Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Оценка 4.6

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
17.02.2017
Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Содержательный аспект урока: Данный урок «Буквы Е — И в корнях с чередованием» является 6 в теме «Чередующиеся гласные в корне». На изучение этой темы отводится 2 урока. Цель изучения раздела – сформировать умение правильно писать чередующиеся гласные в корне. Это одна из ключевых тем русского языка, т.к. изучение чередующихся гласных представляет одно из интереснейших явлений в методике преподавания русского языка. Интерес к данной теме заключается в том, что учащиеся сталкиваются с определенными трудностями, и моя задача в том, чтобы найти оптимальные решения данной проблемы, подобрать подходящие методики и средства обучения. Также я преследую цели формирования умений, необходимых при сдаче ГИА и ЕГЭ (орфографические нормы). Цель урока для учителя: сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием, учить графически обозначать орфограмму. Цель урока для учащихся: научиться находить слова с гласной в корнях с чередованием, правильно писать слова с гласной в корнях с чередованием, уметь графически обозначать орфограмму. Задачи урока для учителя: 1. Обеспечить усвоение знаний о правописании гласной в корнях с чередованием е-и. 2. Развитие коммуникативных умений обучающихся через работу в парах: договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль. 3. Развитие умения устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Задачи урока для учащихся: 1. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме 3. Применять приобретённые умения на практике и в жизни. Тип урока: урок открытия новых знаний.В классе 7 человек, у которых ведущий канал восприятия – правое полушарие, 2 человека с ведущим левым полушарием, остальные дети имеют смешанную стратегию мышления. Поэтому задания для работы дают возможность включения как правого, так и левого полушарий. (присутствует алгоритм – для левополушарных и творчество - для правополушарных). Практически у 40% детей этого класса визуальный тип восприятия окружающего мира. Принимая во внимание эти данные, на уроке использую опорные схемы, таблицы, презентацию. Подводящий диалог помогает определить цель урока для обеспечения разработки алгоритма действий по решению возникшего затруднения. Продуктивная работа позволяет осуществить деятельность по достижению поставленной цели. Диалог с обучающимися, фиксация уровня знаний и затруднений в листе самооценки позволяет организовать анализ деятельности учащихся на уроке. Домашнее задание Домашнее задание предполагает три уровня • Обязательный • Тренировочный • Творческий
Жилина М.В. Буквы Е-И в корнях с чередованием.docx
Учитель Жилина М.В. Класс: 5 «В» Предмет: русский язык Тема: Буквы Е — И в корнях с чередованием. Цель урока для учителя: сформировать представление о правописании гласной в  корнях с чередованием, учить графически обозначать орфограмму. Цель   урока   для   учащихся:  научиться   находить   слова  с   гласной   в   корнях   с чередованием, правильно писать  слова  с гласной в корнях с чередованием, уметь графически обозначать орфограмму. Задачи урока для учителя:  1.Обеспечить усвоение знаний  о правописании гласной в корнях с чередованием е­ и. 2.   Развитие   коммуникативных   умений   обучающихся   через     работу   в   парах: договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль. 3. Развитие умения устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.  Задачи урока для учащихся: • Уметь  преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать,  сравнивать, делать выводы. • Уметь осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме • Применять приобретённые умения на практике и в жизни. Тип урока: урок открытия новых знаний.  