднения

- Давайте обсудим, почему возникли затруднения? Где именно? Чего мы ещё не знаем (не усвоили)?

 

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Ваша задача – определить тему урока через наблюдение.

 

Задание.

Выделите морфемы в словах и подчеркните гласные «о», «е» (работа в парах по карточкам).

 

Карточка 1.

ЛОБ – ЛБА, СОН – СНА, БРАТЬ – БЕРУ (выделить корни).

 

Карточка 2.

СЫНОК – СЫНКА, КУБАНЕЦ – КУБАНЕКА (выделить суффиксы).

 

 

Карточка 3.

ВОБРАТЬ – ВБИРАТЬ, ПОДОРВАТЬ – ПОДРЫВАТЬ (выделить приставки).

 

Вопросы и задания:

1.     Что необычного вы заметили в словах?

(исчезают)

Да, происходит тоже чередование, только уже гласные «о», «е» чередуются с «нулём звука». Это беглые гласные.

2.     В каких частях слова бывают беглые гласные?

(В приставках, корнях, суффиксах слова)

3.     Выполните задание на карточках (вывод о беглых гласных).

 

Карточка. Подставьте пропущенные слова, чтоб получился текст.

 

В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МОРФЕМЕ ГЛАСНЫЕ «…» И «…» В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ОТСУТСТВУЮТ, ТО ЕСТЬ ЧЕРЕДУЮТСЯ С «…». ЭТО … ГЛАСНЫЕ. ОНИ БЫВАЮТ В ТАКИХ ЧАСТЯХ СЛОВА, КАК …, … И … .

 

- Проверьте себя! Для этого откройте учебники на странице 169, прочитайте теорию § 79 . Оцените себя!

 

4.     Как вы думаете, как называется тема нашего сегодняшнего урока?

(Беглые гласные.)

5.     Какую цель ставим перед собой?

(Цель - умение находить слова с беглыми гласными в тексте.)

6.     Какие нужно решить задачи, чтобы достичь этой цели?

 

 

(Задачи:

1.Знать и понимать определения основных понятий «беглая гласная», «чередование с нулём звука» («нуль звука»), «уменьшительно-ласкательные суффиксы».

2. Узнать, какие именно гласные бывают беглыми.

3. Знать, в каких морфемах может встречаться беглая гласная.

4. Уметь правильно выделять морфемы слова.

5. Уметь находить слова с беглыми гласными в предложениях, текстах.)

 

- Записываем тему урока в тетради.

 

5. Этап реализации построенного проекта

- Вы, наверняка, все задумались над таким вопросом: когда и как появились «беглые гласные» в русском языке?

 

- Беглые гласные – это, по существу,  продолжение темы «Чередование звуков». Только гласные чередуются не с другими гласными, а с «нулём звука»: сон – сна, отец – отца, день – дня и т.д.

   Заметим, что чередоваться с «нулём звука» могут только гласные «о», «е». Почему? Дело в том, что в древности в нашем языке были не только обычные, но и краткие гласные «о», «е»:

стсл. - ОТЬЦЪ (ОТЕЦ), ОВЬЦА (ОВЦА), МЬГЛА (МГЛА, санскр. meghah),

ДЪШТИ (ДОЧЬ), ГРЪДЪ ГОРОД) и др.

На месте этих кратких гласных и происходит чередование с «нулём звука» («Ø»).

   Долгие и краткие звуки есть и сейчас в некоторых языках. Например:

- лат. māter, лтш. māte, дринд. māter.(русск. мать);

- лат. cognōsco, русск. узнаю;

- лат. semen, русск. семя.

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником:

Упр. 410.

1. Словарная работа: найдите значение слов в толковых словарях: вихор, купец, чехол (по парам).

2. Задание.

Запишите слова с беглыми гласными по образцам; составьте словосочетания со словом листок в разных лексических значениях; в записанных словах подчеркните орфограммы – согласные буквы в приставках и в корнях.

 

Оцените свою работу и работу одноклассников!

 

- Физкультминутка

 

Упражнение «Несуществующее животное».

Выполняется как эстафета.

Учащиеся объединяются в две команды. Каждая команда получает лист бумаги формата А1 и фломастеры.

Условия выполнения упражнения могут быть такими:

- три прыжка вперёд на левой ноге;

- три прыжка вперёд на правой ноге;

- два прыжка вперёд на обеих руках;

- два прыжка зигзагом;

- два прыжка приставными ступнями;

- два прыжка перекрёстными ногами.

Нужно допрыгать до листа описанным выше способом и нарисовать элемент фигуры несуществующего животного. Каждый последующий участник рисует новый элемент животного.

 

7.     Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 

Задание.

Запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен!), составьте схему; найдите слова с чередованием звуков и с беглыми гласными, подберите к ним однокоренные слова и формы слов.

