Урок русского языка "Безличные глаголы"
Оценка 5

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.05.2018
Урок русского языка "Безличные глаголы"
Урок объяснения нового материала по теме "Безличные глаголы". Дать объяснение понятия безличный глагол, дать определение какие глаголы называются безличными и почему. Выполнить упражнение на различение личных и безличных глаголов., составление предложений с безличными глаголами, выполнение упражнений по учебнику Т. А.Ладыженской
Конспект урока русского языка в 6 классе.docx
Конспект урока русского языка в 6 классе "Безличные глаголы" Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности Задачи урока: знать значения безличных глаголов; знать формы безличных глаголов; уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи. 1. 2. 3. 4. Планируемые результаты и уровень усвоения (в соответствии с ФГОС): Предметные: Распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры Метапредметные: ЛУУД: Дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы  собственного знания и «незнания»; ПУУД: Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят  речевые высказывания в устной и письменной форме; РУУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном,  обнаруживают отклонения и отличия от эталона; КУУД: Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать  доверительные отношения, взаимопонимание. Тип урока: урок усвоения нового материала Методы: частично­поисковый, творческий, ИКТ. Приёмы: необычное начало, своя опора, немой опрос, опрос­итог, творческое задание. Предполагаемый результат Знать 1. Особенности безличных глаголов. 2. Лексическое значение безличных глаголов. 3. Формы безличных глаголов. Уметь 1. Уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме. 2. Уметь пользоваться безличными глаголами в речи. 3. Уметь находить безличные глаголы в тексте. Педагогические технологии Метод проблемного обучения, метод исследования, обучения в сотрудничестве 1.Организационный момент. 1.1 Постановка учебной проблемы 1.2Мотивация на урок Ход урока Прежде чем начнем работу, послушайте стихотворение­загадку. О чем идет речь? Что  это? Чтение учителем стихотворения: (Слайд презентации) Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду ­ все в действие придет. Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растет. (Учащиеся предполагают, что это глагол) II .Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Актуализация знаний. ­Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним основные  признаки.  1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние  предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?  … (глагол) 2. Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) ­ ся (­ сь), называются…возвратными. 3. Как называется начальная форма глагола?  ... (инфинитив). 4. Какого вида бывают глаголы?  … (несовершенного и совершенного) 5. Инфинитив имеет суффиксы…­ти, ­ть. 6. Какие три наклонения есть в русском языке?  … (условное, повелительное,  изъявительное).  7. Суффикс –л­  ­ показатель лицам и числам. 9. Изменение глаголов по лицам …прошедшего  времени. 8. Глаголы изменяются по …  и числам называется …спряжением Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем  они интересны и как они называются ­ пока это секрет, который нам с вами  предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его  найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не  записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему  урока предстоит сформулировать в ходе работы). ­Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока. III Итак, выполняем первое задание. (Слайд презентации) Смеркается. В бору темнеет.  Пожар зари над ним краснеет.  Во влажной почве лист сухой  Без звука тонет под ногой. (Иван Никитин) ­Какова тема текста? Учитель: (Создание проблемной ситуации.) Как вы думаете, изменяются ли они по  лицам? Учащиеся: высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие ­ что не  изменяются. Учитель:  Сколько мнений у вас возникло? Учащиеся: Два мнения.   Учитель : Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы  предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ? Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения. Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении? Учащиеся: Действующее лицо или предмет. Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих  предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что­ нибудь? Учащиеся: Нет. Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях? Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе. Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам? Учащиеся: Не могут. Учитель:  (слайд 6)Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают  действие, происходящее без действующего лица? 3.Распределите предложения в две группы. Распределите по наличию главных  членов предложения. 1. Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит. Мы выходим из дома. 3. Нам легко дышится. 4. Мы не спеша  прогуливаемся по зимнему лесу. 5. Пахнет хвоей. 6. Стоит тишина. ­ На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте. (В ходе обсуждения выделяются две группы) ­ с двумя главными членами предложения с ­ одним главным членом). ­ Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору  смеркается рано. Нам легко дышится. Пахнет хвоей. ­Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?  (Главный член предложения один, это сказуемое). ­ А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?  (Его нет и не нужно). ­ Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица)  Значит имя у них .... (Безличные глаголы). IV. Целеполагание.  ­Какие цели вы поставите перед собой? (Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их  синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в  собственной речи.) V. Решение поставленных задач Обучающимся предлагаются предложения:  Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.  Ребѐнок не спит. Ему не спится.  Немой опрос. (Личный – встать, безличный – сесть) 1. Приближался рассвет. 2. Вечерело. 3. Весь день идёт дождь. 4. Как быстро  рассвело! 5. Сегодня все хорошо работали! 6. Мне долго не спалось.  VI.Закрепление изученного материала. 1.Спишите, раскрывая скобки, найдите в предложениях безличные глаголы.  Подчеркните их. Светает. Яркое солнце поднимает?ся из­за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дышится вольней родных лугов, родных полей. (Не)  с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи. 2.Сейчас предлагаю вам поработать в группах. (Объединитесь в группы) Группы  получают разноуровневые задания. Задание: Замените двусоставные предложения безличными. • Приближался рассвет. ­ ? • Наступает вечер. ­ ? • В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. ­ ? • Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. ­ ? • Мой друг по вечерам не сидит дома. ­ ? • От волнения мы долго не спали. ­ ? 3.­И в качестве итоговой проверочной работы выполним тест.  Тест  1. Укажите предложение, в котором глагол в форме 2­го лица передаёт  обобщённое значение (действие любого человека). 1) Богатырь ты будешь с виду и казак душой. 2) Мало ешь — долго будешь сытым, много ешь — быстро становишься голодным. 2. Укажите конструкцию с глаголом 3­го лица в безличном значении. 1) Трава пахнет свежестью. 2) Пахнет свежестью от травы. 3. Назовите предложение с безличным глаголом. 1) От реки повеяло прохладой 2) Над рекой расстилался туман 3) Туристы с трудом преодолели подъем. (Ключ к тесту 1—2, 2—2, 3— 1) VII.Рефлексия. Итог урока. ­Какие цели мы ставили в начале урока? Задачи выполнили? ­ Какие глаголы называются безличными? ­Какие признаки этих глаголов вы запомнили?

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Урок русского языка "Безличные глаголы"

Урок русского языка "Безличные глаголы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018