Оборудование:  презентация, учебники, рабочий лист, оценочные листы. Планируемые результаты:  Предметные Обучающиеся     научатся   находить   слова  с гласной   в   корнях   с   чередованием,   правильно писать  с   гласной   в   корнях   с чередованием,   смогут   графически   обозначать орфограмму. Метапредметные Умения   преобразовывать   информацию   из одной   формы   в   другую,   «развёртывать» информацию   из слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.   ключевых    слова Личностные Умения   понимать   значимость   решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными   ценностями   и   ситуациями, развитие   познавательных   интересов, учебных мотивов. Технологическая карта урока Основные этапы и время организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учителя Ценностна я нагрузка этапа урока На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие Создание учебно  познавательных  мотивов Актуализи ровать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания способы деятельности, ценностные отношения).   и Развитие словарного запаса. Познавательны е УУД  1. Извлекать  информацию из  словаря. Коммуникатив ные УУД  1. Владеть  монологической  речью;  адекватно  использовать  речевые  средства для  решения  коммуникативны х задач.           Скажите, Приветствие учащихся. ­Давным­давно в старинном   городе   жил Мастер,   окружённый   Самый учениками. способный   из   них однажды задумался: «А есть   ли   вопрос,   на который наш Мастер не смог   бы   дать   ответа?» Затем   пошёл   на цветущий   луг,   поймал самую красивую бабочку   и   спрятал   её ладонями. между Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: ­   какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он   крепко   держал бабочку   в   сомкнутых ладонях  и   был   готов   в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не   глядя   на   руки ученика,   Мастер ответил: ­ Всё в твоих руках! ­Сформулируйте мораль   данной   притчи. (Верь   в   себя   и   свои силы) ­Вы правы. Вера в себя –   это   старт   любого успеха.   Я   думаю,   что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным. ­Ребята, обратите внимание на доску. Что вы   видите   на   рисунке? (Деревья, растения) ­Все вы знаете, из каких частей состоят растения   и   деревья.   А какая   из   частей   самая главная?   С   чего начинается рост любого цветка, дерева, травы?  (С   корня,   корневой системы) ­­Что же общего между растениями и словами? (В   словах   главной частью   является   Именно   в корень. корне   заключено лексическое   значение слова) Оформление   рабочих листов. Задание 1. Прочитай слова, вставь пропущенные   буквы, обозначь орфограмму. Пол…жить,   пол…гать, к…снуться,   к…саться, р…стение, выр…стить,  ­Какие   орфограммы­ гласные   в   корнях   слов нам встретились?  (Чередующиеся гласные в корнях лаг­ лож, раст­ращ­рос.) ­ Вспоминаем правило о написании корней –лаг­ ­лож,   ­раст­,­ращ­,   ­рос (Отвечают на вопросы) алгоритмом ­Каким   пользовались,   когда вставляли пропущенные орфограммы?  (Вспоминают рассказывают правило). 1)Произнеси слово 2)Определи,   в   какой морфеме   находится пропущенная орфограмма 3)Примени правило 4)Обозначь орфограмму ­Оцените свою работу. Создание   проблемной ситуации. Задание 2. Прочитайте слова, вставьте   пропущенные буквы: и Действие целеполагания Обеспечить включение учащихся   в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. Развитие словарного запаса. Регулятивные  УУД 1.  Высказывать  предположения  на основе  наблюдений. 2.  Формулировать  тему (проблему)  урока. Соб..ру   –   соб..рать   , уд..ру   –   уд..рать   , зам..реть   –   зам..рать   , зап..реть   –   зап..рать, прот..реть – прот..рать ­Обозначьте корни слов. (произносят разные варианты ответов).   ­ С какой проблемой   столкнулись? вы   Почему?   гласные, и         устное   и (лист Сформулируйте,  исходя из проблемы  тему урока и цель.  Провожу   письменное самооценки) оценивание. Подумайте,   к   каким орфограммам мы можем   отнести   данные слова: безударные   проверяемые непроверяемые ударением, чередующиеся   гласные в корне?(К орфограмме «Чередую щиеся   гласные   е­и   в корне слова».) ­ Назовите тему нашего урока?  