 

ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.

 

Проверьте по эталону!

 

Схема: [ – =], и [ – =].

Слова с чередованием звуков: птиц, много, редко.

Слово с беглой гласной: днём.

Однокоренные слова к словам с чередованием звуков и с беглыми гласными: днём – день (Ø||е), птиц – пичуга, пичужка (ц||г||ж), много – множество (г||ж), редко – реже (д||ж).

 

Оцените себя!

 

8.     Этап включения в систему знаний и повторения

 

- Посмотрите на набор упражнений в учебнике. Какого типа упражнения мы ещё сегодня на уроке не выполняли? Давайте рассмотрим эти упражнения.

 

Работа с учебником:

1.     Упр. 411 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради).

Задание: допишите ряды слов по образцам. В какой части слова находятся беглые гласные? Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2.     Упр. 412 (устно).

Задание: прочитать стихотворение А.Т. Твардовского; найти слова с беглыми гласными, назвать, в какой морфеме они находятся.

3.     Упр. 413.

Задание: Озаглавьте текст. Спишите его. К выделенным словам подберите и запишите на полях тетради слова с чередованием согласных. Какие слова связывают первое и второе предложения? Второе и третье? Укажите в тексте синонимы. Можно ли, не меняя смысла текста, поменять их местами? Укажите предложение, соответствующее схеме.

 

Дополнительные задания:

1.     Выделить все морфемы в слове ИЗУЧИЛИ.

2.     Указать чередование в словах:

1)БЕГ – БЕЖАТЬ,

2) СВЕЧА – ОСВЕЩАТЬ,

3) ХОЖУ – ХОЖДЕНИЕ,

4) ИЗЛОЖЕНИЕ – ИЗЛАГАТЬ,

5) У ОПУШЕК – ОПУШКА.

3. «Четвёртое лишнее»:

а) НАПРАВО (окончание –О),

б) ПРЫЖОК (суффикс –ОК-),

в) РАСТУТ (корень –РАСТ-),

г) РАСТОПЛЮ (приставка РАС-).

 

9.     Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 

1. Какая тема была на сегодняшнем уроке?

2. Какую цель перед собой ставили?

3. Достигли ли цель? Каким способом?

4. Какие получили результаты?

5. Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке?

6. Где можно применить новое знание?

7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?

Домашнее задание:

1.     Повторить материал § 79.

2.     Подготовьтесь рассказать о чередованиях по плану (план распечатан):

1)Что такое чередование гласных и согласных?

2) Какие гласные чередуются в корне?

3) Что такое «чередование с нулём звука"?

3.     Упр. 413 или упражнение с карточки.

 

Карточка. Задание: Спишите слова, распределяя их по графам таблицы: 1- в приставке, 2- в корне, 3 – в суффиксе.

БАСНЯ, БАШНЯ, ФЛАЖКА, КЛОЧКА, ЧЕРЕШНЯ, УГЛА, УГЛЯ, ПОДРЫВАТЬ, СЫНКА, ПОДСЫЛАТЬ, ЛБЫ, ЛЬДА, КАВКАЗЕЦ, СРЫВАТЬ, ГОРОДОК.+

 

Список литературы:

1.     Гусарова И.В. Тесты по русскому языку. 5-11 класс. Основные разделы курса. – М. : «Издательство Астрель», «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2000. – 176 с.

2.     Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2013. – 174 с.          

3.     Русский язык : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 36-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 317 с.


 

4.     Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Кониплотническая ООШ»

МБОУ «Кониплотническая ООШ»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока: 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности -

Ход урока: 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности -

Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: плещут – плеск (щ||ск), блещут – блеск, блестеть (щ||ск||ст)

Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: плещут – плеск (щ||ск), блещут – блеск, блестеть (щ||ск||ст)

Карточка 3. ВОБРАТЬ – ВБИРАТЬ,

Карточка 3. ВОБРАТЬ – ВБИРАТЬ,

Задачи: 1.Знать и понимать определения основных понятий «беглая гласная», «чередование с нулём звука» («нуль звука»), «уменьшительно-ласкательные суффиксы»

Задачи: 1.Знать и понимать определения основных понятий «беглая гласная», «чередование с нулём звука» («нуль звука»), «уменьшительно-ласкательные суффиксы»

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Нужно допрыгать до листа описанным выше способом и нарисовать элемент фигуры несуществующего животного

Нужно допрыгать до листа описанным выше способом и нарисовать элемент фигуры несуществующего животного

Посмотрите на набор упражнений в учебнике

Посмотрите на набор упражнений в учебнике

ПРЫЖОК (суффикс –ОК-), в) РАСТУТ (корень –РАСТ-), г)

ПРЫЖОК (суффикс –ОК-), в) РАСТУТ (корень –РАСТ-), г)

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017