Буквы е — и в корнях с чередованием. Запись   в   рабочем листе ­ Как бы вы определили цели   нашего   урока? (Научиться   находить слова  с   гласной   в корнях с чередованием. Уметь графически   обозначать орфограмму. Правильно писать слова с   гласной   в   корнях   с чередованием.) Запись   в   рабочем Планирование и организация деятельности ФИЗКУЛЬТМИНУ ТКА ДЛЯ ГЛАЗ   Организова и ть направить деятельность обучающихся на   получение новых знаний. Осуществление  деятельности по  достижению  поставленной цели Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с   помощью которых были получены знания Умение определять основные шаги   своей деятельности . Регулятивные  УУД 1. Искать пути  решения  проблемы. 2. Работать  по  плану, сверяя  свои действия с  целью,  прогнозировать,  корректировать  свою  деятельность. 3. Осуществлять познавательную  и личностную  рефлексию. Ценность знания. Внимательно сть     по отношению   к другим. Познавательны е УУД  Анализировать,  сравнивать,  делать выводы,  устанавливать  закономерности.     выхода   форму листе. Проверка. ­Оцените свою работу. Определите   основные шаги     из затруднения. Определите работы. ­   Постарайтесь   найти закономерность в написании   букв е   –   и в корнях. (Побуждение к выдвижению   гипотез, принятие   и   проверка каждой гипотезы) Дети выдвигают гипотезы.   Проверяется каждая   гипотеза,   пока не появится верная.  (Если   после   корня есть   суффикс ­а­,   то нужно в корне писать букву и ,   а   если суффикса нет, то – е.) Учащиеся   проверяют   в учебнике. Гипотеза подтверждается. Проверка. ­Оцените свою работу. Задание 3. Составление алгоритма. ­ Ребята, как вы будете действовать,   чтобы   без ошибок   писать   слова   с этими корнями? Давайте   выработаем алгоритм наших действий. Алгоритм. • Выделить   в   слове корень,   поставить ударение, найти безударную гласную в корне. • Вспомнить   корни   с     чередованием.   • Проверить   наличие или отсутствие суффикса   ­а­   после корня. • Если   суффикс   ­а­ есть   после   корня, • пишется   буква   и,   а если нет – е. Графически выделить   условие выбора гласной   две   нескольких собой за   корнем Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить это правило. Жили­были подружки,. Симпатичные вполне, Две подружки­ побегушки, Буква И и буква Е. Корни глаголов Рады были их принять, Только   нужно   было знать, Как   в   них   встать   без лишних споров. Но   подружки   не ругались, Меж чередовались. Скажет буква Е едва: ­Здесь   суффикс –а­! И без лишней кутерьмы Примет корень букву И. Если   суффикс   где­то бродит, В   корне   место   Е находит. До   сих   пор   живут согласно Чередующиеся гласные. Если есть за корнем А, В   корне   будет   И. всегда. После объяснения правила,   вставляются согласные   в   корни   (к началу урока). Задание 4. Вставь   пропущенные буквы, обозначь орфограмму (используй алгоритм) I     вариант Соб…раешь   –   соб… – рёшь Прод…раешься прод…рёшься Выж…гал – выж…г II      вариант Зам…рает – зам…р Зап…рает – зап…р Прот…рал   –   прот… реть Проверка. ­Оцените свою работу. Задание 5. Прочитай   пословицы, найди с   изучаемой орфограммой,   обозначь её графически: • Мягко   стелет,   да слова   жёстко спать. •    Добрые умирают, да дела их живут. •         • Прежде   смерти   не умереть.  Собирай по ягодке – наберешь кузовок.   пословицы, Читают комментируют написание   гласной   в корне. ­Как   вы   понимаете смысл   4   пословицы? Как её можно связать с нашим уроком? (Учащиеся   объясняют смысл пословицы.) Проверка. ­Оцените свою работу. Задание 6. Вини   Пух   написал своему   другу   ослику ИА письмо. Оно лежит перед   вами.   Ваша задача   –   найти   в   нем нашей слова с орфограммой   и выделить   орфограмму. Потом   мы   проверим, сколько   слов   вы обнаружили.   Надеюсь, вы будете внимательными следопытами. Прочитай   письмо, с     её слова найди   изучаемой орфограммой, обозначь графически: Здравствуй, ослик ИА! Давно   собираюсь   к тебе. Запираю блестящим   ключиком   Густой свою   дверь. туман застилает тропинку.   Собираются клочки   тумана.   Но   вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают   маленькие огонёчки   в   каждой капельке росы. Блистательная картина! Винни Пух. Проверка. ­Оцените свою работу. Выполнение теста. Проверка. Подведение итогов ­ Какую   цель   вы ставили на уроке?  ­ Удалось ли достичь поставленной цели?  ­   Какие   получили результаты? Довольны   ли   вы ими?  ­ Что вызвало особые затруднения?  ­ Чему мы научились на уроке? ­   Какой   же   суффикс командует корнями с чередующимися  Е– И? ­Оцените свою работу. Домашнее задание: Выучи   правило   –   п.52, упр.596 или Найди   и   запиши   5 пословиц,   в   которых есть слова на изученную орфограмму. Ценность знания. Созидание . Познавательны е УУД  Преобразовыват ь информацию из одной формы в  другую (текст в  схему),  свёртывать  информацию до  ключевых слов. Регулятивные УУД: Соотносить цели и   результаты своей деятельности. Рефлексивно  оценочные действия Организова ть осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по   получению учебного продукта Приложение 1. Тест по теме «Буквы Е­И в корнях с чередованием»  В корнях с чередованием е­и пишется буква и: 1)если она находится под ударением 2) если она находится в безударном положении 3)если после корня стоит суффикс а 2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е? 1) расст...лать скатерть 2) разб...ру вещи 3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 1) бл...снуть на солнце 2) зат...рать пятно 4. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 1) отп...реть замок 2) бл...стала красотой 5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е? 1) ум...рающий лебедь 2) переб...рёт крупу 1­3 2­1 3­2 4­2 5­2 Лист оценивания       Ф.  И._________________________________________________ Приложение 2. баллы № 1 2 3 4 5 6 7 8   с   информацией   учебника   с   1­2 Прогностическое оценивание.  Я без ошибок написал все  слова (3 балла) Допустил 1 ошибку в словах (2 балл) Допустил  2 ошибки в словах (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Рефлексивное оценивание Тема,   которую   я   сформулировал,   совпала   с   темой урока (1 балл) Я не смог сформулировать тему урока (0 баллов) Рефлексивное оценивание Я смог сформулировать цель (1 балл) Я не смог сформулировать цель урока (0 баллов) Рефлексивное оценивание Я определил шаги действий  выхода из затруднения (1 балла) Я не понял, что надо делать(0 баллов) Рефлексивное оценивание Исследуем, делаем выводы. Мы провели исследование… выводы совпали с информацией учебника (3 балла) выводы   совпали   неточностями (2 балла) выводы совпали с информацией учебника с 3 ошибками (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) Рефлексивное оценивание.  Я   без   ошибок   написал   все     слова   с   чередующимися гласными (3 балла) Допустил   1   ошибку   в   словах   с   чередующимися гласными (2 балл) Допустил   гласными (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Рефлексивное оценивание Я выбрал из пословицы только слова  с чередующимися гласными и выделил графически  верно (3 балла) Я выбрал из пословицы только слова  с чередующимися гласными, но не выделил графически (2 балла) Я   выбрал   из   пословицы   слова     с   чередующимися гласными   с,   но   допустил   ошибки   и   не   выделил графически (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) Рефлексивное оценивание«Письмо Винни Пуха» Я без ошибок выполнил задание (3 балла)   2   ошибки   в   словах   с   чередующимися 9 Допустил 1 ошибку (2 балл) Допустил  2 ошибки (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Ретроспективное оценивание Тестовое задание.  Я  выполнил  тест верно (3 балла) Я выполнил  тест с 1­2 ошибками  (2 балла) Я выполнил  тест с 3­4  ошибками  (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) Итого 21 ­ 20 баллов  ­  уровень С19 ­ 16 баллов – уровень В       15 – 10  баллов ­ уровень А

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017